Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 22 апреля 2021 г. N 113
"Об утверждении положения о системах оповещения населения Республики Северная Осетия-Алания"
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" и в целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения и своевременного информирования населения Республики Северная Осетия-Алания об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системах оповещения населения Республики Северная Осетия-Алания.
2. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 17 мая 2013 года N 174 "О порядке оповещения и информирования населения Республики Северная Осетия-Алания о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени".
Временно исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания |
Т. Тускаев |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 22 апреля 2021 г. N 113
Положение
о системах оповещения населения Республики Северная Осетия-Алания
I. Общие положения
1. Положение о системах оповещения населения (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" для обеспечения оповещения населения, проживающего и (или) работающего на территории Республики Северная Осетия-Алания (далее - население).
См.:
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 23 мая 1996 г. N 104 "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 1 декабря 2020 г. N 92-РЗ "О гражданской обороне в Республике Северная Осетия-Алания"
2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
3. Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН), общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
См. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 7 июня 2017 г. N 232 "Об утверждении перечня зон экстренного оповещения населения на территории Республики Северная Осетия-Алания"
4. КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
5. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
6. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в совместном приказе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении положения о системах оповещения населения" (далее - Приказ).
На системы оповещения населения оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в Приказе.
II. Назначение и основные задачи систем оповещения населения
7. Системы оповещения населения предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС.
8. Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и ТП РСЧС Республики Северная Осетия-Алания;
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания (далее - ГУ МЧС России по РСО-Алания);
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
сил ГО и ТП РСЧС Республики Северная Осетия-Алания;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций;
людей, находящихся на территории Республики Северная Осетия-Алания.
9. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и звена ТП РСЧС муниципального образования;
сил ГО и ТП РСЧС муниципального образования;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.
10. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, объектового звена ТП РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
11. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления ТП РСЧС соответствующего уровня.
III. Порядок задействования систем оповещения населения
12. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Положения о муниципальных и локальных системах оповещения разрабатываются в соответствии с настоящим Положением.
13. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления ТП РСЧС, получив в системе управления ГО и ТП РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до Главы Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и ТП РСЧС соответствующего уровня.
14. Решение на задействование региональных, муниципальных и локальных систем оповещения принимается соответственно:
Главой Республики Северная Осетия-Алания;
главой администрации местного самоуправления муниципального образования;
руководителями организаций.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Главы Республики Северная Осетия-Алания, руководителя органа местного самоуправления, организации (собственника объекта, производства, гидротехнического сооружения), в ведении которого находится соответствующая КСЭОН.
15. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме включение (запуск) систем оповещения населения с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений на региональном, муниципальном и объектовом уровне осуществляется:
оперативным дежурным Государственного казённого учреждения при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания "Центр обеспечения деятельности по защите населения и территорий Республики Северная Осетия-Алания от чрезвычайных ситуаций" (далее - ГКУ "Центр") по команде старшего оперативного дежурной смены Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по РСО-Алания (далее - ЦУКС ГУ МЧС России по РСО-Алания);
дежурными единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - дежурными ЕДДС МО);
дежурными службами организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
В ручном режиме функционирования, на основании заключенных соглашений и регламентов информационного взаимодействия по передаче сигналов оповещения, включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки осуществляет уполномоченный сотрудник объекта, на территории которого расположено оконечное средство оповещения по команде оперативного дежурного ГКУ "Центр" или дежурного ЕДДС МО.
Направление заявок операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации осуществляется оперативным дежурным ГКУ "Центр" по команде старшего оперативного дежурного смены ЦУКС ГУ МЧС России по РСО-Алания.
Задействование громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения осуществляется дежурными ЕДДС МО.
Основной режим функционирования региональной и муниципальных систем оповещения Республики Северная Осетия-Алания является автоматизированным.
16. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио - и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объёмом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест ОД ГКУ "Центр", дежурного ЕДДС МО.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно, по предварительному согласованию:
на региональном уровне - с ГУ МЧС России по РСО-Алания;
на муниципальном уровне - с администрацией муниципального образования с ГКУ "Центр".
17. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
информационно-телекоммуникационная сеть Интернет;
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
18. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) соответствующего уровня.
19. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления ТП РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется ГКУ "Центр" по предварительному согласованию их с ГУ МЧС России по РСО-Алания.
20. Органы исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления ТП РСЧС совместно с органами повседневного управления ТП РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности систем оповещения населения
21. Поддержание региональных, муниципальных и локальных систем оповещения в готовности, а также эксплуатационно-техническое обслуживание системы оповещения населения Республики Северная Осетия-Алания организуется и осуществляется органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, органами местного самоуправления и организациями, в соответствии с совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении положения о системах оповещения населения" и приказом от 31 июля 2020 года N 579/366 "Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения".
На региональном уровне поддержание системы оповещения в готовности обеспечивает ГКУ "Центр".
22. Готовность систем оповещения населения достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области
создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием соответствующей проектно-сметной документации на систему оповещения населения техническими средствами оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
23. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
В Республике Северная Осетия-Алания при проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат региональная, все муниципальные системы оповещения и КСЭОН.
Комплексные проверки готовности региональной, муниципальных систем оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления ТП РСЧС и органов повседневного управления ТП РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории Республики Северная Осетия-Алания (муниципального образования)), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС и ОПБ соответствующего уровня могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности региональной, муниципальных систем оповещения и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Комплексные проверки готовности локальной системы оповещения проводятся во взаимодействии с органами местного самоуправления не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения, а также положений о региональных, муниципальных и локальных системах оповещения соответственно.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с Приказом, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию региональных, муниципальных, локальных систем оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления ТП РСЧС, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
24. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объём, порядок создания и использования устанавливаются создающими резерв технических средств оповещения органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, органами местного самоуправления, организациями с принятием соответствующего нормативного правового акта.
25. Требования к системам оповещения населения, в том числе к КСЭОН, должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления совершенствования действующей системы оповещения населения.
Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения проводится по окончании эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения её модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
26. Порядок создания, в том числе совершенствования, систем оповещения населения определяется положениями о региональных, муниципальных и локальных системах оповещения соответственно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной.
Комплексная система экстренного оповещения населения (КСЭОН) создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Границами зон действия КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
Основной задачей региональной системы оповещения является доведения сигналов оповещения и экстренной информации до руководящего состава ГО и ТП РСЧС; ГУ МЧС России по РСО-Алания; единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований; людей, находящихся на территории республики и т.д.
Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления ТП РСЧС соответствующего уровня.
Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется сигналом "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут.
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22 апреля 2021 г. N 113 "Об утверждении положения о системах оповещения населения Республики Северная Осетия-Алания"
Вступает в силу с 22 апреля 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) 26 апреля 2021 г. N 1500202104260003
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2023 г. N 635
Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.