Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Приоритеты и цели государственной политики Нижнетавдинского муниципального района в сфере образования
Достижение целей и задач муниципальной политики в сфере образования осуществляется в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 25.05.2009 N 652-рп, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (План мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года), государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", национальным проектом "Образование", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 N 10 и государственной программой Тюменской области "Развитие образования и науки" утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 479-п.
Цель программы соответствует задачам "Обеспечение доступности, качества и многообразия услуг образования, культуры для населения района", "Создание условий для развития детей дошкольного возраста", приоритета "Повышение уровня и качества жизни населения" Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Нижнетавдинского района.
Достижение результатов нового качества образования (Цель 1 программы) осуществляется через реализацию прав детей на получение общедоступного и качественного общего образования на основе модернизации образовательной практики в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и обеспечением социальных функций системы образования.
Обеспечение доступности и качества услуг невозможно без создания и развития соответствующей образовательной инфраструктуры и кадрового потенциала системы образования (Цель 2 программы).
Реализация мероприятий Программы направлена на достижение целей:
1. Достижение результатов нового качества образования;
2. Эффективное использование образовательной инфраструктуры.
Для достижения указанных целей необходимо решение задач:
1.1. Реализация прав детей на получение общедоступного и качественного общего образования на основе модернизации образовательной практики в соответствии с федеральными государственными требованиями и образовательными стандартами;
1.2. Реализация социальных функций системы образования;
2.1. Совершенствование кадрового потенциала образовательных учреждений;
2.2. Развитие современной комплексной инфраструктуры системы образования.
Комплекс программных мероприятий запланирован к реализации в 2021 - 2023 годах.
В связи с реализацией в рамках программы ежегодно повторяющегося перечня мероприятий, направленных на достижение результатов нового качества образования и развития образовательной инфраструктуры на протяжении всего периода реализации программы, выделение отельных этапов реализации программы не предусмотрено.
Развитие системы образования основывается на государственных и на региональных актах, определяющих правовые, организационные и экономические основы образования, а также стратегические направления реформирования и концепции развития образовательных учреждений:
Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством Российской Федерации от 28 мая 2014 года N 3241п-П8;
План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в сфере образования Тюменской области, направленные на повышение эффективности и качества услуг, утвержденный распоряжением Правительства Тюменской области.
При любом сценарии социально-экономического и политического развития общества главным залогом его конкурентоспособности и прогрессивности является качество человеческого капитала. Это позволяет рассматривать образование как потенциальный локомотив развития социальной сферы, одну из приоритетных точек социально-экономического роста района, области.
В целях достижения целей муниципальной программы "Основные направления развития образования в Нижнетавдинском муниципальном районе" реализуются общесистемные задачи, призванные обеспечить эффективность и качество образования:
- планомерный переход на федеральные государственные образовательные стандарты,
- профессиональный рост педагогических работников и руководящих кадров.
Однако, не менее важным является решение актуальных вопросов на планируемый перспективный период развития муниципальной системы образования:
обеспечение доступности дошкольного образования для детей раннего возраста (до 3-х лет);
поступательное развитие системы поддержки талантливых детей и молодежи;
внедрение инклюзивного образования;
качественная реализация программ воспитания и социализации обучающихся как обязательной части примерной образовательной программы и достижение метапредметных и личностных результатов образования;
развитие механизмов общественной открытости, возможностей участия общественности в управлении образованием и расширение спектра электронных сервисов и услуг;
повышение профессионального уровня педагогических работников, реализующих в массовой практике интенсивные технологии обучения и развития детей и молодёжи;
вовлечение образовательных учреждений всех уровней в программы профессиональной ориентации обучающихся;
развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей.
В рамках вышеназванных общесистемных целей и задач осуществляется поиск и нарабатывается опыт развития эффективных механизмов и инструментов организационной и педагогической практики. Обозначено содержание приоритетных (инвариантных) подходов к трём ведущим аспектам организации образовательной деятельности:
- организация образовательной среды (образовательного пространства в стенах учреждения и за его пределами),
- выбор и использование в штатном режиме всеми педагогами продуктивных педагогических методов, техник и технологий,
- реализация эффективных механизмов управления как в части организации образовательного процесса, так и в части непрерывного методического сопровождения работы педагогов.
Выбор конкретных мер, элементов, способов воздействия осуществляется самостоятельно каждым образовательным учреждением, исходя из сложившихся условий и задач, которые необходимо решить педагогическим коллективам для достижения общей цели. Это позволяет избежать искусственной унификации, не обезличивает учреждения и их коллективы, не противоречит их разнообразию и опыту, напротив, стимулирует инициативу, продуктивное творчество и усиливает меру ответственности за конечный результат.
