Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Департамента
труда и социальной защиты
населения города Москвы
от 14 мая 2020 г. N 416
Порядок
осуществления Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - муниципальных округов отдельных переданных им полномочий города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает сроки и последовательность осуществления Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - Департамент) государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - муниципальных округов отдельных переданных им полномочий города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности (далее соответственно - государственный контроль, деятельность по опеке и попечительству, органы местного самоуправления г. Москвы, совершеннолетние).
1.2. Государственный контроль осуществляется Департаментом в соответствии со статьей 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 7 Закона города Москвы от 26 декабря 2007 г. N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа" (далее - Закон г. Москвы N 51) и пунктом 4.12 Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2015 г. N 566-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы".
1.3. Департамент осуществляет государственный контроль по отдельным полномочиям города Москвы, которыми наделены органы местного самоуправления г. Москвы в соответствии со статьей 1 Закона г. Москвы N 51.
1.4. Государственный контроль осуществляется уполномоченными должностными лицами Департамента в следующих формах:
- проведение проверки деятельности по опеке и попечительству (далее - проверка);
- рассмотрение информации, подтверждающей устранение выявленных в ходе проверки нарушений, представляемой руководителем органа местного самоуправления г. Москвы;
- заслушивание отчета руководителя органа местного самоуправления г. Москвы о деятельности по опеке и попечительству и принятых мерах по устранению выявленных нарушений и их предупреждению в дальнейшей деятельности.
1.5. Уполномоченные должностные лица Департамента при осуществлении государственного контроля имеют право запрашивать у уполномоченных лиц органов местного самоуправления г. Москвы информацию (документы, материалы), а также письменные и устные объяснения, необходимые для осуществления такого контроля, привлекать экспертов к рассмотрению.
1.6. Уполномоченные должностные лица Департамента при осуществлении государственного контроля обязаны:
- соблюдать требования настоящего Порядка, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и правовых актов города Москвы;
- своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы, касающихся деятельности по опеке и попечительству.
1.7. Уполномоченные лица органов местного самоуправления г. Москвы при осуществлении государственного контроля имеют право:
- получать от уполномоченных должностных лиц Департамента информацию, которая относится к предмету государственного контроля;
- давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету государственного контроля;
- непосредственно присутствовать при проведении выездной проверки;
- знакомиться с результатами проверки и по итогам составления акта выражать согласие или несогласие с результатами проверки.
1.8. Уполномоченные лица органов местного самоуправления г. Москвы при осуществлении государственного контроля обязаны:
- предоставлять проверяющим лицам информацию (документы, материалы), а также письменные и устные объяснения, необходимые для осуществления такого контроля;
- обеспечить при проведении выездной проверки присутствие глав администраций муниципальных округов (руководителей муниципалитетов), иных должностных лиц органов местного самоуправления г. Москвы, ответственных за организацию деятельности по опеке и попечительству;
- обеспечить при проведении выездной проверки проверяющим лицам доступ к техническим средствам (компьютерам, принтерам, сканерам и т.п.) для осуществления действий, необходимых для целей проверки.
2. Состав, последовательность и сроки выполнения действий при осуществлении государственного контроля
2.1. Проверки проводятся:
- в виде плановых и внеплановых проверок;
- в форме выездных и документарных проверок.
2.2. В зависимости от объема вопросов, подлежащих проверке, проверка может проводиться следующими методами:
- по всем вопросам, указанным в пункте 1.3 настоящего Порядка (комплексная проверка);
- по одному или нескольким вопросам, указанным в пункте 1.3 настоящего Порядка (тематическая проверка).
2.3. Срок проведения проверки не может превышать 10 рабочих дней.
Срок проведения проверки может быть продлен по решению руководителя Департамента в случае непредставления запрашиваемой информации (документов, материалов) в установленный срок, выявления в ходе проверки обстоятельств, требующих дополнительного изучения, не более чем на 5 рабочих дней.
