Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Мценского района
от 23 марта 2021 г. N 166
Порядок
разработки, реализации, контроля за ходом исполнения и оценки эффективности муниципальных программ Мценского района
I. Основные понятия
1.1. Настоящий Порядок разработки, реализации, контроля за ходом исполнения и оценки эффективности муниципальных программ Мценского района (далее - порядок) определяет правила разработки, формирования, реализации, контроля за ходом исполнения и оценки эффективности муниципальных программ Мценского района (далее - программы).
1.2. Программой является система мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, ресурсам и инструментам муниципальной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых муниципальных функций достижение приоритетов и целей муниципальной политики в сфере социально-экономического развития Мценского района.
1.3. В целях решения вопросов местного значения и иных вопросов, определенных действующим законодательством, могут утверждаться муниципальные программы, программы развития, а также подпрограммы.
1.4. Подпрограмма - составная часть программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельной задачи программы. Требования к формированию, содержанию и реализации подпрограмм аналогичны требованиям к программе в целом. Разработка, согласование, реализация и управление осуществляется в рамках программы.
Деление программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках программы задач.
1.5. Муниципальная проблема (далее - проблема) - устойчивая ситуация, оказывающая негативное долгосрочное воздействие на общественно-политическую и (или) социально-экономическую ситуацию, сформировавшаяся на территории Мценского района, для изменения (преодоления) которой необходимы целенаправленные действия.
1.6. Программные документы - проекты программ и утвержденные программы.
1.7. Разработчики программ - структурные подразделения и органы специальной компетенции администрации Мценского района, а также группы структурных подразделений и органов специальной компетенции администрации Мценского района.
1.8. Участники программ - привлекаемые к разработке и реализации программ бюджетные учреждения, иные юридические и физические лица.
1.9. Рабочая группа по согласованию и оценке эффективности реализации программ (далее - рабочая группа).
1.10. Руководитель программы - руководитель структурного подразделения и органа специальной компетенции администрации Мценского района, наделяемый обязанностями и полномочиями для оперативного управления разработкой и реализацией программы.
1.11. Ответственный исполнитель программы - должностное лицо структурного подразделения или органа специальной компетенции администрации Мценского района (муниципальный заказчик), определяемое руководителем программы для реализации программных мероприятий по отдельным направлениям программы (подпрограммы).
1.12. Исполнители программы - организации, которые являются получателями бюджетных и внебюджетных средств и имеют законодательно подтвержденное право на выполнение соответствующих функций.
1.13. Целевой индикатор - количественный показатель эффективности реализации, отражающий степень достижения цели и задач программы.
1.14. Методическое руководство, координация работ по разработке программных документов и реализации программ осуществляется рабочей группой.
1.15. Разработка программ включает в себя следующие основные этапы:
а) разработка проекта программы;
б) согласование проекта программы;
в) утверждение программы;
г) оценка эффективности реализации целевой программы.
1.16. Формирование программ осуществляется исходя из следующих принципов:
а) формирование программ на основе целей социально-экономического развития и показателей (индикаторов) их достижения и учета положений стратегических документов, утвержденных на федеральном и региональном уровнях;
б) наиболее полный охват сфер социально-экономического развития;
в) установление измеримых (конечных и непосредственных) результатов их реализации;
г) интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, кредитных) мер для достижения целей программы;
д) определение структурного подразделения, ответственного за реализацию программы (достижение конечных результатов);
е) наличие у исполнителей программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей программы;
ж) проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации программ с возможностью их корректировки или досрочного прекращения.
II. Отбор проблем для программной разработки и принятие решения о разработке муниципальной программы
2.1. Отбор проблем для решения их программно-целевым методом определяется следующими факторами:
- значимость проблемы;
- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость муниципальной поддержки в ее решении;
- необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.
2.2. При обосновании необходимости решения проблем программными методами на районном уровне должны учитываться приоритеты и цели стратегии социально-экономического развития района, прогнозы развития районных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния района.
III. Требования к содержанию и оформлению программы
3.1. Программа должна включать в себя следующие разделы:
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
В разделе содержится развернутая постановка проблемы, обоснование решения проблемы в приоритетном порядке в данное время и целесообразность использования программно-целевого подхода при ее решении.
Раздел 2. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации.
Раздел содержит развернутые формулировки целей и задач программы. Цель программы формируется при анализе проблемной ситуации и направлена на ее полное или частичное решение. Задачи представляют собой относительно самостоятельные части программы (подпрограммы), включающие задания и мероприятия, направленные на реализацию цели программы.
В разделе также содержится обоснование сроков решения задач и описание основных этапов реализации программы.
Раздел 3. Система программных мероприятий, индикаторы оценки результатов реализации основных мероприятий.
