Межгосударственный авиационный комитет
Авиационные правила
Часть 27
"Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории"
2-е издание, с поправками 1-2
(утв. Постановлением 37-ой сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства от 27 апреля 2020 г.)
Лист учета изменений
N п/п |
Обозначение изменения |
1 |
Поправка N 27-1, введена 6.12.2013 27.1(a) - изменен 27.25(a)(1)(iv) - введен, (c) - изменен 27.49 - введен 27.51 - вводный текст изменен, (а), (b) - изменены 27.71 - заголовок изменен 27.73 - изъят 27.75(а), (а)(1), (2)(ii), (3) - изменены 27.79 - изъят 27.87 - введен 27.143 - изменен 27.173(b) - изменен, (с) - изъят 27.175(d) - изъят, (c) - переобозначен как (d), (a) вводный текст, (b) вводный текст, (b)(3), (5) и новый (d) - изменены, новый (c) - введен 27.177 - изменен 27.309(б) - изъят 27.341(б) - изъят 27.395(б) и (г) - переобозначены как (а*) и (b*) 27.397(б) - переобозначен как (1*), (b)(1), (2) - изменены 27.573 - веден 27.602 - введен 27.610 - заголовок изменен, (d) - введен 27.610Б - переобозначен как 27.610А 27.625(d) - введен 27.685(б) - переобозначен как (а*) 27.695(c) - изменен 27.785 - заголовок изменен, (k)(2) - изменен 27.785Б - изъят 27.805 - введен 27.807(a), (b), (d) - изменены, (d)(1), (2), (3) - изъяты 27.865(a) и (b) - изменены, (c) и (d) - переобозначены как (e) и (f); новые (c) и (d) - введены, новый (f) - изменен 27.903(d) - введен 27.975(b) - изменен 27.1027(a) - (d) - переобозначены как (b) - (e); новые (c)(2) и (d) - изменены, новый (а) - введен 27.1043(b) - изменен 27.1185(d) - введен 27.1187 заголовок, вводный текст - изменены, (а), (b) - введены 27.1301(б) - переобозначен как (а*) 27.1301Б - переобозначен как 27.1301А 27.1303(б), (г), (д), (ж) - изъяты 27.1305(v) - введен 27.1307(б) - переобозначен как (а*), (а*) - изменен 27.1309(d) - изъят, (б) - переобозначен как (а*) 27.1316 - введен 27.1317 - введен 27.1329(f) - введен 27.1337(e) - изменен 27.1365(с) - введен 27.1457(a) вводный текст, (а)(6), (с)(1), (d)(1) - изменены; (d)(4), (5), (h) - введены; (б) - переобозначен как (а*), (а*)(1) - изменен 27.1459(а) вводный текст - изменен; (a)(3)(i), (ii), (a)(6), (e) - введены; (б) - переобозначен как (а*) Дополнение 27F - введено 27.1587(a) вводный текст, (2)(i), (ii) - изменены А.4 - изменен В.4(b)(5), В.5(а), В.7(а)(1), (2), (2)(i), (ii), (iii) - изменены, В.10 - введен С.2 - изменен, 49(а), 51, 53, 55, 59, 60, 61, 62, 64, 65(а), 67(а), 75, 77, 79, 81, 85, 87(а), 547(а), 901(с), 917(b), (c)(1), 1305(a)(6), (b), 1351(d)(2), 1587 - изъяты Приложение D - введено Временное Дополнение Д27.1, Временное Дополнение Д27.2 - изъяты ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ - изменены |
2 |
Поправка N 27-2, введена 27.04.2020 27.573(с)(3), (d)(1)( iv) и (v), (d)(2) вводный текст, (d)(2)(i)(B), (d)(2)(ii), (e)(3) и (4) изменены 27.785(k) вводный текст изменен 27.1093(b)(2) изменен 27.1317 (b) изменен 27.1457 Заголовок изменен 27.1459 Заголовок, (е) изменены 8.3.5.13.1 изменен 8.6.4.3 изменен А.1 (b) изменен В.7(а)(1) изменен В.8 вводный текст изменен С.2. изменен |
Введение
Настоящее 3-е издание Части 27 Авиационных правил "Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории" (АП-27) включает в себя поправки 27-1 и 27-2 к изданию АП-27 2000 г.
