Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел В - Сертификация образцов авиационной техники
Сертификаты типа
21.11. Типовая конструкция образца авиационной техники
(a) Типовую конструкцию образца определяет следующая документация, уточненная по результатам сертификационных работ и оформленная в установленном порядке:
(1) конструкторская документация, состоящая из чертежей и спецификаций на бумажных или электронных носителях (включая перечни этих чертежей и спецификаций), а также Технические условия на изделие;
(2) эксплуатационная документация образца.
(b) Заявитель (Держатель Сертификата типа) должен вести комплект конструкторской и эксплуатационной документации, определяющей типовую конструкцию, на которую выдан Сертификат типа, и все последующие модификации.
(c) Контроль за ведением указанного комплекта документации осуществляется Независимой инспекцией.
21.12. Сертификат типа образца авиационной техники
Заявитель имеет право на получение Сертификата типа на образец авиационной техники, если:
(1) выполнены процедуры, установленные настоящими Правилами;
(2) определена типовая конструкция образца авиационной техники и продемонстрировано ее соответствие требованиям Сертификационного базиса; и
(3) доказана приемлемость отступлений от требований Сертификационного базиса.
21.12A. Сертификат типа воздушного судна ограниченной категории
(a) Заявитель имеет право на получение Сертификата типа воздушного судна ограниченной категории, если оно используется для эксплуатации со следующими специальными целями:
(1) выполнение работ в сельском хозяйстве (опрыскивание, опыление, засев, контроль за домашними животными);
(2) санитарные и спасательные операции;
(3) охрана лесов и диких животных;
(4) наблюдение с воздуха (аэрофотосъемка местности, геологическая разведка, ледовая и рыбная разведки);
(5) патрулирование (трубопроводы, линии электропередач, каналы);
(6) борьба с пожарами (сбрасывание огнегасящих составов, десантов).
(b) Сертификат типа ВС ограниченной категории может быть выдан, если Заявитель продемонстрирует соответствие воздушного судна требованиям к лётной годности и охране окружающей среды, распространенным на данный тип воздушного судна и учитывающим особенности его конструкции и характеристик, связанные со спецификой его применения и особенностями условий эксплуатации.
(c) Авиационный двигатель и воздушный винт воздушного судна ограниченной категории могут сертифицироваться в составе ВС по решению Авиарегистра.
21.12B. Сертификат типа воздушного судна Вооруженных Сил, используемого в гражданской авиации
(a) Заявитель имеет право на получение Сертификата типа воздушного судна, ранее допущенного к эксплуатации в Вооруженных Силах государств-участников Соглашения.
Сертификат типа может быть выдан, если Заявитель продемонстрировал соответствие воздушного судна применимым к нему требованиям к лётной годности и охране окружающей среды, действовавшим на дату начала эксплуатации ВС в Вооруженных Силах.
(b) Сертификаты типа на авиационный двигатель и воздушный винт могут быть выданы, если Заявитель продемонстрирует, что указанные образцы соответствуют применимым требованиям к лётной годности и охране окружающей среды, действовавшим на дату начала эксплуатации указанных образцов авиационной техники в Вооруженных Силах.
(c) Авиарегистр может потребовать от Заявителя обеспечить соответствие образца авиационной техники специальным техническим условиям и более поздним требованиям к лётной годности, чем те, которые указаны в пунктах 21.12B(a)(b), если без выполнения этих требований не достигается адекватный уровень лётной годности.
21.13. Содержание Сертификата типа
(a) Сертификат типа удостоверяет соответствие образца авиационной техники требованиям Сертификационного базиса.
(b) Карта данных Сертификата типа на образец авиационной техники должна содержать информацию о Держателе Сертификата типа, типовой конструкции образца и его Сертификационном базисе, эксплуатационных ограничениях, касающихся летной годности образца и охраны окружающей среды.
21.14. Действие Сертификата типа
(a) Срок действия Сертификата типа на образец авиационной техники не ограничивается, за исключением случаев, специально оговариваемых Авиарегистром.
(b) Действие Сертификата типа не распространяется на экземпляры сертифицированной Авиарегистром авиационной техники, в конструкцию которых, включая одобренную Авиарегистром эксплуатационную документацию, внесены изменения с нарушением процедур, установленных настоящими правилами.
(c) Решением Авиарегистра действие Сертификата типа может быть приостановлено в случае выявления небезопасного состояния образца авиационной техники, связанного с его лётной годностью и угрожающих безопасности полтов.
(d) Решением Авиарегистра действие Сертификата типа может быть возобновлено после устранения указанных недостатков.
