Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к Требованиям к Программам
энергосбережения, утвержденным приказом
Департамента экономической политики
и развития города Москвы
от 25.03.2021 г. N 30-ТД
Порядок
отбора проектов (взаимоувязанной системы мероприятий) для включения в Программу энергосбережения
Настоящий Порядок определяет процедуру отбора проектов в составе Программы энергосбережения.
Отбор проектов включает в себя две стадии:
стадия определения целесообразности осуществления проекта;
стадия отбора проектов для утверждения в составе Программы энергосбережения.
Оценка эффективности проектов производится путем сопоставления последствий его реализации с последствием отказа от него.
Стадия определения целесообразности осуществления проекта
На первой стадии определяется целесообразность осуществления каждого из проектов в отдельности. На этом этапе организационно-экономический механизм реализации проекта (и, в частности, схема его финансирования) неизвестен или известен только в самых общих чертах, состав участников проекта также не определен. В этих условиях о привлекательности проекта можно судить только по показателям общественной и коммерческой привлекательности в целом. Какому из этих показателей отдать приоритет, зависит от общей значимости (масштаба) проекта. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность.
Для крупномасштабных проектов в первую очередь оценивается их общественная эффективность. Если она неудовлетворительна, то проект не рекомендуется к реализации. Если общественная эффективность положительна, то оценивается коммерческая эффективность. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность. При положительной коммерческой эффективности проекта производится оценка эффективности проекта для каждого участника проекта.
На рис. 6.1 представлена концептуальная схема оценки эффективности проекта. Концептуальная схема оценки проектов - единственный приемлемый способ обоснования технических проектных решений на первой стадии проектирования.
В случае если финансирование проекта предполагается за счет средств бюджета города Москвы и (или) реализация проекта приводит к росту тарифа для конечного потребителя (ввиду необходимости получения средств на финансирование мероприятий), проводится оценка общественной значимости проекта.
К критериям, по которым проводится оценка общественной значимости проекта, относятся:
необходимость проекта в целях выполнения прямых требований нормативно-правовых актов, относящихся к регулируемым организациям;
изменение в результате реализации проекта стоимости продукции (работ или услуг) регулируемой организации для конечного потребителя.
В случае если проект не удовлетворяет ни одному из критериев общественной значимости, такой проект отклоняется (исключается из Программы энергосбережения).
В случае если проект удовлетворяет хотя бы одному из критериев общественной значимости, то проводится оценка экономической эффективности такого проекта.
Рис. 6.1. Концептуальная схема оценки проектов
Оценка экономической эффективности проектов производится на основе расчетов и анализа следующих критериев экономической эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия: чистого дисконтированного дохода; дисконтированного срока окупаемости инвестиций; индекса доходности мероприятий, обеспечивающих указанный доход. Коммерческая эффективность проекта в целом оценивается с целью определения его потенциальной привлекательности для возможных участников и поисков источников финансирования.
Показатели коммерческой эффективности проекта в этом случае учитывают финансовые последствия его осуществления для единственного участника (устроителя), реализующего инвестиционный проект, в предположении, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами.
Показатели коммерческой эффективности проекта определяются на основе денежных потоков, расчет которых производится с учетом данных, определяемых по шагам расчетного периода:
издержки производства и реализации продукции;
потребность в оборотных средствах и прирост оборотных средств;
общие капиталовложения;
отчет о доходах и расходах и показатели рентабельности.
Примерная форма представления расчетов денежных потоков и показателей экономической эффективности проекта представлена в таблице 6.1.
Эффективность проекта оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его прекращения. Начало расчетного периода рекомендуется определять в задании на расчет эффективности мероприятия, например, как дату начала вложения средств в проектно-изыскательские работы.
Расчетный период разбивается на шаги - временные отрезки, в пределах которых производится агрегирование данных, используемых для оценки финансовых показателей. Шаги определяются их номерами (0, 1, ...). Время в расчетном периоде измеряется в годах или долях года и отсчитывается от фиксированного момента (обычно, но не всегда, в качестве начала отсчета времени принимается момент начала или конца нулевого шага). При сравнении нескольких проектов начало отсчета времени для них рекомендуется выбирать одним и тем же.
Денежные поступления и расходы, указываемые в этой таблице, определяются без налогов и сборов, кроме налога на прибыль, включаемых в цену или исключаемых из издержек при определении прибыли.
Значение денежного потока обозначается через , если оно относится к моменту времени t, или через , если оно относится к m-у шагу. В тех случаях, когда речь идет о нескольких потоках или о какой-то составляющей денежного потока, указанные обозначения дополняются необходимыми индексами.
На каждом шаге денежный поток характеризуется:
притоком, равным суммарному объему денежных поступлений (или результатов в стоимостном выражении) на этом шаге;
оттоком, равным суммарному объему платежей на этом шаге;
чистым притоком (сальдо, эффектом), равным разности между притоком и оттоком.
