Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение К - Эксплуатация на маршрутах увеличенной дальности (ETOPS)
Данное Приложение устанавливает требования летной годности для одобрения компоновки "планер-двигатель" двухдвигательного самолета для эксплуатации на маршрутах увеличенной дальности (ETOPS) с максимальным временем полета до запасного аэродрома до 180 мин включительно.
К25.1. Требования к конструкции
К25.1.1. Соответствие части 25 Авиационных Правил
Компоновка "планер-двигатель" должна соответствовать требованиям Части 25 Авиационных Правил с учетом максимального времени полета и наибольшей продолжительности полета до запасного аэродрома при полетах по правилам ETOPS, для которых Заявитель запрашивает одобрение.
К25.1.2. Человеческие факторы
Необходимо учитывать рабочую нагрузку экипажа, распределение обязанностей, а также физиологические потребности экипажа и пассажиров при длительном полете при воздействии отказов в течение максимального времени полета до запасного аэродрома, для которого запрашивается одобрение.
К25.1.3. Системы самолета
(a) Эксплуатация в условиях обледенения
(1) Самолет должен быть сертифицирован для эксплуатации в условиях обледенения в соответствии с требованиями 25.1419 настоящих Норм.
(2) Самолет должен быть способен безопасно выполнять полет до запасного аэродрома при эксплуатации по ETOPS в условиях наиболее критического нарастания льда, являющегося результатом:
(i) условий обледенения, встречающихся на высоте, на которой самолет должен выполнять полет после отказа двигателя или разгерметизации кабины;
(ii) 15-ти минутного нахождения в условиях максимального длительного обледенения, указанных в Приложении С настоящих Норм;
(iii) накопления льда во время захода на посадку и при посадке в условиях обледенения, указанных в Приложении С настоящих Норм.
(b) Электроснабжение. Самолет должен быть оборудован, по меньшей мере, тремя независимыми источниками электрической энергии.
(с) Системы, работающие с ограничением по времени. Необходимо определить время, в течение которого может работать каждая важная для ETOPS система, работа которой ограничена по времени.
К25.1.4. Силовые установки
(а) Конструкция топливной системы. Топливо, необходимое для завершения полета по ETOPS (включая полет до запасного аэродрома в течение максимального времени, на которое Заявитель запрашивает одобрение), должно поступать к работающим двигателям с давлением и расходом, которые требуются в соответствии с 25.955, при любых отказных состояниях самолета, не отнесенных к категории практически невероятных.
Виды отказов, которые должны быть рассмотрены, включают в себя, но не должны этим ограничиваться: отказы крана кольцевания, отказы автоматической системы управления выработкой топлива, а также отказы основной системы генерирования электроэнергии.
(1) Если двигатель сертифицирован с ограничениями по минимальному давлению на входе в подкачивающий топливный насос двигателя, то применяются следующие требования:
(i) демонстрационные испытания самолета должны охватывать наиболее неблагоприятные условия подачи топлива на этапе крейсерского полета и при полете до запасного аэродрома, включая:
(A) Сорт и температуру топлива.
(B) Изменения тяги или мощности.
(C) Турбулентность и отрицательные перегрузки.
(D) Агрегаты топливной системы, техническое состояние которых ухудшилось в пределах одобренных ограничений для технического обслуживания.
(ii) невырабатываемый остаток топлива в конфигурации подачи топлива при отказе подкачивающих насосов должен быть установлен в соответствии с параграфом 25.959.
(2) [Зарезервирован].
(3) Экипажу должна быть обеспечена предупреждающая сигнализация в случае, когда количество топлива, которое может поступать к двигателям, снижается ниже уровня, необходимого для полета до места назначения. Предупреждающая сигнализация должна срабатывать тогда, когда остающегося топлива достаточно для безопасного завершения полета до запасного аэродрома. Данная сигнализация должна формироваться с учетом возможности неправильной работы системы управления выработкой топлива или системы распределения топлива между баками, а также возможной потери топлива. Этот пункт не применяется к самолетам, в состав экипажа которых включен бортинженер.
