Решение Верховного Суда Республики Адыгея от 10 декабря 2020 г. N а-49/2020
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2021 г. N 66а-452/2021 настоящий документ отменен
Верховный Суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Мейстер В.М.,
при секретаре - помощнике судьи П.
с участием прокурора - Яриджанова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям об оспаривании в части нормативного правового акта установила:
административный истец обратился в Верховный суд Республики Адыгея с административным иском к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании недействующими с 01.01.2020 года пунктов 11598, 11599, 11629, 11630 приказа Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2019 года N 458 в части включения в Перечень объектов недвижимого имущества объектов - нежилых зданий с кадастровыми номерами N и N и нежилых помещений с кадастровыми номерами N; N; N; N, расположенных по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, строение 1 и строение 2, налоговая база в отношении которых определяется из кадастровой стоимости.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что является собственником объектов недвижимости: нежилого здания N, с нежилыми помещениями N и N, расположенного в <адрес>, л. <адрес>, <адрес>, помещения 1 и 2 и нежилого здания N, с нежилыми помещениями N и N, расположенного в <адрес>, л. <адрес>, <адрес>, строение 2, помещения 1 и 2.
Приказом административного ответчика N 458 от 30.12.2019 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется, как кадастровая стоимость на 2020 год.
В названный Перечень под порядковыми номерами 11598, 11599, 11629, 11630 включены объекты с кадастровыми номерами N; N; N; N; N; N.
Административный истец полагает, что указанные объекты капитального строительства включены в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, необоснованно, поскольку объекты не соответствуют критериям, изложенным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ.
В процессе подготовки административный истец уточнил заявленный административный иск и просил признать недействующими указанные ранее пункты приказа с 19.05.2020 года.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1-З. поддержал уточненные требования административного истца, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям - О. полагал административный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, спорные объекты обоснованно включены в Перечень, в том числе и на основании сведений, полученных от филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея", из которых следует, что спорные строения расположены на земельном участке с видом разрешенного использования "под зданием столовой". Здания имеют наименование "столовая". Изменение наименования зданий на "кондитерские цеха" и изменение сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N с "под зданием столовой" на "пищевая промышленность" 19.05.2020 года, не является основанием для исключения объектов из перечня, поскольку назначение зданий и помещений относилось ранее и относится в настоящее время к услугам общественного питания. Спорные объекты включены в Перечень в соответствии с нормами ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. Согласно Межгосударственного стандарта ГОСТ 303899-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания" термин "заготовительный цех (объект)" относится к предприятию общественного питания.
Представители заинтересованных лиц - администрации МО "Город Майкоп и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея в суд не явились.
Прокурор Яриджанов А.В. в судебном заседании полагал, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, так как сохранение спорных объектов в Перечне после 19.05.2020 года не соответствует требованиям закона.
Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2019 года N 458 в "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год", включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами N (строение), N (помещение), N (помещение), N (строение), N (помещение) N (помещение).
Названный Приказ принят Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям в пределах полномочий Комитета с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения их в действие. Приказ размещен на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru, 30.12.2019.
Из материалов дела следует, что 03.10.1996 года ИП ФИО1 по договору купли-продажи приобрела в собственность столовую лит. А - пекарню с подвалом, общей площадью 224,3 кв. м, расположенную на земельном участке мерою 1419 кв. м, находящуюся в <адрес>, по ул. <адрес>.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано 14.12.2010 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
На принадлежащем на праве собственности земельном участке ИП ФИО1 реконструировала здание столовой и построила новое, в результате чего на земельном участке появились: нежилое здание столовой общей площадью 398,3 кв. м и новое нежилое здание столовой общей площадью 420,6 кв. м.
Реконструированному зданию 19.11.2011 года присвоен кадастровый N. Назначение здания - нежилое, наименование - столовая.
Решением арбитражного суда Республики Адыгея от 05.12.2018 года за индивидуальным предпринимателем ФИО1 признано право собственности на нежилое здание столовой общей площадью 398,3 кв. м и нежилое здание столовой общей площадью 420,6 кв. м, расположенные на земельном участке площадью 1430 кв. м с кадастровым номером шоссе, 3-в, квартал П-1.
17.11.2018 года поставлено на кадастровый учет здание площадью 420,6 кв. м и присвоен кадастровый N. Назначение здания определено как нежилое, наименование - столовая.
