Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел A - Общие положения
21.1. Содержание Правил сертификации
(a) Настоящие Правила содержат:
- процедуры, выполнение которых необходимо для установления соответствия авиационной техники, организаций Разработчика и Изготовителя - распространенным на них требованиям и выдачи одобрительных документов Авиарегистра;
- порядок взаимодействия участников процесса сертификации.
(b) В обоснованных случаях, при сертификации воздушных судов, не подпадающих под требования Авиационных правил, Части 23, 25, 27 и 29, допускается применение специальных процедур сертификации. При этом двигатели и воздушные винты, установленные на указанных ВС, могут быть сертифицированы в составе ВС.
21.2. Термины и определения
Авиарегистр - структурное подразделение Межгосударственного авиационного комитета осуществляющее деятельность в области разработки Авиационных правил и сертификации авиационной техники, разработчиков, производства и ремонта, а также аккредитации организаций, выполняющих сертификационные работы, и уполномоченных Авиарегистром представителей с выдачей соответствующих Одобрительных документов.
Авиационная техника - применительно к настоящим Правилам под авиационной техникой понимается гражданское воздушное судно, авиационный двигатель, воздушный винт и комплектующие изделия.
Авиационные правила - свод процедур, правил и норм, выполнение которых признается государствами-участниками Соглашения в качестве обязательного условия обеспечения безопасности полетов и охраны окружающей среды от воздействия авиации.
Акустическое или эмиссионное изменение образца авиационной техники - изменение типовой конструкции образца, которое влияет на уровень шума на местности или эмиссию загрязняющих веществ авиационными двигателями.
Второстепенное изменение образца авиационной техники - модификация, которая не оказывает существенного влияния на лётную годность образца и его воздействие на окружающую среду.
Второстепенное изменение комплектующего изделия - модификация, которая не приводит к существенному изменению типовой конструкции комплектующего изделия или его характеристик.
Главное изменение образца авиационной техники - модификация, которая существенно влияет на лётную годность образца или его воздействие на окружающую среду.
Главное изменение комплектующего изделия - модификация, которая приводит к существенному изменению типовой конструкции комплектующего изделия или его характеристик.
Гражданское воздушное судно - воздушное судно, отнесенное в соответствии с воздушным законодательством государства-учредителя к гражданской авиации, и используемое в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, включая воздушные перевозки и авиационные работы.
Держатель Сертификата типа (Одобрительного документа) - Заявитель, получивший от Авиарегистра Сертификат типа или иной Одобрительный документ.
Доказательная документация - документация, содержащая результаты расчётов, проверок, испытаний и оценок, полученная при сертификации образца авиационной техники или квалификации комплектующего изделия, и устанавливающая их соответствие применимым требованиям.
Дополнительный сертификат типа - одобрительный документ, выдаваемый Авиарегистром Заявителю, не являющемуся Держателем Сертификата типа образца авиационной техники, и удостоверяющий соответствие образца применимым требованиям, связанным с модификацией, внесенной Заявителем в его типовую конструкцию.
Заявитель - юридическое лицо, подавшее в Авиарегистр Заявку на получение одобрительного документа.
Заявка - заявление юридического лица (Заявителя), поданное им в Авиарегистр для получения Сертификата типа или иного Одобрительного документа.
Изготовитель - юридическое лицо, осуществляющее серийное производство авиационной техники или авиационных материалов.
Квалификация - установление соответствия типа комплектующего изделия применимым требованиям.
Квалификационный базис - документ, содержащий требования, применимые к данному типу комплектующего изделия.
Конструкторская документация - совокупность конструкторских документов, содержащих в зависимости от их назначения данные, необходимые для разработки, изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации и ремонта авиационной техники.
Лётная годность - свойство образца авиационной техники, определяемое применимыми требованиями, реализованными в его конструкции и характеристиках, позволяющее обеспечить безопасный полет в пределах установленных эксплуатационных ограничений и методов эксплуатации.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) - постоянно действующий исполнительный орган, учрежденный государствами-участниками "Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства" и уполномоченный ими осуществлять реализацию Соглашения, а также обеспечивать работу Совета по авиации и использованию воздушного пространства, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушных судов.
