Решение Приморского краевого суда от 16 ноября 2020 г. по делу N 3а-393/2020
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием прокурора Заика О.В.,
представителя административного истца Гайчук С.Ф., представителя административного ответчика - Левицкой О.А., представителя заинтересованных лиц Карпенко В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Девайс про" к Думе города Владивостока, заинтересованные лица - администрация города Владивостока, Управление муниципальной собственности города Владивостока о признании недействующими пункта 1.7.11 и пункта 1.8.8 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке",
установил:
Думой города Владивостока принято решение от 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке на 2016 год" (далее - решение Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505), которое официально опубликовано 10 августа 2015 года в "Вестнике Думы города Владивостока" N 33.
В Приложении 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 определены виды функционального использования земельных участков и установлены соответствующие им величины коэффициента функционального использования, применяемого при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке.
Пунктом 1.7.11 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 на земельные участки, имеющие вид функционального использования земли "строительство административных и офисных зданий, образовательных учреждений, объектов здравоохранения, аптечных организаций и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства свыше пяти лет с момента предоставлении земельного участка" значение коэффициента функционального использования, применяемого при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке, установлено в размере "10"; пунктом 1.8.8 - на земельные участки, имеющие вид функционального использования земли "строительство зданий (строений) рекреации свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка" значение коэффициента функционального использования, применяемого при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке, установлено в размере "10".
28 июля 2016 года Думой города Владивостока принято решение N 656, официально опубликованное 5 августа 2016 года в "Вестнике Думы города Владивостока" N 42, в соответствии с которым в наименовании, по тексту и в приложениях к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 исключены слова "на 2016 год".
Общество с ограниченной ответственностью "Девайс про" (далее - ООО "Девайс про") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пунктов 1.7.11 и 1.8.8 Приложения N 1 к решению Думы города Владивостока 30 июля 2015 года N 505 в части установления значения коэффициента функционального использования "10" для земельных участков с видом разрешённого использования - "строительство административных и офисных зданий, образовательных учреждений, объектов здравоохранения, аптечных организаций и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка", указав в обоснование своих требований, что ООО "Девайс про" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 20500 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешённого использования: дома и зоны отдыха для использования в целях строительства многофункционального центра отдыха, включающего в себя комплекс строений и сопутствующих сооружений; местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое здание. <адрес>. При расчёте арендной платы за данный земельный участок Управлением муниципальной собственности города Владивостока использована величина коэффициента функционального использования, установленная пунктом 1.7.11 Приложения N 1 к решению Думы г. Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, в соответствии с которым размер указанного коэффициента составляет "10". В связи с принятием решения Думой города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, которым фактически повышен размер коэффициента функционального использования спорного земельного участка, Управлением муниципальной собственности города Владивостока в адрес административного истца направлено требование о погашении задолженности по арендной плате, образовавшейся в связи с перерасчётом её размера на основании решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505. Указанные обстоятельства послужили основанием для взыскания такой задолженности с административного истца в судебном порядке (решение Арбитражного суда Приморского края от 3 июня 2020 года по делу N А51-24192/2019). При этом, при рассмотрении апелляционной жалобы на вышеуказанное решение суда, Пятый арбитражный апелляционный суд пришёл к выводу о неправильности произведенного Управлением муниципальной собственности города Владивостока расчёта арендной платы, с применением коэффициента, установленного пунктом 1.7.11 Приложения N 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, в то время как подлежал применению коэффициент, предусмотренный пунктом 1.8.8 Приложения N 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 (строительство зданий (строений) рекреации свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка). В обоих случаях (пункт 1.7.11 и пункт 1.8.8) величина коэффициента одинаковая и составляет "10". По мнению административного истца, решение Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, принято в нарушение принципа экономической обоснованности определения арендной платы, приведённого в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, поскольку отсутствуют какие-либо документы, содержащие анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а также расчёт значений утверждённых коэффициентов. Применение необоснованно завышенного коэффициента функционального использования при расчёте арендной платы нарушает права ООО "Девайс про" как землепользователя, в том числе, право на экономически обоснованную арендную плату за земельный участок.