Сертификат типа решением Авиарегистра аннулируется в случаях:
(1) ликвидации организации Держателя Сертификата типа;
(2) отказа организации от выполнения обязанностей Держателя Сертификата типа;
(3) невыполнения организацией функций Держателя Сертификата типа;
(4) прекращения эксплуатации всех экземпляров данного типа авиационной техники.
(e) В случае необходимости внесения изменений в Сертификат типа Авиарегистр может принять решение об издании нового Сертификата типа, в котором должна быть указана дата первоначального издания Сертификата типа.
Заявка на получение сертификата типа. Требования к лётной годности и охране окружающей среды.
Сертификационный базис
21.15. Заявка на получение Сертификата типа
(a) Заявка на получение Сертификата типа подается в Авиарегистр Разработчиком образца авиационной техники (далее по тексту - Заявитель).
Примечание: Если Разработчик подает Заявку впервые, Авиарегистром аккредитуется Независимая инспекция в организации Заявителя.
(b) Заявка на получение Сертификатов типа составляется по форме, установленной Авиарегистром.
(c) К Заявке на получение Сертификата типа прилагаются:
(1) Спецификация образца, которая должна содержать краткое техническое описание, принципиальные схемы систем, основные характеристики в объеме, достаточном для оценки применимости требований к летной годности и охране окружающей среды, а также ожидаемые условия эксплуатации (эксплуатационные ограничения), в пределах которых будет сертифицирован образец;
(2) для воздушного судна - вид воздушного судна в трёх проекциях: для двигателя и воздушного винта - чертеж общего вида.
(3) проект Сертификационного базиса образца, который должен содержать:
(i) перечень разделов, глав и пунктов Авиационных правил (норм лётной годности), распространяемых на этот образец, включая, при необходимости, специальные технические условия;
(ii) требования к охране окружающей среды.
(d) Авиарегистр уведомляет Заявителя и Независимую инспекцию в его организации о принятии Заявки и назначенных Сертификационных центрах или Комиссии (21.24).
(e) Заявка на получение Сертификата типа действительна на срок не более 5 лет, если одновременно с подачей заявки Заявитель не обосновал, что требуется больший срок на проектирование, доводку и испытания создаваемого им образца, и этот срок был утвержден Авиарегистром, о чем уведомляется Заявитель.
(f) Если Сертификат типа не был выдан или если Заявитель убеждается в том, что Сертификат типа не будет им получен в срок действия заявки, то Заявитель должен подать в Авиарегистр новую Заявку на получение Сертификата типа с учётом 21.16А.
21.16A. Применение Авиационных правил и поправок к ним
(a) К образцу авиационной техники, заявленному на получение Сертификата типа, применяются действующие Авиационные правила с поправками, вступившими в силу на дату подачи в Авиарегистр Заявки.
(b) Поправки к Авиационным правилам, вступившие в силу после даты подачи Заявки на выдачу Сертификата типа, могут быть применены к данному образцу авиационной техники Заявителем в инициативном порядке, а также применяются в обязательном порядке, если указанные поправки имеют обратную силу.
(c) При применении Заявителем поправок, которые вступили в силу после подачи Заявки на Сертификат типа, он должен также применить и другие поправки, которые Авиарегистр считает непосредственно связанными с примененными поправками.
21.16B. Специальные технические условия
(a) Специальные технические условия разрабатываются Заявителем, если Авиарегистр установит, что действующие на дату подачи Заявки на Сертификат типа Авиационные правила не содержат адекватных требований к лётной годности заявляемого на сертификацию образца авиационной техники вследствие:
(1) наличия новых или необычных особенностей конструкции;
(2) нетрадиционного применения авиационной техники;
(3) имеющегося опыта эксплуатации аналогичных по конструкции и применению образцов авиационной техники, свидетельствующего о возможности возникновения небезопасных состояний.
(b) Специальные технические условия должны содержать такие требования к лётной годности, которые обеспечивают уровень лётной годности, эквивалентный установленному в действующих Авиационных правилах.
(с) Специальные технические условия включаются в Сертификационный базис отдельным разделом.
21.17. Сертификационный базис
(a) Образец авиационной техники, заявленный на получение Сертификата типа, должен соответствовать применимым требованиям к лётной годности и охране окружающей среды (21.16А, 21.16В, 21.18).
(b) Указанные требования оформляются в виде Сертификационного базиса образца, содержащего разделы по лётной годности и охране окружающей среды.
Сертификационный базис образца авиационной техники корректируется Разработчиком и одобряется Авиарегистром в процессе проведения сертификационных работ.
(c) Сертификационный базис окончательно утверждается Авиарегистром по результатам сертификации образца.
(d) Утвержденный Авиарегистром Сертификационный базис должен включать раздел, содержащий требования, по которым установлено эквивалентное соответствие.
