Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел G - Эксплуатационные ограничения и информация
25.1501. Общие положения
(a) Должны быть установлены все эксплуатационные ограничения, указанные в параграфах 25.1503 - 25.1533, и другие ограничения, необходимые для безопасной эксплуатации.
(b) Эксплуатационные ограничения и другая информация, необходимые для безопасной эксплуатации, должны доводиться до членов экипажа так, как это предписано в параграфах 25.1541 - 25.1587.
Эксплуатационные ограничения
25.1503. Ограничения скорости. Общие положения
В тех случаях, когда ограничения скорости являются функцией веса, распределения веса, высоты или числа М, следует установить ограничения, соответствующие всем критическим комбинациям этих параметров.
25.1505. Максимальная эксплуатационная скорость
Максимально допустимая эксплуатационная скорость ( - скорость или число М, в зависимости от того, какая из этих величин является критической на данной высоте) - это скорость, которую не разрешается преднамеренно превышать на любом режиме полета (набор высоты, крейсерский полет или снижение), за исключением случаев, когда разрешается более высокая скорость при летных испытаниях или во время тренировочных полетов. Максимально допустимая эксплуатационная скорость не должна превышать расчетную крейсерскую скорость и быть значительно ниже или , чтобы свести к минимуму вероятность непреднамеренного превышения этих скоростей в полете. Запас скорости между и или не должен быть меньше установленного в соответствии с 25.335(b) или оказавшегося необходимым по результатам летных испытаний, проводимых в соответствии с 25.253.
25.1507. Маневренная скорость
Маневренная скорость не должна превышать расчетную маневренную скорость , определенную в 25.335(с).
25.1511. Максимальная допустимая скорость в полете с отклоненными закрылками и/или предкрылками
Установленная максимальная допустимая скорость в полете с отклоненными закрылками и/или предкрылками не должна превышать расчетную скорость полета с выпущенными закрылками , выбранную в соответствии с требованиями 25.335(е) и 25.345 для соответствующих углов отклонения закрылков и режимов работы двигателей.
25.1513. Минимальная эволютивная скорость
Минимальная эволютивная скорость , определенная в 25.149, должна устанавливаться как эксплуатационное ограничение.
25.1515. Максимальная скорость полета при выпуске и уборке шасси
(a) Установленная максимальная скорость полета при выпуске и уборке шасси должна превышать скорость, при которой можно безопасно выпустить и убрать шасси в соответствии с 25.729 или характеристиками самолета. Если скорость полета при выпуске шасси отличается от скорости при уборке, указанные две скорости должны обозначаться соответственно и .
(b) Установленная скорость полета с выпущенными шасси должна превышать скорость, при которой обеспечивается безопасность полета с шасси, зафиксированным в полностью выпущенном положении, и скорости, определяемой в 25.729.
25.1516. Другие ограничения скорости
Должны быть установлены любые другие ограничения, связанные со скоростью.
25.1517. Скорость полета в неспокойном воздухе
Должна быть установлена скорость полета в неспокойном воздухе для использования в качестве рекомендованной скорости пролета зоны турбулентности, которая:
(a) Не больше, чем расчетная скорость для максимального порыва ветра, выбранная для .
(b) Не меньше, чем минимальная величина , определенная в 25.335(d); и
(c) Существенно меньше, чем , для обеспечения того, чтобы вероятные изменения скорости при полете в неспокойном воздухе не вызывали слишком частого срабатывания предупреждения о превышении скорости. При отсутствии достаточных исследований, подтверждающих использование других скоростей, скорость должна быть менее чем - 65 км/ч (ИС).
25.1519. Вес, центровка и распределение веса
Ограничения по весу самолета, центровке и распределению веса, определяемые в параграфах 25.23 - 25.27, должны устанавливаться в качестве эксплуатационных ограничений.