Административный истец указал, что отсутствие необходимого экономического обоснования расчёта коэффициента функционального использования "10", определённого пунктами 1.7.10, 1.8.8 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, а также установление этого коэффициента в качестве повышающего для земельного участка, предоставленного для строительства административных и офисных зданий, образовательных учреждений, объектов здравоохранения, аптечных организаций и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка, противоречит части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В судебном заседании представитель административного истца Гайчук С.Ф., действующая на основании доверенности, поддержала административные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Указала, что применение необоснованно завышенного коэффициента функционального использования при расчёте арендной платы, нарушает права и законные интересы ООО "Девайс про", как плательщика арендной платы за земельный участок. Полагала, что несмотря на то, что постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда установлено, что при расчете арендной платы за земельный участок, арендуемой ООО "Девайс про", должен применяться коэффициент функционального использования, установленный пунктом 1.8.8 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, административный истец оспаривает данный нормативный правовой акт и в части пункта 1.7.11, поскольку изначально Управлением муниципальной собственности города Владивостока арендная плата за земельный участок была рассчитана ООО "Девайс про" с применением коэффициента функционального использования, установленного в данном пункте.
Представитель административного ответчика Думы города Владивостока Левицкая О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, согласно которому административный ответчик полагает, что решение Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 принято представительным органом муниципального образования в пределах предоставленной компетенции, в установленном порядке, данный нормативный правовой акт был опубликован в официальном печатном издании. Проект решения до его принятия на заседании Думы города Владивостока рассматривался профильным комитетом, получил положительное заключение правового отдела. Финансово-экономическое обоснование проекта данного решения составлено надлежащим образом и отражает полностью характер принимаемого решения, не требующего дополнительных затрат со стороны бюджета Владивостокского городского округа при его реализации.
Представитель заинтересованных лиц администрации города Владивостока, Управления муниципальной собственности города Владивостока Карпенко В.О., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, согласно которому арендная плата за земельные участки в городе Владивостоке составляет процент от кадастровой стоимости земельного участка. В свою очередь кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с принципами проведения государственной кадастровой оценки, установленными статьей 4 Федерального закона от 3 июля 2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", основным из которых является принцип экономической обоснованности. Таким образом, устанавливая арендную плату за земельные участки как процент от их кадастровой стоимости, Думой города Владивостока требование Постановления N 582 об определении указанной платы исходя из принципа экономической обоснованности исполнено. Между Управлением муниципальной собственности города Владивостока и ООО "Девайс про" заключен договор аренды от 17 декабря 2013 года N N земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в муниципальной собственности, с видом разрешенного использования: дома и зоны отдыха, для использования в целях строительства многофункционального центра отдыха, включающего в себя комплекс строений и сопутствующих сооружений, сроком с 17 декабря 2013 года по 16 декабря 2062 года. При расчёте арендной платы по указанному договору применялся коэффициент функционального использования "3,5", согласно пункту 1.7.10 решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 "строительство административных и офисных зданий, образовательных учреждений, объектов здравоохранения, аптечных организаций и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства на период в течение первых пяти лет включительно с момента предоставления земельного участка" (приложение N 2 к договору аренды от 17 декабря 2013 года N N земельного участка, находящегося в муниципальной собственности). С 18 декабря 2018 года по 31 декабря 2018 года, а также с 1 января 2019 года при расчёте арендной платы по указанному договору применён коэффициент функционального использования "10", согласно пунктам 1.7.11, 1.8.8 решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, так как земельный участок с кадастровым номером N предоставлен в аренду ООО "Девайс про" свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка. Таким образом, коэффициент функционального использования, применяемый при расчёте арендной: платы за земельный участок, находящийся в аренде свыше пяти лет в размере "10", подлежал применению непосредственно с момента наступления указанного периода, в связи с чем, права, свободы и законные интересы административного истца, являющегося субъектом отношений, регулируемых решением Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 не нарушены. Просят отказать ООО "Девайс про" в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав объяснения представителей сторон, представителя заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Заика О.В., полагавшей, что имеются основания для признания пункта 1.8.8 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, которым установлен коэффициент функционального использования при расчёте арендной платы за землю для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения - для строительства зданий (строений) рекреации свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка в размере "10" недействующим с момента вступления в законную силу решения суда, и оставления без рассмотрения требований о признании недействующим пункта 1.7.11 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований в части по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых примёнен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 2 ЗК РФ на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7, пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу пункта 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 20 Устава города Владивостока в структуру органов местного самоуправления города Владивостока входит, в частности, представительный орган города Владивостока - Дума города Владивостока.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого решения Думой города Владивостока соблюдены требования нормативных правовых актов, в части наличия у представительного органа местного самоуправления города Владивостока полномочий на принятие нормативного правового акта, его формы, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Решение Думы города Владивостока в данной части не оспаривалось.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17 декабря 2013 года между Управлением муниципальной собственности города Владивостока ("Арендодатель") и ООО "Девайс про" ("Арендатор") был заключен договор N N аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, согласно которому Арендодатель на основании распоряжения Управления муниципальной собственности города Владивостока от 17 декабря 2013 года N 992/28 предоставляет, а Арендатор принимает, на условиях настоящего договора, во временное пользование земельный участок, находящийся в муниципальной собственности (свидетельство о праве собственности от 25 ноября 2013 года N 25-АВN 127334), с кадастровым номером N, площадью 20500 кв. м, из земель населённых пунктов, имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое здание. <адрес> (далее Участок), с видом разрешённого использования: дома и зоны отдыха, для использования в целях строительства многофункционального центра отдыха, включающего в себя комплекс строений и сопутствующих сооружений (пункт 1.1). Срок аренды Участка устанавливается с 17 декабря 2013 года по 16 декабря 2062 года. Участок считается переданным арендодателем в аренду Арендатору с даты, указанной в пункте 2.1 настоящего Договора.