21.18. Требования к охране окружающей среды
(a) К образцу авиационной техники применяются требования Авиационных правил Часть 34 (АП-34), Часть 36 (АП-36) и/или требования, установленные Приложением 16 к Конвенции о международной гражданской авиации.
(b) Требования к охране окружающей среды включаются в Сертификационные базисы воздушного судна и авиационного маршевого двигателя в качестве самостоятельных разделов.
21.19. Модификации, требующие выдачи нового Сертификата типа
(a) В том случае, когда Держатель Сертификата типа предусматривает внесение таких изменений в типовую конструкцию образца авиационной техники, которые требуют проведения новой сертификации образца, такая сертификация проводится по решению Авиарегистра в соответствии с процедурами, установленными настоящими правилами в Разделе В, и завершается выдачей Авиарегистром нового Сертификата типа на образец.
Примечание: Примерами таких изменений типовой конструкции образца являются:
(1) Для воздушного судна:
- существенные изменения конструкции или характеристик;
- изменение количества авиационных двигателей или несущих винтов;
- использование авиационных двигателей с другим принципом работы или создания тяги.
(2) Для авиационного двигателя:
- существенные изменения конструкции или принципов работы двигателя, его агрегатов, модулей, основных деталей;
- существенное увеличение частоты вращения роторов.
(3) Для воздушного винта:
- изменение количества или конфигурации лопастей;
- изменение принципа работы системы изменения шага винта.
(b) К образцу авиационной техники, заявленному на получение нового Сертификата типа, применяется Сертификационный базис, сформированный в соответствии с 21.92.
(c) В процессе сертификации образца авиационной техники, которая проводится в связи с внесением значительных изменений в его типовую конструкцию, зачитываются результаты сертификационных работ, полученные при первичной сертификации образца, которые могут быть распространены на модифицируемый образец.
Этап макета
21.20A. Уведомление о готовности к проведению этапа макета
До начала этапа макета Заявитель направляет в Авиарегистр и Сертификационные центры, назначенные Авиарегистром для проведения сертификационных работ, уведомление о готовности к проведению этапа макета. Уведомление должно быть согласовано с Независимой инспекцией в организации Заявителя.
К уведомлению прилагаются:
(1) проект Сертификационного базиса;
(2) проект Таблицы соответствия требованиям Сертификационного базиса;
(3) проект Плана сертификационных работ по образцу авиационной техники, его системам, компонентам и комплектующим изделиям, который должен содержать виды работ и последовательность их проведения;
(4) перечень комплектующих изделий категории А, подлежащих квалификации.
21.20B. Цель этапа макета
Целью этапа макета является:
(1) оценка полноты учета требований к лётной годности и охране окружающей среды, распространенных на создаваемый образец авиационной техники, и необходимости разработки специальных технических условий;
(2) предварительная оценка соответствия конструкции и характеристик проектируемого образца авиационной техники требованиям Сертификационного базиса;
(3) оценка проекта Таблицы соответствия образца авиационной техники требованиям Сертификационного базиса в части предлагаемых видов сертификационных работ и методов определения соответствия;
(4) оценка перечня комплектующих изделий, подлежащих квалификации (категория А).
(5) оценка Плана сертификационных работ по образцу авиационной техники, его системам, компонентам и комплектующим изделиям.
21.20C. Работы на этапе макета
(a) Работы на этапе макета проводятся макетной комиссией, состав которой утверждается Авиарегистром с учетом предложений Заявителя.
(b) Макетная комиссия проводит работы в соответствии с Положением по этапу макета, которое разрабатывается Заявителем и утверждается Авиарегистром.
(c) Положение по этапу макета определяет объемы макетирования в натурном исполнении или в виде электронной модели, перечень предъявляемой на этапе макета документации, порядок и методы работ на этапе макета, структуру Протокола макетной комиссии.
(d) По результатам работ макетной комиссии Заявитель оформляет Протокол макетной комиссии, заключение которого должно отвечать целям этапам макета.
Протокол макетной комиссии должен содержать мероприятия по устранению недостатков, связанных с лётной годностью и охраной окружающей среды.
(e) Заключение Протокола макетной комиссии подписывается членами макетной комиссии.
(f) Протокол макетной комиссии согласовывается Заявителем, Сертификационными центрами или Комиссией (21.24) и Независимой инспекцией в организации Заявителя.
(g) Протокол макетной комиссии утверждается Авиарегистром.
Сертификационные испытания воздушного судна
21.21. Применимость
Положения настоящей главы применимы к воздушным судам транспортной категории, к легким самолетам, к винтокрылым аппаратам нормальной категории, к очень лёгким самолетам и винтокрылым аппаратам, а также к пилотируемым свободным аэростатам и дирижаблям.