Ключевые позиции содержания заключаются в следующем:
1) Оформление и организация образовательного пространства.
- общие характеристики:
актуальность всех элементов образовательной среды (информативность, регулярное обновление, применение "здесь и сейчас", активное использование цифровых образовательных ресурсов),
открытость (доступность в использовании и создании всеми участниками образовательного процесса),
мобильность (легко и быстро изменяется, трансформируется под конкретные нужды учебно-воспитательного процесса),
оптимальность (целесообразность, имеет творческий потенциал, малозатратность, сдержанность (неисбыточность) в наполнении содержанием),
безопасность (психологическая комфортность, соответствие возрастным требованиям, нормам, содействие здоровьесбережению).
- ключевые аспекты/объекты преобразования образовательной среды:
зонирование и оформление пространства урочной и внеурочной деятельности (кабинеты, зоны отдыха, библиотеки, столовые, спортивные залы и площадки, санузлы),
режим деятельности (регламент времени, место проведения занятий с учётом климата, характер досуговых мероприятий),
корпоративная культура (внешний вид окружающего пространства и участников образовательного процесса, традиции, стиль).
2) Инвариант педагогических методов, техник и технологий.
- общие характеристики:
минимизация фронтально-лекционных форм работы (с учётом мобильного изменения "геометрии" учебных кабинетов, активное использование пространства вне аудиторий),
командно-групповые техники обучения, "вынуждающие" (мотивирующие) детей работать вместе и максимально вкладываться в достижение результата каждому, по мере способностей,
целесообразные и психологически комфортные методы (ориентированные на достижение ясной цели, развитие конкретных компетенций в соответствующие периоды обучения, учитывающие психофизиологические особенности детей, то есть способы и темп восприятия, состояние здоровья, возраст),
продуктивно-деятельные (проектные) технологии (постоянно сменяемые виды деятельности с учётом особенностей детей, создающие конкретный образовательный продукт, измеримый результат работы, а также позволяющие реализовывать воспитательные возможности при решении образовательных задач, формировать "культуру переживания"),
стимулирующие развитие интереса приёмы (интерактивные, доступные, игровые, повышающие двигательную активность и социализацию, ориентированные на собственный опыт ребёнка, на задачи "из жизни"),
организация способов деятельности детей, позволяющих проявить самостоятельность и творчество (конкурсный состязательный характер внеурочных занятий, с элементами самопрезентации, стимулирующих активное участие в жизни социума).
- ключевые аспекты/объекты преобразования педагогических технологий:
формирование и корректировка содержания учебных программ и воспитательных планов (общеобразовательные предметные, элективные курсы, факультативы, дополнительное образование, внеурочная деятельность, досуг),
подбор и конкретизация системы методов и технологий (инструментов) обучения и воспитания с учётом выявленных проблемных зон, поставленных задач и практического взаимодействия с коллегами,
организация родительского всеобуча.
3) Механизмы и инструменты управления образовательным учреждением. - общие характеристики:
переход с обще-урочного на проблемно-акцентированный контроль деятельности детей (тематическая, промежуточная аттестация) и педагогов (проверка и анализ качества преподавания уроков и реализации внеурочной работы с учётом решения единых актуальных задач, единых требований к детям и взаимного дополнения педагогических приёмов),
организация постоянной деятельности "горизонтальных" (по параллелям) и "вертикальных" (по предметам) методических объединений, рабочих (творческих) групп педагогов (переговорных площадок) по сквозному взаимодействию (кооперации) и оперативному решению возникающих проблемных ситуаций с целью наращивания компетенций,
технологизация инструментов организации учебно-воспитательного процесса (алгоритмы формирования межпредметных связей, жёсткое структурирование взаимодействия педагогов, взаимопосещение уроков, ротация педагогов с позиций оптимальности расстановки кадров для ликвидации выявленных проблем, делегирование полномочий и ответственности, использование ИКТ, электронный документооборот, учёт результативности сотрудничества при стимулировании педагогов, корректировка регламентирующих работу документов);
обеспечение организации и управления процессом, а не событиями.
