Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Думы ЗАТО Северск
от 25.03.2021 N 10/10
Правила
депутатской этики депутатов Думы ЗАТО Северск Томской области
1. Правила депутатской этики депутатов Думы ЗАТО Северск Томской области (далее - Правила этики) закрепляют основанные на общепризнанных нормах морали и нравственности основные правила поведения депутата Думы ЗАТО Северск Томской области (далее - Дума), обязательные для депутата при осуществлении им своей деятельности, как в рамках заседаний Думы, Совета Думы, комитета, комиссии Думы, фракции в Думе (далее - Заседание), так и вне их, а также меры воздействия на депутата за нарушение им Правил этики.
2. Депутат Думы (далее также - депутат) должен руководствоваться интересами ЗАТО Северск и его жителей, сочетая их соблюдение с интересами Российской Федерации и Томской области.
I. Общие положения
3. Депутат Думы обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Томской области, Устав городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области, Регламент Думы ЗАТО Северск Томской области, настоящие Правила этики и иные муниципальные правовые акты ЗАТО Северск.
4. Депутат должен соблюдать общепризнанные нормы морали и нравственности, поддерживать авторитет депутата Думы. Депутат не должен употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения и жесты, наносящие ущерб чести, достоинству и деловой репутации депутатов Думы и других лиц, деловой репутации Думы и иных органов местного самоуправления, органов государственной власти, государственных органов, общественных и иных организаций, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную, недостоверную информацию, призывать к незаконным и насильственным действиям, преследуемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Общие правила поведения депутата
5. Депутат Думы, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:
1) исполнять полномочия добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Думы;
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности Думы;
3) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий Думы, депутата Думы;
4) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
5) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению полномочий депутата Думы;
6) уведомлять Думу, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к депутату Думы каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
7) соблюдать установленные федеральными законами ограничения, запреты, исполнять обязанности, связанные со статусом депутата;
8) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
9) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
10) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении полномочий депутата, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации депутата или авторитету Думы;
11) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
12) не использовать статус депутата для оказания влияния на деятельность органов местного самоуправления ЗАТО Северск, органов государственной власти, государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан при решении вопросов, касающихся его лично и (или) лиц, состоящих с ним в близком родстве или свойстве;
13) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления ЗАТО Северск, их руководителей, если это не входит в полномочия депутата;
14) соблюдать установленные в Думе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
15) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе Думы, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;
16) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.
III. Правила этики, относящиеся к деятельности депутата на Заседаниях
6. Каждый депутат содействует созданию на Заседаниях атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки и делового сотрудничества. Депутат строит свою работу на принципах коллективного обсуждения и принятия решений в соответствии с компетенцией Думы, депутата Думы, уважения и терпимости к многообразию мнений, совместно с другими депутатами ищет способы преодоления разногласий.
7. Депутаты Думы должны уважительно обращаться друг к другу и ко всем лицам, присутствующим на Заседании. В общении не допускаются фамильярность и пренебрежительность. Отношение депутата к другим депутатам и иным лицам должно быть ровным, доброжелательным, корректным и толерантным.
Депутат не вправе требовать преимуществ для себя по сравнению с другими депутатами.
8. Депутат, выступая на Заседании, обязан соблюдать этические нормы, установленные Регламентом Думы ЗАТО Северск Томской области.
9. Не допускаются индивидуальные, коллективные действия депутатов, ведущие к произвольному прекращению Заседания, в том числе уход из зала заседаний в целях срыва Заседания.
IV. Правила депутатской этики, относящиеся к взаимоотношениям депутата с избирателями
10. Депутат обязан исполнять свои депутатские обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в интересах жителей ЗАТО Северск в целях обеспечения эффективной работы Думы и повышения ее авторитета.
11. Депутат Думы должен лично вести прием избирателей в соответствии с графиком приема. Депутат обязан объективно, всесторонне и своевременно отвечать на обращения избирателей, внимательно изучать поступившие от них предложения, заявления и жалобы.
12. Депутат должен предоставлять избирателям полную, объективную и достоверную информацию о своей деятельности, деятельности Думы, органов местного самоуправления ЗАТО Северск, отчитываться перед избирателями в порядке, установленном законодательством.