2.4. Плановые проверки проводятся Департаментом на основании ежегодного плана проведения проверок, согласованного Прокуратурой города Москвы (далее - ежегодный план). При этом плановая проверка в отношении одного и того же органа местного самоуправления г. Москвы проводится не чаще 1 раза в 2 года.
Проект ежегодного плана готовится Отделом организации долговременного ухода Департамента (далее - Отдел), согласовывается с заместителем руководителя Департамента, курирующим вопросы организации опеки и попечительства в отношении совершеннолетних на территории города Москвы, и представляется руководителю Департамента для подписания не позднее 1 июня года, предшествующего году проведения проверок.
Департамент направляет в Прокуратуру города Москвы проект ежегодного плана не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.
2.5. На основании согласованного Прокуратурой города Москвы ежегодного плана издается приказ Департамента, которым утверждаются план-график и план-задание выездных проверок на соответствующий календарный год, а также расширенный состав комиссии, уполномоченной проводить выездные проверки (далее - выездная комиссия). Проект указанного приказа готовится Отделом, согласовывается с заместителем руководителя Департамента, курирующим вопросы организации опеки и попечительства в отношении совершеннолетних на территории города Москвы, и представляется руководителю Департамента для подписания не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверок.
2.6. В состав выездной комиссии входят уполномоченные должностные лица Департамента, а также специалисты организаций, подведомственных Департаменту (по согласованию).
2.7. Ежегодный план размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.
Копии ежегодного плана и приказа Департамента, указанного в пункте 2.5 настоящего Порядка, доводятся до сведения органов местного самоуправления г. Москвы не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, посредством их направления на электронный адрес органов местного самоуправления г. Москвы и в установленном посредством почтовой связи.
2.8. По решению руководителя Департамента, принимаемому по согласованию с Прокуратурой города Москвы, может проводиться внеплановая проверка.
2.9. Внеплановая проверка проводится в случае:
- поступления в Департамент обращений физических и (или) юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов при осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
- поступления информации от органов государственной власти, правоохранительных органов, иных организаций и граждан, средств массовой информации о нарушениях законодательства при осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
- необходимости проверки устранения нарушений, ранее выявленных Департаментом при осуществлении государственного контроля.
2.10. Внеплановая проверка проводится на основании приказа Департамента, которым утверждаются дата проведения проверки, план-задание проверки, а также состав выездной комиссии.
2.11. О проведении внеплановой проверки Департамент уведомляет орган местного самоуправления г. Москвы не менее чем за 24 часа до ее начала, посредством направления письменного уведомления на электронный адрес органа местного самоуправления г. Москвы.
2.12. Информация о плановых и внеплановых проверках деятельности по опеке и попечительству, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством Российской Федерации.
2.13. Выездная проверка осуществляется выездной комиссией, формируемой из лиц, входящих в расширенный состав выездной комиссии, утвержденный приказом Департамента, указанным в пункте 2.5 настоящего Порядка. Председателем выездной комиссии является одно из уполномоченных должностных лиц Департамента. В состав комиссии входят также специалисты организаций, подведомственных Департаменту (по согласованию).
2.14. Плановая и внеплановая выездные проверки проводятся по месту нахождения органа местного самоуправления г. Москвы.
2.15. До выезда в орган местного самоуправления г. Москвы выездная комиссия может осуществлять рассмотрение имеющейся в Департаменте информации (документов, материалов) о его деятельности по вопросам, подлежащим проверке, запрашивать статистические данные о социально-демографической обстановке на территории, подведомственной органу местного самоуправления г. Москвы.
2.16. По прибытии в орган местного самоуправления г. Москвы председатель выездной комиссии предъявляет руководителю органа местного самоуправления г. Москвы копию приказа Департамента о проведении проверки, представляет членов выездной комиссии, информирует о порядке проведения проверки.
