Постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2021 г. N 401
"Об утверждении Стратегии развития молодежного парламентаризма в Ямало-Ненецком автономном округе до 2025 года"
Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития молодежного парламентаризма в Ямало-Ненецком автономном округе до 2025 года (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа |
С.М. Ямкин |
Утверждена
постановлением
Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 22 апреля 2021 г. N 401
Стратегия
развития молодежного парламентаризма в Ямало-Ненецком автономном округе до 2025 года
I. Общие положения
1.1. Стратегия развития молодежного парламентаризма в Ямало-Ненецком автономном округе до 2025 года (далее - Стратегия) направлена на совершенствование в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) системы представительства интересов молодежи Молодежным парламентом при Законодательном Собрании автономного округа (далее - Молодежный парламент).
1.2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", иные федеральные нормативные правовые акты, Устав (Основной закон) автономного округа, Закон автономного округа от 25 сентября 2009 года N 70-ЗАО "О молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе", Положение о Молодежном парламенте при Законодательном Собрании автономного округа, утвержденное постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 25 февраля 2016 года N 257, иные нормативные правовые акты автономного округа.
1.3. Основными принципами развития молодежного парламентаризма в автономном округе являются:
законность и гласность;
приоритет защиты прав и интересов молодежи и ее объединений;
доступность и открытость системы молодежного парламентаризма;
добровольность участия;
использование научного подхода к развитию молодежного парламентаризма;
рациональное сочетание представительской и просветительской функций молодежного парламентаризма;
социальная эффективность и ответственность.
1.4. Настоящая Стратегия является базовым документом по планированию развития молодежного парламентаризма в автономном округе, в котором излагаются цели, задачи и приоритетные направления развития молодежного парламентаризма в автономном округе, формы взаимодействия Молодежного парламента с органами государственной власти, органами местного самоуправления в автономном округе, общественными объединениями, определены показатели оценки эффективности деятельности, ожидаемые результаты и механизм ее реализации.
II. Состояние развития молодежного парламентаризма в автономном округе
В целях обеспечения активного участия молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики в автономном округе, участия в сфере законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи впервые в 2005 году принято решение о создании при законодательном (представительном) органе государственной власти автономного округа молодежной парламентской структуры, являющейся совещательным и консультативным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах.
За период 2005 - 2020 годов свою деятельность осуществляло четыре состава молодежных парламентских структур, и в ноябре 2020 года сформирован пятый состав Молодежного парламента.
Наименование, порядок формирования и срок полномочий членов молодежной парламентской структуры на протяжении указанного периода неоднократно изменялись.
Созданная в 2005 году Молодежная палата при Государственной Думе автономного округа первого созыва состояла из 22 представителей. В ее состав входили представитель Государственной Думы автономного округа; представители региональных молодежных общественных объединений (ассоциаций), зарегистрированных на территории автономного округа; представители молодежи муниципальных образований в автономном округе, избранные на открытых муниципальных собраниях молодежи. Срок действия полномочий членов Молодежной палаты составлял два года с момента избрания их в состав Молодежной палаты.
В 2008 - 2010 годах осуществляла деятельность Общественная молодежная палата при Государственной Думе автономного округа, состоявшая также из 22 представителей. В состав Общественной молодежной палаты входили представители Государственной Думы автономного округа (с марта 2009 года - Законодательное Собрание автономного округа); региональных молодежных общественных объединений (ассоциаций); молодежных парламентских структур при представительных органах местного самоуправления или при главах муниципальных районов и городских округов в автономном округе; молодежи, избранные на открытых собраниях молодежи муниципальных районов и городских округов в автономном округе; представительных органов муниципальных районов и городских округов в автономном округе; студенческих или профессиональных союзов. Срок полномочий Общественной молодежной палаты составлял два года.
В 2012 году создан Молодежный парламент, в состав которого вошли заместитель Председателя Законодательного Собрания автономного округа; депутаты представительных органов городских округов и муниципальных районов в автономном округе; представитель аппарата Законодательного Собрания автономного округа. Общее количество членов Молодежного парламента составляло 15 человек.
В 2016 году сформировался четвертый состав Молодежного парламента из числа представителей молодежи, делегированных представительными органами местного самоуправления в автономном округе по согласованию с главами муниципальных образований в автономном округе. До 2018 года состав Молодежного парламента составлял 15 человек, в него входил один представитель от каждого муниципального района и городского округа в автономном округе, за исключением городов Ноябрьск и Новый Уренгой, которые были представлены двумя членами. В 2018 году в целях усиления активности молодежи в сфере законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи принято решение о расширении состава молодежного парламента до 26 человек, или по два представителя от каждого муниципального района, муниципального округа и городского округа в автономном округе.