V. Этика публичных выступлений депутата
13. Депутат Думы вправе публично выступать со своим личным мнением, специально оговорив при этом, что это его личное мнение. При этом, депутат публично выступая, в том числе на Заседании, собрании, митинге, пресс-конференции, в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети, включая сеть "Интернет", должен использовать только достоверные, проверенные факты, не должен допускать публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
Депутат Думы не должен допускать действий по формированию общественного мнения с целью дискредитации других депутатов.
14. В случае умышленного или неосторожного употребления в публичных выступлениях недостоверных, непроверенных фактов либо заведомо ложных сведений, унижения чести и достоинства граждан, должностных лиц, организаций, органов, депутат должен публично признать некорректность своих высказываний и принести публичные извинения тем органам, организациям, лицам, чьи интересы, честь, достоинство были затронуты выступлением.
Принесение публичного извинения не освобождает депутата от ответственности в соответствии с действующим законодательством.
15. Депутат может выступать от имени Думы только в случаях, если он официально уполномочен выражать мнение Думы.
VI. Правила этики во взаимоотношениях депутата Думы с органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, гражданами
16. Депутат участвуя в Заседаниях, мероприятиях органов государственной власти, государственных органов, иных органов местного самоуправления ЗАТО Северск, общественных и иных организаций (далее - мероприятие) обязан соблюдать регламент (порядок проведения) соответствующего Заседания, мероприятия.
Взаимоотношения депутата с должностными лицами, представителями органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций, гражданами, строятся на основе взаимного доверия и уважения.
17. Депутат Думы не может использовать служебную информацию, полученную от должностных лиц органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления ЗАТО Северск в связи с осуществлением его полномочий, для приобретения личной выгоды для себя и (или) лиц, состоящих с ним в близком родстве или свойстве.
18. Депутат не вправе разглашать и использовать в целях, не связанных с депутатской деятельностью, сведения которые стали ему известны в связи с осуществлением депутатских полномочий, если эти сведения:
относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации к сведениям составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, информации ограниченного доступа;
касаются данных, подлежащих защите согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", сведений конфиденциального характера, сведений о частной жизни, личной и семейной тайне лица, которые были доверены депутату при условии их неразглашения;
касаются вопросов, рассмотренных на закрытых Заседаниях, мероприятиях.
19. Депутат может использовать официальные бланки депутата только для осуществления депутатских полномочий.
VII. Контроль за соблюдением Правил этики, порядок рассмотрения вопросов, связанных с нарушением Правил этики, и меры воздействия на депутата за их нарушение
20. Контроль за соблюдением настоящих Правил этики, а также предварительное рассмотрение вопросов, связанных с нарушением Правил этики, осуществляет комиссия Думы по депутатской этике (далее - Комиссия) на основании письменного обращения, предусмотренного пунктом 24 Правил этики. Порядок образования и упразднения, порядок деятельности Комиссии определяются приложением 2 к решению Думы ЗАТО Северск от 28.04.2016 N 13/10 "Об утверждении положений о постоянном комитете, временной комиссии Думы ЗАТО Северск" с учетом особенностей, установленных настоящим разделом Правил этики.
Организационное и методическое обеспечение работы Комиссии осуществляется аппаратом Думы.
21. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Томской области, Уставом городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области, Регламентом Думы ЗАТО Северск Томской области, решением Думы ЗАТО Северск от 28.04.2016 N 13/10 "Об утверждении положений о постоянном комитете, временной комиссии Думы ЗАТО Северск", настоящими Правилами этики, иными муниципальными правовыми актами ЗАТО Северск, а также общепринятыми нормами морали и нравственности.
22. Комиссия образуется Думой на срок ее полномочий и подотчетна Думе. Количественный, персональный состав Комиссии, ее председатель определяются решением Думы, принимаемым большинством голосов от установленного состава Думы.
23. В состав Комиссии с правом решающего голоса входят Председатель Думы, председатели постоянных комитетов Думы, руководители фракций в Думе.
В заседании Комиссии с правом совещательного голоса могут участвовать депутаты Думы, не избранные в состав Комиссии, руководитель аппарата Думы.
К работе Комиссии могут быть привлечены специалисты, эксперты, другие лица, компетентные в вопросах деятельности Комиссии.