25.1521. Ограничения по силовой установке
(a) Общие положения. Ограничения по силовой установке, предписанные в настоящем параграфе, должны устанавливаться таким образом, чтобы они не превышали соответствующих пределов, предусмотренных в сертификатах типа двигателей или воздушных винтов, и величин, на которых базируется соответствие любым другим требованиям настоящих Норм.
(b) [Зарезервирован].
(c) Установки газотурбинных двигателей. Должны быть установлены следующие эксплуатационные ограничения, относящиеся к установкам газотурбинных двигателей:
1) Мощность (л.с.), крутящий момент или тяга (об/мин), температура газа и продолжительность для:
i) максимальной продолжительной мощности или тяги (относящейся к форсированному или нефорсированному режиму, в зависимости от того, что применимо);
ii) взлетной мощности или тяги (относящейся к форсированному или нефорсированному режиму, в зависимости от того, что применимо).
2) Обозначение или марка топлива.
3) Любой другой параметр, для которого установлено ограничение как часть сертификата типа двигателя, за исключением того, что не требуется устанавливать ограничение для параметра, который не может быть превышен при нормальной работе данной конструкции установки или в силу другого установленного ограничения.
(d) Температура
25.1523. Минимальный летный экипаж
Минимальное количество членов экипажа должно определяться расчетом, исходя из того, чтобы это количество обеспечивало безопасность полета с учетом:
(a) Рабочей нагрузки каждого члена экипажа.
(b) Обеспечения доступа к органам управления и легкости их управления соответствующими членами экипажа.
(c) Типов эксплуатационных режимов, указанных в 25.1525.
Критерии для определения соответствия требованиям настоящего параграфа изложены в Приложении D настоящих Норм.
25.1525. Условия эксплуатации
Ограничения по условиям эксплуатации самолета устанавливаются исходя из типовой конструкции, подтвержденной при сертификации, и установленного оборудования.
25.1527. Температура наружного воздуха и эксплуатационная высота
Должны быть установлены допустимые границы температуры наружного воздуха и эксплуатационной высоты полета, до которых разрешается эксплуатация самолета, исходя из ограничений, накладываемых летными характеристиками, характеристиками устойчивости и управляемости, прочностными характеристиками, характеристиками силовой установки, а также характеристиками систем или оборудования.
25.1529. Инструкции по поддержанию летной годности
Заявитель должен подготовить приемлемые Инструкции по поддержанию летной годности в соответствии с требованиями Приложения H настоящих Норм.
25.1531. Эксплуатационные полетные перегрузки
Должны устанавливаться ограничения по перегрузке, не превышающие соответствующих значений перегрузки, определяемых по графику, приведенному в 25.333(b).
25.1533. Дополнительные эксплуатационные ограничения
(a) Дополнительные эксплуатационные ограничения должны устанавливаться следующим образом:
(1) Максимальные взлетные веса должны устанавливаться как веса, при которых доказывается соответствие требованиям, изложенным в настоящих Нормах (включая указанные в 25.121(а)-(с) требования к начальному набору высоты при взлете в зависимости от высоты и температуры окружающего воздуха).
(2) Максимальные посадочные веса должны устанавливаться как веса, при которых показано соответствие применимым требованиям настоящих Норм (включая требования 25.119 и 25.121(d) к набору высоты при уходе на второй круг в зависимости от высоты и температуры наружного воздуха).
(3) Минимальные взлетные дистанции должны устанавливаться как дистанции, при которых доказано соответствие применимым условиям настоящих Норм (включая условия 25.109 и 25.113, для весов, высот, температур, составляющих скорости ветра, состояния поверхности полосы (сухая, мокрая или покрытая осадками) и углов наклона ВПП) для ровных искусственных ВПП, а также по желанию Заявителя для грунтовых ВПП. Кроме того, по желанию Заявителя могут быть установлены дистанции взлета на мокрой ВПП для рифленых ВПП или ВПП с пористым покрытием с повышенным трением. Эти дистанции могут быть одобрены для использования на ВПП, которые были специально сконструированы, построены и содержатся соответствующим образом, приемлемым для Компетентного органа.