Настоящие Авиационные правила, Часть 27 "Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории" (АП-27) включают в себя поправку 27-2 к изданию АП-27 2000 г. одобренную Постановлением 37-ой сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства 27 апреля 2020 года.
Перечень изменений, введенных соответствующими Поправками, приведен в Листе учета изменений, при этом для каждого изменения указан его характер: изменен, введен, изъят, переобозначен.
Структурно 3-е издание АП-27 состоит из разделов A, B, C, D, E, F, G, Приложений A, B, C, D и Дополнения 27F.
Разделы A, B, C, D, E, F, G и Приложения A, B, C и D по содержанию и нумерации параграфов гармонизированы с соответствующими Нормами летной годности Европы - CS 27 с поправками, включая 27-3, и США - 14CFR Part 27 с поправками, включая 27-47.
Дополнение 27F имеет самостоятельную нумерацию и содержит требования к винтокрылым аппаратам с различными видами оборудования.
В настоящем издании для выделения дополнительных по отношению к 14CFR Part 27 параграфов в их обозначение после цифровой группы дополнительно вводится заглавная буква латинского алфавита (A, B, C и т. д.), дополнительные пункты в параграфах обозначаются строчными буквами латинского алфавита со звездочкой (a*, b*, c* и т.д.), а дополнительные подпункты - арабскими цифрами со звездочкой (1*, 2*, 3* и т.д.), либо (i*, ii*, iii* и т.д.).
Использованные термины, их значения
Автожир - винтокрылый летательный аппарат с несущим винтом/винтами, приводимым в движение не двигателем/двигателями, а воздействием набегающего потока воздуха при поступательном движении за счет работы силовой установки, независимой от системы несущего винта.
Авторотация - условия полета винтокрылого летательного аппарата, при которых несущий винт/винты приводится в движение только воздействием воздуха, возникающим при движении летательного аппарата (самовращение несущего винта).
Вертолет - винтокрылый летательный аппарат с несущим винтом/винтами, горизонтальный полет которого производится только за счет работы несущего винта/винтов, приводимого в движение двигателем/двигателями.
Вертодром - участок суши, воды или отдельная, приподнятая над ними площадка, используемая или предназначенная для посадки и взлета винтокрылого летательного аппарата.
Винтокрыл - винтокрылый летательный аппарат, несущий винт/винты которого на режимах взлета, висения, посадки и на части диапазона скоростей горизонтального полета работает за счет мощности силовой установки, а горизонтальный полет обеспечивается, в основном, за счет крыла и, обычно, воздушного винта/винтов, независимого от системы несущего винта.
Винтокрылый аппарат - летательный аппарат тяжелее воздуха, полет которого, главным образом, осуществляется за счет подъемной силы, создаваемой одним или несколькими несущими винтами.
Винтокрылый аппарат категории А - многодвигательный транспортный винтокрылый аппарат, на котором конструктивно обеспечена независимость двигателей и систем, предусмотренная требованиями АП-27, который выполняет запланированные взлеты и посадки на площадках с предварительно рассчитанными размерами после наиболее опасного отказа двигателя и который, обладая соответствующими характеристиками, обеспечивает продолжение безопасного полета при одном отказавшем двигателе.
Винтокрылый аппарат категории В - однодвигательный или многодвигательный винтокрылый аппарат, соответствующий не всем требованиям категории А.
Винтокрылый аппарат категории В не имеет гарантированной возможности продолжать полет в случае отказа двигателя и для него предполагается возможность выполнения незапланированной посадки.
Внешний груз - груз, который перевозится снаружи фюзеляжа или выступает за его пределы.
Воспламеняющийся - по отношению к жидкости или газу - подверженный быстрому воспламенению или взрыву.
Вспомогательный винт винтокрылого летательного аппарата - винт, не являющийся несущим и/или создающий управляющий момент.
Комбинация "винтокрылый аппарат-груз" - сочетание винтокрылого аппарата и внешнего груза, включая средства крепления внешнего груза.
