Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1.1
Проекты наименований квалификаций и требований к квалификациям (5 уровень квалификации)
Наименование квалификации |
Уровень (подуровень) квалификации, в соответствии с Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148 и "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" |
Требования к квалификации |
||||
Наименование (код) ТФ |
Трудовые действия |
Необходимые умения |
Необходимые знания |
Дополнительные сведения (при необходимости) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Учитель (по программам начального общего образования) (5 уровень квалификации) |
5 |
Общепедагогическая функция. Обучение |
- Реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы - Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования - Планирование и проведение учебных занятий - Систематический анализ эффективности учебных занятий - Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися - Формирование универсальных учебных действий - Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) - Формирование мотивации к обучению |
- Владеть формами и методами обучения - Оценивать результаты учебной деятельности обучающихся - Применять психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде - Владеть ИКТ- компетентностями, включая использование ресурсов электронной образовательной среды и цифровых технологий - Организовать различные виды внеурочной деятельности |
- Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы - Роль и место образования в жизни личности и общества - Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности - Способы оценки результатов обучения - Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода в обучении - Методика обучения по данному предмету - Основные направления государственной политики в области образования - Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей - Основные положения конвенции о правах ребенка - Особенности регулирования труда педагогических работников |
Квалификационные требования: а) требования к опыту практической работы - не предъявляются (в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в ред. изм., установленных Федеральным законом от 8.06.2020 N 165-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"); б) требования к проявляемым в деятельности профессиональным навыкам (с учетом соответствующего уровня ФГОС (начальное общее образование), младшего школьного возраста обучающихся) - в соответствии с: б.1) статьей 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" - в части обязанностей педагогических работников: - обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной рабочей программой; - соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; - уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; - формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; - применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания; - учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья; - систематически повышать свой профессиональный уровень; - соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка; 6.2) требованиями к навыкам, определяемым ТД, указанными в графе "Трудовые действия" настоящей таблицы; в) требования (с учетом соответствующего уровня ФГОС (начальное общее образование), младшего школьного возраста обучающихся): в.1) к знаниям, установленные разделом "Должен знать" для должности "Учитель" Квалификационными характеристикам и должностей работников образования (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н), с учетом знаний, указанных в графе "Необходимые знания" настоящей таблицы: - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; - законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; - Конвенция о правах ребенка; - основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических задач: педагогика, психология, возрастная физиология; - школьная гигиена; - методика преподавания предмета; - программы и учебники по преподаваемому предмету; - методика воспитательной работы; - требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; - средства обучения и их дидактические возможности; - нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей; - методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; - трудовое законодательство; - основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; - правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации; - правила по охране труда и пожарной безопасности; в.2) к знаниям и умениям, указанным в графах "Необходимые знания" и "Необходимые умения" настоящей таблицы, с учетом соответствующего уровня ФГОС (начальное общее образование) и особенностей младшего школьного возраста обучающихся. |
Воспитательная деятельность |
- Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды - Реализация форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности - Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации - Реализация воспитательных программ, обеспечение освоения обучающимися образцов и ценностей социального поведения - Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественно-эстетической и иных видов деятельности - в соответствии с направлениями воспитания, установленными федеральным государственным образовательным стандартом соответствующего уровня) - Поддержание социально положительной атмосферы и традиций жизни образовательной организации - Формирование у обучающихся начальных основ гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни - Формирование у обучающихся толерантности и навыков на основе социально позитивных образцов поведения в поликультурной среде - Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся |
- Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей - Соблюдать права и законные интересы обучающихся - Поддерживать демократические принципы отношений в управлении коллективом класса - Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу Защищать достоинство и интересы обучающихся, регулировать поведение обучающихся с целью предупреждения нарушений их психологического благополучия и социально-личностного развития - Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач |
- Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования, ключевые положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности - Основы методики воспитательной работы - Документы, регулирующие организацию и проведение учебно-воспитательных мероприятий |
|||
Развивающая деятельность |
- Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития - Оказание адресной помощи обучающимся - Реализация программ развития универсальных учебных действий |
- Владеть профессиональной установкой на оказание педагогической помощи любому ребенку - Составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося - Оценивать предметные, метапредметные и личностные результаты обучения |
- Законы развития личности, психологические законы периодизации и кризисов развития - Теория учета возрастных особенностей обучающихся - Закономерности развития детских сообществ |
|||
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования |
- Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе - Формирование метапредметных компетенций, определяющих умение учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования - Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника - Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов |
- Ставить учебные и воспитательные задачи и организовывать учебную деятельность по их решению - Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю |
- Актуальные теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста - Ключевые положения федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ - Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов - Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды - Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических задач: |
|||