(b) Предельные значения переменных факторов (таких, как высота, температура, ветер и угол наклона ВПП) являются значениями, при которых демонстрируется соответствие требованиям настоящих Норм.
25.1535. Одобрение эксплуатации на маршрутах увеличенной дальности (ETOPS)
Для одобрения типовой конструкции самолета для эксплуатации на маршрутах увеличенной дальности полета до запасного аэродрома (ETOPS) каждый Заявитель должен показать соответствие требованиям Приложения К.
Трафареты и надписи
25.1541. Общие положения
(a) На самолете должны находиться:
(1) Необходимые обозначения и трафареты; и
(2) Любая дополнительная информация, обозначения на приборах, и трафареты, необходимые для безопасной эксплуатации самолета необычной конструкции или с необычными эксплуатационными и пилотажными характеристиками.
(b) Все обозначения и трафареты, предписанные пунктом (а) данного параграфа:
(1) Должны располагаться на видных местах.
(2) Быть такими, чтобы их было трудно стереть, исказить или сделать неясными.
(1*) В сочетании с конструктивным исполнением составных частей самолета (в первую очередь штуцеров, трубопроводов, электрокоммуникаций и их разъемов) должны сводить к минимуму вероятность неправильного демонтажа, монтажа и/или регулировки указанных элементов конструкции при их техническом обслуживании.
25.1543. Обозначения на приборах. Общие положения
Для всех приборов:
(a) Если обозначение наносится на защитное стекло прибора, необходимо обеспечить правильное положение стекла относительно шкалы.
(b) Все дуги и линии должны быть достаточно широкими и располагаться так, чтобы пилот мог их ясно видеть.
25.1545. Указания по ограничению скорости
Указания по ограничению скорости, в соответствии с 25.1583(а), должны располагаться таким образом, чтобы они легко могли считываться и осмысливаться членами летного экипажа.
25.1547. Указатель магнитного курса
(a) Трафарет должен наноситься на магнитный компас или в непосредственной близости от него и отвечать требованиям настоящего параграфа.
(b) Маркировка всех приборов должна быть ясно видной соответствующему члену экипажа.
(c) Надпись должна четко указывать, как производилось списание девиации: с включенными или выключенными радиоприемниками.
(d) График девиации должен быть составлен с шагом не более чем через 45° магнитного курса.
25.1549. Приборы контроля силовой установки
На всех требуемых приборах контроля силовой установки в зависимости от типа прибора:
(a) Каждый максимальный и, если необходимо, минимальный предел безопасной работы должен обозначаться красным лучом или красной линией.
(b) Все диапазоны нормальной работы должны обозначаться зеленой дугой или зеленой линией, не выходящими за пределы максимального и минимального ограничений безопасной эксплуатации.
(c) Каждый из диапазонов параметров взлетного режима и других режимов, имеющих эксплуатационные ограничения, которые оговорены в ЛР, должны обозначаться желтой дугой или желтой линией.
(d) Все диапазоны частоты вращения ротора двигателя или воздушного винта, которые ограничиваются из-за возникающих сильных вибрационных напряжений, должны обозначаться красными дугами или красными линиями.
25.1551. Индикация количества масла
Все средства индикации количества масла должны быть обозначены так, чтобы количество масла указывалось разборчиво и точно.
25.1553. Топливомеры
Если невырабатываемый остаток топлива в любом из баков превышает 4,0 л или 5% объема бака, в зависимости от того, какая величина больше, на указатель должна быть нанесена красная дуга, простирающаяся от зафиксированного при тарировании нулевого деления до наименьшего деления, полученного при положении самолета, соответствующем горизонтальному полету.
25.1555. Обозначения органов управления
(a) Все органы управления, находящиеся в кабине экипажа, за исключением основных рычагов управления самолетом и других органов, назначение которых очевидно, должны быть четко обозначены относительно их назначения и способов пользования ими.