Модификация - любое изменение типовой конструкции образца авиационной техники или комплектующего изделия.
Независимая инспекция - организационная структура, аккредитованная Авиарегистром для осуществления контрольных функций в организации Разработчика или на предприятии Изготовителя.
Нормы лётной годности - часть Авиационных правил, которая содержит требования к конструкции и характеристикам авиационной техники, направленные на обеспечение безопасности полтов.
Образец авиационной техники (образец) - тип воздушного судна, тип авиационного двигателя и тип воздушного винта.
Одобрительный документ - документ, выдаваемый Авиарегистром и удостоверяющий соответствие объекта применимым требованиям. Одобрительными документами применительно к настоящим Правилам являются:
(a) - Сертификат типа;
(b) - Одобрение главного изменения;
(c) - Дополнительный сертификат типа;
(d) - Сертификат Разработчика;
(e) - Сертификат об одобрении производственной организации;
(f) - Сертификат лётной годности экземпляра ВС (экспортный, экспериментальной категории);
(g) - Свидетельство о годности комплектующего изделия;
(h) - Одобрительное письмо на комплектующее изделие;
(i) - Одобрение на установку комплектующего изделия;
(j) - Аттестат аккредитации Сертификационного центра или лаборатории;
(k) - Свидетельство об аккредитации Независимой инспекции;
(l) - Сертификат ремонтной организации;
или
(m) - иной документ, удостоверяющий соответствие объекта применимым к нему требованиям.
Одобрение главного изменения - документ, выдаваемый Держателю Сертификата типа образца авиационной техники и удостоверяющий соответствие образца применимым требованиям, связанным с главным изменением, внесенным в его типовую конструкцию.
Одобрительное письмо на комплектующее изделие - документ, выдаваемый Разработчику комплектующего изделия и удостоверяющий соответствие типа комплектующего изделия требованиям Квалификационного базиса, разрешающий применение комплектующего изделия на конкретном образце авиационной техники.
Одобрение на установку комплектующего изделия - документ, выдаваемый Авиарегистром разработчику образца авиационной техники, разрешающий применение комплектующего изделия, одобренного по процедурам, действовавшим до введения в действие Авиационных правил, Часть 21.
Разработчик - юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники.
Ранее разработанное комплектующее изделие (РРКИ) - комплектующее изделие, которое было одобрено по процедурам, действовавшим до введения в действие Авиационных правил, Часть 21.
Свидетельство о годности комплектующего изделия - документ, выдаваемый Разработчику комплектующего изделия и удостоверяющий соответствие типа комплектующего изделия требованиям Квалификационного базиса, разрешающий применение комплектующего изделия данного типа на различных образцах авиационной техники.
Сертификат Разработчика - документ, выдаваемый Разработчику и удостоверяющий соответствие организации Разработчика требованиям, предусмотренным Разделом J настоящих Правил.
Сертификат типа - документ, выдаваемый Разработчику и удостоверяющий соответствие установленной типовой конструкции образца авиационной техники требованиям Сертификационного базиса.
Сертификационный базис - документ, содержащий требования к летной годности и охране окружающей среды, применимые к данному образцу авиационной техники.
Сертификационный центр - организация, аккредитованная Авиарегистром для участия в работах по сертификации, проводимых Заявителем, в целях экспертной оценки результатов работ.
Сертификация - подтверждение соответствия авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей применимым требованиям.
Технические условия на изделие (Технические условия) - документ, содержащий информацию о типовой конструкции, параметрах и характеристиках изготавливаемого экземпляра авиационной техники, которые подлежат контролю и оценке при изготовлении и приемке экземпляра в качестве готовой продукции.
Типовая конструкция - конструкция образца авиационной техники, отраженная в его конструкторской и эксплуатационной документации, одобренная в соответствии с процедурами настоящих Правил и удостоверенная Сертификатом типа.
Уполномоченный орган в области гражданской авиации (авиационная администрация) - орган исполнительной власти государства - участника Соглашения, уполномоченный осуществлять государственное регулирование в области гражданской авиации.