2.17. В ходе выездной проверки члены выездной комиссии запрашивают информацию (документы, материалы), устные и письменные объяснения по вопросам, подлежащим проверке, в соответствии с планом-заданием проверок и осуществляют их рассмотрение и экспертизу.
2.18. По результатам выездной проверки составляется акт (далее - акт проверки) в порядке, предусмотренном пунктами 2.26-2.30 настоящего Порядка.
2.19. В случае если цели осуществления государственного контроля могут быть достигнуты без выезда по месту нахождения проверяемого органа местного самоуправления г. Москвы, проводится плановая (внеплановая) документарная проверка.
2.20. Документарная проверка проводится по месту нахождения Департамента.
2.21. Документарная проверка проводится:
- комиссией на основании приказа Департамента о проведении документарной проверки, которым утверждаются сроки проведения проверки, план-задание проверки, а также состав комиссии, в который входят уполномоченные должностные лица Департамента и специалисты организаций, подведомственных Департаменту (по согласованию);
- специалистом Департамента, уполномоченным на проведение проверки, в рамках рассмотрения поступившего в Департамент обращения на основании поручения руководителя (заместителя руководителя) Департамента.
2.22. Если для проведения документарной проверки необходимо получение информации из проверяемого органа местного самоуправления г. Москвы, специалист Департамента, ответственный за подготовку и проведение проверки, готовит проект запроса на имя руководителя органа местного самоуправления г. Москвы о представлении информации (документов, материалов) для проведения проверки и передает его в установленном порядке начальнику Отдела для подписания.
Запрос направляется в орган местного самоуправления г. Москвы в установленном порядке по электронной почте не позднее дня его подписания начальником Отдела.
2.23. Уполномоченное лицо органа местного самоуправления г. Москвы предоставляет запрашиваемые документы специалисту Департамента, ответственному за подготовку и проведение проверки, не позднее срока, указанного в запросе.
2.24. Документарная проверка проводится путем рассмотрения Департаментом информации (документов, материалов), поступившей из органа местного самоуправления г. Москвы по запросу Департамента, а также иной имеющейся в распоряжении Департамента информации (документов, материалов) по вопросам, подлежащим проверке.
2.25. По результатам документарной проверки на основании приказа Департамента или поручения руководителя (заместителя руководителя) Департамента, указанных в пункте 2.21 настоящего Порядка, соответственно составляется акт проверки в порядке, предусмотренном пунктами 2.26-2.30 настоящего Порядка, или представляется информация о результатах проверки руководителю (заместителю руководителя) Департамента.
2.26. Акт проверки составляется на основании обработки сведений, полученных в ходе проверки и представленных всеми членами комиссии, проводившими проверку, в течение 10 рабочих дней после окончания проверки.
2.27. Акт проверки состоит из вводной и основной частей.
2.28. Вводная часть акта проверки содержит информацию:
- о виде, форме и методе проверки;
- о вопросах, подлежащих проверке в соответствии с планом-заданием проверки;
- о сроках и месте проведения проверки;
- о дате и номере приказа руководителя Департамента, на основании которого проводилась проверка;
- о наименовании органа местного самоуправления г. Москвы, в отношении которого проведена проверка;
- о членах комиссии, проводивших проверку;
- об уполномоченных лицах органа местного самоуправления г. Москвы, в присутствии которых проведена проверка (в случае проведения выездной проверки);
- общие сведения об организации деятельности по опеке и попечительству в органе местного самоуправления г. Москвы.
2.29. Основная часть акта проверки содержит информацию по каждому отдельному направлению деятельности органа местного самоуправления г. Москвы в соответствии с планом-заданием проверки, в том числе о выявленных в ходе проверки нарушениях (при наличии).
2.30. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, которые не позднее 2 рабочих дней со дня его подписания всеми членами комиссии вручаются уполномоченному лицу органа местного самоуправления г. Москвы с сопроводительным письмом.
2.31. Руководитель органа местного самоуправления г. Москвы:
- в течение 3 рабочих дней знакомится с актом проверки, подписывает 2 экземпляра акта проверки;
- обеспечивает возвращение 1 экземпляра акта проверки в Департамент не позднее 2 рабочих дней со дня его подписания.
