Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
приказом Управления по охране
окружающей среды и природным ресурсам
Республики Адыгея
от 22.04.2021 N 74-к
Методика
исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды
I. Назначение и область применения
1. Настоящая Методика предназначена для исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды.
2. Настоящей Методикой учитывается причинение вреда в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II, III категорий, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, превышающих:
для объектов I категории - технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), установленные комплексным экологическим разрешением;
для объектов II категории, для которых при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям может быть получено комплексное экологическое разрешение, - технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), установленные комплексным экологическим разрешением;
для объектов II категории, не указанных в абзаце третьем настоящего пункта, - нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду (далее - декларация) 1;
для объектов III категории - нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), превышающие нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в отчёте об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - отчёт) 2.
3. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, получивших до 1 января 2019 года разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, с 1 января 2019 года получивших или переоформивших разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, до получения комплексных экологических разрешений, предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух признаются соответственно нормативами допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, технологическими нормативами 3.
4. Настоящая Методика распространяется на следующие случаи исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды:
в период отсутствия неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ);
в период действия НМУ, когда юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора 4.
5. Настоящая Методика не распространяется на случаи исчисления размера вреда, причиненного состоянию атмосферного воздуха выбросами радиоактивных веществ.
6. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, взимаемой в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2016, N 1, ст. 24), не освобождает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, от возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды.
7. Настоящая Методика не применяется при исчислении размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды до ее принятия.
II. Исчисление размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, с учетом категорирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
8. Исчисление размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды в результате превышения установленных комплексным экологическим разрешением технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), и нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в декларации, отчёте, в период отсутствия НМУ, осуществляется по формуле (1):
(1),
где:
- размер вреда, причиненный атмосферному воздуху как компоненту природной среды в результате превышения установленных комплексным экологическим разрешением технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), и нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в декларации, отчёте, в период отсутствия НМУ, руб.;
- масса выброса i-ого загрязняющего вещества в атмосферный воздух, тонн.
Определяется в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики;
- такса для исчисления размера вреда при выбросе i-ого загрязняющего вещества в атмосферный воздух, в руб. за тонну. Определяется по таблице согласно приложению к настоящей Методике.
- коэффициент особой охраны. Для территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, об охране озера Байкал, а также водным и лесным законодательством, принимается равным 2. Для иных территорий и объектов коэффициент принимается равный 1;
- коэффициент, учитывающий фактическое изменение потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации. Определяется как произведение коэффициентов, рассчитанных на основе индексов потребительских цен на все товары и услуги по Российской Федерации (месяц в процентах к предыдущему месяцу), публикуемых Федеральной службой государственной статистики на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за период с месяца, в котором утверждена настоящая Методика, до месяца, в котором начислен размер вреда в соответствии с настоящей Методикой. Для перевода индексов потребительских цен на товары и услуги в коэффициенты, их значение за каждый период, приведенное в процентах, делится на 100;
- загрязняющее вещество, по которому исчисляется размер вреда;
- количество наименований загрязняющих веществ, по которым исчисляется размер вреда.
9. Исчисление размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды в результате превышения установленных комплексным экологическим разрешением технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), и нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в декларации, отчёте, в период действия ЕМУ, осуществляется по формуле (2):
(2),
где:
- размер вреда, причиненный атмосферному воздуху как компоненту природной среды в результате превышения установленных комплексным экологическим разрешением технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), и нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в декларации, отчёте, в период действия НМУ, руб.;
- масса выброса i-го загрязняющего вещества, тонн. Определяется в соответствии с пунктом 11 настоящей Методики;
- коэффициент, учитывающий формирование повышенных уровней
загрязнения атмосферного воздуха в период действия НМУ. Значения принимаются равными для источников с эффективной высотой выбросов:
более 100 м -1;
от 51 до 100 м включительно - 1,5;
от 31 до 50 м включительно - 2,5;
от 11 до 30 м включительно - 2,8;
менее 11 м - 3,5.
10. Масса выброса i-го загрязняющего вещества, учитываемая при исчислении размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, в период отсутствия НМУ, осуществляется по формуле (3):
(3),
где:
- фактическая величина i-го выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, установленная в ходе государственного экологического надзора, г/сек;
- .величина норматива допустимого выброса i-го загрязняющего вещества (высокотоксичного вещества, вещества, обладающего канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности) в атмосферный воздух, технологического норматива, установленная комплексным экологическим разрешением, а также величина норматива допустимого выброса i-гo загрязняющего вещества в атмосферный воздух, указанная в декларации, отчёте, г/сек;
- продолжительность выброса i-го загрязняющего вещества свыше установленного норматива допустимого выброса загрязняющих веществ (высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности) в атмосферный воздух, технологического норматива, указанного в комплексном экологическом разрешении, а также свыше норматива допустимого выброса, указанного в декларации, отчёте, с момента обнаружения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II, III категорий, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического надзора, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух и до его прекращения, часы;
0,0036 - коэффициент пересчета граммов в тонны и секунд в часы.
11. Масса выброса i-гo загрязняющего вещества в атмосферный воздух, учитываемая при расчете вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, в период действия НМУ, осуществляется по формуле (4):
(4),
где:
- масса выброса i-го загрязняющего вещества в атмосферный воздух, сниженного в соответствии с планом мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух 5, реализуемых в периоды НМУ, г/сек;
- длительность периода действия НМУ, часы.
В случае отсутствия плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, реализуемых в периоды НМУ, определяется как разница нормативной величины массы выброса i-го загрязняющего вещества в атмосферный воздух и размера величины данного выброса, снижение которого необходимо в зависимости от режима объявленного НМУ (1, 2 или 3 режим) на 20, 40 и 60 процентов в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 N 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий" (зарегистрирован Минюстом России 24.12.2019, регистрационный N 56960).
12. При проведении расчетов, при обозначении массы числовые значения округляются в большую сторону после шестой значимой цифры после запятой, а остальные значения показателей с округлением до целого числа в соответствии с действующим порядком округления.
------------------------------
1 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2018 N 509 "Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью" (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный N 52926), с изменениями, внесенными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.06.2020 N 383 (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2020, регистрационный N 61225).
2 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.06.2018 N 261 "Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" (зарегистрирован Минюстом России 31.08.2018, регистрационный N 52042), с изменениями, внесенными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.06.2020 N 383 (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2020, регистрационный N 61225).
3 Части 1 и 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4220; 2018, N 53, ст. 8422; 2019, N 30, ст. 4097).
4 Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2222; 2019, N 30, ст. 4097).
5 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.11.2019 N 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий" (зарегистрирован Минюстом России 24.12.2019, регистрационный N 56960).
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.