Третий раздел программы должен содержать систему мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках, индикаторах оценки результатов каждого мероприятия. Программные мероприятия должны быть согласованы в соответствии с установленными сроками и ресурсами и обеспечивать решение задач программы.
Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.
Каждая задача программы должна быть развернута в систему программных мероприятий. Система программных мероприятий должна быть потенциально необходимой и достаточной для решения соответствующей задачи.
Формулировка мероприятия должна давать однозначное представление о содержании и масштабе планируемых в рамках мероприятий действий (спецификации планируемого к приобретению оборудования, мощности предполагаемых к вводу объектов и т.д.). Уровень детализации формулировки мероприятия определяется исходя из необходимости обеспечения возможности оценки стоимости осуществления мероприятий внешними организациями.
В качестве мероприятий программы не могут быть представлены мероприятия утвержденных либо планируемых к утверждению ведомственных и (или) целевых программ, а также мероприятия, регулярно осуществляемые в рамках предоставления муниципальных услуг. Одно мероприятие должно соответствовать только одной задаче программы. Мероприятия, которые способствуют решению нескольких задач, относятся к той задаче, в решение которой они вносят наибольший вклад.
Программные мероприятия должны соответствовать следующим признакам:
а) целевая направленность на кардинальное и долговременное изменение проблемной ситуации (или ее части);
б) ограниченность во времени, т.е. наличие изначально определенных сроков начала и окончания мероприятия, увязанных с достижением одной или нескольких задач программы;
в) фиксированная величина выделяемых ресурсов (финансовых, материально-технических, трудовых);
г) новизна и неповторяемость действий;
д) комплексный учет взаимосвязанных социальных, экономических, организационных, технических, технологических, экологических задач.
По каждому мероприятию устанавливаются:
а) сроки и этапы выполнения (реализации);
б) исполнитель (ответственный за выполнение);
в) объемы и источники финансирования;
г) ожидаемые результаты с распределением по годам, этапам реализации и в целом по программе.
Обоснование необходимости осуществления мероприятий должно содержать пояснение того, каким образом осуществление мероприятия будет способствовать решению задачи программы, социально-экономической проблемы.
Помимо этого для отдельных мероприятий может быть указана степень их связи с иными мероприятиями программы (для случаев, когда отказ от осуществления одного мероприятия влечет за собой невозможность и (или) нецелесообразность осуществления иных мероприятий программы).
Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения программы.
В разделе содержится обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Из общего объема ресурсов выделяются части, которые поступают из различных источников.
Раздел 5. Механизм реализации программы и координация программных мероприятий.
В разделе излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы.
Раздел 6. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
Разрабатывается организационно-функциональная структура управления процессом реализации программы, технология осуществления контроля.
Раздел 7. Оценка эффективности реализации программы.
Производятся расчеты экономической эффективности программы и (или) описание ожидаемых социальных, экологических и других эффектов, в полной мере отражающих полезность осуществления программы.
Раздел должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада программы в экономическое развитие района, а также оценку эффективности расходования средств районного бюджета.
3.2. Типовой макет программы представлен в приложении 1 к настоящему Порядку.
IV. Основание и этапы разработки программы
4.1. Разработка программ осуществляется на основании перечня программ, утверждаемого в составе программы развития Мценского района. Проект перечня муниципальных программ Мценского района формируется отделом по экономике и торговле администрации Мценского района совместно с финансовым отделом администрации Мценского района на основании положений федеральных законов, законов Орловской области, нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию муниципальных программ.
4.2. Проект программы подлежит обязательному согласованию с финансовым отделом администрации Мценского района, отделом по экономике и торговле администрации Мценского района, отделом по организационной работе администрации Мценского района и отделом финансового контроля администрации Мценского района.
В финансовый отдел администрации Мценского района направляется проект муниципальной программы для заключения о возможности бюджета Мценского района нести расходы в соответствии с заявленными объемами финансирования программы. В отдел по экономике и торговле администрации Мценского района представляется проект муниципальной программы, получивший положительное заключение финансового отдела администрации Мценского района, для заключения о соответствии проекта муниципальной программы требованиям, предъявляемым к разработке муниципальных программ и ее структуре. Финансовый отдел администрации Мценского района и отдел по экономике и торговле администрации Мценского района осуществляют согласование проекта муниципальной программы в течение не более 3 рабочих дней с момента поступления проекта муниципальной программы на рассмотрение.
4.3. При разработке муниципальной программы на очередной финансовый год в нее включаются объекты, на которые имеются проектно-сметная документация и заключение о проверке достоверности сметной стоимости в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Орловской области от 16.02.2010 N 48 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта, финансирование которых планируется осуществлять с привлечением средств бюджета Орловской области", за исключением объектов, не требующих проведения проверки достоверности сметной стоимости, в случае устранения аварийных ситуаций по соответствующему разделу муниципальной программы.