(b) Конструкция ВД
Если для обеспечения соответствия данному Приложению необходим ВД, следует продемонстрировать, что:
(1) Надежность ВД достаточна для обеспечения соответствия этим требованиям; и
(2) ВД способен надежно запускаться в полете в соответствии с рекомендациями ЛР после отказа одного двигателя или любого другого отказа, требующего запуска ВСУ в полете, и работать в течение оставшейся части полета.
(c) Конструкция масляного бака двигателя
Масляный бак двигателя, установленный на самолете, одобряемом для полетов по правилам ETOPS, должен быть сконструирован таким образом, чтобы предотвратить возможность опасной потери масла из-за неправильно установленной крышки заливной горловины бака.
К25.1.5. Контроль состояния двигателя
Для одобрения двигателя к установке на самолет, одобряемый для полетов по правилам ETOPS, инструкции по поддержанию летной годности должны включать процедуры для контроля состояния двигателя. Процедуры контроля состояния двигателя должны позволять определить до полета способен ли двигатель в пределах одобренных ограничений его работы обеспечить максимальную продолжительную мощность или тягу, отбор воздуха и отбор мощности, необходимые для полета до запасного аэродрома с отказавшим двигателем. Для двухдвигательного самолета, одобряемого для полетов по правилам ETOPS, процедуры контроля состояния двигателя должны быть подтверждены до выдачи одобрения полетов по ETOPS.
К25.1.6. Конфигурация самолета, техническое обслуживание и процедуры эксплуатации
Все требования к конфигурации самолета, одобряемого для выполнения полетов по правилам ETOPS, эксплуатационные требования и требования к техническому обслуживанию, ограничения по ресурсу и срокам службы компонентов ВС, ограничения Главного перечня минимального оборудования (ГПМО), а также одобренное для ETOPS значение максимального времени полета до запасного аэродрома должны быть указаны Заявителем в документе "Стандартные требования к конфигурации ETOPS, техническому обслуживанию и процедурам эксплуатации".
Эксплуатационная документация должна содержать материалы и информацию, необходимые для выполнения полетов по правилам ETOPS.
К25.1.7. Летное руководство
Летное руководство самолета должно содержать следующую информацию, применимую для одобрения типовой конструкции для полетов по ETOPS:
(a) Специальные ограничения, включая любые ограничения, связанные с эксплуатацией самолета вплоть до максимального значения времени полета до запасного аэродрома, подлежащего одобрению.
(b) Требуемые трафареты или надписи.
(c) Перечень бортового оборудования, необходимого для эксплуатации на маршрутах увеличенной дальности, а также методы эксплуатации этого оборудования летным экипажем.
(d) Время действия для следующих систем:
(1) Системы пожаротушения в грузовых или багажных отсеках класса С.
(2) Наиболее ограниченной по времени работы системы, имеющей большое значение для эксплуатации по ETOPS, помимо системы пожаротушения, предназначенной для грузовых или багажных отсеков класса С.
(e) Утверждение в разделе "Эксплуатационные ограничения": "Надежность типовой конструкции и летные характеристики данной компоновки "планер-двигатель" оценены на соответствие применимым требованиям сертификационного базиса и признаны пригодными для (указать одобренное максимальное значение времени полета до запасного аэродрома) эксплуатации на маршрутах увеличенной дальности (ETOPS) при условии обеспечения соответствия требованиям к конфигурации, техническому обслуживанию и процедурам эксплуатации, содержащимся в документе "Стандартные требования к конфигурации ETOPS, техническому обслуживанию и процедурам эксплуатации". Этот вывод не является одобрением выполнения полетов по правилам ETOPS".
Примечание: Фактическое максимальное значение времени полета до запасного аэродрома для конкретного экземпляра самолета может быть меньше одобренного максимального времени полета до запасного аэродрома на основании возможностей его наиболее ограниченной по времени работы системы.
К25.2. Самолеты с двумя двигателями
Для одобрения типовой конструкции двухдвигательного самолета для полетов по правилам ETOPS Заявитель должен использовать метод, основанный на анализе опыта эксплуатации.