Денежный поток обычно состоит из (частичных) потоков от отдельных видов деятельности:
а) денежного потока от инвестиционной деятельности ;
к оттокам относятся капитальные вложения, затраты на пуско-наладочные работы, затраты на увеличение оборотного капитала и др.;
к притокам - поступления за счет уменьшения оборотного капитала и др.;
б) денежного потока от операционной деятельности ;
к притокам относятся выручка от реализации продукции и имущества, прочие и внереализационные доходы и др.;
к оттокам - производственные издержки, налоги и т.п., а также ликвидационные затраты в конце проекта;
в) денежного потока от финансовой деятельности .
К финансовой деятельности относятся операции со средствами, внешними по отношению к проекту, т.е. поступающими не за счет осуществления проекта. Они состоят из собственного (акционерного) капитала фирмы и привлеченных средств. Для денежного потока от финансовой деятельности:
к притокам относятся вложения собственного (акционерного) капитала и привлеченных средств: субсидий и дотаций, заемных средств, в том числе и за счет выпуска предприятием собственных долговых ценных бумаг;
к оттокам - затраты на возврат и обслуживание займов и выпущенных предприятием долговых ценных бумаг (в полном объеме, независимо от того, были они включены в притоки или в дополнительные фонды), а также при необходимости - на выплату дивидендов по акциям предприятия.
Денежные потоки могут выражаться в базисных, прогнозных или дефлированных ценах в зависимости от того, в каких ценах выражаются на каждом шаге их притоки и оттоки.
На начальных стадиях разработки проекта можно проводить расчеты в базисных ценах.
При разработке схемы финансирования и оценке эффективности участия в проекте рекомендуется использовать только прогнозные цены.
Для расчета интегральных показателей эффективности денежные потоки, определенные в прогнозных ценах, должны пересчитываться в дефлированные цены.
В расчетах эффективности используются также денежные потоки, представленные накопленными итогами.
Проект может быть реализован, только если он финансово реализуем, т.е. на каждом шаге имеется достаточное количество средств для его продолжения.
Чистый дисконтированный доход проекта (ЧДД (NPV)) отражается в строке 21 последнего столбца таблицы 6.1.
Выбор инвестиционных проектов по критерию чистой текущей стоимости основывается на следующих правилах:
если чистая текущая стоимость положительна (NPV>0), то финансовое решение по проекту может быть принято;
если NPV<0, то проект является убыточным и должен быть отвергнут;
если NPV=0, то проект не является ни прибыльным, ни убыточным, т.е. с экономической точки зрения безразлично, принимать или нет этот проект; если проекты альтернативны, то принимается проект с большей чистой текущей стоимостью.
Индекс доходности инвестиций (ИД (PI)) - доход на единицу вложенных средств. Он определяется как отношение текущей стоимости денежного потока доходов к текущей стоимости инвестиционных затрат:
В отличие от чистой дисконтированной стоимости индекс рентабельности представляет собой относительный показатель, который характеризует уровень доходов на единицу затрат, т.е. эффективность вложений.
Критерий PI целесообразно использовать при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих близкие значения NPV (в частности, если два проекта имеют одинаковые значения NPV, но разные объемы требуемых инвестиций, то выгоднее тот из них, который обеспечивает большую эффективность вложений), либо при комплектовании портфеля инвестиций с целью максимизации суммарного значения NPV.
Чем выше показатель доходности, тем предпочтительнее проект.
Внутренняя норма доходности инвестиций (ВНД (IRR)) - это дисконтная ставка, при которой текущая стоимость чистых денежных потоков равна текущей стоимости инвестиций по проекту. То есть это уровень доходности, который в применении к поступлениям от инвестиций в течение жизненного цикла дает нулевую чистую текущую стоимость:
, =>
Внутренняя норма доходности характеризует максимальную стоимость капитала для финансирования инвестиционного проекта.
Поскольку в общем случае уравнение для нахождения IRR будет нелинейным, то возможно существование нескольких значений этого показателя. Рассчитанная в процессе анализа эффективности планируемых инвестиций внутренняя норма прибыли IRR показывает ожидаемую доходность проекта.
Принятие решения по инвестиционному проекту по критерию IRR основывается на правиле: если значение IRR больше ставки финансирования проекта, то данный проект следует принять, и наоборот.
Определить внутреннюю ставку доходности можно двумя способами:
графическим способом;
методом последовательных итераций.
Дисконтированный период окупаемости (DPP) - это период времени, необходимый для возмещения дисконтированной стоимости инвестиций за счет настоящей стоимости будущих денежных поступлений. Данный показатель определяется путем деления величины инвестиций на дисконтированный чистый поток денежных средств.
Использование процедур дисконтирования увеличивает срок окупаемости проекта, то есть всегда верно соотношение DPP>PP. В результате проект, удовлетворяющий аналитика по критерию PP, может оказаться неприемлемым по критерию DPP.
В отличие от критериев NPV, IRR и PI критерии DPP и PP позволяют получить оценки, хотя и приближенные, о ликвидности и рискованности проекта.