С марта 2020 года предельный возраст членов Молодежного парламента составляет 35 лет.
Члены Молодежного парламента активно занимаются разработкой предложений по совершенствованию законодательства автономного округа, затрагивающего права и законные интересы молодежи автономного округа.
По инициативе четвертого состава Молодежного парламента были приняты законы автономного округа:
от 25 июня 2018 года N 52-ЗАО "О внесении изменения в статью 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе" в части увеличения возраста лиц, относящихся к молодежи, до 35 лет в случаях, определенных федеральным законодательством и законодательством автономного округа;
от 28 мая 2019 года N 28-ЗАО "О внесении изменений в статью 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" в части права детей, достигших возраста 18 лет, на компенсацию расходов стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в течение трех месяцев с момента окончания общеобразовательных организаций.
С целью выявления социально активной молодежи и повышения правовой грамотности Молодежным парламентом инициировано проведение окружного конкурса "Моя законодательная идея". К участию были приглашены все лица, проживающие в автономном округе, в возрасте от 18 до 35 лет.
Поступило 26 заявок, содержащих 28 законодательных идей, из 11 муниципальных образований в автономном округе. Наибольшее количество заявок поступило из городов Салехард, Ноябрьск, Приуральского и Пуровского районов. Законодательные идеи касались установления мер поддержки педагогов, молодежи, детей, пенсионеров и ветеранов. Ряд идей связан с законодательным регулированием вопросов профилактики семейно-бытового насилия и рецидивов преступлений. Отдельное внимание было уделено сохранению и развитию родного языка и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.
Молодые парламентарии представляют интересы молодежи автономного округа в Общественной молодежной палате (Молодежном парламенте) при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в Палате молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Основной целью является обмен опытом молодых парламентариев и продвижение своих инициатив в сфере молодежной политики на федеральном уровне.
В период с 2017 по 2020 год представитель Молодежного парламента в Общественной молодежной палате (Молодежном парламенте) при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации являлся координатором молодежных парламентов Уральского федерального округа.
Молодежный парламент выстроил конструктивное взаимодействие с молодежными парламентами субъектов Российской Федерации с целью выявления лучших практик работы с молодежью в сфере парламентаризма, подготовки совместных законодательных инициатив и совместной реализации проектов.
Члены Молодежного парламента неоднократно являлись участниками публичных дискуссий, общественных слушаний, форумов, деловых игр, встреч молодежи с деятелями общественно-политических движений автономного округа, должностными лицами органов государственной власти автономного округа, организованных как на региональном, так и на муниципальном уровнях.
Одним из направлений деятельности Молодежного парламента являлось взаимодействие с избирательными комиссиями в автономном округе по правовому просвещению молодых ямальских избирателей и повышению их электоральной активности. В 2017 году между Избирательной комиссией автономного округа и Молодежным парламентом подписана Программа взаимодействия, которая была успешно реализована.
Членами Молодежного парламента с 2017 года активно внедрялся в общеобразовательных организациях проект "Парламентский Ум Страны" (ПАРУС). Проект ПАРУС представлял собой полный цикл избирательного процесса и формирования Собрания школьных префектов, направленный на повышение гражданской и электоральной активности обучающихся старших классов муниципальных общеобразовательных организаций в автономном округе, правовой культуры обучающихся и формирование у них понятий о системе проведения выборов в автономном округе и Российской Федерации.
Члены Молодежного парламента не оставили без внимания и благотворительную деятельность. Реализация благотворительных акций стала доброй традицией, которой молодые парламентарии придерживались на протяжении всей своей деятельности.
Достигнутые результаты показали, что молодежный парламентаризм является одной из перспективных форм вовлечения молодого поколения в общественно-политическую жизнь, повышения правовой культуры молодежи, подготовки кадрового резерва для формирования органов государственной власти автономного округа и местного самоуправления в автономном округе.
III. Цели и задачи развития молодежного парламентаризма
3.1. Целью развития молодежного парламентаризма в автономном округе является привлечение молодежи к активному участию в общественно-политической и социальной жизни автономного округа, содействие деятельности Законодательного Собрания автономного округа в сфере законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи.