Учитель (по программам основного и среднего общего образования) (5 уровень квалификации) |
5 |
Общепедагогическая функция. Обучение |
- Реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы - Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования - Планирование и проведение учебных занятий - Систематический анализ эффективности учебных занятий - Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися - Формирование универсальных учебных действий - Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) - Формирование мотивации к обучению |
- Владеть формами и методами обучения - Оценивать результаты учебной деятельности обучающихся - Применять психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде - Владеть ИКТ - компетентностями, включая использование ресурсов электронной образовательной среды и цифровых технологий - Организовать различные виды внеурочной деятельности |
- Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы - Роль и место образования в жизни личности и общества - Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности - Способы оценки результатов обучения - Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода в обучении - Методика обучения по данному предмету - Основные направления государственной политики в области образования - Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи - Основные положения Конвенции о правах ребенка - Особенности регулирования труда педагогических работников |
Квалификационные требования: а) требования к опыту практической работы - не предъявляются (в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в ред. изм., установленных Федеральным законом от 8.06.2020 N 165-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"); б) требования к проявляемым в деятельности профессиональным навыкам (с учетом соответствующего уровня ФГОС (начальное общее образование), младшего школьного возраста обучающихся) - в соответствии с: б.1) статьей 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" - в части обязанностей педагогических работников: - обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной рабочей программой; - соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; - уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; - формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; - применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания; - учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья; - систематически повышать свой профессиональный уровень; - соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка; б.2) требованиями к навыкам, определяемым ТД, указанными в графе "Трудовые действия" настоящей таблицы; в) требования (с учетом соответствующего уровня ФГОС (начальное общее образование), младшего школьного возраста обучающихся): в.1) к знаниям, установленные разделом "Должен знать" для должности "Учитель" Квалификационными характеристиками должностей работников образования (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н), с учетом знаний, указанных в графе "Необходимые знания" настоящей таблицы: - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; - законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; - Конвенция о правах ребенка; - основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических задач: педагогика, психология, возрастная физиология; - школьная гигиена; - методика преподавания предмета; - программы и учебники по преподаваемому предмету; - методика воспитательной работы; - требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; - средства обучения и их дидактические возможности; - нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей; - методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; - трудовое законодательство; - основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; - правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации; - правила по охране труда и пожарной безопасности; в.2) к знаниям и умениям, указанным в графах "Необходимые знания" и "Необходимые умения" настоящей таблицы, с учетом соответствующего уровня ФГОС (начальное общее образование) и особенностей младшего школьного возраста обучающихся |
Воспитательная деятельность
|
- Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды - Реализация форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности - Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации - Реализация воспитательных программ, обеспечение развития освоения обучающимися образцов и ценностей социального поведения - Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (познавательной, игровой, коммуникативной, социально значимой, трудовой, спортивной, художественно-эстетической и иных видов деятельности - в соответствии с направлениями воспитания, установленными федеральным государственным образовательным стандартом соответствующего уровня) - Поддержание социально положительной атмосферы и традиций жизни образовательной организации - Развитие у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни - Развитие у обучающихся толерантности и навыков на основе социально позитивных образцов поведения в поликультурной среде - Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся |
- Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей Соблюдать права и законные интересы обучающихся, регулировать поведение обучающихся с целью предупреждения нарушений их психологического благополучия социально-личностного развития - Поддерживать демократические принципы отношений в управлении коллективом класса - Поддерживать в ученическом коллективе деловую, дружелюбную атмосферу - Защищать достоинство и интересы обучающихся - Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач |
- Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования - Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности - Основы методики воспитательной работы - Документы, регулирующие организацию и проведение учебно-воспитательных мероприятий за пределами территории образовательной организации |
|||
Развивающая деятельность |
- Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития - Оказание адресной помощи обучающимся - Реализация программ развития универсальных учебных действий |
- Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку - Составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося - Оценивать предметные, метапредметные и личностные результаты обучения |
- Законы развития личности, психологические законы периодизации и кризисов развития - Теория учета возрастных особенностей, обучающихся - Закономерности развития подростковых и юношеских сообществ |
|||
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования |
- Формирование метапредметных компетенций, определяющих умение учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для успешного освоения образовательных программ основного и среднего общего образования - Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), педагогом-психологом, другими работниками образовательной организации зоны его ближайшего развития - Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов |
- Применять рабочие программы - Планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой - Обеспечивать выполнение рабочей программы по предмету, курсу - Проводить учебные занятия с учетом гигиенических основ учебно-воспитательного процесса - Применять электронные образовательные ресурсы и цифровые технологии в учебно-воспитательном процессе - Вести электронные формы документации - Эффективно взаимодействовать с участниками образовательных отношений |
- Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития обучающихся подросткового и юношеского возрастов - Ключевые положения Федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ - Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов - Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды - Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических задач |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.