Проект, приемлемый по одному из этих критериев, будет приемлем по другим, так как показатели NPV, PI и IRR взаимосвязаны:
если NPV>0, то одновременно IRR>R и PI>1;
если NPV<0, то одновременно IRR<R и PI<1;
если NPV=0, то одновременно IRR=R и PI=1.
Максимальный временной период, используемый для расчета показателей экономической эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия, не может превышать 10 лет.
Таблица 6.1
Оценка коммерческой эффективности проекта
тыс. руб. без НДС
Показатели бюджетной эффективности инвестиционного проекта отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы бюджетов всех уровней и определяются на основе расчета притоков (поступлений) и оттоков (расходов) бюджетных средств.
Возможно три типа расчетов бюджетной эффективности:
1) в расчетах первого типа, выполняемых обычно по крупным проектам федерального значения, проект оценивается с точки зрения так называемого "расширенного правительства", включающего федеральный бюджет, бюджет субъектов Федерации, местные бюджеты и внебюджетные фонды;
2) в расчетах второго типа проект оценивается только с точки зрения консолидированного бюджета, без учета внебюджетных фондов;
3) в расчетах третьего типа эффективность проекта оценивается раздельно по видам бюджета.
Основой для расчета показателей бюджетной эффективности являются суммы налоговых поступлений в бюджет и выплат для бюджетов различных уровней. После составляются денежные потоки для определения бюджетной эффективности и рассчитываются обобщающие показатели бюджетной эффективности проекта (таблица 6.2).
Чистый дисконтированный доход бюджета проекта отражается в последнем столбце строки 11 таблицы 6.2.
Внутренняя норма доходности бюджета и срок окупаемости определяется только в том случае, если чистый доход бюджета на первых шагах расчетного периода отрицателен.
Таблица 6.2
Оценка бюджетной эффективности проекта
тыс. руб. без НДС
Стадия отбора проектов
В случае если реализация полного набора принятых на первом этапе проектов приводит к возникновению негативных последствий для тарифа конечного потребителя, часть проектов Программы энергосбережения должна быть исключена и (или) пересмотрены схемы финансирования и сроки реализации таких проектов.
Отбор проектов в таком случае начинается с ранжирования регулируемой организацией принятых на первом этапе проектов по критериям наименьшего срока окупаемости и максимизации NPV. По итогам такого ранжирования из числа принятых на первом этапе проектов последовательно исключаются проекты, обеспечивающие наихудшие показатели срока окупаемости и NPV. Исключение должно обеспечить в итоге такой рост тарифной выручки, необходимой для реализации проектов, который приведет к приемлемому росту тарифа конечного потребителя.
Оставшиеся по итогам отбора проекты согласовываются Департаментом в составе Программы энергосбережения.
На основании полученных данных производится свод технико-экономического анализа проектов Программы энергосбережения, который оформляется в соответствии с таблицей 6.3.
Таблица 6.3
Технико-экономический анализ проектов Программы энергосбережения
N |
Наименование мероприятия |
Технико-экономический эффект от реализации мероприятия * |
Показатели экономической эффективности |
Затраты (план), тыс. руб. (без НДС), с разбивкой по годам действия программы |
Источник финансирования |
||||||||||||||||
Объемы выполнения (план) экономии ТЭР с разбивкой по годам действия Программы энергосбережения |
Экономический эффект от реализации мероприятий Программы энергосбережения, тыс. руб. без НДС |
Показатели эффективности инвестиций |
Показатели бюджетной эффективности |
||||||||||||||||||
ед. измерения |
всего |
период реализации Программы энергосбережения |
всего |
период реализации Программы энергосбережения |
дисконтированный срок окупаемости, лет |
ВНД, % |
ЧДД, тыс. руб. |
чистый дисконтированный бюджетный доход |
внутренняя норма бюджетной доходности |
дисконтированный срок окупаемости, лет |
всего |
Период реализации Программы энергосбережения |
|||||||||
... |
|
|
... |
|
|
... |
|
|
|||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание:
Ожидаемый технологический эффект от реализации мероприятия определяется как планируемое сокращение расхода энергетических ресурсов в результате выполнения мероприятия и рассчитывается как разница ожидаемого значения показателя в году, предшествующему году начала осуществления данного мероприятия, и прогнозного значения показателя расхода энергетического ресурса в расчетном году реализации мероприятия, в разрезе каждого вида энергетического ресурса.
Ожидаемый экономический эффект от реализации мероприятия определяется как экономия расходов на приобретение энергетических ресурсов, достигнутая в результате осуществления мероприятия, рассчитанная исходя из ожидаемого объема снижения потребления соответствующего энергетического ресурса в расчетном году реализации мероприятия и прогнозных цен на энергетические ресурсы на соответствующий период в разрезе каждого вида ресурса.
Показатели эффективности инвестиций, тыс. руб. должны содержать оценку экономической обоснованности и достаточности внебюджетных источников финансирования для исполнения Программы энергосбережения.
Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.
Источник финансирования указывается в соответствии с видом источника финансирования согласно паспорту Программы энергосбережения (приложение N 2 настоящим Требованиям).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.