4.4. Ответственный исполнитель готовит предложения по включению объектов в муниципальную программу на очередной финансовый год, согласованные с курирующим заместителем главы администрации Мценского района, для направления на рассмотрение главе администрации Мценского района.
Предложения по включению объектов в муниципальную программу на 2022 год ответственный исполнитель направляет главе администрации Мценского района в срок до 10 апреля 2021 года, в последующие годы - до 1 апреля.
4.5. По согласованным объектам ответственный исполнитель обеспечивает разработку проектно-сметной документации в срок до 1 мая, получение заключения о проверке достоверности сметной стоимости - в срок до 1 июня.
V. Финансовое обеспечение реализации и освоение программ
5.1. Финансовое обеспечение реализации программ в части расходных обязательств Мценского района осуществляется за счет бюджетных ассигнований районного бюджета. Распределение средств районного бюджета на реализацию программ утверждается решением Мценского районного Совета народных депутатов об утверждении бюджета Мценского района на очередной финансовый год и плановый период.
5.2. Внесение изменений в муниципальные программы в части увеличения объемов финансирования осуществляется при наличии дополнительных источников финансирования.
5.3. Финансирование муниципальных программ осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в районном бюджете.
5.4. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ на очередной год и плановый период осуществляется в соответствии с порядком составления районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемым постановлением администрации Мценского района.
5.6. Расходование средств в рамках муниципальной программы производится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Расходование средств в соответствии со ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" возможно в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий или закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую тридцати тысяч рублей.
VI. Утверждение программ
6.1. Муниципальные программы утверждаются постановлением администрации Мценского района. Программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта районного бюджета на рассмотрение в первом чтении.
6.2. Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете не позднее одного месяца со дня вступления его в силу.
VII. Управление и контроль реализации программы, оценка эффективности
7.1. Текущее управление реализацией и реализация программ осуществляются в соответствии с планом реализации программы (далее - план реализации), содержащим перечень мероприятий программы с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников.
7.2. В процессе реализации программы ответственный исполнитель вправе принимать решения о внесении изменений в план мероприятий, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации, Орловской области, нормативно-правовыми актами Мценского района в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию программы в целом.
7.3. Внесение изменений в программу осуществляется путем внесения изменений в нормативный акт об утверждении программы.
7.4. Оценка эффективности осуществляется по годам и этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости и после ее реализации.
7.5. В этом же разделе должна быть использована система целевых индикаторов (показателей) по годам (представленная во втором разделе программы). Приведен перечень критериев, достижение (недостижение) которых является основанием для продолжения (прекращения) финансирования отдельных мероприятий или программы в целом.
7.6. Показатели могут быть распределены по следующим группам:
а) показатели ресурсов, использованных для достижения непосредственного результата;
б) показатели непосредственного результата;
в) показатели экономичности использования ресурсов;
г) показатели конечного результата.
7.7. Основными видами показателей, используемых для проведения мониторинга и оценки, являются показатели:
- непосредственных результатов деятельности;
- конечных результатов деятельности.
7.8. Наиболее значимым показателем при оценке результатов является показатель конечного результата, допускается использование показателей непосредственных результатов только при обосновании невозможности применения показателей конечных результатов.
7.9. В зависимости от предметной области программы к оценке ее эффективности предъявляются следующие требования:
7.9.1. Социальные программы:
- социальная эффективность программных мероприятий, в том числе:
- рост уровня обеспечения населения услугами в социальной сфере (образование, культура, физическая культура и спорт и др.);
- рост занятости и реальных доходов населения;
- улучшение жилищных и культурно-бытовых условий населения;
- восстановление, реконструкция архитектурных ансамблей и отдельных памятников.
7.9.2. Экономические программы:
- экономическая эффективность программы;
- бюджетная эффективность программы.
7.9.3. Природоохранные программы: экологическая эффективность, в том числе:
- сокращение выбросов загрязняющих веществ за период реализации программы;
- снижение общего количества загрязненных промышленных и бытовых стоков, отводимых в водоемы, за период реализации программы;
- увеличение пропускной способности модернизированных и новых коммунальных сооружений;
- увеличение площади рекультивации земель существующих полигонов, предназначенных для складирования промышленных и бытовых отходов;
- расширение площади зеленых насаждений.
7.10. Для каждого из ожидаемых измеримых результатов необходимо привести методику расчета соответствующих показателей. Если указывается эффективность реализации мероприятия, то необходимо указывать размер экономического эффекта с приведением методики расчетов.