Уполномоченный орган в области промышленности - орган исполнительной власти государства - участника Соглашения, уполномоченный осуществлять государственное регулирование в области авиационной промышленности.
Эксплуатационная документация - документация, содержащая эксплуатационные ограничения и регламентирующая лётную эксплуатацию, техническое обслуживание, поддержание лётной годности в процессе эксплуатации и ремонт авиационной техники.
Экспортный сертификат - документ, выдаваемый на экспортируемый экземпляр сертифицированного образца авиационной техники и удостоверяющий соответствие экземпляра требованиям государства импортера.
21.3. Введение в действие, применение и толкование Авиационных правил
(а) Авиационные правила и поправки к ним вводятся в действие в государствах-участниках Соглашения в порядке, установленном в государствах.
(b) Предложения о внесении дополнений и изменений в действующие Авиационные правила подаются в Авиарегистр юридическими и физическими лицами государств-участников Соглашения, участвующими в создании, производстве и эксплуатации авиационной техники.
Предлагаемые дополнения и изменения действующих Авиационных правил должны быть направлены на обеспечение безопасности полтов и содержать соответствующее обоснование
(c) Единообразное применение и однозначное толкование требований, предъявляемых к объектам сертификации, являются необходимым условием обеспечения их сертификации.
(d) Окончательное решение по трактовке настоящих Правил и других Авиационных правил, применяемых Авиарегистром в установленной области деятельности, принимает Авиарегистр.
(e) В обеспечение толкования авиационных правил, установления рекомендуемых методов определения соответствия, детализации порядка и взаимодействия участников сертификации, а также установления видов и форм документов, оформляемых в процессе и по результатам сертификации, Авиарегистр издает руководства, циркуляры, директивные письма, квалификационные требования и другие документы.
(f) Доказательство соответствия авиационной техники применимым требованиям к лётной годности и охране окружающей среды и последующее поддержание её лётной годности обеспечивает Разработчик.
21.3A. Отступления от требований к лётной годности
Отступления от требований к лётной годности, включенных в Сертификационный базис образца авиационной техники, могут признаваться Авиарегистром приемлемыми, если Заявитель продемонстрировал, что отступления компенсируются мерами, обеспечивающими уровень лётной годности, эквивалентный уровню, установленному Авиационными правилами.
21.4. Сертификационные работы
(a) Заявитель обеспечивает соответствие авиационной техники требованиям сертификационного (квалификационного) базиса и обеспечивает безопасность проведения сертификационных испытаний.
(b) Соответствие авиационной техники требованиям сертификационного (квалификационного) базиса устанавливается на основании результатов сертификационных работ: инженерных анализов конструкторской документации, расчетов, моделирования, анализа опыта эксплуатации авиационной техники и сертификационных (квалификационных) испытаний.
(c) Сертификационные работы проводятся в соответствии с действующими методами определения соответствия или методами, разработанными Заявителем и (или) Сертификационными центрами. Указанные методы подлежат одобрению Авиарегистром и указываются в программах сертификационных работ.
(d) Заявитель с участием назначенных Сертификационных центров и/или рабочих органов Авиарегистра обеспечивает выполнение сертификационных работ и представляет доказательную документацию по результатам этих работ по мере е оформления.
Предъявляемая документация по результатам сертификационных работ должна быть утверждена Заявителем, а е согласование и одобрение оговаривается настоящими Правилами или решением Авиарегистра.
Авиарегистр может потребовать представление иных материалов, необходимых для подтверждения соответствия авиационной техники требованиям сертификационного (квалификационного) базиса.
(e) Авиарегистр по результатам рассмотрения представленных Разработчиком доказательных документов и материалов принимает решение о достаточности проведённых работ для демонстрации соответствия объекта сертификации применимым требованиям к лётной годности и охране окружающей среды.
21.4A. Этапы сертификации авиационной техники
Применительно к вновь создаваемой авиационной технике предписывается следующая последовательность основных этапов сертификации (квалификации):
(1) подача заявки в Авиарегистр на получение Одобрительного документа;
(2) проведение этапа макета образца;
(3) Сертификационные (квалификационные) испытания
Примечание: Под сертификационными испытаниями понимаются все виды работ, указанных в 21.4.