За указанный в пункте 1.1 настоящего договора Участок Арендатору устанавливается на основании расчёта арендная плата: в размере ... в год; в размере ... в месяц (пункт 4.1).
Согласно пункту 4.2 Договора Арендная плата, подлежащая уплате, исчисляется от установленного пунктом 4.1 настоящего Договора размера годовой арендной платы за Участок со дня передачи Участка, указанного в пункте 1.1 Договора, за каждый день использования и вносится равными долями ежемесячно не позднее 30-го числа текущего месяца. За неполный месяц в начале периода аренды плата вносится до 30 числа текущего месяца, пропорционально количеству дней в месяце установленного срока (пункт 2.1).
Изменение годового размера арендной платы, определённого в соответствии с настоящим договором может изменяться в соответствии с изменением кадастровой стоимости земельного участка. В этом случае размер арендной платы подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. Арендодатель направляет Арендатору соответствующее уведомление и дополнительное соглашение о внесении изменений в настоящий договор, которое заключается в той же форме, что и настоящий договор. В этом случае уплата Арендатором арендной платы осуществляется на основании дополнительного соглашения со срока, указанного в нем (пункт 4.6).
Как следует из пункта 6.1 Договора, настоящий договор может быть изменен или расторгнут в период его действия по соглашению сторон.
Данный Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, о чём сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ...
Согласно Приложению N 2 к данному Договору итоговая сумма арендной платы рассчитывается по формуле:
Апл = Ас х Скд, где
Апл - годовая сумма арендной платы за год, руб.;
Ас - ставка арендной платы, %;
Скд - кадастровая стоимость земельного участка, руб.
Ставка арендной платы рассчитывается по формуле:
Ас = Сзн х Кфи х Ккор, где:
Сзн - ставка земельного налога, %;
Кфи - коэффициент функционального использования;
Ккор - корректирующий коэффициент.
При этом коэффициент функционального использования в расчете определен со значением "3,5".
В последующем Управлением муниципальной собственности города Владивостока коэффициент функционального использования в данном расчете определен со значением "10".
Из уведомления Управления муниципальной собственности города Владивостока от 12 апреля 2019 года N 2945С об изменении арендной платы по договору от 17 декабря 2013 года N N, адресованного ООО "Девайс про" следует, что 15 февраля 2019 года комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю, рассмотрев заявление Управления муниципальной собственности города Владивостока приняла решение N 3/15 об установлении кадастровой стоимости в размере ... в отношении земельного участка с кадастровым номером N, на основании данного решения арендная плата по договору аренды с 18 декабря 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере ... в год, ... в месяц; с 1 января 2019 года - ... в год, ... в месяц.
Вступившим в законную силу постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2020 года по делу N А51-24192/2019 по иску Управления муниципальной собственности города Владивостока к ООО "Девайс про" о взыскании задолженности по арендной плате установлено, что поскольку пятилетний срок для применения коэффициента функционального использования "3,5" истёк, то с 18 декабря 2018 года Управление муниципальной собственности города Владивостока в соответствии с решением Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 применён коэффициент со значением "10", установленный пунктом 1.7.11 Приложения N 1 для расчета арендной платы за земельные участки для строительства административных и офисных зданий, образовательных учреждений, объектов здравоохранения, аптечных организаций и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка.