При этом к ВС транспортной категории и к самолетам переходной (компьютерной) категории применимы положения 21.22 - 21.23С, а к другим перечисленным выше видам ВС применяются положения 21.22(а), (b) и 21.24.
21.22. Общие положения
(a) Целями сертификационных испытаний (СИ) воздушного судна являются:
(1) определение и подтверждение соответствия воздушного судна и его эксплуатационной документации требованиям Сертификационного базиса, установление типовой конструкции ВС и эксплуатационных ограничений, в пределах которых ВС соответствует Сертификационному базису;
(2) оценка надежного функционирования установленной типовой конструкции ВС и его систем, оценка эксплуатационной документации.
(b) Сертификационные испытания подразделяются на два вида испытаний:
(1) Сертификационные заводские испытания (СЗИ), проводимые с целью, указанной в 21.22(а)(1), и
(2) Сертификационные контрольные испытания (СКИ), проводимые с целью, указанной в 21.22(а)(2);
(c) Степень участия Сертификационных центров в проведении конкретных видов СИ определяется Авиарегистром с учетом предложений Заявителя.
(d) До начала сертификационных испытаний ВС Заявитель оформляет, согласовывает с Независимой инспекцией в организации Заявителя, с Сертификационными центрами План-график проведения СИ, в котором указываются экземпляры ВС, предназначенные для проведения СИ, сроки выполнения на этих экземплярах ВС конкретных программ наземных, стендовых и лётных СЗИ, и программы СКИ, а также сроки представления в Авиарегистр доказательной и эксплуатационной документации.
Заявитель представляет План-график в Авиарегистр.
21.23A. Сертификационные заводские испытания
(a) Сертификационные заводские испытания (СЗИ) могут быть начаты, когда конструкция экземпляров ВС, предназначенных для проведения СЗИ в части их компонентов и функциональных систем, подлежащих оценке на конкретных экземплярах ВС, а также эксплуатационная документация, доведены до состояния, позволяющего определить их соответствие требованиям Сертификационного базиса и установить типовую конструкцию ВС.
(b) До начала СЗИ Заявитель представляет в Авиарегистр:
(1) Заключение о выполнении мероприятий Протокола макетной комиссии по устранению недостатков ВС, связанных с его лётной годностью, согласованное с Сертификационными центрами и Независимой инспекцией;
(2) Спецификацию ВС, содержащую описание заявляемой на сертификацию конструкции ВС, его компонентов и функциональных систем, а также ожидаемые условия эксплуатации (эксплуатационные ограничения) ВС;
(3) Акт (Акты) готовности экземпляров ВС и их систем к проведению испытаний по конкретным программам СЗИ, согласованные с Независимой инспекцией в организации Заявителя и Сертификационными центрами;
(4) Перечень параметров, регистрируемых при проведении СЗИ, согласованный с Сертификационными центрами;
(5) Перечень доказательной документации;
(6) Перечни КИ категории А и категории Б.
(c) Программы СЗИ разрабатываются Заявителем, согласовываются с СЦ и одобряются Авиарегистром.
(d) До начала СЗИ на каждый экземпляр воздушного судна, предназначенный для проведения сертификационных лётных испытаний, Заявитель должен получить Специальный сертификат лётной годности экспериментальной категории в порядке, предусмотренном Разделом Н настоящих Правил (21.191 и 21.193).
(e) В процессе проведения СЗИ Заявитель представляет на рассмотрение и согласование с СЦ и на одобрение в Авиарегистр доказательную документацию по мере е оформления.
(f) Конкретная программа СЗИ считается завершнной и результаты этих испытаний принимаются в зачёт сертификации типа ВС, если доказательные документы по данной программе СЗИ утверждены Заявителем, согласованы с СЦ и одобрены Авиарегистром.
(g) В том случае, если в процессе СЗИ выявлены недостатки конструкции ВС, его компонентов, функциональных систем или характеристик, касающиеся соответствия ВС требованиям СБ, Заявитель и СЦ уведомляют Авиарегистр о выявленных недостатках.
Заявитель:
(1) представляет на рассмотрение СЦ материалы СЗИ, связанные с выявленными недостатками;
(2) разрабатывает технические решения по устранению выявленных недостатков;
(3) реализует технические решения по устранению недостатков и демонстрирует СЦ и Авиарегистру эффективность принятых мер.
В том случае, если выявленный недостаток угрожает безопасности проведения СЗИ, Заявитель обязан приостановить проведение СЗИ и принять необходимые меры, направленные на устранение недостатка и обеспечение безопасности дальнейшего проведения СЗИ.
