Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5.3
к приказу Департамента
территориальных органов
исполнительной власти города Москвы
от 22 июня 2015 г. N 50
Порядок
осуществления Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы внутреннего финансового контроля
1. Основные положения
1.1. Внутренний финансовый контроль - непрерывный процесс, осуществляемый руководством Департамента, должностными лицами Отдела бухгалтерского учета и финансового обеспечения Департамента в процессе организации и выполнения процедур, реализующих бюджетные полномочия Департамента (далее бюджетные процедуры).
1.2. Основной целью внутреннего финансового контроля является подтверждение достоверности бухгалтерского учета и отчетности, соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации:
1.3. Департамент как главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, осуществляет внутренний финансовый контроль соблюдения процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд города Москвы, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Департаментом и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
1.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении следующих бюджетных процедур:
- ведение реестра расходных обязательств;
- планирование расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований;
- составление, ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств;
- исполнение бюджета, бюджетной сметы;
- формирование и обоснование бюджетных смет подведомственных казенных учреждений:
формирование и утверждение государственных заданий, расчет нормативных затрат на финансовое обеспечение оказания (выполнения) государственных услуг (работ), нормативных затрат на содержание имущества подведомственных государственных учреждений;
- ведение бюджетного учета;
- формирование и представление бюджетной отчетности главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, казенных учреждений;
- обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В рамках внутреннего финансового контроля Департамента, как главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, обеспечивает подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
1.5. Департамент, как главный администратор доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль соблюдения внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Департаментом и подведомственными ему администраторами доходов бюджета.
Предметом внутреннего финансового контроля Департамента, как главного администратора доходов бюджета, являются следующие бюджетные процедуры:
- представление сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
- представление сведений для составления и ведения кассового плана;
- исполнение бюджета расходов главным администратором (администратором) доходов бюджета как получателем бюджетных средств;
- ведение бюджетного учета;
- формирование и представление бюджетной отчетности;
- начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
- взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
- принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
- принятие решений о зачете (уточнении) платежей в бюджет бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
- предоставление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджета города Москвы.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.3. Субъектами внутреннего финансового контроля являются:
руководство Департамента, главный бухгалтер, Отдел бухгалтерского учет и финансового обеспечения Департамента, финансово-экономические подразделения подведомственных Департаменту государственных учреждений, уполномоченные на осуществление действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, и осуществляющие бюджетные полномочия получателя бюджетных средств.
2. Порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля
2.1. Система внутреннего финансового контроля включает следующие элементы:
2.1.1. Автоматизация процессов и процедур.
Автоматизация типовых процессов, процедур, операций позволяет минимизировать влияние человеческого фактора, разграничить права доступа к информации и операциям, ответственность пользователей и, соответственно, снизить риски возникновения нарушений.
2.1.2. Контрольные действия.
Осуществление внутреннего финансового контроля предполагает выполнение контрольных действий, осуществляемых как вручную, так и с использованием прикладных программных средств автоматизации.
Контрольные действия осуществляются в форме:
- документальной проверки;
- фактической проверки совершаемых (совершенных) операций.
Документальная проверка предполагает проверку документов по форме и содержанию на достоверность, полноту и обоснованность включенных в них сведений и информации, соответствие требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, правоотношения в сфере закупок, внутренним стандартам их подготовки, рассмотрения и утверждения. Такой проверке подлежат как документы, формируемые Департаментом, подведомственными казенными учреждениями, так и поступающие от сторонних организаций (договоры, первичная учетная документация).
К основным приемам документальной проверки относятся:
- арифметическая проверка данных, содержащихся в документах (пересчет);
- юридическая, экономическая и финансовая оценка оформленных документом операций, правоотношений;
- анализ и оценка полученной информации, данных отчетности, исследование финансовых и экономических показателей деятельности Департамента и казенных подведомственных учреждений;
- анализ соблюдения установленных нормативов;
- сверка данных, полученных из других источников;
- приемы экономического анализа (сравнение, балансовая увязка, контрольные соотношения, сопоставление однородных фактов и т.д.);
- технико-экономические расчеты;
- проверка на соответствие применяемых форм документов, полноты и правильности заполнения реквизитов и др.
Документальной проверке подлежат учредительные документы, договоры (контракты, соглашения), банковские и первичные учетные документы, регистры бухгалтерского (бюджетного) учета, бухгалтерская (бюджетная) отчетность, документы о планировании и осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд, отчетность о выполнении государственных программ, государственные задания и отчетность об их выполнении, прочие финансовые, бухгалтерские, отчетные документы и материалы, формируемых в ходе выполнения бюджетных процедур.
К основным приемам фактической проверки относятся осмотр, наблюдение, пересчет, инвентаризация.
Осмотр представляет собой обнаружение, визуальное исследование объектов (помещений, основных фондов, материальных запасов и др.) с целью получения информации по предмету и вопросам контроля.
Наблюдение представляет собой отслеживание выполняемых сотрудниками (иными лицами) процессов или процедур, в том числе, по которым не остается документальных свидетельств и др.
Пересчет представляет собой сверку фактического наличия отдельных видов активов (как правило, по факту их получения-передачи) с данными, отраженными в первичных документах.
Инвентаризация - проверка наличия имущества и состояния финансовых обязательств на определенную дату путем сличения фактических данных с данными бюджетного (бухгалтерского) учета. Инвентаризация активов и обязательств проводится в обязательном порядке перед составлением годовой бюджетной отчетности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Документальная и фактическая проверка могут проводиться визуальным, автоматическим и смешанным методами.
Визуальный контроль осуществляется персоналом без использования программных средств автоматизации, например, юридическая проверка договоров.
Автоматизация контрольных действий предполагает использование программных средств, когда контроль осуществляется без участия персонала. К таким действиям относятся:
- контроль полноты заполнения реквизитов документов (настройки программного продукта не позволяют завершить формирование документа, провести операцию в учете без заполнения всех обязательных реквизитов),
- проверка контрольных соотношений между показателями форм бюджетной отчетности.
Смешанный метод контроля предполагает выполнение контрольных действий персоналом с использованием программных средств автоматизации. Например, проведение инвентаризации нефинансовых активов с использованием штрих-кодирования, специального оборудования и программного продукта.
2.1.3. Мониторинг
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.