К25.2.1. Метод, основанный на анализе опыта эксплуатации
Для одобрения типовой конструкции для полетов по правилам ETOPS на основании анализа опыта эксплуатации необходимо подтвердить соответствие параграфам К25.2.1(а) и К25.2.1(b) до проведения оценок, указанных в параграфах К25.2.1(с) и K25.2.1(d), а также летных испытаний, указанных в параграфе К25.2.1(е).
(a) Опыт эксплуатации. Суммарная наработка двигателей всего парка самолетов для рассматриваемой компоновки "планер-двигатель" должна составлять как минимум 250 000 ч. При анализе опыта эксплуатации может быть также учтен опыт эксплуатации других самолетов, однако опыт эксплуатации заявляемого для одобрения на полеты по правилам ETOPS типа самолета должен составлять существенную долю общей наработки.
(b) Интенсивность выключения двигателя в полете (IFSD)
Текущие средние значения интенсивности выключения двигателя в полете (IFSD), продемонстрированные для всего парка самолетов с рассматриваемой компоновкой "планер-двигатель" методом скользящего среднего за период 12 месяцев должны быть соразмерны запрашиваемому для одобрения уровню ETOPS.
(1) Для одобрения типовой конструкции самолета для эксплуатации на маршрутах увеличенной дальности (ETOPS) с максимальным временем полета до запасного аэродрома до 120 мин включительно:
Интенсивность выключения двигателей в полете должна быть равна 0,05 (или менее) на 1000 ч наработки двигателей всего парка. Если только эта интенсивность не равна 0,02 (или менее) на 1000 ч наработки двигателей, Заявитель должен разработать и представить в документе "Стандартные требования к конфигурации ETOPS, техническому обслуживанию и процедурам эксплуатации" (СМР) перечень корректирующих действий, в т. ч. внедряемых в типовую конструкцию двигателя или самолета, выполнение которых должно привести к интенсивности выключения двигателя, равной 0,02 (или менее) на 1000 ч наработки двигателей всего парка.
(2) Для одобрения типовой конструкции самолета для эксплуатации на маршрутах увеличенной дальности (ETOPS) с максимальным временем полета до запасного аэродрома до 180 мин включительно.
Интенсивность выключения двигателей в полете должна быть равна 0,02 (или менее) на 1000 ч наработки двигателей всего парка. Если такая интенсивность выключения двигателя в полете, продемонстрированная для самолетов с рассматриваемой компоновкой "планер-двигатель", не подтверждена при одобрении типовой конструкции самолета для эксплуатации на маршрутах увеличенной дальности (ETOPS) с максимальным значением времени полета до запасного аэродрома до 120 мин включительно, Заявитель должен показать, что новые или дополнительные требования обеспечат достижение указанной интенсивности выключения двигателя в полете. Данные требования должны быть включены в документ "Стандартные требования к конфигурации ETOPS, техническому обслуживанию и процедурам эксплуатации".
(3) [Зарезервирован].
(с) Оценка силовой установки
(1) Заявитель должен провести оценку силовой установки, основываясь на следующих данных, собранных по всему парку самолетов с заявленной компоновкой "планер-двигатель":
(i) перечень всех случаев выключения двигателей в полете (IFSD), незапланированных выключений двигателя на земле, а также случаев (как на земле, так и в полете), когда двигатель не был выключен, но управление двигателем или заданный уровень тяги или мощности не были обеспечены, включая срыв пламени двигателя. Запланированные выключения, выполненные при летной подготовке экипажей или летных испытаниях не должны включаться в рассмотрение.
Для каждого случая выключения двигателя заявитель должен предоставить следующие данные:
(A) Тип, модель и серийный номер каждого самолета и двигателя.
(B) Конфигурацию двигателя и хронологию основных изменений (модификаций).
(C) Расположение двигателя.
(D) Обстоятельства, приведшие к выключению двигателя или иному указанному выше в п. (i) событию.
(E) Этап полета или наземной работы.
