Во исполнение Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р, в целях повышения охвата и качества финансового образования и информированности населения Самарской области, разработки механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения Самарской области и информированности в указанной области:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу (стратегический план деятельности) "Повышение финансовой грамотности населения Самарской области" на 2020-2023 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министерство образования и науки Самарской области (Акопьяна).
3. Опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 октября 2020 года.
Первый вице-губернатор - |
В.В. Кудряшов |
Утверждена
распоряжением Правительства
Самарской области
от 23.04.2021 N 156-р
Региональная Программа
(стратегический план деятельности) "Повышение финансовой грамотности населения Самарской области" на 2020-2023 годы
(далее - Программа)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
региональная программа (стратегический план деятельности) "Повышение финансовой грамотности населения Самарской области" на 2020-2023 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы |
- |
письмо Правительства Самарской области от 16.10.2020 N 42/113 |
Ответственный исполнитель Программы |
- |
министерство образования и науки Самарской области |
Соисполнители Программы |
- |
министерство управления финансами Самарской области; министерство экономического развития и инвестиций Самарской области; министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области; министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области; министерство промышленности и торговли Самарской области; департамент информационных технологий и связи Самарской области; министерство культуры Самарской области; Отделение по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области; Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области; Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области; Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области; Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области |
Участники Программы |
- |
органы местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области (по согласованию); юридические и физические лица, участвующие в мероприятиях, предусмотренных планом мероприятий Программы |
Цель Программы |
- |
создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения Самарской области и повышения финансовой грамотности предпринимательского сообщества региона как необходимых условий роста финансового благополучия |
Задачи Программы |
- |
повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения Самарской области, а также обеспечение необходимой институциональной базой и методическими ресурсами образовательного сообщества Самарской области с учетом развития современных финансовых технологий; разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения Самарской области и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка |
Основные направления реализации Программы |
- |
продвижение внедрения образовательных программ по финансовой грамотности в образовательный процесс; развитие кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности, включая повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников органов государственной власти в сфере образования, педагогических работников, а также повышение качества подготовки специалистов в сфере образования с учетом потребностей Самарской области; проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности с целью развития у населения навыков использования знаний; проведение обучающих и информационных мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан Самарской области; организация мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения Самарской области; формирование комплексной системы повышения финансовой грамотности населения Самарской области и организация управления и координации деятельности в указанной сфере; обеспечение регулярного информирования населения по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг; повышение уровня доступности для населения Самарской области информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, прежде всего в сельской местности, малых городах и труднодоступных населенных пунктах; обеспечение информационной поддержки реализации региональной программы |
Показатели (индикаторы) Программы |
- |
внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций общего образования Самарской области; обеспечение поставки учебно-методических пособий в образовательные организации Самарской области; внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы учреждений Самарской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций среднего профессионального образования Самарской области; включение элементов финансовой грамотности в программы подготовки педагогических работников; обучение педагогов; организация семинаров по вопросам преподавания финансовой грамотности; организация мероприятий по вопросам преподавания финансовой грамотности для руководителей и воспитателей дошкольных образовательных организаций; организация мероприятий по вопросам преподавания финансовой грамотности для руководителей и преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования; проведение региональных мероприятий по повышению финансовой грамотности; обеспечение принятия участия во всероссийских мероприятиях по повышению финансовой грамотности; проведение занятий в рамках проекта "Прививаем культуру финансовой грамотности"; проведение мероприятий в рамках проекта "Повышение финансовой грамотности трудовых коллективов"; проведение информирования взрослого населения о проведении вебинаров, приуроченных к Международной неделе проведение уроков