(h) До окончания СЗИ должны быть завершены работы по сертификации авиационного двигателя, воздушного винта и одобрению комплектующих изделий категории А с оформлением Авиарегистром соответствующих одобрительных документов.
(i) По результатам СЗИ Заявитель оформляет и представляет в Авиарегистр:
(1) Акт СЗИ, раздел "Заключение" которого должен отвечать целям, предусмотренным 21.22(а)(1);
(2) эксплуатационную документацию ВС, откорректированную по результатам СЗИ;
(3) Контрольный перечень соответствия типа ВС требованиям СБ;
(4) Спецификацию ВС, содержащую описание типовой конструкции ВС, установленной по результатам СЗИ;
(5) Заключение о завершении работ по квалификации КИ категории А и одобрению КИ категории Б.
Примечание: Документы, указанные в подпунктах (1) и (2), согласовываются с Сертификационными центрами.
21.23B. Сертификационные контрольные испытания
(a) Сертификационные контрольные испытания (СКИ) Заявитель начинает после завершения работ, указанных в 21.23А(h), и представления Заявителем Авиарегистру документов, указанных в 21.23A(i) или 21.24(8).
(b) Конструкция экземпляров ВС, предназначенных для проведения СКИ, должна соответствовать типовой конструкции, установленной по результатам СЗИ.
Примечание: Допускается наличие незначительных отклонений конструкции ВС, предназначенных для проведения СКИ, от установленной типовой конструкции, не влияющих на лётную годность ВС.
(c) До начала проведения СКИ Заявитель оформляет Акт готовности каждого экземпляра ВС к проведению СКИ, который должен содержать перечень отклонений от типовой конструкции.
Акт готовности экземпляра ВС к проведению СКИ Заявитель согласовывает с Независимыми инспекциями у Заявителя и Изготовителя.
(d) До начала СКИ Заявитель должен получить на каждый экземпляр ВС, предназначенный для проведения СКИ, Специальный сертификат лётной годности экспериментальной категории в порядке, предусмотренном Разделом Н настоящих Правил (21.191 и 21.193).
(e) На основании анализа результатов СЗИ и Актов готовности экземпляров ВС к проведению СКИ Авиарегистр принимает Решение о начале, условиях и объёмах (в лётных часах) проведения СКИ.
Объём СКИ должен составлять не менее 300 лётных часов для ВС транспортной категории с газотурбинными авиационными двигателями, которые ранее не устанавливались на сертифицированные Авиарегистром ВС, или не менее 150 лётных часов для ВС других категорий, если Решением Авиарегистра не установлены другие объёмы этих испытаний.
Из общего объёма СКИ не менее 50% следует проводить на экземпляре ВС, изготовленном по конструкторской документации, откорректированной по результатам СЗИ.
(f) Программа СКИ разрабатывается Заявителем, согласовывается с Сертификационными центрами и подлежит одобрению Авиарегистром.
(g) В том случае, если в процессе СКИ выявлены недостатки конструкции ВС, его компонентов, функциональных систем или характеристик, касающиеся соответствия ВС требованиям СБ, Заявитель должен принять меры по устранению этих недостатков в порядке, установленном 21.23A(g).
(h) По результатам СКИ Заявитель оформляет и согласовывает с Сертификационными центрами:
(1) Акт СКИ, раздел "Заключение" которого должен отвечать целям, предусмотренным 21.22(a)(2);
(2) эксплуатационную документацию, откорректированную по результатам СКИ.
21.23C. Завершение сертификационных испытаний воздушного судна
(a) Сертификационные центры, принимавшие участие в проведении сертификационных испытаний ВС (СЗИ и СКИ), оформляют и утверждают Комплексное заключение, отвечающее целям 21.22(a).
(b) Заявитель направляет в Авиарегистр:
(1) Акт СКИ;
(2) Спецификацию ВС, содержащую описание установленной по результатам СИ типовой конструкции ВС;
(3) эксплуатационную документацию, оформленную по результатам СИ;
(4) Комплексное заключение СЦ;
(5) Технические условия;
(6) Сертификационный базис воздушного судна, уточнённый по результатам сертификационных работ.
(c) По результатам рассмотрения представленной документации Авиарегистр одобряет:
(1) Акты СЗИ и СКИ;
(2) эксплуатационную документацию ВС (в части, предусмотренной Авиационными правилами), включая инструкцию по поддержанию летной годности;
(3) Комплексное заключение Сертификационных центров.
(4) Технические условия, и утверждает окончательную редакцию Сертификационного базиса.
(d) После одобрения и утверждения указанных документов Заявитель направляет в Авиарегистр Представление на получение Сертификата типа ВС.