27.03.2019 года поставлены на кадастровый учет помещения с кадастровыми номерами N и N, площадью соответственно 216 кв. м и 204,6 кв. м. Назначение помещений определено как нежилые помещения. По наименованию - данные отсутствуют.
28.03.2019 года административным истцом поставлены на кадастровый учет помещения площадью 352,3 кв. м и 46 кв. м, расположенные в здании с кадастровым номером N и им присвоены кадастровые номера N и N. Назначение помещений определено, как нежилые помещения, по наименованию помещений указано, что данные отсутствуют.
Сведения в ЕГРН о помещениях внесены на основании данных, содержащихся в технических планах, подготовленных 16.03.2019 года в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием двух помещений в здании площадью 398,3 кв. м и двух помещений в здании площадью 420,6 кв. м.
Из сообщения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" следует, что в уведомительном порядке были изменены в ЕГРН сведения по объектам с кадастровыми номерами N; N; N; N; N; N.
Так, сведения о наименовании объектов недвижимости (зданий) с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: Российская Федерация, Республика Адыгея, муниципальное образование городской округ "Город Майкоп", <адрес>, улица <адрес>, <адрес> "Столовая" на "Кондитерский цех" были изменены 27.03.2020 на основании заявлений о внесении сведений в ЕГРН по инициативе собственника объектов недвижимости от 19.03.2020 года.
Сведения о наименовании объектов недвижимости (помещений) N; N, расположенных в строении 1 N; N, расположенных в строении 2 также по заявлению собственника от 19.03.2020 года изменены 28.03.2020 года с "нежилые помещения" на "кондитерский цех".
Как следует из представленных в суд выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 26.03.2010 года и 27.03.2020 года, объекты недвижимости - здания и помещения с наименованием "кондитерский цех" с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N расположены на земельном участке с кадастровым номером N, который относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - пищевая промышленность.
Согласно выписке из ЕГРН от 19.05.2020 года (л.д. 17) ФИО1 имеет земельный участок с кадастровым номером N на праве собственности с 14.12.2010 года.
Согласно выпискам из ЕГРН (л.д. 12-16) помещения с кадастровыми номерами N, N находятся в собственности ФИО1 с 28.03.2019 года. Кадастровые номера помещениям присвоены 28.03.2019 года.
Согласно выпискам из ЕГРН от 27.03.2020 года (л.д. 20-23) помещения с кадастровыми номерами N, N находятся в собственности ФИО1 с 27.03.2019 года. Кадастровые номера присвоены 27.03.2019 года.
Согласно выпискам из ЕГРН от 27.03.2020 года в отношении зданий, кадастровый N присвоен 19.11.2011 года. Право собственности ФИО1 на спорное здание признано решением арбитражного суда.
Кадастровый N присвоен 17.11.2018 года. Право собственности на здание также признано решением арбитражного суда.
В соответствии со сведениями, представленными филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея на основании заявления собственника объектов о внесении сведений в ЕГРН от 19.03.2020 года были изменены:
27.03.2020 года сведения о наименовании объектов N (здание), N (здание) со "столовой" - на "кондитерский цех", а объектов N (помещение), N (помещение) с наименования "нежилое помещение" переведены в наименование "кондитерский цех" и 28.03.2020 года сведения о наименовании объектов N (помещение), N (помещение) из "нежилого помещения" переведены в наименование "кондитерский цех".
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором размещены спорные объекты недвижимости, также изменен с вида "под зданием столовой" на вид "пищевая промышленность" на основании заявления собственника объекта недвижимости от 07.05.2020 года. Измененные сведения о земельном участке внесены в ЕГРН 19.05.2020 года в соответствии со справкой о градостроительном регламенте Управления архитектуры и градостроительства администрации МО "Город Майкоп" Республики Адыгея (л.д. 59-62).
Таким образом, с 19.05.2020 года вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены спорные объекты недвижимости, не предполагает размещения на нем объектов общественного питания, что явилось одним из предусмотренных подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ оснований для включения объектов недвижимости в Перечень.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ).
В силу статьи 400 Налогового кодекса РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, которая в подпункте 6 пункта 1 в качестве такового называет иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового Кодекса РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого Кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 01.01.2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1).
Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ предписывает уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, то есть административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).
При этом федеральный законодатель указал критерии, при наличии которых нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого определяется как его кадастровая стоимость.
В статье 378.2 Налогового кодекса РФ указано, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового (подпункт 2 пункта 1).