(b) Все органы управления аэродинамическими поверхностями должны обозначаться в соответствии с требованиями 25.677 и 25.699.
(c) Органы управления топливной системой силовой установки:
(1) Все органы управления кранами переключения топливных баков должны иметь обозначения, показывающие положения, соответствующие каждому баку, и положения для кольцевания питания топливом.
(2) Если безопасность эксплуатации требует расхода топлива из баков в определенной последовательности, то порядок выработки этих баков должен обозначаться непосредственно на кране переключения баков или рядом с ним.
(3) Каждый орган управления краном каждого двигателя должен иметь обозначение, показывающее, какой из двигателей управляется данным краном.
(d) Органы управления агрегатами и органы аварийного управления:
(1) Все системы аварийного управления (включающие в себя управление аварийным сливом топлива и управление перекрывным краном рабочей жидкости) должны быть окрашены в красный цвет.
(2) При наличии убирающегося шасси каждый визуальный индикатор, требуемый положениями 25.729(е), должен быть выполнен таким образом, чтобы пилот в любое время мог убедиться в том, что шасси зафиксировано замками в одном из своих крайних положений.
25.1557. Прочие маркировки и трафареты
(a) Багажные и грузовые отсеки и места размещения балласта. Каждый багажный и грузовой отсек и каждое место размещения балласта должны иметь трафарет, устанавливающий любые ограничения по содержимому, в том числе ограничения по массе, которые необходимы согласно требованиям по загрузке. Однако пространства под креслами, предназначенные для размещения ручной клади массой не более 9,1 кг, не обязательно должны иметь трафареты с ограничением по загрузке.
(b) Заправочные горловины жидкостей силовой установки.
(1) На крышке топливной горловины или рядом с ней должны быть нанесены следующие обозначения:
(i) слово "fuel" или "топливо";
(ii) [Зарезервирован].
(iii) обозначения допустимых марок топлива;
(iv) для систем заправки топливом под давлением - максимально допустимое давление подачи топлива при заправке и максимально допустимое давление слива топлива.
(2) На крышке маслозаправочной горловины или рядом должно быть слово "oil" или "масло".
(3) Заправочные горловины жидкостей для увеличения мощности должны иметь маркировку на крышке горловины или рядом с ней с указанием требуемой жидкости.
(c) Трафареты аварийных выходов. Каждый трафарет аварийного выхода должен соответствовать требованиям 25.811.
(d) Двери. Каждая дверь, предназначенная для подхода к любому аварийному выходу, должна иметь соответствующий трафарет, уведомляющий, что дверь должна быть зафиксирована в открытом положении в процессе взлета и посадки.
25.1561. Спасательное оборудование
(a) Каждый орган управления спасательным оборудованием, приводимый в действие экипажем в аварийной ситуации, такой, как привод автоматического ввода в действие спасательного плота, должен быть четко маркирован с указанием способа приведения его в действие.
(b) Каждое место размещения любых огнетушителей, сигнальных средств или средств выживания, такое, как ниша или отсек, должно быть маркировано соответствующим образом.
(c) Места размещения требуемого аварийного оборудования должны быть четко маркированы для обозначения содержимого и облегчения извлечения оборудования.
(d) Каждый спасательный плот должен иметь четко изложенную инструкцию по применению.
(e) Одобренные средства выживания должны быть маркированы для указания содержимого и методов его использования.
25.1563. Трафареты допустимых скоростей
Трафарет с указанием максимальных скоростей, допустимых при положении закрылков и предкрылков при взлете, заходе на посадку и на посадке, должен устанавливаться в месте, легко обозреваемом каждым из пилотов.
Летное руководство
25.1581. Общие положения
(a) Представление информации. С каждым самолетом должно представляться Летное руководство самолета, которое должно включать в себя следующие сведения:
(1) Информацию, требуемую в параграфах 25.1583 - 25.1587.
