Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Яльчикского района
от 12.04.2021 г. N 173
Положение
об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях Яльчикского района Чувашской Республики
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях Яльчикского района Чувашской Республики (далее - Положение) разработано и утверждено в целях реализации конституционного права граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории Яльчикского района Чувашской Республики.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24.07.1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Приказом Министерства просвещения РФ от 28.08.2020 года 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- Приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 года N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года N 28 "Об утверждении санитарных правил 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Законом Чувашской Республики от 30 июля 2013 г N 50 "Об образовании в Чувашской Республике";
- иными нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию предоставления дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования детей.
1.3. Непосредственную деятельность по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам на территории Яльчикского района осуществляют:
- муниципальные общеобразовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее по тексту - муниципальные общеобразовательные организации);
- муниципальные дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (далее по тексту - муниципальные дошкольные образовательные организации).
Перечень муниципальных общеобразовательных организаций и муниципальных дошкольных образовательных организаций приведен в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Положению соответственно.
1.4. Образовательные организации обеспечивают реализацию федеральных государственных образовательных стандартов с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).
1.5. В муниципальных общеобразовательных организациях и муниципальных дошкольных образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации. А также гарантируется выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
2. Организация предоставления дошкольного образования
2.1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2.2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
2.3. Дошкольное образование может быть получено как в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, так и вне муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в форме семейного образования.
2.4. Муниципальные дошкольные образовательные учреждения обеспечивают получение дошкольного образования, присмотр и уход за обучающимися в возрасте от двух месяцев (при наличии условий) до прекращения образовательных отношений.
2.5. Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной основной образовательной программе - образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
2.6. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
2.7. Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования. Требование к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
2.8. Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются муниципальными дошкольными образовательными организациями в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
2.9. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией обучающихся.
2.10. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях осуществляется в группах, которые могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Группы оздоровительной направленности могут создаваться для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий.
В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В муниципальных дошкольных образовательных организациях могут быть организованы также:
- группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от двух месяцев до трех лет;
- группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от двух месяцев до семи лет, где обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
2.11. В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы). Количество и соотношение возрастных групп детей в муниципальных дошкольных образовательных организациях определяется в соответствии с нормами СанПиН.
2.12. Режим работы муниципальных дошкольных образовательных учреждений - пятидневная рабочая неделя. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (12 часового пребывания); сокращенного дня (8-10,5-часового пребывания); кратковременного пребывания (от З до 5 часов в день).
2.13. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в образовательных учреждениях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
2.14. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2.15. В муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания муниципальных дошкольных образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2.16. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных учреждениях.
2.17. Перевод ребенка из одного муниципального дошкольного образовательного учреждения в другое осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) при наличии свободных мест.
2.18. За присмотр и уход за ребенком в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях устанавливается плата, взимаемая с родителей (законных представителей) (далее по тексту - родительская плата). Нормативным правовым актом органа местного самоуправления устанавливается:
- размер родительской платы;
- льготные категории граждан, для которых предусмотрены случаи снижения размера родительской платы.
2.19. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.
2.20. Предоставляется льгота по родительской плате за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях Яльчикского района, реализующих программы дошкольного образования для семей, имеющих пять и более несовершеннолетних детей - 30% на содержание одного ребенка в день.
2.21. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные организации, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 г. N 541, но не менее 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях на первого ребенка, не менее 50 процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей ежемесячно. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующем образовательном учреждении.
3. Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам
3.1. В муниципальных общеобразовательных организациях реализуются основные общеобразовательные программы следующих уровней общего образования:
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
3.2. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
3.3. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
3.4. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
3.5. Общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными и направлены на обеспечение дальнейшей непрерывности образования.
3.6. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.
Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
3.7. Общее образование может быть получено в муниципальных общеобразовательных организациях, а также вне организаций - в форме семейного образования и самообразования.
3.8. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
3.9. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе отдел образования администрации Яльчикского района (далее отдел образования).
3.10. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в муниципальных общеобразовательных организациях.
3.11. Обучающийся, получающий образование в форме семейного образования и самообразования, по решению родителей (законных представителей) с учетом его мнения вправе на любом этапе обучения продолжить образование в муниципальном общеобразовательном организации.
3.12. Формы обучения по общеобразовательным программам определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3.13. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
3.14. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
3.15. Общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются муниципальными общеобразовательными организациями.
3.16. Муниципальные общеобразовательные организация, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию общеобразовательным программам, разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
3.17. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся. Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности учащихся и формы их промежуточной аттестации.
3.18. Учебный год в муниципальных общеобразовательных организациях начинается сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы.
3.19. В процессе освоения общеобразовательных программ обучающимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются общеобразовательным организациями самостоятельно.
3.20. Наполняемость классов, в том числе классов компенсирующего обучения, должна соответствовать требованиям СанПиН.
3.21. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются муниципальными общеобразовательными организациями самостоятельно.
3.22. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной.
3.23. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в муниципальной общеобразовательной организации по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в муниципальной общеобразовательной организации по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
3.24. Обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).
Обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
3.25. Обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.
3.26. Обучающимся, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы основного общего и среднего общего образования и (или) отчисленным из муниципальной общеобразовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу.
3.27. Обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования и получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, по усмотрению их родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) могут быть оставлены на повторное обучение или получить основное общее образование в форме семейного образования с последующим прохождением государственной итоговой аттестации в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Решение о повторном обучении принимается обучающимся самостоятельно в случае признания его полностью дееспособным, в связи с вступлением в брак или работой по трудовому договору, в том числе по контракту, а также осуществлением предпринимательской деятельности.
3.28. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В муниципальных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.29. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать муниципальные общеобразовательные организация, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях. Порядок регламентации и оформления отношений муниципальной общеобразовательной организацией и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется образовательными организациями самостоятельно.
3.30. Для осуществления учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также для организованного приема граждан в муниципальные общеобразовательные организации постановлением администрации Яльчикского района закрепляются муниципальные общеобразовательные организации за конкретными территориями муниципального района.
3.31. В приеме в образовательное учреждение может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отказа в предоставлении места в муниципальной общеобразовательной организации по причине отсутствия свободных мест родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другое муниципальное общеобразовательную организацию обращаются в отдел образования администрации Яльчикского района. Отдел образования предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в других муниципальных общеобразовательных организациях. Информацию о наличии свободных мест можно узнать на официальных сайтах общеобразовательных организаций.
3.32. Получение начального общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей орган местного самоуправления вправе разрешить прием детей в муниципальную общеобразовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
3.33. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдела образования обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить муниципальную общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего муниципальную общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и отдел образования, не позднее чем в месячный срок принимают меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству. В случае отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из муниципальной общеобразовательной организации в качестве меры дисциплинарного взыскания отдел образования и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из общеобразовательной организации, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего образования.
3.34 Муниципальные общеобразовательные организации незамедлительно обязаны проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания в отдел образования администрации Яльчикского района. Отдел образования и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из образовательного учреждения, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.
4. Финансирование образовательных учреждений
4.1. Организация предоставления начального общего, основного общего и среднего общего образования детей финансируется за счет средств бюджета Яльчикского района.
4.2. Муниципальные общеобразовательные организации вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, добровольных пожертвований физических и (или) юридических лиц, а также за счет финансовых поступлений из иных источников, предусмотренных законодательством.
4.3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств местного бюджета.
4.4. Привлечение муниципальной общеобразовательной организацией дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов финансового обеспечения её деятельности за счет средств местного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.