Комбинации "винтокрылый аппарат-груз" обозначаются как "Класс А", "Класс В", "Класс С" или "Класс D":
(1) комбинация "винтокрылый аппарат-груз" класса А - комбинация, когда внешний груз не может свободно перемещаться, не может быть сброшен и не выступает за внешний предел шасси;
(2) комбинация "винтокрылый аппарат-груз" класса В - комбинация, когда внешний груз может быть сброшен в полете, поднимается с потерей контакта с твердой поверхностью или водой во время полета;
(3) комбинация "винтокрылый аппарат-груз" класса С - комбинация, когда внешний груз может быть сброшен в полете, не теряет контакта с твердой поверхностью или водой во время полета винтокрылого аппарата;
(4) комбинация "винтокрылый аппарат-груз" класса D - комбинация, когда внешний груз не соответствует требованиям, предъявляемым к нему по классам А, В или С, и в каждом отдельном случае запрашивается и выдается в установленном порядке разрешение на перевозку этого груза.
Летательный аппарат - аппарат, используемый или предназначенный для полетов в воздухе.
Несущий винт - винт, создающий основную подъемную силу.
Огненепроницаемость:
(1) по отношению к материалам и деталям, используемым для ограничения распространения огня в зоне пожара, - способность противостоять в используемой конфигурации нагреву в зоне сильного продолжительного горения в соответствии с целью их использования, по крайней мере, не хуже чем сталь;
(2) по отношению к остальным материалам и деталям - способность противостоять в используемой конфигурации нагреву, возникающему вследствие пожара, в соответствии с целью их использования, по крайней мере, не хуже, чем сталь.
Огнестойкость:
(1) по отношению к листовому материалу или элементам конструкции - способность противостоять в используемой конфигурации нагреву, возникающему вследствие пожара, в соответствии с целью их использования, по крайней мере, не хуже, чем алюминиевый сплав;
(2) по отношению к магистралям для транспортировки жидкостей, деталей систем с горючей жидкостью, электропроводки, воздуховодов, крепежных деталей, систем управления силовой установки - способность функционировать в соответствии с целью их использования при нагреве и в других условиях, которые могут возникать при пожаре в зоне размещения.
Ожидаемые условия эксплуатации - область расчетных условий и эксплуатационных ограничений, а также рекомендуемых режимов полета, установленных для данного типа летательного аппарата при его сертификации.
Полетное время - общее время с момента начала движения летательного аппарата за счет собственной тяги с целью полета до момента его остановки по окончании полета в пункте посадке (полное время полета).
Примечание. Полет рассматривается как движение винтокрылого аппарата от момента его отрыва от земли или от начала разбега до полного сброса шага винта после касания земли при посадке по-вертолетному или до остановки после пробега и полного сброса шага винта при посадке по-самолетному.
Приборная скорость - скорость летательного аппарата, демонстрируемая на стандартном указателе, тарированном так, чтобы отражать адиобатически сжимающийся поток стандартной атмосферы на уровне моря без поправки на погрешность системы восприятия воздушной скорости.
Средства крепления внешнего груза - элементы конструкции винтокрылого аппарата, используемые для крепления внешнего груза, включая: контейнеры для внешнего груза, опорную конструкцию в точках крепления и любое быстроразъемное устройство, используемое для сброса внешнего груза.
Средства подвески внешнего груза - грузовая подвеска, соединяющая винтокрылый аппарат с внешним грузом и теряющая связь с аппаратом при срабатывании быстроразъемного устройства, используемого для сброса внешнего груза.
Включают в себя (но не ограничиваются ими):
- тросы (стропы) и элементы их заделки и соединений;
- распорные межтросовые (межстроповые) элементы;
- замки и скобы с элементами непосредственного и дистанционного управления;
- оттяжки для наземного персонала;
- приспособления для снятия электростатического заряда.
Центральный сигнальный огонь (ЦСО) - светосигнальное устройство, предназначенное для привлечения внимания и информирования членов экипажа винтокрылого аппарата о включении любого из аварийных сигналов или предупреждающих сигналов, отнесенных к группе ЦСО.
Член летного состава экипажа - к летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления летательным аппаратом данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. На членов летного состава экипажа возлагаются обязанности по управлению летательным аппаратом и его оборудованием во время полета; минимальный состав экипажа из числа лиц летного состава указывается в РЛЭ.
Член экипажа - физическое лицо, выполняющее на летательном аппарате определенные обязанности во время полета. Экипаж состоит из командира воздушного судна, других лиц летного состава и обслуживающего персонала (бортпроводников, бортоператоров и др.).