(2) Другую информацию, необходимую для безопасной эксплуатации, вследствие особенностей конструкции, эксплуатации и пилотирования данного самолета.
(3) Все ограничения, процедуры и другую информацию, которые установлены как условие соответствия относящимся к ним требованиям по ограничению шума в соответствии с АП-36.
(b) Одобренная информация. Все части Летного руководства, перечисленные в параграфах 25.1583 - 25.1587 и имеющие отношение к данному самолету, должны быть представлены вместе с самолетом, проверены и одобрены, а также выделены, обозначены и должны ясно отличаться от всех неодобренных частей этого Руководства.
(c) [Зарезервирован].
(d) Все Летные руководства самолета должны включать в себя оглавление, если сложность Руководства требует этого.
25.1583. Эксплуатационные ограничения
(a) Ограничения скорости. Должны быть указаны следующие (и любые другие) ограничения скорости, необходимые для безопасной эксплуатации:
(1) Максимально допустимая эксплуатационная скорость вместе с указанием, что этот предел скорости не должен преднамеренно превышаться на любом режиме полета (набор высоты, крейсерский полет или снижение), за исключением случаев, когда для проведения летных испытаний или для тренировки пилотов разрешается большая скорость.
(2) Если ограничение скорости основывается на явлениях сжимаемости воздуха, включается указание, касающееся этого явления, вместе с информацией о признаках проявления сжимаемости, вероятном поведении самолета и рекомендуемых действиях для вывода самолета из критического режима.
(3) Маневренная скорость вместе с указанием о том, что полное отклонение руля направления и элеронов, а также маневры, выполняемые на углах атаки, близких к срывному режиму, должны ограничиваться скоростями, не превышающими маневренную скорость .
(4) Скорость полета с выпущенными закрылками и соответствующие положения закрылков и режимы работы двигателей.
(5) Скорость или скорости полета при выпуске и уборке шасси и разъяснение относительно этих скоростей в соответствии с 25.1515(а).
(6) Скорость полета с выпущенным шасси , если она превышает скорость полета при выпуске - уборке шасси , вместе с указанием, что эта скорость является максимальной, при которой самолет может совершать безопасный полет с выпущенным шасси.
(b) Ограничения по силовой установке. Должна быть представлена следующая информация:
(1) Ограничения, требуемые 25.1521 и 25.1522.
(2) Объяснения ограничений там, где это необходимо.
(3) Информация, необходимая для обозначения на приборах, требуемая параграфами 25.1549 - 25.1553.
(c) Вес и распределение нагрузки. В Летное руководство самолета должны быть включены ограничения веса и центровки самолета, установленные в соответствии с 25.1519. Вся приводимая ниже информация, включая ограничения по распределению веса, установленная в соответствии с 25.1519, должна быть представлена либо в Летном руководстве самолета, либо в отдельном документе по контролю веса и балансировки, а также загрузки, на который в Летном руководстве самолета должна быть дана ссылка:
(1) Условия, при которых производится взвешивание самолета, и компоненты, включаемые в вес пустого самолета, указанные в 25.29.
(2) Указания по загрузке, необходимые для обеспечения загрузки самолета в пределах ограничений веса и центровки, а также для поддержания загрузки в этих пределах в полете.
(3) Если запрашивается сертификация для более чем одного диапазона центровок, то соответствующие ограничения в отношении веса и правил загрузки для каждого отдельного диапазона центровок.
(d) Летный экипаж. Должны указываться количество и функции членов минимального летного экипажа, определенного в соответствии с 25.1523.
(e) Виды эксплуатации. Должны указываться виды эксплуатации, утвержденные для данного самолета в соответствии с положениями 25.1525.
(f) Температура наружного воздуха и эксплуатационная высота. В Руководство по летной эксплуатации самолета должны быть включены допустимые границы температуры наружного воздуха и эксплуатационной высоты полета, установленные в соответствии с 25.1527.