Из материалов дела следует, что объекты с кадастровыми номерами N; N; N; N; N; N включены в Перечень на 2018 год как объекты общественного питания и на дату включения они соответствовали положениям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Однако в марте - мае 2020 года целевое назначение объектов и земельного участка, на котором расположены все спорные здания и помещения изменено, после чего ФИО1 обратилась в Комитет РА по имущественным отношениям с заявлением об исключении объектов из Перечня, но письмом от 17.07.2020 года ей было отказано в удовлетворении заявления.
В соответствии с п. 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ - отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
С учетом положений вышеназванной нормы отказ административного ответчика в исключении объектов недвижимости с кадастровыми номерами N; N; N; N; N; N из Перечня нельзя признать законным.
Согласно выпискам из ЕГРН все спорные объекты недвижимости имеют наименование "кондитерский цех", земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "пищевая промышленность".
Из справки управления архитектуры и градостроительства администрации МО "Город Майкоп" от 30.04.2020 года следует, что земельный участок с кадастровым номером N находится в зоне предприятий, производств и объектов 5 класса опасности СЗЗ-50 м. Зона П-5 предполагает в качестве вида разрешенного использования земельного участка, в частности, - "пищевая промышленность" с видом разрешенного использования объектов - промышленные объекты, объекты технического и технологического обеспечения предприятий.
В процессе проведения подготовки по делу определением суда от 19.10.2020 на административного ответчика возложена обязанность провести мероприятия по обследованию фактического использования объектов недвижимости.
Согласно актам обследования фактического использования всех объектов от 12.11.2020 года помещения с кадастровыми номерами N; N; N; N, расположенные в зданиях с кадастровыми номерами N; N, имеющие наименования "кондитерский цех" - определить фактическое использование этих помещений невозможно.
Из пояснений представителя административного истца следует, что все помещения находятся в стадии ремонта.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик данными, свидетельствующими об обоснованности после 19.05.2020 года оставления спорных объектов в Перечне, как объектов, относящихся к объектам "общественного питания", не располагал.
На налоговый период, с 19.05.2020 года два здания и четыре нежилых помещения подлежали исключению из Перечня. То есть административный иск подлежит удовлетворению.
Пункты 11598, 11599, 11629, 11630 приказа Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2019 года N 458 в части включения в Перечень объектов недвижимого имущества объектов - нежилых зданий с кадастровыми номерами N и N и нежилых помещений с кадастровыми номерами N; N; N; N, расположенных по адресу: <адрес>, ул. <адрес> строение 1 и строение 2, подлежат признанию недействующими с 19.05.2020 года.
Довод представителя административного ответчика о том, что "кондитерский цех" по межгосударственному стандарту ГОСТ 30389-2013 относится к услугам общественного питания, несостоятелен, поскольку в указанных стандартах употреблен термин "заготовительный цех".
При этом кондитерский цех и заготовительный цех не являются синонимами.
Кондитерский цех - это цех, производящий кондитерские изделия, то есть производство.
Из Письма Роспотребнадзора от 21.03.2016 N 09-5325-16-16 "О применении санитарных правил" следует, что при организации деятельности, связанной с производством оборотом хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, является обязательным соблюдение требований международного законодательства, в частности Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011 (далее - ТР ТС 021/2011).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 ТР ТС 021/2011 указанный Технический регламент устанавливает требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования.
То есть указанные процессы относятся к производству, к пищевой промышленности.
Руководствуясь статьей 215 КАС РФ, суд решил:
административный иск ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании недействующими с 19.05.2020 года пунктов 11598, 11599, 11629, 11630 приказа Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2019 года N 458 в части включения в Перечень объектов недвижимого имущества объектов - нежилых зданий с кадастровыми номерами N и N и нежилых помещений с кадастровыми номерами N; N; N; N, расположенных по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, строение 1 и строение 2, удовлетворить.
Признать пункты 11598, 11599, 11629, 11630 "Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определена как кадастровая стоимость", утвержденных Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2019 N 458, недействующими с 19.05.2020 года.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании - газете "Советская Адыгея" либо на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции (третий апелляционный суд общей юрисдикции, 354000, г. Сочи, ул. Советская, д. 26-а) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 17.12.2020.
Судья Верховного суда |
В.М. Мейстер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Адыгея от 10 декабря 2020 г. N 3а-49/2020
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2021 г. N 66а-452/2021 настоящий документ отменен