Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5.3
к приказу Департамента
территориальных органов
исполнительной власти города Москвы
от 22 июня 2015 г. N 50
Порядок
осуществления Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы внутреннего финансового контроля
1. Основные положения
1.1. Внутренний финансовый контроль - непрерывный процесс, осуществляемый руководством Департамента, должностными лицами Отдела бухгалтерского учета и финансового обеспечения Департамента в процессе организации и выполнения процедур, реализующих бюджетные полномочия Департамента (далее бюджетные процедуры).
1.2. Основной целью внутреннего финансового контроля является подтверждение достоверности бухгалтерского учета и отчетности, соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации:
1.3. Департамент как главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, осуществляет внутренний финансовый контроль соблюдения процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд города Москвы, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Департаментом и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
1.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении следующих бюджетных процедур:
- ведение реестра расходных обязательств;
- планирование расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований;
- составление, ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств;
- исполнение бюджета, бюджетной сметы;
- формирование и обоснование бюджетных смет подведомственных казенных учреждений:
формирование и утверждение государственных заданий, расчет нормативных затрат на финансовое обеспечение оказания (выполнения) государственных услуг (работ), нормативных затрат на содержание имущества подведомственных государственных учреждений;
- ведение бюджетного учета;
- формирование и представление бюджетной отчетности главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, казенных учреждений;
- обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В рамках внутреннего финансового контроля Департамента, как главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, обеспечивает подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
1.5. Департамент, как главный администратор доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль соблюдения внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Департаментом и подведомственными ему администраторами доходов бюджета.
Предметом внутреннего финансового контроля Департамента, как главного администратора доходов бюджета, являются следующие бюджетные процедуры:
- представление сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
- представление сведений для составления и ведения кассового плана;
- исполнение бюджета расходов главным администратором (администратором) доходов бюджета как получателем бюджетных средств;
- ведение бюджетного учета;
- формирование и представление бюджетной отчетности;
- начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
- взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
- принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
- принятие решений о зачете (уточнении) платежей в бюджет бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
- предоставление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджета города Москвы.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.3. Субъектами внутреннего финансового контроля являются:
руководство Департамента, главный бухгалтер, Отдел бухгалтерского учет и финансового обеспечения Департамента, финансово-экономические подразделения подведомственных Департаменту государственных учреждений, уполномоченные на осуществление действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, и осуществляющие бюджетные полномочия получателя бюджетных средств.
2. Порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля
2.1. Система внутреннего финансового контроля включает следующие элементы:
2.1.1. Автоматизация процессов и процедур.
Автоматизация типовых процессов, процедур, операций позволяет минимизировать влияние человеческого фактора, разграничить права доступа к информации и операциям, ответственность пользователей и, соответственно, снизить риски возникновения нарушений.
2.1.2. Контрольные действия.
Осуществление внутреннего финансового контроля предполагает выполнение контрольных действий, осуществляемых как вручную, так и с использованием прикладных программных средств автоматизации.
Контрольные действия осуществляются в форме:
- документальной проверки;
- фактической проверки совершаемых (совершенных) операций.
Документальная проверка предполагает проверку документов по форме и содержанию на достоверность, полноту и обоснованность включенных в них сведений и информации, соответствие требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, правоотношения в сфере закупок, внутренним стандартам их подготовки, рассмотрения и утверждения. Такой проверке подлежат как документы, формируемые Департаментом, подведомственными казенными учреждениями, так и поступающие от сторонних организаций (договоры, первичная учетная документация).
К основным приемам документальной проверки относятся:
- арифметическая проверка данных, содержащихся в документах (пересчет);
- юридическая, экономическая и финансовая оценка оформленных документом операций, правоотношений;
- анализ и оценка полученной информации, данных отчетности, исследование финансовых и экономических показателей деятельности Департамента и казенных подведомственных учреждений;
- анализ соблюдения установленных нормативов;
- сверка данных, полученных из других источников;
- приемы экономического анализа (сравнение, балансовая увязка, контрольные соотношения, сопоставление однородных фактов и т.д.);
- технико-экономические расчеты;
- проверка на соответствие применяемых форм документов, полноты и правильности заполнения реквизитов и др.
Документальной проверке подлежат учредительные документы, договоры (контракты, соглашения), банковские и первичные учетные документы, регистры бухгалтерского (бюджетного) учета, бухгалтерская (бюджетная) отчетность, документы о планировании и осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд, отчетность о выполнении государственных программ, государственные задания и отчетность об их выполнении, прочие финансовые, бухгалтерские, отчетные документы и материалы, формируемых в ходе выполнения бюджетных процедур.
К основным приемам фактической проверки относятся осмотр, наблюдение, пересчет, инвентаризация.
Осмотр представляет собой обнаружение, визуальное исследование объектов (помещений, основных фондов, материальных запасов и др.) с целью получения информации по предмету и вопросам контроля.
