Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение B -
Критерии летной годности вертолета для полета по приборам
B.1. Общие положения
Ни один вертолет транспортной категории не может получить сертификат типа для летной эксплуатации по правилам полета по приборам (ППП), если его конструкция и оборудование не удовлетворяют требованиям, содержащимся в данном Приложении.
B.2. Определения
(a) - приборная скорость полета, соответствующая наивыгоднейшей скорости полета при наборе высоты, используемая при показе соответствия требованиям к характеристикам набора высоты для полетов по ППП (вместо скорости
, соответствующей наивыгоднейшей скороподъемности для визуального полета).
(b) - непревышаемая приборная скорость полета, используемая при показе соответствия требованиям к максимальной предельной скорости полета по приборам (вместо скорости
, соответствующей непревышаемой скорости визуального полета).
(c) - приборная минимальная скорость полета, используемая при показе соответствия требованиям к минимальной предельной скорости полета по приборам (вместо
, соответствующей минимальной предельной скорости визуального полета).
B.3. Балансировка усилий на органах управления (триммирование)
Должна быть обеспечена возможность уменьшения до нуля усилий на ручке управления, рычаге общего шага и педалях при всех одобренных в правилах полета по приборам скоростях полета, величинах мощности и конфигурациях, соответствующих данному типу.
B.4. Продольная статическая устойчивость
(a) Общие положения. Вертолет должен обладать положительной продольной статической устойчивостью по усилиям на органах управления при всех критических сочетаниях веса и положения центра тяжести и при всех условиях, оговоренных в пп. B.4(b) - (f) данного Приложения. Наклон кривой графика зависимости усилий на ручке управления от скорости полета должен показывать, что любое значительное изменение скорости полета отчетливо различается пилотом по изменению усилий на ручке управления. Значение скорости полета должно возвращаться к значению скорости балансировки с точностью до 10% от величины скорости балансировки, когда ручка управления освобождается при каждом из оговоренных в пп. B.4(b) - (f) данного Приложения условиях балансировки.
(b) Набор высоты. Устойчивость на режиме набора высоты должна быть продемонстрирована в пределах диапазона скоростей полета, отличающихся от балансировочного значения на км/ч при:
(1) Балансировке вертолета на
(2) Убранном шасси (если шасси убирающееся); и
(3) Величине мощности, потребной для обеспечения ограниченной скороподъемности (но не менее 5 м/с) на , или при максимальной продолжительной мощности, при этом за исходную берется меньшая из величин.
(c) Крейсерский режим полета. Устойчивость должна быть продемонстрирована в пределах диапазона скоростей полета от 0,7 до 1,1 или
(в зависимости от того, какая величина меньше). При показе устойчивости скорость не должна отличаться от балансировочного значения более чем на
км/ч при:
(1) Балансировке вертолета и мощности, соответствующей режиму горизонтального полета при 0,9 или 0,9
(берется меньшая из величин); и
(2) Убранном шасси (если шасси убирающееся).
(d) Режим полета на малых скоростях. Устойчивость должна быть продемонстрирована в диапазоне скоростей полета от 0,9 до 1,3
или до скорости, на 40 км/ч большей балансировочного значения (берется большая из величин), при:
(1) Балансировке вертолета и мощности, соответствующей режиму горизонтального полета при 1,1 ; и
(2) Убранном шасси (если шасси убирающееся).
(e) Режим снижения. Устойчивость должна быть продемонстрирована в диапазоне скоростей полета +/- 40 км/ч от балансировочного значения при:
(1) Балансировке вертолета на скорости 0,8 или 0,8
(или 0,8
при выпущенном шасси), берется меньшая из величин.
(2) Мощности, потребной для выполнения снижения с вертикальной скоростью 5 м/с при балансировочном значении скорости полета; и
(3) Выпущенном или убранном шасси (если шасси убирающееся).
(f) Заход на посадку. Устойчивость должна быть продемонстрирована в диапазоне скоростей полета от 0,7 значения минимальной рекомендованной для захода на посадку скорости полета до значения, на 40 км/ч большего максимальной рекомендованной для захода на посадку скорости полета, при:
(1) Балансировке вертолета при рекомендованном(ных) значении(ях) скорости захода на посадку.