К Представлению на получение Сертификата типа ВС прилагается Уведомление Заявителя и Изготовителя, согласованное с Независимыми инспекциями в этих организациях, о том, что конструкторская документация ВС откорректирована по результатам СИ, отражает типовую конструкцию ВС и пригодна для серийного производства ВС данного типа.
(e) На основании результатов сертификационных работ, проведнных в соответствии с процедурами, установленными настоящими Правилами, и Представления Заявителя Авиарегистр принимает решение о выдаче Заявителю Сертификата типа ВС.
21.24. Сертификационные испытания легких самолетов, винтокрылых аппаратов нормальной категории, очень лёгких самолетов и винтокрылых аппаратов, пилотируемых свободных аэростатов и дирижаблей
На указанные категории ВС распространяются все процедуры настоящих Правил с учетом следующего:
(1) В процессе сертификационных испытаний очень лёгких самолетов и винтокрылых аппаратов, а также дирижаблей авиационный двигатель и воздушный винт могут проходить сертификационные испытания в составе образца на соответствие требованиям, указанным в Сертификационном базисе образца.
(2) Сертификационные испытания указанных ВС проводятся Заявителем с участием Комиссии, назначаемой Авиарегистром из экспертов-аудиторов, специалистов Заявителя и иных специалистов. Состав Комиссии, включая её Председателя, утверждается Авиарегистром.
Степень участия Комиссии в проведении конкретных видов СИ определяется Авиарегистром с учетом предложений Заявителя.
(3) До начала сертификационных испытаний ВС Заявитель оформляет и представляет Комиссии План-график проведения СИ, в котором указываются экземпляры ВС, предназначенные для проведения СИ, сроки выполнения на этих экземплярах ВС конкретных программ наземных, стендовых и лётных СЗИ, и программы СКИ, а также сроки представления в Комиссию доказательной и эксплуатационной документации.
(4) Программа сертификационных испытаний ВС разрабатывается Заявителем, согласовывается Председателем Комиссии и одобряется Авиарегистром.
(5) Программа сертификационных испытаний ВС должна предусматривать на завершающем этапе лётных испытаний демонстрацию надёжной работы ВС, его компонентов и функциональных систем в объеме не менее 50 лётных часов.
(6) По результатам сертификационных испытаний Заявитель оформляет Акт сертификационных испытаний, раздел "Заключение" которого должен отвечать целям, предусмотренным 21.22(а), и эксплуатационную документацию, откорректированную по результатам испытаний.
(7) Акт сертификационных испытаний и эксплуатационная документация ВС согласовываются Комиссией.
(8) Акт сертификационных испытаний и эксплуатационная документация согласовываются Председателем Комиссии и представляются в Авиарегистр.
Компоненты образца авиационной техники.
Авиационные материалы
21.25. Классификация компонентов
(a) Применительно к настоящим Правилам компоненты имеют следующую классификацию:
(1) компоненты I класса - авиационный двигатель (АД), воздушный винт (ВВ);
(2) компоненты II класса - фюзеляж, крыло, поверхности управления, секции механизации крыла, шасси, механическая система управления, несущий и рулевой винты и другие части ВС, а также части конструкции АД и ВВ, работоспособность которых непосредственно влияет на лётную годность образца;
(3) компоненты III класса - вспомогательный двигатель (ВД) и другие комплектующие изделия (КИ), к которым относятся установленные на воздушное судно, механизмы АД, ВВ, приборы, оборудование (включая соединительное), стандартные детали, используемые для осуществления полта ВС.
(b) Компоненты III класса - комплектующие изделия, устанавливаемые на образец, подразделяются на две категории - А и Б.
Процедура классификации КИ на категории А и Б устанавливается Авиарегистром МАК.
При этом следующие КИ относятся к категории А:
(1) вспомогательный двигатель (ВД);
(2) КИ, оказывающие существенное влияние на лётную годность образца или ВД;
(3) КИ, на которые распространяются введенные в действие в установленном порядке Квалификационные требования.
К КИ категории Б относятся изделия не классифицированные в качестве КИ категории А.
(c) Состав КИ категории А и категории Б отражается в Перечнях, формируемых Разработчиком образца в порядке, устанавливаемом Авиарегистром МАК.
21.26. Сертификация и квалификация компонентов
(a) Сертификация и квалификация компонентов производится следующим образом:
(1) компоненты I класса сертифицируются в соответствии с процедурами, установленными 21.28 и 21.29, с выдачей Авиарегистром Сертификатов типа;
(2) компоненты II класса сертифицируются в составе образца авиационной техники, частью которого они являются;
(3) компоненты III класса (комплектующие изделия - КИ) категории А проходят обязательную квалификацию в соответствии с процедурами, установленными Разделом О настоящих Правил, с выдачей Авиарегистром Свидетельства о годности или Одобрительного письма.