(4) анализ результатов сертификации (квалификации), принятие Авиарегистром решения о выдаче Одобрительного документа.
21.5. Рабочие органы Авиарегистра
(a) В целях участия в сертификационных работах, проводимых Заявителем, и экспертной оценки результатов сертификационных работ, доказательной и эксплуатационной документации Авиарегистр может формировать рабочие группы, комиссии, группы экспертов и другие рабочие органы.
(b) Сертификационные центры и рабочие органы Авиарегистра, принимающие участие в сертификации конкретного типа авиационной техники, определяются Авиарегистром.
21.5A. Независимая инспекция
(a) Авирегистр аккредитует в установленном порядке в организации Разработчика и на предприятии Изготовителя Независимую инспекцию.
Применительно к настоящим Правилам в качестве Независимой инспекции аккредитуется, как правило, военное представительство, компетенция которого установлена соответствующим органом государственного регулирования.
Авиарегистр может аккредитовать Независимую инспекцию, которая не является военным представительством.
Для разработчиков авиационной техники, указанной в пункте 21.24, а также для заявителей на получение Дополнительного сертификата типа, функции Независимой инспекции могут выполняться аккредитованными Авиарегистром должностными лицами этих организаций.
(b) Независимая инспекция в организациях Разработчика и на предприятиях Изготовителя осуществляет контроль за соответствием объекта, предъявляемого на сертификационные испытания, конструкторской документации, приемку готовой продукции и выдачу первичных сертификатов лётной годности или других эквивалентных им документов, а также другие функции предусмотренные настоящими Правилами.
21.6. Служба сертификации в организации Разработчика
Разработчик обязан иметь в своей организации службу сертификации (структурное подразделение), которая имеет Положение, утвержденное Разработчиком, подчиняется непосредственно руководителю организации, координирует деятельность других служб, реализующих требования к лётной годности и охране окружающей среды в конструкции и характеристиках авиационной техники, осуществляет внутренний контроль за соблюдением процедур сертификации, установленных настоящими Правилами, а также контролирует результаты сертификационных работ и визирует доказательную и иную документацию, направляемую в Авиарегистр.
21.7. Ведущие лтчики-испытатели
(a) Заявитель и назначенные Сертификационные центры должны направить в Авиарегистр Представления на ведущих лётчиков-испытателей для участия в проведении СИ.
Представления должны содержать обоснование достаточности квалификации и опыта лётно-испытательной работы представляемых лётчиков-испытателей.
(b) Авиарегистр принимает решение об одобрении каждой из представленных кандидатур ведущих лётчиков-испытателей.
21.8. Эксплуатационная документация
(a) Эксплуатационная документация является неотъемлемой частью типовой конструкции авиационной техники.
(b) Эксплуатационная документация утверждается Разработчиком.
Эксплуатационная документация в части, предусмотренной Авиационными правилами, согласовывается с назначенными Авиарегистром Сертификационными центрами или с Комиссией, образованной в соответствии с п. 21.24, и одобряется Авиарегистром.
21.9. Условия проведения сертификационных испытаний авиационной техники
(a) До начала сертификационных (квалификационных) испытаний Разработчик авиационной техники и Независимая инспекция в организации Разработчика на каждый экземпляр авиационной техники, предназначенный для проведения испытаний, оформляют в установленном порядке документы (формуляр, паспорт или эквивалентный им документ), удостоверяющие соответствие данного экземпляра конструкторской документации.
(b) Для установления типовой конструкции в документах, оформляемых по результатам сертификационных испытаний, должна указываться конфигурация экземпляра авиационной техники, на которую распространяются материалы испытаний и выводы о соответствии требованиям к лётной годности и охране окружающей среды.
Примечание: Применительно к содержанию настоящего пункта под конфигурацией понимается вариант исполнения экземпляра авиационной техники, определенный соответствующей конструкторской документацией. Конфигурация должна также включать заводские номера компонентов с указанием версий программного обеспечения (если применимо).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.