Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Совета
народных депутатов
муниципального образования
"Город Майкоп"
от 22.04.2021 N 171-рс
Порядок
предоставления муниципальных гарантий муниципального образования "Город Майкоп"
23 декабря 2021 г.
1. Общие положения
Настоящий Порядок предоставления муниципальных гарантий муниципального образования "Город Майкоп" (далее - Порядок) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Порядок определяет условия и механизм предоставления муниципальных гарантий муниципального образования "Город Майкоп" (далее - муниципальные гарантии) за счет средств бюджета муниципального образования "Город Майкоп", а также порядок исполнения обязательств по предоставленным муниципальным гарантиям и учета предоставленных муниципальных гарантий.
Для целей Порядка применяются следующие понятия и термины:
гарант - лицо, которое предоставляет гарантию;
принципал (получатель муниципальной гарантии) - лицо, по просьбе которого выдается гарантия;
бенефициар - кредитор принципала, получатель денег по долговому обязательству;
муниципальная гарантия - вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование (гарант) обязано при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств бюджета муниципального образования в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
2. Условия и порядок предоставления муниципальных гарантий
Муниципальные гарантии предоставляются в обеспечение обязательств юридических лиц, независимо от формы собственности, зарегистрированных на территории муниципального образования "Город Майкоп", уплачивающих налоги в бюджет муниципального образования "Город Майкоп", а также включенных в программу муниципальных гарантий муниципального образования "Город Майкоп".
2.1. Предоставление муниципальных гарантий осуществляется на основании решения Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" о бюджете муниципального образования "Город Майкоп" на очередной финансовый год и плановый период (далее - Решение о бюджете), постановления Администрации муниципального образования "Город Майкоп", договора о предоставлении муниципальной гарантии.
2.2. Муниципальные гарантии предоставляются в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в Решении о бюджете, в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, и в порядке, установленном настоящим Порядком.
2.3. Муниципальное образование "Город Майкоп" (далее - гарант) по муниципальным гарантиям несет субсидиарную ответственность по обеспеченному гарантом обязательству принципала в пределах суммы муниципальной гарантии.
2.4. От имени гаранта выдачу муниципальных гарантий осуществляет Администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее - Администрация).
2.5. Муниципальная гарантия предоставляется в валюте, в которой выражена сумма основного обязательства. Муниципальная гарантия не обеспечивает исполнение обязательств принципала по уплате комиссий, штрафов и пеней, возникших в связи с нарушением принципалом своих обязательств перед бенефициаром.
2.6. Письменная форма муниципальной гарантии является обязательной, несоблюдение письменной формы муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).
2.7. Муниципальные гарантии предоставляются на срок не более срока исполнения обязательства, обеспечиваемого муниципальной гарантией, увеличенный на 30 (тридцать) календарных дней.
2.8. Заемные средства, привлекаемые принципалом под муниципальную гарантию, должны иметь целевое назначение и в течение всего срока заимствований направляться исключительно на осуществление целей, указанных в заявлении на предоставление муниципальной гарантии.
2.9. Принадлежащее бенефициару по муниципальной гарантии право требования к гаранту не может быть передано (перейти по иным основаниям) без предварительного письменного согласия гаранта, за исключением случаев установленных законодательством Российской Федерации.
2.10. Предоставление муниципальных гарантий осуществляется при соблюдении следующих условий:
а) финансовое состояние принципала является удовлетворительным;
б) предоставление принципалом, третьим лицом до даты выдачи муниципальной гарантии соответствующего требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникающего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии;
в) отсутствие у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед муниципальным образованием "Город Майкоп", неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также просроченной (неурегулированной) задолженности принципала, являющегося публично-правовым образованием, по муниципальной гарантии, ранее предоставленной в пользу муниципального образования "Город Майкоп";
г) принципал не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении принципала не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
Пункт 2.10 дополнен подпунктом "д" с 25 декабря 2021 г. - Решение Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 23 декабря 2021 г. N 219-рс
д) в кредитном договоре (договоре займа) и (или) договоре о предоставлении муниципальной гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, за исключением облигационного), установлено обязательство бенефициара (займодавца) осуществлять со своей стороны контроль за целевым использованием средств указанного кредита (займа).