3.2. Задачами развития молодежного парламентаризма в автономном округе являются:
разработка предложений по совершенствованию законодательства автономного округа, затрагивающего права и законные интересы молодежи автономного округа;
поддержка и совершенствование существующих форм молодежного парламентаризма в автономном округе;
формирование действенного механизма представительства и защиты законных интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления;
формирование и повышение правовой, электоральной активности и культуры молодежи автономного округа;
содействие Законодательному Собранию автономного округа в осуществлении информационно-аналитической и консультативной деятельности в области государственной молодежной политики в автономном округе;
повышение интереса молодежи к работе Законодательного Собрания автономного округа и представительных органов муниципальных образований в автономном округе, обеспечение взаимодействия депутатов Законодательного Собрания автономного округа и представительных органов муниципальных образований в автономном округе с молодежью автономного округа, молодежными общественными объединениями и организациями;
проведение публичных дискуссий, общественных слушаний, круглых столов, семинаров, конференций, методических занятий, форумов, деловых игр, встреч молодежи с деятелями общественно-политических движений автономного округа, должностными лицами органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе;
установление и развитие межрегионального и международного молодежного сотрудничества;
представление интересов молодежи автономного округа в Общественной молодежной палате (Молодежном парламенте) при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в Палате молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
IV. Приоритетные направления развития молодежного парламентаризма в автономном округе
Приоритетными направлениями деятельности, предусматривающими реализацию соответствующих мер, направленных на выполнение поставленных задач, являются:
4.1. Представление интересов молодежи в органах государственной власти автономного округа и органах местного самоуправления в автономном округе:
выявление и представление интересов молодежи, проживающей в автономном округе, и повышение эффективности их участия в жизни автономного округа, города, района, поселка, села;
формулирование и доведение проблем, интересов и ожиданий молодежи до депутатов Законодательного Собрания автономного округа, исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе.
4.2. Участие в правотворческой деятельности в сфере реализации государственной молодежной политики:
участие молодежи и ее объединений в обсуждении законов и иных нормативных правовых актов, касающихся молодежи;
выдвижение нормотворческих инициатив в части, касающейся реализации молодежной политики в автономном округе.
4.3. Подготовка молодых кадров:
выявление молодых лидеров, интересующихся общественно-политической и управленческой деятельностью;
приобретение молодежью практических навыков управленческой работы;
формирование групп единомышленников с активной жизненной позицией, готовых поддержать и совместно реализовать идеи и программы органов государственной власти автономного округа и местного самоуправления в автономном округе;
создание условий для раскрытия творческого потенциала, профессиональной самореализации молодежи.
4.4. Проведение социально значимых мероприятий:
активное участие молодежи в реализации государственных и муниципальных программ и социально значимых акциях, проводимых в автономном округе, муниципальных образованиях в автономном округе, предусматривающих мероприятия по поддержке молодежи, молодых семей и молодежных общественных объединений;
привлечение к участию в реализации государственных и муниципальных программ и социально значимых акциях общественных объединений, молодежных организаций, отдельных молодежных групп и активов;
активное использование наиболее успешных и лучших практик реализации социально значимых проектов и конкурсов федерального и регионального уровней с участием молодежи.
4.5. Просветительская деятельность:
обучение молодых людей основам социального управления, законодательства автономного округа, парламентских процедур, разработки нормативных правовых актов;
развитие и совершенствование механизма взаимодействия в целях осуществления просветительской деятельности;
ведение работы с молодежью и молодежными общественными объединениями, направленной на закрепление молодежи в автономном округе.
4.6. Формирование в молодежной среде позитивного отношения к институту семьи и брака, традиционным семейным ценностям, рождению и воспитанию детей в семье.
4.7. Содействие в осуществлении и участии молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности в автономном округе, муниципальных образованиях в автономном округе.
4.8. Оказание поддержки деятельности молодежных объединений и организаций по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
4.9. Совершенствование форм стимулирования предпринимательской активности молодежи, разработка законотворческих инициатив по поддержке предпринимательской деятельности молодежи.
4.10. Содействие формированию экологического воспитания в молодежной среде.
4.11. Развитие института наставничества с целью поддержки деятельности членов молодежных парламентских структур депутатами Законодательного Собрания автономного округа и депутатами представительных органов муниципальных образований в автономном округе.
4.12. Содействие посредством молодежных инициатив решению проблемных вопросов коренных малочисленных народов Севера.
4.13. Содействие развитию международного и межрегионального молодежного сотрудничества:
участие в разработке программ и проектов, обеспечивающих развитие межрегионального диалога молодежи;
заключение межрегиональных соглашений о сотрудничестве и взаимодействии молодежных парламентских структур;
поддержка молодежных межрегиональных, общероссийских и международных обменов и форумов, направленных на продвижение в молодежной среде объективной информации об истории и современной жизни автономного округа и Российской Федерации.