пенсионной грамотности в образовательных учреждениях; проведение обучения социальных работников основам финансовой грамотности; проведение мероприятий по популяризации проекта "Маркетплейс"; проведение семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства, самозанятых граждан; размещение информации об онлайн-зачете, вебинарах и дистанционных курсах на публичных ресурсах; проведение анкетирования педагогов; проведение мониторинга обучения педагогов; проведение мониторинга внедрения элементов финансовой грамотности в образовательные программы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проведение мониторинга эффективности реализации мероприятий Программы (пункты 5.1-5.3 плана мероприятий); создание координационного совета по вопросам повышения финансовой грамотности в Самарской области (далее - Координационный совет), обеспечение его работы; формирование экспертного совета по вопросам финансовой грамотности в соответствии с решением Координационного совета; распространение информационных материалов; проведение информационных кампаний по актуальным вопросам финансовой грамотности; размещение публикаций в СМИ; проведение информационных кампаний по вопросу популяризации проекта "Маркетплейс"; обеспечение участия обучающихся образовательных организаций в онлайн-уроках по финансовой грамотности, проводимых Банком России; обеспечение участия обучающихся профессиональных образовательных организаций в онлайн-уроках по финансовой грамотности, проводимых Банком России; обеспечение участия воспитанников учреждений Самарской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в онлайн-уроках по финансовой грамотности, проводимых Банком России; обеспечение участия государственных казенных учреждений Самарской области комплексных центров социального обслуживания населения Самарского округа в реализации проекта Банка России "Финансовая грамотность для старшего поколения (Пенсион ФГ)"; проведение обучения вожатых и методистов в рамках проекта "ДОЛ-игра"; проведение профильных смен в детских лагерях отдыха; размещение отчета о реализации Программы на сайте министерства образования и науки Самарской области; привлечение потенциальных волонтеров, в том числе педагогов, методистов, воспитателей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к обучению основам финансовой грамотности в рамках курса "Финансовая грамотность" на учебном портале Банка России; проведение информирования целевых групп населения об инициативах Ассоциации развития финансовой грамотности |
Подпрограммы с указанием сроков реализации |
- |
отсутствуют |
Иные Программы с указанием целей и сроков реализации |
- |
отсутствуют |
Планы мероприятий с указанием целей и сроков реализации |
- |
план мероприятий по реализации региональной программы Самарской области (стратегического плана деятельности) "Повышение финансовой грамотности населения Самарской области на 2020-2023 годы" |
Этапы и сроки реализации Программы |
- |
2020-2023 годы Программа реализуется в один этап |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
- |
реализация Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в рамках расходов по основной деятельности ответственного исполнителя и соисполнителей Программы |
Результаты реализации Программы |
- |
формирование комплексной системы повышения финансовой грамотности населения Самарской области и организация управления и координации деятельности в указанной сфере; продвижение внедрения образовательных программ по финансовой грамотности в образовательный процесс; развитие кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности, включая повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников органов государственной власти в сфере образования, педагогических работников, а также повышение качества подготовки специалистов в сфере образования с учетом потребностей Самарской области; развитие у населения, субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан Самарской области навыков использования знаний в области финансовой грамотности; повышение уровня доступности для населения Самарской области информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, прежде всего в сельской местности, малых городах и труднодоступных населенных пунктах |
1. Характеристика текущего состояния финансового просвещения населения Самарской области, основные проблемы в сфере финансового просвещения и прогноз развития реализации Программы, в том числе анализ уровня финансовой грамотности населения
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (далее - Стратегия), устанавливающая цели и задачи в области финансовой грамотности и являющаяся основой для разработки программ по повышению финансовой грамотности населения в субъектах Российской Федерации.
Согласно Стратегии финансовая грамотность - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и достижения финансового благосостояния.
Большое количество совершаемых платежей, осуществляемых финансовых операций и разнообразие финансовых услуг требуют от любого дееспособного человека обоснованных решений относительно кредитования, потребления, инвестирования. Умение управлять своими денежными потоками, ставить финансовые цели и достигать их с учетом рисков - это залог финансового благополучия гражданина на всю жизнь.
При этом индивидуальные финансовые решения оказывают влияние не только на личное благосостояние граждан, но и на стабильность финансовой системы страны в целом.
Кроме того, высокий уровень финансовой грамотности способствует развитию конкуренции в финансовой сфере, поскольку финансово грамотные люди более требовательны к качеству предоставления финансовых услуг, а обеспечение личной финансовой безопасности как одной из составляющих финансовой грамотности является важным фактором защиты своих финансовых ресурсов.