- ключевые аспекты/объекты преобразования механизмов и инструментов управления:
образовательные программы (учебный план и план внеурочной деятельности, дополнительного образования и досуга в выходные дни и каникулярный период - на основе взаимодополнения в решении задач образования и развития детей),
рабочие программы по предметам, календарно-тематическое планирование,
индивидуальные образовательные маршруты педагогов (на основе "работы над ошибками"),
"дорожные карты" развития профессионального сотрудничества (социального капитала),
организация контрольно-оценочной деятельности, технологические карты контроля деятельности педагогов, тематическая и промежуточная аттестация учащихся (внутришкольный контроль),
показатели эффективности и результативности работы (достижимость, оперативность, измеримость результата).
В настоящее время район продолжает идти по пути инновационного развития. Вследствие этого в системе образования постоянно происходят качественные изменения, чтобы в полной мере соответствовать перспективным потребностям и новым вызовам социально-экономического развития общества.
В частности, эффективность управления сегодня во многом зависит от соблюдения содержательной и технологической преемственности в управленческой и педагогической практике, мобильного реагирования на изменения в организации образовательного процесса на разных ступенях образования, от комплексного подхода к решению ключевых отраслевых задач, от своевременности нормативно-правового обеспечения. Это предполагает переход от принципа целевых установок по уровням образования (дошкольное, общее) к определению единых по содержанию задач, реализуемых совместными усилиями на всех уровнях образования, обеспечивая тем самым комплексный подход, синхронизацию действий и объединение ресурсов, а главное, достижение результата, ожидаемого обществом от системы образования в целом.
В настоящее время продолжается переход от приоритета институциональных реформ и развития инфраструктуры, как условий современной образовательной среды, к достижению образовательных результатов нового качества.
Главным мерилом эффективности сферы образования является успешное развитие и социализация личности на протяжении всей жизни. Для этого уже сегодня необходимо акцентировать внимание на формировании у детей и молодёжи системы современных социальных и технологических компетенций, обеспечивающих непрерывное развитие и успешное жизнеустройство на основе духовно-нравственной зрелости, высокого уровня конкурентоспособности, гражданской активности и позитивных жизненных устремлений.
Муниципальная программа Нижнетавдинского района "Развитие образования" на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годы является организационно-правовой основой реализации данных установок в сфере образования, направлена на решение актуальных вопросов стратегического характера.
Муниципальная программа основана на комплексном (сквозном) подходе к постановке и решению задач, объединяет все уровни и субъекты образования, как равноправных партнёров образовательной практики, в качестве приоритетов развития предусматривает:
реализацию принципов опережающего проектного управления;
обновление содержания и технологий обучения и воспитания с учётом единства всех субъектов образования (дети, педагоги, семья, общество);
внедрение новых требований к результатам образовательной деятельности, способным противостоять вызовам постоянно меняющейся культурной, социальной, технологической среды современного общества и негативным влияниям;
осуществление и учет не только результатов развития личности, её социализации, но и формирования человеческого капитала экономики знаний, сбережения и развития культуры и "человека культуры".
На текущий период можно выделить ряд факторов, которые сдерживают развитие системы образования Нижнетавдинского муниципального района:
- недостаточный уровень современного материально-технического оснащения, цифровизации образовательных учреждений;
- недостаточный уровень развитости предоставления детям услуг дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений;
- недостаточный уровень мотивации обучающихся на получение образования;
- недостаточный уровень профессиональной компетентности и корпоративной культуры педагогических команд учреждений, а не отдельно взятых педагогов;
- неширокий спектр форм родительского просвещения;
- недостаточный уровень участия и внедрения в учреждениях региональных и Всероссийских проектов;
- недостаточный уровень развития технологий проектного управления и информационных технологий в учреждениях;
- наличие потребности в учителях математики, иностранных языков, русского языка;
- увеличение количества детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как на уровне дошкольного, так и на уровне общего образования. В образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, наряду с общим увеличением детей с ОВЗ, наблюдается увеличение количества детей, которым рекомендована адаптированная основная образовательным программам дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (АООП ДО ТНР);
- спрос на получение дошкольного образования детьми в возрасте до 3 лет.
Развитие системы образования Нижнетавдинского муниципального района определено ключевыми показателями и мероприятиями национального проекта "Образование", национального проекта "Демография" утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018.
Система образования Нижнетавдинского муниципального района масштабно задействована в реализации 9 федеральных проектов (9 региональных проектов) национальных проектов: "Демография" и "Образование".
При этом необходимым условием эффективной реализации муниципальной программы является отражение её целевых установок, организационных подходов, содержательных приоритетов и ключевых мероприятий в отраслевых муниципальных программах и программах развития каждого образовательного учреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.