2.11. Для предоставления муниципальной гарантии, а также заключения договора о предоставлении муниципальной гарантии принципал и (или) бенефициар обращаются с заявкой, оформленной согласно Приложению N 1 к Порядку, и документами, необходимыми для предоставления муниципальной гарантии, перечень которых указан в Приложении N 2 к Порядку, в отраслевое (функциональное) структурное подразделение Администрации, к компетенции которого относятся направления (цели) гарантирования, определенные Решением о бюджете (далее - компетентный орган), в соответствии с которыми принципал и (или) бенефициар обратился за предоставлением муниципальной гарантии.
2.12. Компетентный орган осуществляет первичную проверку документов, представленных принципалом и (или) бенефициаром в соответствии с подпунктом 2.11 пункта 2 Порядка, на соответствие установленным требованиям, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня их принятия и готовит заключение о результатах первичной проверки.
2.13. В случае, если:
- документы представлены принципалом и (или) бенефициаром не в полном объеме, либо не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, принципалу и (или) бенефициару возвращаются документы с указанием причин возврата. После устранения причин возврата документов, принципал и (или) бенефициар вправе повторно направить документы в компетентный орган;
- документы представлены принципалом и (или) бенефициаром в полном объеме и соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, компетентный орган с заключением по результатам первичной проверки, направляет их в Финансовое управление администрации муниципального образования "Город Майкоп" (далее - Финансовое управление).
2.14. Финансовое управление в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня поступления документов, в полном объеме соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации:
а) проводит анализ финансового состояния принципала, проверку достаточности, надежности и ликвидности предоставляемого обеспечения (далее - финансовый анализ). Финансовый анализ осуществляется в порядке, установленном Администрацией;
б) готовит заключение о результатах проведенного финансового анализа и о возможности предоставления муниципальной гарантии (далее - финансовое заключение).
2.15. Администрация в течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления финансового заключения принимает одно из следующих решений:
- о предоставлении муниципальной гарантии путем издания постановления Администрации о предоставлении муниципальной гарантии;
- об отказе в предоставлении муниципальной гарантии путем направления письменного мотивированного уведомления компетентному органу.
2.16. Компетентный орган письменно уведомляет принципала и (или) бенефициара о результатах рассмотрения заявки на предоставление муниципальной гарантии в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия решения.
2.17. В течение 10 (десяти) рабочих дней со дня вступления в силу постановления Администрации о предоставлении муниципальной гарантии, Администрация заключает договор о предоставлении муниципальной гарантии по примерной форме согласно Приложению N 3 к Порядку, после чего принципалу выдается муниципальная гарантия по примерной форме согласно Приложению N 4 к Порядку.
2.18. В муниципальной гарантии указываются:
1) наименование гаранта (муниципальное образование "Город Майкоп") и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта (Администрация);
2) наименование бенефициара;
3) наименование принципала;
4) обязательство, в обеспечение которого выдается муниципальная гарантия (с указанием наименования, даты заключения и номера (при его наличии) основного обязательства, срока действия основного обязательства или срока исполнения обязательств по нему, наименований сторон, иных существенных условий основного обязательства);
5) объем обязательств гаранта по муниципальной гарантии и предельная сумма гарантии;
6) основания выдачи муниципальной гарантии;
7) дата вступления в силу муниципальной гарантии или событие (условие), с наступлением которого муниципальная гарантия вступает в силу;
8) срок действия муниципальной гарантии;
9) определение гарантийного случая, срок и порядок предъявления требования бенефициара об исполнении муниципальной гарантии;
10) основания отзыва муниципальной гарантии;
11) порядок исполнения гарантом обязательств по муниципальной гарантии;
12) основания уменьшения суммы муниципальной гарантии при исполнении в полном объеме или в какой-либо части муниципальной гарантии, исполнении (прекращении по иным основаниям) в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципала, обеспеченных муниципальной гарантией, и в иных случаях, установленных муниципальной гарантией;
13) основания прекращения муниципальной гарантии;
14) условия основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;
15) наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении денежных средств, уплаченных гарантом бенефициару по муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);
16) иные условия гарантии, а также сведения, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации, муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Майкоп".