(2) Выпущенном или убранном шасси (если шасси убирающееся); и
(3) Мощности, потребной для выдерживания траектории полета с углом планирования 3°, и мощности, потребной для выдерживания наиболее крутого наклона траектории захода на посадку, для которого запрашивается одобрение.
B.5. Боковая статическая устойчивость
(а) Путевая статическая устойчивость должна быть положительной во всех одобренных диапазонах скоростей полета, мощности и вертикальной скорости. При изменении углов скольжения на величину до +10° от балансировочного значения, величина отклонения органа путевого управления должна возрастать прямо пропорционально изменению угла скольжения, за исключением небольшого диапазона углов скольжения вблизи балансировочного положения. При больших углах скольжения, вплоть до максимальных значений, соответствующих данному типу, увеличение величины отклонения органа путевого управления должно приводить к возрастанию угла скольжения. Должна иметься возможность сохранения сбалансированного полета без исключительно высокого мастерства пилотирования или повышенного внимания.
(b) При изменении углов скольжения на величину до от балансировочного значения в пределах одобренных диапазонов скорости полета, мощности и вертикальной скорости не допускается наличие поперечной неустойчивости, воспринимаемой пилотом при перемещении органов поперечного управления. Продольное перемещение ручки управления при изменении угла скольжения не должно быть чрезмерным.
B.6. Динамическая устойчивость
(a) Амплитуда любых колебаний, имеющих период менее 5 с, должна уменьшаться вдвое не более, чем за один цикл.
(b) Амплитуда любых колебаний, имеющих период 5 с или более, но менее 10 с, должна уменьшаться вдвое не более, чем за два цикла.
(c) Любые колебания, имеющие период 10 с или более, но менее 20 с, должны быть затухающими.
(d) Амплитуда любых колебаний, имеющих период 20 с или более, не должна увеличиваться вдвое за время менее 20 с.
(e) Амплитуда любого апериодического колебания не должна удваиваться за время менее 9 с.
B.7. Система улучшения устойчивости (СУУ)
(а) Если используется система улучшения устойчивости (СУУ), то должна оцениваться ее надежность с точки зрения последствий отказа. Вероятность отказа СУУ, способного воспрепятствовать продолжению безопасного полета и выполнению безопасной посадки, должна относиться к событиям практически невероятным. В случае отказа СУУ, практическая невероятность которого не подтверждена:
(1) Вертолет должен сохранять безопасную управляемость, в случае отказа или неисправной работы СУУ на любых скоростях и высотах, в пределах одобренных эксплуатационных ограничений при полете по приборам; и
(2) Все общие характеристики вертолета должны позволять продолжать полет по приборам без приложения пилотом чрезмерных усилий. Последствия возможных сопутствующих отказов, воздействующих на работу системы управления, должны быть учтены. В дополнение:
(i) вертолет должен удовлетворять требованиям управляемости и маневренности раздела В данной Части во всем диапазоне рабочих режимов полета.
(ii) характеристики управления во время полета, балансировки и динамической устойчивости не должны быть уменьшены ниже уровня, необходимого для обеспечения продолжительного безопасного полета и безопасной посадки:
(iii) Для вертолетов Категории А, вертолет должен удовлетворять требованиям динамической устойчивости раздела В данной Части во всем диапазоне рабочих режимов полета, и
(iv) Вертолет должен удовлетворять требованиям к продольной статической устойчивости и путевой статической устойчивости раздела В данной Части во всем диапазоне рабочих режимов полета.
(b) СУУ должна быть спроектирована таким образом, чтобы исключалась вероятность опасного отклонения летательного аппарата от заданной траектории полета или возникновения на вертолете опасных перегрузок во время нормальной эксплуатации или в случае неисправности или отказа при условии, что парирующие действия начаты через соответствующий период времени. Если на летательном аппарате установлена многоканальная система, то ее неисправности, невероятность которых не продемонстрирована, должны рассматриваться последовательно в каждом канале отдельно.
B.8. Оборудование, системы и установки
Основное оборудование и установки должны соответствовать требованиям раздела F настоящей Части со следующими дополнениями и изменениями:
(a) Пилотажно-навигационные приборы.