Использование Управлением муниципальной собственности города Владивостока указанного коэффициента со ссылками на приведённый пункт Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 признано неверным, поскольку согласно договору аренды земельного участка, земельный участок с видом разрешенного использования: дома и зоны отдыха был взят в аренду для использования в целях строительства многофункционального центра отдыха, включающего в себя комплекс строений и сопутствующих сооружений, указав, что данное обстоятельство не привело к неверному определению размера основного долга по договору аренды, так как размер применённого истцом корректирующего и функционального коэффициента "10" совпадает с подлежащим применению, предусмотренным пунктом 1.8.8 Приложения 1 к Решению Думы города Владивостока N 505 от 30 июля 2015 года, для земельных участков, предназначенных для строительства зданий (строений) рекреации свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, при расчете арендной платы по договору от 17 декабря 2013 года N N аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, применяется коэффициент функционального использования, установленный пунктом 1.8.8 Приложения 1 к Решению Думы города Владивостока N 505 от 30 июля 2015 года, со значением "10".
Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К числу таких принципов, в том числе, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11 мая 2004 года, от 28 февраля 2017 года N 424-О, при отсутствии единых правил, орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 11 мая 2004 года" имеется в виду "от 11 мая 2004 года N 209-О"
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Анализ приведённых норм права позволяет сделать вывод о том, что коэффициент функционального использования, являясь одним из показателей расчёта годовой арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования его размера и, соответственно, должен отвечать принципу экономической обоснованности.
Представленные в материалы настоящего административного дела представителем административного ответчика документы и финансово-экономическое обоснование к проекту решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 не содержат доказательств того, что Думой города Владивостока и главой города Владивостока, которым внесён проект указанного нормативного правового акта на рассмотрение представительного органа муниципального образования, производились какие-либо расчёты в целях экономического обоснования введения коэффициента функционального использования в размере "10", а также анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков для предоставленных строительства зданий (строений) рекреации свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка.
Пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование к проекту решения Думы города Владивостока "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке", подписанные главой города Владивостока Пушкарёвым И.С., определяли цели принятия и структуру данного нормативного правового акта, содержали указание на то, что его принятие не требует дополнительных затрат на его реализацию из бюджета Владивостокского городского округа.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Представителем административного ответчика не представлены документы, содержащие экономическое обоснование для установления оспариваемым пунктом 1.8.8 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 значения коэффициента функционального использования "10" в отношении земельных участков с видом функционального использования "строительство зданий (строений) рекреации свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка"
При таких обстоятельствах оспариваемое значение коэффициента является произвольным, не связанным с многофакторным анализом доходности земельного участка, что противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Суд приходит к выводу, что отсутствие необходимого экономического обоснования расчёта коэффициента функционального использования, определённого пунктом 1.8.8 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, которым установлен коэффициент функционального использования, применяемого при расчёте арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства зданий (строений) рекреации свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка в размере "10" противоречит требованиям действующего земельного законодательства.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что начислением арендной платы с применением коэффициента функционального использования "10", установленного пунктом 1.8.8 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, затрагиваются права ООО "Девайс про", как пользователя указанным земельным участком, обязанного оплачивать арендную плату; доказательств, того, что применением к административному истцу коэффициента функционального использования "10", установленного пунктом 1.7.11 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, нарушаются или могут быть нарушены права административного истца, не представлено и в ходе рассмотрения дела не добыто, в связи с чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части признания недействующим пункта 1.8.8 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505.
В связи с данными обстоятельствами до принятия решения по существу дела определением Приморского краевого суда от 16 ноября 2020 года административное исковое заявление ООО "Девайс про" в части административных исковых требований о признании недействующим пункта 1.7.11 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 - оставлено без рассмотрения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применяется по настоящее время, суд приходит к выводу о необходимости признания пункта 1.8.8 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления в части, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Думу города Владивостока опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании указанного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Девайс про" к Думе города Владивостока, заинтересованные лица - администрация города Владивостока, Управление муниципальной собственности города Владивостока о признании недействующими пункта 1.7.11 и пункта 1.8.8 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке" - удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 1.8.8 Приложения N 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке", касающийся установления значения коэффициента функционального использования, применяемого при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке на земельные участки, имеющие вид функционального использования земли - строительство зданий (строений) рекреации свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка, в размере "10".
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Думы города Владивостока.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Г.А. Поломошнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 16 ноября 2020 г. по делу N 3а-393/2020
Текст решения опубликован в "Вестнике Думы города Владивостока" от 8 октября 2021 г. N 48