24. Поводом для рассмотрения вопроса о несоблюдении депутатом Думы настоящих Правил этики является письменное обращение о нарушении депутатом Думы Правил этики (далее - Обращение) поступившее в Думу от Председателя Думы, председателя постоянного комитета Думы, депутата Думы (группы депутатов Думы), должностного лица органа местного самоуправления ЗАТО Северск, руководителя органа государственной власти, государственного органа, общественного объединения, организации, гражданина (группы граждан) (далее - Заявитель). Обращение рассматривается при условии, что оно содержит имя, фамилию, отчество (последнее - при наличии) Заявителя (Заявителей), его подпись, почтовый адрес, телефон, а также сведения о конкретном депутате и его действиях, которые явились основанием для подачи Обращения.
Допускается объединение нескольких Обращений о нарушении одним и тем же депутатом Думы настоящих Правил этики в один вопрос рассмотрения.
Комиссия не рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции избирательных комиссий, суда, прокуратуры, иных государственных органов.
25. Предварительное рассмотрение Обращения осуществляется Комиссией в срок не позднее 30 дней со дня его регистрации в Думе.
26. На заседание Комиссии приглашается депутат, в отношении которого поступило Обращение, Заявитель. Депутат, в отношении которого поступило Обращение, вправе представить в Комиссию мотивированный ответ в письменном виде, давать устные пояснения по существу информации указанной в Обращении.
Отсутствие без уважительных причин на заседании Комиссии лиц, указанных в настоящем пункте, не препятствует рассмотрению Обращения. К уважительным причинам относятся временная нетрудоспособность лица, нахождение его в командировке, иные причины, признанные уважительными большинством голосов депутатов, входящих в состав Комиссии.
27. Комиссия принимает решение о предварительном рассмотрении Обращения на закрытом заседании в очной форме. В закрытом заседании Комиссии участвуют лица, указанные в абзаце первом и втором пункта 23, пункте 26 настоящих Правил этики, иные лица (указанные в абзаце третьем пункта 23) допускаются на закрытое заседание Думы по решению Комиссии. Лица, участвующие в заседании Комиссии, не вправе разглашать сведения конфиденциального характера, доступ к которым ограничен федеральными законами, которые стали им известны в связи с участием в заседании Комиссии.
Заседание Комиссии созывается председателем Комиссии по мере необходимости. Председатель Комиссии (не менее чем за 2 рабочих дня до заседания Комиссии) уведомляет депутатов, входящих в состав Комиссии, приглашенных, о дате, времени, месте проведения и проекте повестки дня заседания Комиссии, а также направляет им Обращение и иные документы, подлежащие рассмотрению на заседании. Лица, указанные в абзаце втором пункта 23, уведомившие председателя Комиссии о намерении участвовать в заседании, обеспечиваются в день обращения документами, указанными в настоящем абзаце.
По итогам каждого заседания Комиссии составляется протокол, который хранится в аппарате Думы в течение срока полномочий Думы, образовавшей Комиссию, и по истечении указанного срока сдаются в архив в порядке, установленном действующим законодательством.
28. На заседании Комиссии по рассмотрению Обращения в голосовании не принимает участие депутат, входящий в состав Комиссии, в отношении которого Обращение поступило.
29. По итогам рассмотрения Обращения Комиссия может принять одно из следующих решений:
1) о нарушении депутатом Думы Правил этики и рекомендации Думе о применении меры (мер) воздействия в соответствии с пунктом 33 Правил этики;
2) об отсутствии в действиях депутата Думы нарушений Правил этики.
В случае равенства голосов при принятии Комиссией решения считается, что, по мнению Комиссии, в действиях депутата отсутствуют нарушения Правил этики.
Принятие Комиссией решения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 29 Правил этики, а также отзыв Обращения Заявителем (если в нем затрагиваются только интересы Заявителя), являются основанием для прекращения процедуры рассмотрения вопроса о нарушении депутатом Правил этики.
Депутат Думы освобождается от применения меры (мер) воздействия, если он принес публичные извинения до принятия Думой решения в соответствии с пунктом 33 Правил этики. Публичными считаются извинения, принесенные депутатом лично Заявителю в присутствии иных лиц, в том числе на Заседании, либо с использованием средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети, включая сеть "Интернет", в которых были размещены высказывания депутата Думы, не соответствующие Правилам этики.