Должны быть установлены:
(1) Магнитный гиростабилизированный компас вместо указателя гироскопического курса, требуемого согласно 29.1303(h); и
(2) Резервный авиагоризонт, удовлетворяющий требованиям 29.1303(g)(1) - (7), вместо указателя поворота, требуемого в 29.1303(g). Если предусмотрены резервные аккумуляторы, то при наличии необходимой изоляции они могут подзаряжаться от электрической системы летательного аппарата. Эта система должна быть спроектирована таким образом, чтобы резервные аккумуляторы не могли использоваться для запуска двигателей.
(b) Прочие требования.
(1) Системы приборов и прочие необходимые для выполнения полетов по ППП системы, на работу которых может неблагоприятно повлиять обледенение, должны быть соответствующим образом защищены от неблагоприятного воздействия максимального длительного и кратковременного обледенения, определенных в Приложении C данной Части, независимо от того, сертифицируется винтокрылый аппарат для эксплуатации в условиях обледенения или нет.
(2) Система электроснабжения должна иметь средства для автоматического обесточивания и отключения от главной шины любого источника энергии, создающего опасное перенапряжение.
(3) Каждый из требуемых пилотажных приборов, питаемых от какого-либо источника энергии (электрической, пневматической и т.д.), должен иметь входящее в конструкцию прибора визуальное устройство для контроля достаточности подаваемой мощности.
(4) Если отдельные функциональные задачи решаются несколькими системами, то каждая из них должна быть сгруппирована, скомпонована и размещена так, чтобы единичная неисправность не оказала неблагоприятного воздействия более чем на одну систему.
(5) Для систем, обеспечивающих функционирование необходимых пилотажных приборов пилотов:
(i) необходимые пилотажные приборы, предназначенные для первого пилота, могут подсоединяться только к рабочей системе, предназначенной для первого пилота;
(ii) дополнительные приборы, системы или оборудование не разрешается подсоединять к рабочей системе, предназначенной для второго пилота, если не предусмотрены средства, обеспечивающие продолжительное нормальное функционирование необходимых приборов в случае какого-либо повреждения дополнительных приборов, систем или оборудования, практическая невероятность повреждения которого не подтверждена;
(iii) оборудование, системы и установки должны быть сконструированы таким образом, чтобы одно из устройств отображения данных, необходимых для обеспечения безопасности полета и получаемых с помощью соответствующих приборов, продолжало функционировать и давать пилоту необходимые сведения, не требуя для этого дополнительного вмешательства других членов экипажа, после единичного отказа или нескольких одновременных отказов, практическая невероятность возникновения которых не подтверждена; и
(iv) для однопилотного варианта приборы, требующие питания от источника статического давления, должны быть обеспечены средствами переключения на запасной источник, и этот запасной источник должен быть протарирован.
(6) При определении соответствия требованиям 29.1351(d)(2) должно рассматриваться обеспечение электропитания тем потребителям, которые необходимы для полета по ППП.
(c) Лампы освещения для полетов в грозу.
В дополнение к приборному освещению, требуемому согласно 29.1381(a), должны быть установлены лампы освещения для полетов в грозу, которые обеспечивают высокую яркость направленного освещения белого цвета основных пилотажных приборов. Лампы освещения для полетов в грозу должны быть установлены для обеспечения соответствия требованиям 29.1381(b).
B.9. Руководство по летной эксплуатации винтокрылого аппарата
Должно быть представлено Руководство по летной эксплуатации винтокрылого аппарата или Дополнение к Руководству по летной эксплуатации винтокрылого аппарата - Правила полетов по приборам, содержащее разделы:
(a) Ограничения. Одобренный диапазон режимов полета по ППП, состав летного экипажа для выполнения полетов по ППП, пересмотренный перечень разновидностей эксплуатации и соответствующая траектория захода на посадку, для которых одобрен вертолет.
(b) Методика. Необходимые сведения по правильной эксплуатации используемых в полете по ППП систем и рекомендуемая методика на случай отказов системы улучшения устойчивости и электрической системы; и
(c) Летно-технические характеристики. Если отличается от
то должны быть представлены характеристики набора высоты при
и при максимальной продолжительной мощности во всех диапазонах весов, высот и температур, для которых запрашивается сертификат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.