2.19. Основаниями отказа в предоставлении муниципальной гарантии являются:
1) несоответствие принципала и (или) его обращения требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, настоящим Порядком, иными муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Майкоп", принятыми во исполнение настоящего Порядка;
2) невыполнение принципалом и (или) бенефициаром требований, установленных законодательством Российской Федерации, настоящим Порядком, иными муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Майкоп", принятыми во исполнение настоящего Порядка;
3) неудовлетворительное финансовое состояние принципала, установленное по результатам проведенного анализа в соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Майкоп", принятыми во исполнение настоящего Порядка.
2.20. Муниципальные гарантии не предоставляются для обеспечения исполнения обязательств:
- хозяйственных товариществ;
- хозяйственных партнерств;
- производственных кооперативов;
- муниципальных унитарных предприятий (за исключением муниципальных унитарных предприятий на праве хозведения, имущество которых находится в муниципальной собственности муниципального образования "Город Майкоп");
- некоммерческих организаций;
- крестьянских (фермерских) хозяйств;
- индивидуальных предпринимателей;
- физических лиц.
3. Учет муниципальных гарантий
3.1. Общая сумма обязательств, вытекающих из муниципальных гарантий, включается в состав муниципального долга как вид долгового обязательства.
3.2. Предоставление и исполнение муниципальной гарантии подлежит отражению в муниципальной долговой книге муниципального образования "Город Майкоп".
3.3. Финансовое управление ведет учет выданных муниципальных гарантий, увеличения муниципального долга по ним, сокращения муниципального долга вследствие исполнения принципалами либо третьими лицами в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципалов, обеспеченных муниципальными гарантиями, прекращения по иным основаниям в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципалов, обеспеченных гарантиями, осуществления гарантом платежей по выданным муниципальным гарантиям, а также в иных случаях, установленных муниципальными гарантиями.
3.4. Принципал представляет в Финансовое управление заверенные копии платежных поручений, а также иные документы, подтверждающие частичное или полное исполнение обязательства принципала, обеспеченного муниципальной гарантией, не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента частичного (полного) исполнения указанного обязательства.
3.5. Если исполнение гарантом муниципальной гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета муниципального образования "Город Майкоп".
3.6. Если исполнение гарантом муниципальной гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджета муниципального образования "Город Майкоп".
3.7. Средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, а также в счет исполнения обязательств, право требования по которым перешло от бенефициара к гаранту, отражаются как возврат бюджетных кредитов.
3.8. Принципал, исполнивший обязательство, обеспеченное муниципальной гарантией, извещает об этом гаранта не позднее 5 (пяти) дней с даты исполнения своих обязательств.
3.9. Контроль за целевым использованием заемных средств принципалом осуществляет компетентный орган.
4. Обеспечение исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по муниципальной гарантии
4.1. Способами обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по муниципальной гарантии могут быть только банковские гарантии и поручительства юридических лиц, государственные гарантии, муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100% от объема обязательств по муниципальной гарантии.
4.2. В случае обеспечения обязательства залогом имущества оценка предмета залога производится за счет принципала в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подготовку проекта договора залога имущества осуществляет отраслевое (функциональное) структурное подразделение Администрации, уполномоченное Администрацией. Договор залога имущества должен быть заключен и пройти государственную регистрацию (в случаях, предусмотренных законом) в срок не позднее 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения договора о предоставлении муниципальной гарантии. В случае невыполнения этого условия в указанный срок муниципальная гарантия прекращается. Предмет залога должен быть застрахован в пользу Администрации за счет средств принципала.