Примечание: На ранее разработанные комплектующие изделия (РРКИ) категории А Авиарегистром выдаётся Одобрение на установку по процедуре 21.26(b);
(4) компоненты III класса (КИ) категории Б подлежат одобрению Разработчиком образца по процедуре, действующей в организации.
(b) Заявка на получение Одобрения на установку РРКИ подается в Авиарегистр Разработчиком образца.
К Заявке прилагается:
(1) Свидетельство о годности изделия, оформленное в соответствии с порядком, действовавшим на время проведения испытаний РРКИ, или
(2) Декларация о конструкции и характеристиках (ДКХ), оформленная Разработчиком РРКИ или Разработчиком образца.
На основании рассмотрения представленных материалов Авиарегистр принимает решение о возможности выдачи Одобрения на установку РРКИ.
21.27. Авиационные материалы
Процедуры оценки соответствия авиационных материалов, используемых в конструкции образцов авиационной техники, требованиям Авиационных правил и порядок сертификации их производства устанавливаются Авиарегистром.
Сертификационные испытания авиационных двигателей и воздушных винтов
21.28. Общие положения
(a) Целью сертификационных испытаний авиационных двигателей (АД) и воздушных винтов (ВВ) является:
(1) определение и подтверждение соответствия АД, ВВ и их эксплуатационной документации требованиям Сертификационного базиса;
(2) установление типовой конструкции АД, ВВ и ожидаемых условий эксплуатации (эксплуатационных ограничений), в пределах которых АД, ВВ соответствуют Сертификационному базису.
(b) Степень участия Сертификационных центров в проведении конкретных видов сертификационных работ определяется Авиарегистром с учетом предложений Заявителя.
(c) До начала сертификационных испытаний АД, ВВ Заявитель оформляет, согласовывает с Независимой инспекцией в организации Заявителя, с Сертификационными центрами и направляет в Авиарегистр План-график проведения СИ, в котором указываются экземпляры АД, ВВ, предназначенные для проведения СИ, сроки выполнения на этих экземплярах конкретных программ СИ, а также сроки представления в Авиарегистр доказательной и эксплуатационной документации.
21.29. Сертификационные испытания
(a) Сертификационные испытания могут быть начаты, когда конструкция экземпляров АД, ВВ, предназначенных для проведения СИ, их компонентов и функциональных систем, подлежащих оценке на конкретных экземплярах АД, ВВ, а также эксплуатационная документация доведены до состояния, позволяющего определить их соответствие требованиям Сертификационного базиса (СБ) и установить их типовую конструкцию.
(b) До начала СИ Заявитель должен представить в Авиарегистр:
(1) Заключение о выполнении мероприятий Протокола Макетной комиссии по устранению недостатков АД, ВВ, связанных с их лётной годностью, согласованное с Сертификационными центрами и Независимой инспекцией;
(2) Спецификацию АД, ВВ, содержащую описание заявляемой на сертификацию конструкции, их компонентов и функциональных систем, а также ожидаемые условия эксплуатации (эксплуатационные ограничения);
(3) Акт (Акты) готовности экземпляров АД, ВВ и их систем к проведению испытаний по конкретным программам СИ, согласованные с Независимой инспекцией в организации Заявителя и Сертификационными центрами;
(4) Перечень параметров, регистрируемых при проведении СИ, согласованный с Сертификационными центрами;
(5) Перечень доказательной документации;
(6) Перечни КИ категории А и категории Б.
(c) Программы СИ разрабатываются Заявителем, согласовываются с СЦ и одобряются Авиарегистром.
(d) В процессе проведения СИ Заявитель представляет на рассмотрение и согласование с СЦ и на одобрение в Авиарегистр доказательную документацию по мере её оформления.
(e) Конкретная программа СИ считается завершённой и результаты этих испытаний принимаются в зачёт сертификации типа АД, ВВ, если доказательные документы по данной программе СИ утверждены Заявителем, согласованы с СЦ и одобрены Авиарегистром.
(f) В том случае, если в процессе СИ выявлены недостатки конструкции АД, ВВ, их компонентов, функциональных систем или характеристик, касающиеся соответствия требованиям СБ, Заявитель и СЦ уведомляют Авиарегистр о выявленных недостатках.
Заявитель:
(1) представляет на рассмотрение СЦ материалы СИ, связанные с выявленными недостатками;
(2) разрабатывает технические решения по устранению выявленных недостатков;
(3) реализует технические решения по устранению недостатков и демонстрирует СЦ и Авиарегистру эффективность принятых мер.