30. Комиссия письменно сообщает о решении, предусмотренном пунктом 29 Правил этики Заявителю, депутату, в отношении которого поступило Обращение (в случае их отсутствия на заседании Комиссии) в срок не позднее 7 рабочих дней со дня принятия решения Комиссией.
31. В срок не позднее 7 рабочих дней со дня принятия Комиссией решения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 29 Правил этики, указанное решение направляется в Думу одновременно с проектом решения Думы "О применении к депутату Думы ЗАТО Северск меры (мер) воздействия за нарушение Правил депутатской этики", вносимым Комиссией в Думу в порядке, установленном решением Думы от 26.12.2013 N 48/15 "Об утверждении Порядка подготовки и оформления проектов решений, вносимых на рассмотрение Думы ЗАТО Северск".
32. Дума принимает на сессии Думы в очной форме решение "О применении к депутату Думы ЗАТО Северск меры (мер) воздействия за нарушение Правил депутатской этики" (далее - Решение Думы) в присутствии депутата, нарушившего Правила этики, и Заявителя. Отсутствие без уважительных причин на заседании Думы лиц, указанных в настоящем пункте, не препятствует принятию Решения Думы. К уважительным причинам относятся временная нетрудоспособность лица, нахождение его в командировке, иные причины, признанные уважительными большинством голосов от установленного состава Думы.
В случае необходимости сохранения государственной или иной охраняемой законом тайны, защиты персональных данных, сведений конфиденциального характера, обеспечения неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, Дума принимает решение о проведении закрытого заседания, в соответствии с положениями Регламента Думы ЗАТО Северск Томской области.
На заседании Думы заслушивается информация председателя Комиссии о предварительном рассмотрении Обращения Комиссией.
33. За нарушение Правил этики Дума вправе применить следующие меры воздействия в отношении депутата Думы:
1) указать депутату на недопустимость впредь нарушения Правил этики;
2) предложить депутату принести публичные извинения Заявителю или (и) Думе на Заседании либо через те средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть, включая сеть "Интернет", в которых были размещены высказывания депутата, несоответствующие Правилам этики;
3) лишить депутата права слова на Заседании сроком до 3 месяцев;
4) информировать избирателей через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть, включая сеть "Интернет", о фактах, связанных с нарушением депутатом Думы Правил этики;
5) направить материалы о нарушении депутатом Думы Правил этики в правоохранительные органы в случаях, если в действиях депутата Думы имеют место признаки правонарушения или преступления.
В отношении депутата, нарушившего Правила этики, Дума вправе принять решение о применении одной или нескольких мер воздействия, указанных в настоящем пункте.
Решение Думы принимается большинством голосов от установленного состава Думы, при этом депутат, нарушивший Правила этики, в голосовании не участвует.
34. Решение, содержащее предложение депутату о принесении публичного извинения, депутат обязан выполнить в срок, установленный в решении Думы, но не позднее 30 дней со дня вступления Решения Думы в силу.
Публичные извинения приносятся в словах и выражениях, исключающих их двусмысленное толкование. При отказе депутата принести публичные извинения Заявитель вправе обратиться в Думу с заявлением о применении в отношении депутата нарушившего Правила этики, иных мер воздействия, предусмотренных подпунктами 3, 4, 5 пункта 33 Правил этики. Указанное заявление рассматривается Думой на ближайшей сессии Думы. По результатам рассмотрения Думой заявления о применении в отношении депутата иных мер воздействия принимается решение о внесении изменений в ранее принятое Решение Думы.
Принесение публичного извинения не освобождает депутата Думы от ответственности в соответствии с действующим законодательством.
35. Дума письменно извещает Заявителя, депутата, нарушившего Правила этики (в случае их отсутствия на заседании по принятию Решения Думы), о принятом Решении Думы в течение 7 рабочих дней со дня его принятия.
36. Решение Думы может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.
37. Требования настоящих Правил этики распространяются также на лиц, имеющих статус помощника депутата Думы при осуществлении ими соответствующих полномочий.
Непринятие депутатом соответствующих мер к своему помощнику, нарушившему Правила этики при осуществлении своей деятельности, влечет применение к депутату мер воздействия, предусмотренных пунктом 33 настоящих Правил этики.
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы городского округа ЗАТО Северск Томской области от 25 марта 2021 г. N 10/10 "Об утверждении правил депутатской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.