В настоящее время у населения существует определенные "пробелы" в сфере финансовой грамотности, а именно отсутствуют:
навыки личного финансового планирования и формирования финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств;
знания о том, как финансово обеспечить свою пенсию и как обеспечить доходность и гарантию сохранности сбережений при выборе инструментов накоплений;
понимание механизмов действия большинства финансовых услуг. Также уровень финансовой дисциплины и ответственности за риски, связанные с самостоятельным выбором и пользованием различными финансовыми услугами и финансовыми инструментами, недостаточно высок.
Кроме того, гражданам присущи установки финансового поведения, связанные с возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство (патернализм) и пассивное отношение к контролю за личными финансами.
Указанные "пробелы" являются преимущественно следствием двух групп проблем.
Первая группа проблем связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности, недостаточным обеспечением учебно-методическими пособиями образовательных организаций, отсутствием доступных образовательных программ и образовательных материалов по финансовой грамотности для взрослого населения, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также с недостатком квалифицированных преподавателей по основам финансовой грамотности.
Вторая группа проблем связана с отсутствием механизма взаимодействия государства и общества, обеспечивающего повышение финансовой грамотности населения и развитие финансового образования граждан, а также недостаточным уровнем ресурсного (финансового, кадрового, информационно-технологического) обеспечения мероприятий.
Основными предпосылками для формирования программы являются:
современная экономическая обстановка региона, в период которой повышается актуальность рационального использования финансовых средств;
несоответствие финансовых знаний населения региона динамично меняющемуся финансовому рынку.
Работу по повышению финансовой грамотности населения проводят Центральный банк Российской Федерации, а также федеральные и региональные органы власти: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации (в части повышения финансовой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и человека, Пенсионный фонд Российской Федерации, министерство образования и науки Самарской области, министерство экономического развития и инвестиций Самарской области (в части повышения финансовой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства), участники финансового рынка, общественные организации, волонтеры.
Разработка Программы позволит обобщить опыт работы всех участников Программы на региональном уровне, в том числе опыт отдельных организаций, реализующих локальные программы по повышению финансовой грамотности.
По данным министерства экономического развития и инвестиций Самарской области, уровень финансовой грамотности населения региона является средним 1.
Свыше половины респондентов опроса (57,1%) указали, что они обладают удовлетворительными или средними знаниями и навыками. По гендерному признаку такой ответ дали 53,1% от общего числа опрошенных мужчин и 54,2% от общего числа опрошенных женщин.
Выше среднего уровень своей финансовой грамотности оценили 16% участников опроса, ниже среднего - 14%.
Внутри каждой группы респондентов, сформированной по основному виду занятий, большая часть опрошенных оценила собственную финансовую просвещенность как среднюю.
Максимальное количество респондентов с низким уровнем финансовой грамотности наблюдается среди пенсионеров (27,0%). Наиболее высоко свой уровень финансовой грамотности оценивают учащиеся и студенты (20,8%).
Самый высокий уровень финансовой грамотности наблюдается у респондентов, имеющих степень кандидата или доктора наук. В данной целевой группе 36,4% опрошенных полагают, что обладают в этой области достаточно высокими знаниями. Максимальное число респондентов со средним уровнем финансовой грамотности наблюдается среди граждан, имеющих высшее образование (62,5%).
Вместе с тем согласно оценке уровня финансовой грамотности в российских регионах, проводимой в 2019 году Аналитическом центром НАФИ по заданию Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка, Самарская область вошла в группу D - "ниже среднего", разместившись совместно с рядом других регионов на 53-69 местах. При этом по критериям "знания" Самарская область попала в группу В, а по критериям "навыки" и "установки" - в группу Е.
Таким образом, самооценка населения уровня финансовой грамотности по сравнению с независимой оценкой уровня знаний, установок и поведения населения на финансовом рынке несколько завышена.
Исходя из результатов мониторинга, можно предположить, что недостаточный уровень финансовой грамотности населения в Самарской области выступает одним из факторов его недоверия к финансовым организациям.