V. Основные меры обеспечения развития молодежного парламентаризма в автономном округе
Основными мерами обеспечения развития молодежного парламентаризма в автономном округе являются:
разработка правовых актов, регламентирующих деятельность, порядок формирования состава, официальный статус Молодежного парламента;
организационное, материально-техническое обеспечение деятельности Молодежного парламента;
формирование системы информирования общественности о деятельности Молодежного парламента;
научно-методическое обеспечение (оказание помощи в проведении мониторингов, издании материалов).
VI. Формы взаимодействия Молодежного парламента
6.1. Взаимодействие Молодежного парламента с органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления в автономном округе, организациями, молодежными общественными объединениями и другими общественными институтами строится на основе принципов сотрудничества, партнерства, уважения прав и законных интересов друг друга.
6.2. Взаимодействие Молодежного парламента с Законодательным Собранием автономного округа осуществляется посредством:
участия членов Молодежного парламента в деятельности комитетов, рабочих групп;
участия в подготовке и проведении конференций, семинаров, совещаний;
участия в мероприятиях мониторингового характера;
участия в разработке правовых актов в сфере молодежной политики;
проведения совместных встреч, круглых столов и форумов;
информирования членов Молодежного парламента относительно основ социального управления, разработки нормативных правовых актов.
6.3. Взаимодействие Молодежного парламента с Общественной молодежной палатой (Молодежным парламентом) при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Палатой молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется посредством членства в них представителей Молодежного парламента.
6.4. Взаимодействие с исполнительными органами государственной власти автономного округа, Избирательной комиссией автономного округа, территориальными избирательными комиссиями автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, молодежными парламентами субъектов Российской Федерации, Молодежным правительством автономного округа и молодежными правительствами субъектов Российской Федерации, иными молодежными общественными объединениями осуществляется посредством:
организации и проведения совместных мероприятий, соответствующих направлениям работы сторон, семинаров, форумов, конференций;
консультативной работы специалистов органов, уполномоченных в сфере молодежной политики, с молодыми парламентариями.
VII. Эффективность деятельности молодежных парламентских структур
7.1. Эффективность деятельности молодежных парламентских структур определяется посредством решения задач молодежного парламентаризма на территории автономного округа.
7.2. Для целей определения эффективности работы молодежных парламентских структур могут использоваться следующие показатели и индикаторы оценки эффективности:
количество подготовленных членами Молодежного парламента проектов нормативных правовых актов;
участие членов молодежных парламентских структур в работе комитетов, рабочих групп, координационных и консультативных органов Законодательного Собрания автономного округа;
наличие разработанных членами Молодежного парламента методических, информационных и иных материалов, способствующих активизации деятельности молодежи;
общественно-просветительная деятельность в молодежной среде, направленная на повышение правовой и электоральной культуры молодых граждан и формирование их активной гражданской позиции;
избрание членов Молодежного парламента депутатами либо выборными должностными лицами органов государственной власти или органов местного самоуправления в автономном округе, а также поступление членов молодежной парламентской структуры на государственную или муниципальную службу.
VIII. Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии
К ожидаемым результатам развития молодежного парламентаризма в автономном округе относятся:
привлечение молодежи и ее объединений к участию в деятельности органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе, выполнению планов и программ социально-экономического развития автономного округа;
повышение действенности системы участия молодых граждан в процессе выработки, принятия и реализации решений в области молодежной политики;
формирование молодых кадров для государственного и муниципального управления;
выявление социально активных молодых людей в различных сферах общественной жизни;
привлечение научного и творческого потенциала молодежи к участию в реализации молодежной политики;
создание правовых и иных условий для сотрудничества органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе, молодежных общественных объединений и представителей активной молодежи в реализации молодежной политики;
стимулирование процесса развития молодежного парламентаризма в муниципальных образованиях в автономном округе.
IX. Механизм реализации настоящей Стратегии
9.1. Реализация настоящей Стратегии обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе и общественных организаций.
9.2. План мероприятий по реализации настоящей Стратегии утверждается распоряжением Председателя Законодательного Собрания автономного округа.
9.3. Координацию деятельности по реализации настоящей Стратегии, а также мониторинг ее реализации осуществляет Законодательное Собрание автономного округа.
9.4. Реализация настоящей Стратегии осуществляется за счет средств окружного бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности Законодательного Собрания автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2021 г. N 401 "Об утверждении Стратегии развития молодежного парламентаризма в Ямало-Ненецком автономном округе до 2025 года"
Вступает в силу с 26 апреля 2021 г.
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 27 апреля 2021 г. спецвыпуск N 35, на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти ЯНАО (http://www.yanao.ru) 26 апреля 2021 г., на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 27 апреля 2021 г. N 8900202104270028
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 августа 2022 г. N 987
Изменения вступают в силу с 30 августа 2022 г.