(g) По результатам СИ Заявитель оформляет и представляет в Авиарегистр:
(1) Акт СИ, раздел "Заключение" которого должен отвечать целям, предусмотренным 21.28(а);
(2) эксплуатационную документацию АД, ВВ, откорректированную по результатам СИ;
(3) Контрольный перечень соответствия типа АД, ВВ требованиям СБ;
(4) Спецификацию АД, ВВ, содержащую описание типовой конструкции АД, ВВ, установленной по результатам СИ;
(5) Заключение о завершении работ по квалификации КИ категории А и одобрению КИ категории Б;
(6) Технические условия на изделие АД, ВВ;
(7) Сертификационный базис АД, ВВ, уточнённый по результатам сертификационных работ.
Примечание: Документы, указанные в подпунктах (1) и (2), согласовываются с Сертификационными центрами.
(h) Авиарегистр одобряет:
(1) Акт СИ;
(2) эксплуатационную документацию АД, ВВ (в части, предусмотренной Авиационными правилами АП-33, АП-35);
(3) Технические условия на изделие АД, ВВ.
Авиарегистр утверждает окончательную редакцию Сертификационного базиса.
(i) После одобрения и утверждения указанных выше документов Авиарегистр уведомляет Заявителя о завершении сертификационных работ по заявленному типу АД, ВВ.
(j) На основании уведомления Авиарегистра Заявитель направляет в Авиарегистр Представление на получение Сертификата типа АД, ВВ, согласованное с Независимой инспекцией в организации Заявителя.
(k) К Представлению на получение Сертификата типа прилагается Уведомление Заявителя и Изготовителя, согласованное с Независимыми инспекциями в этих организациях, о том, что конструкторская документация АД, ВВ откорректирована по результатам СИ, отражает типовую конструкцию АД, ВВ и пригодна для серийного производства АД, ВВ данного типа.
(l) На основании результатов сертификационных работ, проведнных в соответствии с процедурами, установленными настоящими Правилами, и Представления Заявителя Авиарегистр принимает решение о выдаче Заявителю Сертификата типа АД, ВВ.
Обязанности держателя сертификата типа.
Передача Сертификата типа
21.44. Обязанности Держателя Сертификата типа
Держатель Сертификата типа обязан обеспечить непрерывность действия Сертификата типа и авторское сопровождение в процессе производства, эксплуатации и ремонта авиационной техники.
С этой целью Держатель Сертификата типа должен:
(1) обеспечить хранение конструкторской и эксплуатационной документации образца, отражающих его типовую конструкцию на дату получения Сертификата типа, а также доказательной документации;
(2) вести документы, предусмотренные подпунктом (1), отражая в них изменения, вносимые в типовую конструкцию;
(3) обеспечивать эффективное взаимодействие с Изготовителем авиационной техники;
(4) поддерживать систему учета и анализа данных об отказах, неисправностях, дефектах и других авиационных событиях, обеспечить исследование отказавших изделий, разработку и внедрение корректирующих мероприятий;
(5) информировать Авиарегистр об отказах, неисправностях, дефектах и других авиационных событиях, которые привели или могут привести к небезопасным состояниям авиационной техники;
(6) обеспечивать разработку и представление в Авиарегистр технических решений для издания им Директив летной годности, своевременно принимать меры по реализации технических решений, предусмотренных Директивами летной годности Авиарегистра.
21.47. Передача Сертификата типа
(a) В том случае, когда Держатель Сертификата типа утратил статус юридического лица или принял решение отказаться от ответственности за типовую конструкцию и поддержание лётной годности, Сертификат типа может быть передан другому юридическому лицу (правопреемнику) по решению Авиарегистра.
Примечание: Передача Сертификата типа осуществляется Авиарегистром путем выдачи Сертификата типа, оформленного на другое юридическое лицо (правопреемника).
(b) Авиарегистр принимает решение о возможности передачи Сертификата типа при соблюдении следующих условий:
(1) в Авиарегистр представлено совместное заявление Держателя Сертификата типа и правопреемника о том, что:
(i) Держатель Сертификата типа передает, а правопреемник принимает права и обязанности держателя Сертификата типа, установленные в настоящих Правилах;
(ii) документы и материалы, необходимые для реализации прав и обязанностей Держателя Сертификата типа, находятся в распоряжении правопреемника.
(2) Правопреемник признан Авиарегистром в качестве Разработчика авиационной техники, вид и категория которой указаны в передаваемом Сертификате типа, что удостоверяется Сертификатом Разработчика авиационной техники, выданным Авиарегистром.
<< Раздел A - Общие положения |
Раздел >> С (не применяется) |
|
Содержание Авиационные правила МАК. Часть 21. Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей (АП-21) 2013... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.