(g) [Зарезервирован].
(h) Дополнительные эксплуатационные ограничения. Должны указываться эксплуатационные ограничения, изложенные в 25.1533.
(i) Перегрузки в полете. Должны быть представлены эксплуатационные ограничения по перегрузке, на которые конструкция испытана, приведенные в величинах ускорений.
25.1585. Процедуры по эксплуатации самолета
(a) Процедуры по эксплуатации самолета должны включать в себя:
(1) Нормальные процедуры, которые характерны для данного типа самолета или его модели, при обычной эксплуатации.
(2) Особые процедуры для случаев неисправностей и отказных ситуаций, требующих использования специальных систем или альтернативного использования обычных систем; и
(3) Аварийные процедуры для предсказуемых, но необычных ситуаций, для которых немедленные и точные действия экипажа могут существенно уменьшить риск катастрофы.
(b) Информация или процедуры, не связанные впрямую с летной годностью, или которые не могут быть применены экипажем, не должны быть включены, также не должны быть включены процедуры, которые приняты как базовые для летной подготовки.
(c) Должна быть представлена информация, определяющая каждый рабочий режим топливной системы, для которого, исходя из условий безопасности, необходимо обеспечить независимость топливной системы согласно требованиям 25.953, а также представлены инструкции по переводу топливной системы в такие состояния, для которых показывается соответствие этим требованиям.
(d) Должны быть представлены огибающие начала бафтинга, определенные согласно 25.251. Если указаны поправки на влияние различных центровок, то в представленных огибающих должна быть отображена центровка, обычная для загрузки самолета в крейсерском полете.
(e) Должна быть представлена информация, указывающая, что когда на индикаторе топливо мера при горизонтальном полете появляется нуль, то остаток топлива в баке не может быть использован без риска для безопасности полета.
(f) Должна быть представлена информация об общем количестве вырабатываемого топлива из каждого бака.
25.1587. Сведения о летных характеристиках самолета
(a) Каждое Летное руководство самолета должно содержать информацию, позволяющую переводить приборную температуру в истинную температуру наружного воздуха, если для выполнения требований 25.1303(а)(1) используется термометр, отличный от термометра наружного воздуха.
(b) Каждое Летное руководство самолета должно содержать информацию о летных характеристиках, рассчитанных согласно применимым требованиям настоящих Норм (включая требования параграфов 25.115, 25.123, 25.125 и 25.125А для весов самолета, высот полета, температур наружного воздуха, составляющих скорости ветра и уклонов ВПП, в зависимости от того, что применимо) в пределах эксплуатационных ограничений самолета и должно включать следующие сведения:
(1) В каждом случае: режим работы двигателя, конфигурация самолета и скорость полета, процедуры по управлению самолетом и другими системами, оказывающими значительное влияние на информацию по характеристикам.
(2) , определенную в соответствии с 25.103.
(3) Следующую информацию о летных характеристиках (определенную экстраполяцией и вычисленную для диапазона весов между максимальным посадочным весом и максимальным взлетным весом):
(i) характеристики набора высоты в посадочной конфигурации;
(ii) характеристики набора высоты в конфигурации для захода на посадку;
(iii) посадочную дистанцию.
(4) Действия, установленные согласно 25.101(f), (g) и связанные с ограничениями и информацией, требуемыми 25.1533 и пунктом (b) данного параграфа. Эти действия должны быть приведены в форме рекомендательного материала, включающего в себя все относящиеся к этому вопросу ограничения или информацию.
(5) Объяснение существенных или необычных характеристик управляемости самолета в полете и на земле.
(6) Поправки к приборной скорости полета, к высоте полета и температуре наружного воздуха.
(7) Разъяснение по эксплуатационным коэффициентам увеличения посадочных дистанций, использованных в представлении потребных посадочных дистанций, если это приемлемо.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.