В целом потребители оценивают уровень доступности финансовых услуг для населения как средний с преобладанием положительных оценок. Сложившийся в регионе рынок финансовых услуг предоставляет потребителю физическую возможность их получения в пределах своего населенного пункта. Вместе с тем недостаточный уровень финансовой грамотности населения подрывает его доверие к финансовым институтам, сдерживает дальнейшее развитие рынка и конкуренции на нем.
Реализация Программы будет способствовать более эффективной совместной работе по повышению финансовой грамотности населения региона, что позволит сформировать у населения Самарской области модель грамотного отношения к личным финансам, повысить уровень информированности в финансовой сфере как граждан, так и представителей бизнеса, а также будет способствовать повышению уровня благосостояния граждан и развитию экономики региона.
В рамках Программы предусматривается реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками (Правительством Самарской области, Отделением по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение Самара), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области, Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области, Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, учреждениями дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования Самарской области и другими участниками) и направленных на увеличение численности финансово образованных граждан.
2. Цели, задачи программы в сфере финансового просвещения населения Самарской области, планируемые результаты реализации Программы
Целью реализации Программы является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения Самарской области и повышения финансовой грамотности предпринимательского сообщества региона как необходимых условий роста финансового благополучия.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих основных задач:
повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения Самарской области, а также обеспечение необходимой институциональной базой и методическими ресурсами образовательного сообщества Самарской области с учетом развития современных финансовых технологий;
разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения Самарской области и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка.
Результатами реализации Программы являются: формирование комплексной системы повышения финансовой грамотности населения Самарской области и организация управления и координации деятельности в указанной сфере;
внедрение преподавания финансовой грамотности в образовательных организациях общего, среднего профессионального образования и в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Самарской области;
развитие кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности, включая повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников органов государственной власти в сфере образования, педагогических работников, а также повышение качества подготовки специалистов в сфере образования с учетом потребностей Самарской области;
развитие у населения, субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан Самарской области навыков использования знаний в области финансовой грамотности;
повышение уровня доступности для населения Самарской области информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, прежде всего в сельской местности, малых городах и труднодоступных населенных пунктах
3. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы: 2020-2023 годы.
Программа реализуется в один этап.
4. Основные направления реализации Программы
Основные мероприятия Программы структурированы по следующим направлениям реализации Программы:
продвижение внедрения финансовой грамотности в образовательный процесс;
развитие кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности, включая повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников органов государственной власти в сфере образования, педагогических работников, а также повышение качества подготовки специалистов в сфере образования с учетом потребностей Самарской области;
проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности с целью развития у населения навыков использования знаний;
проведение обучающих и информационных мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан Самарской области;
организация мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения Самарской области;
формирование комплексной системы повышения финансовой грамотности населения Самарской области и организация управления и координации деятельности в указанной сфере;
обеспечение регулярного информирования населения по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг;
повышение уровня доступности для населения Самарской области информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, прежде всего в сельской местности, малых городах и труднодоступных населенных пунктах;
обеспечение информационной поддержки реализации региональной программы.
План мероприятий по реализации Программы представлен в приложении к Программе.
5. Механизм управления Программой
Общее методическое руководство работой по реализации Программы осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации.
Управление Программой и контроль за реализацией Программы осуществляется Координационным советом по вопросам повышения финансовой грамотности населения Самарской области (далее - Координационный совет), созданным Правительством Самарской области в целях выработки единой региональной политики в сфере повышения финансовой грамотности жителей региона.
Деятельность Координационного совета регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2020 N 785 "О Координационном совете по вопросам повышения финансовой грамотности в Самарской области".
Правительство Самарской области и Отделение Самара возглавляют Координационный совет на условиях системного партнерства и паритета.
Ответственным исполнителем Программы является министерство образования и науки Самарской области.
Соисполнителями Программы являются:
министерство управления финансами Самарской области;
министерство экономического развития и инвестиций Самарской области;
министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области;
министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области;
министерство промышленности и торговли Самарской области;
департамент информационных технологий и связи Самарской области;
министерство культуры Самарской области;
Отделение Самара;
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области;
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области;
Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области;
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области;
Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области.