(F) Данные о погоде и других внешних факторах; и
(G) Причину выключения двигателя.
(ii) данные по внеплановым съемам двигателя с момента введения в эксплуатацию (используя осредненные за 6 и 12 месяцев текущие значения) со сводкой по основным причинам снятий;
(iii) перечень всех событий, связанных с силовой установкой (в т. ч. если они были вызваны ошибками в техническом обслуживании или ошибками летного экипажа), включая задержки вылета, отмены вылета, прерванные взлеты, возвраты, уходы на запасной аэродром, а также полеты, которые были продолжены до аэропорта назначения после имевшего место события.
(iv) суммарное количество часов наработки двигателя и циклов работы, наработка в часах для двигателя, наработавшего наибольшее количество часов, количество полетных циклов для двигателя с наибольшим количеством циклов, а также распределение наработки двигателей в часах и циклах;
(v) средняя наработка на отказ (MTBF) агрегатов силовой установки, которые влияют на надежность силовой установки;
(vi) статистические данные по интенсивности выключения двигателя в полете с момента введения в эксплуатацию с использованием текущих средних значений за 12 месяцев.
(2) Для всех событий, указанных в К25.2.1(с)(1)(i), должны быть разработаны мероприятия по устранению их причин и показана эффективность этих мероприятий для предотвращения таких событий в будущем. Каждое такое мероприятие должно быть отражено в документе "Стандартные требования к конфигурации ETOPS, техническому обслуживанию и процедурам эксплуатации", указанном в К25.1.6.
Корректирующее действие не требуется:
(i) для события, по которому Изготовитель не способен определить причину;
(ii) для события, при котором технически неосуществимо разработать корректирующее действие;
(iii) если интенсивность выключения двигателя в полете по всему парку самолетов с заданной компоновкой "планер-двигатель":
(A) Не превышает 0,02 на 1000 ч наработки двигателя всего парка для эксплуатации на маршрутах увеличенной дальности (ETOPS) с максимальным значением времени полета до запасного аэродрома до 180 мин включительно.
(B) [Зарезервирован].
(d) Оценка систем самолета
Заявитель должен провести оценку систем самолета, используя имеющиеся данные эксплуатации по надежности систем, имеющих большое значение для полетов по правилам ETOPS. Заявитель должен показать, что системы самолета соответствуют требованиям раздела А-0 и пункта 25.1309(b) настоящих Норм, для представленной на одобрение компоновки "планер-двигатель".
Для каждой причины или возможной причины возникших в процессе эксплуатации проблем, связанных с конструкцией, изготовлением, эксплуатацией и техническим обслуживанием систем самолета, должны быть разработаны мероприятия, направленные на их устранение, или действия, для которых имеется подтверждение их эффективности с точки зрения предотвращения возникновения подобных событий в будущем. Каждое такое мероприятие должно быть отражено в документе "Стандартные требования к конфигурации ETOPS, техническому обслуживанию и процедурам эксплуатации", указанном в К25.1.6. Мероприятий не требуется, если проблема не будет существенно влиять на безопасность или надежность рассматриваемых систем самолета.
Рассмотрению подлежат проблемы, связанные с системами, имеющими большое значение для обеспечения полетов по ETOPS, которые приводят или могли бы привести к выключению двигателя в полете (IFSD) или необходимости принятия решения о полете на запасной аэродром. Для того, чтобы увеличить объем доступной информации по данному вопросу оценка систем самолета должна учитывать также проблемы, связанные с подобным или идентичным оборудованием, установленным и на других типах самолетов.
(e) Летные испытания самолета
Заявитель должен провести летные испытания, чтобы подтвердить способность экипажа безопасно выполнять полет до запасного аэродрома в условиях ETOPS с неработающим двигателем и наихудшими случаями отказов и неисправностей систем, важных для осуществления полетов по правилам ETOPS, которые могут иметь место в эксплуатации. Летные испытания должны подтвердить летные качества и характеристики самолета при полете с упомянутыми отказами и неисправностями.
К25.2.2 [Зарезервирован].
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.