Эксплуатационные ограничения - условия, режимы и значения параметров, преднамеренный выход за пределы которых недопустим в процессе эксплуатации летательного аппарата.
Эксплуатация над обширной водной поверхностью:
(1) применительно к летательным аппаратам, за исключением вертолетов, - эксплуатация над водной поверхностью с горизонтальным удалением от ближайшей береговой линии более чем на 95,5 км; и
(2) применительно к вертолетам - полет над водной поверхностью с горизонтальным удалением от ближайшей береговой линии более чем на 95,5 км и более чем на 95,5 км от расположенной в море вертолетной посадочной площадки.
Дождь умеренной интенсивности - от 0,25 до 0,76 мм осадков на единицу горизонтальной плоскости в течение 3 мин.
Принятые сокращения и условные обозначения
V |
- воздушная скорость вдоль траектории полета |
V H |
- максимальная скорость горизонтального полета при максимальной продолжительной мощности двигателей |
|
- непревышаемая скорость |
|
- безопасная скорость на взлете для винтокрылых аппаратов категории А |
|
- скорость горизонтального полета, наивыгоднейшая для выбора высоты |
|
- вертикальная скорость |
|
- максимальная скорость полета с выпущенными шасси |
|
- минимальная скорость полета |
"Н - V" |
- зона опасных сочетаний высоты и скорости |
|
- эффективный угол атаки несущего винта (радиан) |
|
- угловая частота вращения винта (рад/с) |
R |
- радиус несущего винта |
|
- отношение скорости полета винтокрылого аппарата в плоскости диска несущего винта к окружной скорости лопастей несущего винта |
W |
- скорость потоков окружающего воздуха |
P |
- стояночная нагрузка на каждую лыжу при максимальном расчетном весе винтокрылого аппарата |
n |
- эксплуатационная перегрузка |
W M |
- статическая реакция на главную опору шасси |
W N |
- статическая реакция на носовую опору шасси |
W T |
- статическая реакция на хвостовую опору шасси |
|
- эффективный вес, используемый в испытаниях |
Л |
- левый АНО, двугранный угол его светового потока |
П |
- правый АНО, двугранный угол его светового потока |
Х |
- хвостовой, задний АНО, двугранный угол его светового потока |
АВСА |
- аппаратура внутренней связи |
АНО |
- аэронавигационные огни |
АРК |
- радиокомпас |
АФУ |
- антенно-фидерное устройство |
ВПП |
- взлетно-посадочная полоса/площадка |
ГТД |
- газотурбинный двигатель |
ДИСС |
- доплеровский измеритель скорости и угла сноса |
ДКМВ |
- декаметровый диапазон радиоволн |
КУР |
- курсовой угол радиостанции |
КСВН |
- коэффициент стоячей волны по напряжению |
МВ |
- метровый диапазон радиоволн |
ОДН |
- один двигатель не работает |
ОУЭ |
- ожидаемые условия эксплуатации |
ПВП |
- Правила визуального полета |
ППП |
- Правила полетов по приборам |
РЛЭ |
- Руководство по летной эксплуатации |
РЗЦ |
- Руководство по загрузке и центровке |
РТО НП |
- радиотехническое оборудование навигации, посадки |
РТО НП и УВД |
- радиотехническое оборудование навигации, посадки и управления воздушным движением |
САУ |
- средства автоматического управления |
СП |
- радиотехническая система посадки |
СНС |
- радиотехническое оборудование спутниковой навигации |
УВД |
- управление воздушным движением |
ЦСО |
- центральный сигнальный огонь |
ДМЕ |
- аппаратура измерения дальности дециметрового диапазона радиоволн |
CAS |
- земная индикаторная скорость |
HIC |
- критерий травмирования головы |
HIRF |
- электромагнитное поле высокой интенсивности |
ILS |
- инструментальная система посадки |
VOR |
- аппаратура угломерной системы метрового диапазона радиоволн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авиационные правила МАК. Часть 27. Нормы летной годности винтокрылых аппаратов нормальной категории (АП-27) 2000 г.
Текст правил опубликован не был
3-е издание, с поправками 1-2, утв. Постановлением 37-ой сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства от 27 апреля 2020 г.
22 ноября 2023 г. вышло 4-е издание с поправками 1 - 3
Текст Правил приводится без учета изменений