6. Обоснование объема финансовых ресурсов и источников финансирования Программы
Реализация Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в рамках расходов по основной деятельности ответственного исполнителя и соисполнителей Программы.
7. Анализ рисков и описание мер управления рисками реализации Программы
Основные риски, связанные с реализацией Программы, могут проявиться в связи с:
нарушением сроков принятия необходимых нормативных правовых актов для обеспечения реализации Программы;
недостаточным уровнем развития образовательной инфраструктуры;
отсутствием необходимых правил и порядка при планировании, выполнении, учете и контроле мероприятий;
слабой мотивацией участников реализации Программы по выполнению задач Программы;
недостаточным уровнем квалификации кадрового обеспечения мероприятий Программы;
слабой координацией между исполнителями Программы, образовательными организациями и другими участниками, в том числе в части получения методической поддержки, отставанием от сроков реализации мероприятий;
сопротивлением общественности предлагаемым изменениям в связи с недостаточной информированностью и освещением в средствах массовой информации целей, задач и ожидаемых результатов реализации Программы;
недостаточностью ресурсного обеспечения мероприятий Программы.
Способами ограничения рисков будут являться:
повышение статуса Программы на уровне Правительства Самарской области, объединение при ее разработке опыта и профессиональных компетенций различных органов власти на территории Самарской области;
своевременное выполнение всех мероприятий Программы участниками Программы, непрерывный мониторинг основным исполнителем Программы выполнения мероприятий;
четкая регламентация работы органов по реализации Программы:
Координационного совета, экспертного совета, а также своевременное внесение изменений в Программу при необходимости;
постоянное повышение квалификации в области финансовой грамотности исполнителей мероприятий Программы;
постоянный мониторинг Координационным советом хода реализации и оценки эффективности исполнения Программы;
проведение согласованных информационных кампаний всеми организациями - участниками Программы;
эффективное планирование ресурсного обеспечения, привлечение к реализации мероприятий Программы широкого круга участников, включая государственные, коммерческие, образовательные и научные учреждения, некоммерческие организации, общественные объединения, экспертное сообщество, волонтеров и иных участников, заинтересованных в достижении целей Программы.
8. Описание мер правового и государственного регулирования в сфере финансового просвещения, направленных на достижение целей Программы
Приоритетные направления и цели в сфере финансового просвещения определены в соответствии с:
Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р;
Методическими рекомендациями к разработке региональных программ по финансовой грамотности населения в субъектах Российской Федерации (указаны в письме Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации Силуанова А.Г. и Председателя Банка России Набиуллиной Э.С. от 26.12.2019 N 17-03-05/102253 и N 01-59/9880.
9. Мониторинг хода реализации и оценка эффективности исполнения Программы
Целью мониторинга реализации Программы является предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации Программы от запланированного.
Координационный совет осуществляет постоянный мониторинг хода реализации Программы и оценку эффективности ее исполнения.
Материалы для мониторинга и оценки эффективности Программы представляются основным исполнителем Программы по запросу Координационного совета.