4.3. Муниципальной гарантией, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, могут обеспечиваться только обязательства хозяйственного общества, 100% акций (долей) которого принадлежит соответствующему муниципальному образованию "Город Майкоп", муниципального унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности муниципального образования "Город Майкоп". В случае, если муниципальная гарантия не предусматривает право регрессного требования, обеспечение исполнения обязательств принципала перед гарантом, которые могут возникнуть в связи с предъявлением гарантом регрессных требований к принципалу, может не предоставляться.
4.4. Предметом залога для предоставления муниципальной гарантии не может являться имущество, находящееся в муниципальной собственности.
4.5. Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала банковских гарантий и поручительств юридических лиц:
1) имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед муниципальным образованием "Город Майкоп" и неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
2) стоимость чистых активов которых меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемой банковской гарантии (предоставляемого поручительства);
3) юридических лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), юридических лиц, которые находятся в процессе реорганизации или ликвидации.
5. Иные условия муниципальной гарантии
Пункт 5.1 изменен с 25 декабря 2021 г. - Решение Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 23 декабря 2021 г. N 219-рс
5.1. Порядок исполнения гарантом обязательств по муниципальной гарантии устанавливается в муниципальной гарантии.
Муниципальная гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, в том числе облигационному), подлежит отзыву гарантом только в следующих случаях:
1) изменения без предварительного письменного согласия гаранта указанных в муниципальной гарантии условий основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;
2) нецелевого использования средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного муниципальной гарантией.
5.2. Уведомление об отзыве муниципальной гарантии направляется принципалу и бенефициару одновременно.
5.3. Обязательство гаранта перед бенефициаром по муниципальной гарантии прекращается:
1) с уплатой гарантом бенефициару денежных средств в объеме, определенном в муниципальной гарантии;
2) с истечением определенного в муниципальной гарантии срока, на который она выдана (срока действия муниципальной гарантии);
3) в случае исполнения принципалом и (или) третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных муниципальной гарантией, либо прекращения указанных обязательств принципала по иным основаниям (вне зависимости от наличия предъявленного бенефициаром гаранту и (или) в суд требования к гаранту об исполнении муниципальной гарантии);
4) вследствие отказа бенефициара от своих прав по муниципальной гарантии путем возвращения ее гаранту и (или) письменного заявления бенефициара об освобождении гаранта от его обязательств по муниципальной гарантии, вследствие возвращения принципалом гаранту муниципальной гарантии, предоставляемой в обеспечение обязательств, по которым бенефициарами является неопределенный круг лиц, при условии фактического отсутствия бенефициаров по такой гарантии и оснований для их возникновения в будущем;
5) если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена муниципальная гарантия, не возникло в установленный срок;
6) с прекращением основного обязательства (в том числе в связи с ликвидацией принципала и (или) бенефициара после того, как бенефициар предъявил гаранту и (или) в суд требование к гаранту об исполнении муниципальной гарантии) или признанием его недействительной сделкой;
7) в случае передачи бенефициаром другому лицу или перехода к другому лицу по иным основаниям принадлежащих бенефициару прав требования к гаранту по муниципальной гарантии, прав и (или) обязанностей по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта (за исключением передачи (перехода) указанных прав требования (прав и обязанностей) в установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах порядке в связи с переходом к новому владельцу (приобретателю) прав на облигации, исполнение обязательств принципала (эмитента) по которым обеспечивается муниципальной гарантией);
8) в случае передачи принципалом другому лицу или перехода к другому лицу по иным основаниям принадлежащих принципалу прав и (или) обязанностей (долга) по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта;
9) вследствие отзыва муниципальной гарантии в случаях и по основаниям, которые указаны в гарантии;
10) в иных случаях, установленных гарантией.
5.4. Удержание бенефициаром муниципальной гарантии после прекращения обязательств гаранта по ней не сохраняет за бенефициаром каких-либо прав по указанной муниципальной гарантии.
5.5. Гарант, которому стало известно о прекращении муниципальной гарантии, обязан уведомить об этом бенефициара и принципала.
5.6. Бенефициар и принципал, которым стало известно о наступлении обстоятельств, влекущих отзыв или прекращение муниципальной гарантии, обязаны уведомить об этом гаранта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.