Второй экземпляр акта проверки остается в органе местного самоуправления г. Москвы.
2.32. Справка о результатах рассмотрения акта проверки, содержащая в том числе информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и их предупреждению в дальнейшей деятельности органа местного самоуправления г. Москвы, направляется органом местного самоуправления г. Москвы в Департамент не позднее срока, указанного в сопроводительном письме Департамента к акту проверки. К справке о результатах рассмотрения акта проверки прилагаются копии приказов о проведении служебной проверки и привлечении должностных лиц органа местного самоуправления г. Москвы к дисциплинарной ответственности (при наличии), документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.
2.33. Ответственность за своевременное предоставление в Департамент справки о результатах рассмотрения акта проверки, копии приказов о проведении служебной проверки и привлечении должностных лиц органа местного самоуправления г. Москвы к дисциплинарной ответственности (при наличии), документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений (далее - информация, подтверждающая устранение нарушений), возлагается на руководителя органа местного самоуправления г. Москвы.
2.34. Специалист Департамента, ответственный за проведение проверок:
- осуществляет контроль за соблюдением сроков предоставления в Департамент информации, подтверждающей устранение нарушений;
- фиксирует сроки поступления информации, подтверждающей устранение нарушений, в журнале учета проведенных проверок осуществления органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - муниципальных округов отдельных переданных им полномочий города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;
- изучает информацию, подтверждающую устранение нарушений, на предмет соответствия принятых мер целям устранения выявленных нарушений и их предупреждения в дальнейшей деятельности органа местного самоуправления г. Москвы и готовит по результатам ее изучения служебную записку заместителю руководителя Департамента, курирующему вопросы организации опеки и попечительства в отношении совершеннолетних на территории города Москвы.
2.35. По результатам выездной или документарной проверки, а также по результатам рассмотрения в Департаменте информации, подтверждающей устранение нарушений, по решению руководителя Департамента может проводиться заслушивание отчета руководителя органа местного самоуправления г. Москвы о деятельности по опеке и попечительству и принятых мерах по устранению выявленных нарушений и их предупреждению в дальнейшей деятельности органа местного самоуправления г. Москвы.
2.36. Департамент направляет в орган местного самоуправления г. Москвы не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня заслушивания извещение с указанием темы, даты и времени заслушивания отчета руководителя органа местного самоуправления г. Москвы.
2.37. В исключительных случаях заслушивание отчета руководителя органа местного самоуправления г. Москвы допускается без соблюдения срока извещения, предусмотренного пунктом 2.36 настоящего Порядка.
2.38. Итоговая аналитическая справка о выявленных в ходе проведенных в истекшем году проверок нарушениях ежегодно направляется Департаментом в органы местного самоуправления г. Москвы, которые информируют в письменном виде Департамент в установленный им срок о результатах рассмотрения указанной справки и принятых мерах по устранению выявленных нарушений и их предупреждению в дальнейшей деятельности органа местного самоуправления г. Москвы.
2.39. Контроль за своевременным предоставлением информации, указанной в пункте 2.38 настоящего Порядка, и принятием органа местного самоуправления г. Москвы мер по устранению выявленных нарушений и их предупреждению в дальнейшей деятельности осуществляет специалист Департамента, ответственный за проведение проверок.
3. Порядок и формы контроля за исполнением Порядка
3.1. Текущий контроль за соблюдением и исполнением уполномоченными должностными лицами Департамента положений настоящего Порядка осуществляется путем проведения проверок соблюдения требований, определенных настоящим Порядком, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
3.2. Права и обязанности, перечень конкретных действий в рамках осуществления проверок, указанных в пункте 3.1. настоящего Порядка, и персональная ответственность уполномоченных должностных лиц Департамента закрепляется в должностных регламентах в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и правовых актов города Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.