Наблюдение представляет собой отслеживание выполняемых сотрудниками (иными лицами) процессов или процедур, в том числе, по которым не остается документальных свидетельств и др.
Пересчет представляет собой сверку фактического наличия отдельных видов активов (как правило, по факту их получения-передачи) с данными, отраженными в первичных документах.
Инвентаризация - проверка наличия имущества и состояния финансовых обязательств на определенную дату путем сличения фактических данных с данными бюджетного (бухгалтерского) учета. Инвентаризация активов и обязательств проводится в обязательном порядке перед составлением годовой бюджетной отчетности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Документальная и фактическая проверка могут проводиться визуальным, автоматическим и смешанным методами.
Визуальный контроль осуществляется персоналом без использования программных средств автоматизации, например, юридическая проверка договоров.
Автоматизация контрольных действий предполагает использование программных средств, когда контроль осуществляется без участия персонала. К таким действиям относятся:
- контроль полноты заполнения реквизитов документов (настройки программного продукта не позволяют завершить формирование документа, провести операцию в учете без заполнения всех обязательных реквизитов),
- проверка контрольных соотношений между показателями форм бюджетной отчетности.
Смешанный метод контроля предполагает выполнение контрольных действий персоналом с использованием программных средств автоматизации. Например, проведение инвентаризации нефинансовых активов с использованием штрих-кодирования, специального оборудования и программного продукта.
2.1.3. Мониторинг средств контроля.
Мониторинг средств контроля осуществляется путем проведения непрерывных мероприятий, отдельных проверок или сочетания того и другого.
Непрерывный мониторинг осуществляется в рамках текущей деятельности и включает регулярные надзорные мероприятия, проводимые руководством Департамента и подведомственного государственного казенного учреждения.
Мониторинговые мероприятия могут включать использование информации, полученной извне. Эта информация может указывать на проблемы или важные области, требующие улучшения.
Результаты контрольных действий в зависимости от предмета контроля могут оформляться:
1. Визированием документов (внутреннее согласование).
2. Грифом согласования, справкой о согласовании, листом согласования или протоколом обсуждения документа (внешнее согласование).
3. Санкционированием (авторизацией) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур).
4. Отчетом, актами по результатах контрольных действий.
5. Записями в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.
Информация о результатах контрольных действий по осуществлению внутреннего финансового контроля, проводимых в форме анализа, идентификации и оценки бюджетных рисков, мониторинга и т.п., подлежит представлению руководителю Департамента один раз в квартал.
В случае выявления нарушений бюджетного законодательства либо факторов, свидетельствующих о возможности их возникновения, такая информация представляется руководству Департамента незамедлительно.
2.2. Внутренний финансовый контроль в Департаменте осуществляется в следующих формах:
- предварительный контроль - проводится до начала совершения и для предупреждения незаконности и нецелесообразности проведения фактов хозяйственной жизни (контроль за соответствием принимаемых бюджетных обязательств доведенным лимитам, за своевременным и правильным оформлением первичных документов, за законностью совершаемых операций, за правильностью оформления заключаемых договоров).
Предварительный контроль осуществляет руководитель Департамента, его заместители, главный бухгалтер, сотрудники Отдела и другие сотрудники Департамента, ответственные за совершение фактов хозяйственной жизни;
- текущий - осуществляется в процессе совершения фактов хозяйственной жизни на стадии формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для оперативного устранения недостатков. Включает в себя контроль за исполнением бюджетной сметы, за исполнением текущих договорных обязательств, за суммами дебиторской и кредиторской задолженности, выявление и устранение ошибок и неточностей, арифметическая и формальная проверка документов (проверка соблюдения финансовой дисциплины, принятие мер по предотвращению нарушений, регулярный анализ кассового исполнения, анализ соответствия кассовых расходов фактически производимым расходам, инвентаризация кассы и федерального имущества).
Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе сотрудниками Отдела бухгалтерского учета и финансового обеспечения;
- последующий - проводится по итогам совершения хозяйственных операций для установления достоверности отчетных данных и осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, выявления нарушений и принятия мер по их устранению (контроль за соответствием перечня полученных товаров, работ, услуг перечню оплаченных согласно заключенным договорам (государственным контрактам), проведение инвентаризации основных средств, материальных ценностей при подготовке годовой отчетности).
При проведении последующего контроля участвуют работники Отдела бухгалтерского учета и финансового обеспечения и иных заинтересованных служб.
2.3. Мероприятия, проводимые в целях внутреннего контроля:
а) обработка и контроль оформляемых документов;
б) проверка расходования бюджетных средств согласно бюджетной смете;
в) инвентаризация финансовых и нефинансовых активов и обязательств;
2.4. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственным Департаменту государственным казенным учреждением, путем проведения проверок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.