10. Показатели (индикаторы) Программы
К показателям (индикаторам) Программы относятся:
внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций общего образования Самарской области;
обеспечение поставки учебно-методических пособий в образовательные организации Самарской области;
внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы учреждений Самарской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций среднего профессионального образования Самарской области;
включение элементов финансовой грамотности в программы подготовки педагогических работников;
обучение педагогов;
организация семинаров по вопросам преподавания финансовой грамотности;
организация мероприятий по вопросам преподавания финансовой грамотности для руководителей и воспитателей дошкольных образовательных организаций;
организация мероприятий по вопросам преподавания финансовой грамотности для руководителей и преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования;
проведение региональных мероприятий по повышению финансовой грамотности;
обеспечение принятия участия во всероссийских мероприятиях по повышению финансовой грамотности;
проведение занятий в рамках проекта "Прививаем культуру финансовой грамотности";
проведение мероприятий в рамках проекта "Повышение финансовой грамотности трудовых коллективов";
проведение информирования взрослого населения о проведении вебинаров, приуроченных к Международной неделе инвесторов;
проведение уроков пенсионной грамотности в образовательных учреждениях;
проведение обучения социальных работников основам финансовой грамотности;
проведение мероприятий по популяризации проекта "Маркетплейс";
проведение семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства, самозанятых граждан;
размещение информации об онлайн-зачете, вебинарах и дистанционных курсах на публичных ресурсах;
проведение анкетирования педагогов;
проведение мониторинга обучения педагогов;
проведение мониторинга внедрения элементов финансовой грамотности в образовательные программы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
проведение мониторинга эффективности реализации мероприятий Программы (пункты 5.1-5.3 плана мероприятий);
создание координационного совета по вопросам повышения финансовой грамотности в Самарской области (далее - Координационный совет), обеспечение его работы;
формирование экспертного совета по вопросам финансовой грамотности в соответствии с решением Координационного совета;
распространение информационных материалов;
проведение информационных кампаний по актуальным вопросам финансовой грамотности;
размещение публикаций в СМИ;
проведение информационных кампаний по вопросу популяризации проекта "Маркетплейс";
обеспечение участия обучающихся образовательных организаций в онлайн-уроках по финансовой грамотности, проводимых Банком России;
обеспечение участия обучающихся профессиональных образовательных организаций в онлайн-уроках по финансовой грамотности, проводимых Банком России;
обеспечение участия воспитанников учреждений Самарской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в онлайн-уроках по финансовой грамотности, проводимых Банком России;
обеспечение участия государственных казенных учреждений Самарской области комплексных центров социального обслуживания населения Самарского округа в реализации проекта Банка России "Финансовая грамотность для старшего поколения (Пенсион ФГ)";
проведение обучения вожатых и методистов в рамках проекта "ДОЛ-игра";
проведение профильных смен в детских лагерях отдыха;
размещение отчета о реализации Программы на сайте министерства образования и науки Самарской области;
привлечение потенциальных волонтеров, в том числе педагогов, методистов, воспитателей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к обучению основам финансовой грамотности в рамках курса "Финансовая грамотность" на учебном портале Банка России;
проведение информирования целевых групп населения об инициативах Ассоциации развития финансовой грамотности.
11. Порядок направления отчетности о реализации Программы в межведомственную координационную комиссию по реализации мероприятий Программы
Ответственным за подготовку и направление ежегодного отчета о реализации Программы (далее - отчет) является министерство образования и науки Самарской области, которое в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным годом, представляет на утверждение Координационному совету проект отчета.
Координационный совет в срок до 25 февраля года, следующего за отчетным годом, рассматривает проект отчета и принимает решение об утверждении отчета без внесения в него изменений или решение о внесении изменений в проект.
Утвержденный отчет в срок до 1 марта года, следующего за отчетным годом, направляется в Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации.
Соисполнители Программы представляют ответственным исполнителям (координаторам) необходимую для подготовки отчета информацию о результатах реализации Программы ежегодно в срок до 20 января года, следующего за отчетным годом, а также отчет по результатам мониторинга реализации Программы.
Ответственный исполнитель (координатор) с целью более полного представления информации имеет право запрашивать дополнительные формы отчетности.
1 Доклад министерства экономического развития и инвестиций Самарской области "О состоянии и развитии конкуренции на товарных рынках Самарской области в 2019 году" утвержден на заседании Совета при Губернаторе Самарской области по содействию развитию конкуренции в Самарской области (протокол от 04.03.2020 N 12).
Приложение
к региональной программе
(стратегическому плану деятельности)
"Повышение финансовой грамотности
населения Самарской области"
на 2020-2023 годы
План
мероприятий по реализации региональной программы Самарской области (стратегического плана деятельности) "Повышение финансовой грамотности населения Самарской области" на 2020-2023 годы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Самарской области от 23 апреля 2021 г. N 156-р "Об утверждении региональной программы (стратегического плана деятельности) "Повышение финансовой грамотности населения Самарской области" на 2020-2023 годы"
Вступает в силу с 26 апреля 2021 г. и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 октября 2020 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) 26 апреля 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 апреля 2021 г. N 6300202104280002, в газете "Волжская коммуна" от 28 апреля 2021 г. N 63