Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы
Калачинского муниципального района
Омской области
от 19.04.2021 N 51-п
Положение
о системе оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области и порядке организации оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о системе оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области и порядке организации оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время (далее - Положение) разработано в соответствии с требованиями федеральных законов "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", постановления Правительства Омской области "О региональной системе оповещения населения Омской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера в мирное и военное время", Устава Калачинского муниципального района Омской области и определяет назначение, задачи и требования к системе оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
2. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
3. Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны Калачинского муниципального района Омской области и районного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области (далее - РЗ ТП РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
Система оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области включается в систему управления гражданской обороной Омской области (далее - ГО) и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области (далее - ТП РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
4. Система оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области предназначена для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РЗ ТП РСЧС и населения Калачинского муниципального района Омской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
5. Границами зоны действия системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области являются административные границы Калачинского муниципального района Омской области.
6. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области является составной частью комплекса мероприятий, проводимых Администрацией Калачинского муниципального района Омской области по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
II. Назначение, основные задачи системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области
1. Основной задачей системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время (далее - система оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области) является доведение сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава гражданской обороны Калачинского муниципального района Омской области и РЗ ТП РСЧС;
- сил ГО и РСЧС Калачинского муниципального района Омской области;
- дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий;
- населения, проживающего на территории Калачинского муниципального района Омской области.
III. Порядок задействования системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области
1. Задействование по предназначению системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области планируется и осуществляется в соответствии с настоящим положением, планом гражданской обороны и защиты населения Калачинского муниципального района Омской области и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калачинского муниципального района Омской области.
2. Для оповещения и информирования руководящего состава и населения Калачинского муниципального района Омской области задействуются:
1) силы (личный состав):
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Калачинского муниципального района Омской области;
- учреждений, организаций и предприятий в соответствии с возложенными на них обязанностями по организации оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области;
- единой дежурно-диспетчерской службы Калачинского муниципального района Омской области (далее - ЕДДС Калачинского муниципального района Омской области);
- органов местного самоуправления Калачинского муниципального района Омской области;
2) средства (оборудование):
- региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - РАСЦО) на базе аппаратуры 5ф88, П-164 и П-166;
- муниципальная автоматизированная система оповещения на базе аппаратуры П-166М и аппаратуры "Рупор";
- ведомственные радиоузлы;
- ведомственные системы радиосвязи;
- локальные системы оповещения;
- подвижные звуковещательные станции с громкоговорящими установками;
- уличные районные и ведомственные громкоговорители и радиотрансляционные приемники с централизованным и местным запуском, устройства местной громкоговорящей связи;
- посыльные (пешие и на транспорте);
- электросирены;
- терминалы Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
3. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РЗ ТП РСЧС, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до соответствующих руководителей, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и РСЧС соответствующего уровня.
4. Оповещение руководящего состава и населения Калачинского муниципального района Омской области в мирное и военное время осуществляется на основании решения:
1) Правительства Омской области - при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
2) Главы Калачинского муниципального района Омской области - при чрезвычайных ситуациях муниципального характера.
5. Общее руководство организацией оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области осуществляют:
- на территории Калачинского муниципального района Омской области - Глава Калачинского муниципального района Омской области;
- на территориях сельских поселений Калачинского муниципального района Омской области - главы сельских поселений Калачинского муниципального района Омской области;
- в учреждениях, организациях и на предприятиях - руководители учреждений, организаций и предприятий.
Оповещение о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени организуется в соответствии с планами оповещения, разработанными в Администрации Калачинского муниципального района Омской области, организациях, учреждениях и на предприятиях Калачинского муниципального района Омской области, и другими нормативными документами.
6. Непосредственное оповещение осуществляют:
1) руководящего состава Калачинского муниципального района Омской области, руководителей спасательных служб гражданской обороны Калачинского муниципального района Омской области, членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Калачинского муниципального района Омской области, членов эвакоприемной комиссии Администрации Калачинского муниципального района Омской области, членов комиссии по поддержанию устойчивого функционирования организаций Калачинского муниципального района Омской области - оперативный дежурный ЕДДС Калачинского муниципального района Омской области по указанию Главы Калачинского муниципального района Омской области с использованием находящихся в распоряжении ЕДДС Калачинского муниципального района Омской области систем связи и оповещения.
Для осуществления оповещения разрабатываются списки и схемы оповещения, которые подписываются и утверждаются должностными лицами в соответствии с имеющимися полномочиями;
2) населения Калачинского муниципального района Омской области:
- оперативный дежурный пункта управления руководителя гражданской обороны Омской области, с использованием действующих на территории Калачинского муниципального района Омской области, систем связи и оповещения через дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области, дежурные службы организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемых к оповещению населения Омской области;
- оперативный дежурный ЕДДС Калачинского муниципального района Омской области по указанию Главы Калачинского муниципального района Омской области с использованием, находящихся в распоряжении ЕДДС Калачинского муниципального района Омской области систем связи и оповещения, через дежурные (дежурно-диспетчерские) службы учреждений, организаций и предприятий Калачинского муниципального района Омской области, управляющих компаний, а также через оперативного дежурного пункта управления руководителя гражданской обороны Омской области;
- главы сельских поселений Калачинского муниципального района Омской области по указанию Главы Калачинского муниципального района Омской области с использованием, находящихся в их распоряжении, средств оповещения, а также при помощи по дворового обхода и иными возможными способами.
7. Разработка текстов речевых сообщений для оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляется ЕДДС Калачинского муниципального района Омской области совместно с отделом по делам МП, ГО и ЧС Администрации Калачинского муниципального района Омской области.
8. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования система оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) система оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
- уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Основной режим функционирования системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области - автоматизированный.
Приоритетный режим функционирования определяется настоящим положением, планом гражданской обороны и защиты населения Калачинского муниципального района Омской области и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калачинского муниципального района Омской области.
9. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут.
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест ЕДДС Калачинского муниципального района Омской области.
10. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
11. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) Калачинского муниципального района Омской области.
12. Порядок действий дежурных ЕДДС Калачинского муниципального района Омской области и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Омской области, Администрацией Калачинского муниципального района Омской области.
13. Администрация Калачинского муниципального района Омской области, а также постоянно действующие органы управления РСЧС, органы повседневного управления РСЧС, проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области
1. Поддержание в готовности системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области организуется и осуществляется Администрацией Калачинского муниципального района Омской области.
2. Готовность системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области достигается:
- наличием актуализированных правовых актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области;
- наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области и технических средств оповещения;
- готовностью редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
- регулярным проведением проверок готовности системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области;
- своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области;
- наличием и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения, соответствии с законодательством Российской Федерации;
- своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области.
3. С целью контроля поддержания в готовности системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области организуются и проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности к задействованию системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки готовности системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РЗ ТП РСЧС и органов повседневного управления РЗ ТП РСЧС муниципального уровня, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС и ОПБ Калачинского муниципального района Омской области могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области.
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения и действующего законодательства соответственно.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области, определяемая в соответствии с действующим законодательством, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области проводятся без включения оконечных средств оповещения службами органов повседневного управления РЗ ТП РСЧС, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
4. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования резервов технических средств оповещения (стационарных и мобильных) устанавливаются Администрацией Калачинского муниципального района Омской области.
5. Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения и информирование населения Калачинского муниципального района Омской области осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области.
6. Финансирование мероприятий по поддержанию в готовности и совершенствованию системы оповещения и информирования населения Калачинского муниципального района Омской области осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.