7.11. Показатели экономической эффективности должны быть согласованы с показателями эффективности и результативности реализации мероприятий аналогичных федеральных и областных программ.
7.12. Целевые индикаторы и показатели программы должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей муниципальной программы, а также:
а) отражать специфику развития конкретной сферы, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация муниципальной программы;
б) иметь количественное значение;
в) непосредственно зависеть от решения основных задач и реализации государственной программы.
7.13. Оценка планируемой эффективности муниципальной программы проводится муниципальным заказчиком на этапе ее разработки и осуществляется в целях оценки планируемого вклада результатов муниципальной программы в социально-экономическое развитие Мценского района.
Оценка эффективности реализации программы (подпрограммы) осуществляется на основе оценки ее эффективности:
- выявление степени достижения целевых индикаторов муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году в сопоставлении с их плановыми значениями;
- выявление степени фактического достижения уровня затрат на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году в сопоставлении с их плановыми значениями;
- выявление степени исполнения плана мероприятий муниципальной программы (подпрограммы) проводится в сравнении фактических сроков реализации мероприятий плана с запланированными, а также сравнение фактически полученных результатов с ожидаемыми.
7.14. В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год по всем вышеуказанным направлениям ответственному исполнителю рекомендуется представлять аргументированное обоснование причин нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий:
а) отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых, а также изменения в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
б) значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;
в) возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию программы (подпрограммы) в отчетном году;
г) перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями программы (подпрограммы) в отчетном году;
д) исполнения плана по реализации программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков.
7.15. Отчет о ходе реализации и оценке эффективности программы (далее - отчет) подготавливается ответственным исполнителем в сроки и порядке согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
VIII. Полномочия ответственного исполнителя при разработке и реализации программ
Ответственный исполнитель:
а) формирует структуру программы, перечень мероприятий, обеспечивает разработку программы, ее согласование и внесение в установленном порядке на утверждение;
б) подготавливает проект нормативно-правового акта об утверждении программы;
в) организует реализацию программы, формирует предложения о внесении изменений и несет ответственность за достижение целевых индикаторов программы;
г) размещает муниципальный заказ на выполнение работ и услуг, а также поставку продукции по каждому программному мероприятию;
д) предоставляет по запросу отдела по экономике и торговле администрации Мценского района и финансового отдела администрации Мценского района сведения о ходе реализации программы;
е) проводит оценку эффективности реализации программы;
ж) подготавливает годовой отчет и представляет его в отдел по экономике и торговле администрации Мценского района и финансовый отдел администрации Мценского района.
IX. Подготовка годовых отчетов и докладов о ходе реализации и оценке эффективности программы
9.1. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности программы (далее также - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем и представляется в отдел по экономике и торговле администрации Мценского района и финансовый отдел администрации Мценского района в сроки, установленные п. 7.15 настоящего порядка.
9.2. Годовой отчет должен иметь следующую структуру:
а) информацию об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в программу за отчетный период;
б) конкретные результаты реализации программы, достигнутые за отчетный период;
в) результаты реализации основных мероприятий программы и основных мероприятий в разрезе подпрограмм муниципальной программы;
г) результаты использования бюджетных ассигнований и иных средств на реализацию мероприятий программы;
д) результаты оценки эффективности программы, проведенной ответственным исполнителем;
е) предложения по дальнейшей реализации программы.
9.3. Описание результатов реализации мероприятий подпрограмм, реализация которых предусмотрена в отчетном году, включает:
- описание результатов реализации наиболее значимых мероприятий программ в отчетном году;
- перечень нереализованных или реализованных частично мероприятий программ (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году) с указанием причин их реализации не в полном объеме;
- анализ факторов, повлиявших на их реализацию;
- анализ влияния последствий нереализации основных мероприятий программ на реализацию программы в целом.
9.4. При представлении сведений об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на реализацию мероприятий программы необходимо приложить данные о кассовых расходах бюджетных средств, а также целевых внебюджетных фондов.
9.5. Информация об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в программу, должна содержать перечень изменений, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, их обоснование и реквизиты соответствующих нормативных правовых актов.
9.6. Доклад о ходе реализации программы готовится ответственным исполнителем в сроки, установленные п. 7.15 настоящего порядка, должен иметь следующую структуру:
- результаты реализации муниципальной программы, достигнутые за отчетный период;
- использование бюджетных ассигнований и иных средств на реализацию мероприятий программы за отчетный период;
- предложения по дальнейшей реализации программы.
<< Назад |
Приложение 1. >> Типовой макет программы |
|
Содержание Постановление Администрации Мценского района Орловской области от 23 марта 2021 г. N 166/1 "Об утверждении Порядка разработки,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.