В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2004 года N 123 (далее - Правила отмены решений), Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) в сфере электроэнергетики, утвержденным приказом ФАС России от 21 августа 2020 года N 769/20 (далее - Административный регламент), Федеральная антимонопольная служба провела анализ приказов Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа (также далее - Управление, орган регулирования) от 28 декабря 2020 года N 84 "О тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год на территории Ненецкого автономного округа" (далее - приказ Управления N 84), от 25 декабря 2019 года N 94 "О долгосрочных параметрах регулирования и необходимой валовой выручке на долгосрочный период регулирования общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" (далее - приказ Управления N 94), а также материалов, представленных органом регулирования посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России, в том числе отчета о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по Ненецкому автономному округу на 2021 год в формате шаблона "PEREDACHA.M2021" и экспертного заключения для ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ".
По результатам анализа указанных материалов установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Основы ценообразования), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая в том числе единые (котловые) тарифы.
При этом, в соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования, пунктом 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1 (далее - Порядок формирования сводного прогнозного баланса), расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - Сводный прогнозный баланс).
ФАС России приказом от 26 ноября 2020 года N 1164/20-ДСП утвержден Сводный прогнозный баланс на 2021 год.
Величина заявленной мощности потребителей территориальных сетевых организаций
Величина заявленной мощности потребителей Ненецкого автономного округа, присоединенных к сетям территориальных сетевых организаций, утверждена в сводном прогнозном балансе на 2021 год на уровне 115,07 МВт.
При этом анализ отчета о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по Ненецкому автономному округу на 2021 год в формате шаблона "PEREDACHA.M2020" (загружен в систему ФГИС ЕИАС ФАС России 9 марта 2021 года) показал, что при расчете единых (котловых) тарифов на 2021 год Управление использовало величину заявленной мощности потребителей, присоединенных к сетям территориальных сетевых организаций, на уровне 37,87 МВт, то есть ниже значения, утвержденного Федеральной антимонопольной службой в Сводном прогнозном балансе на 2021 год, что, в свою очередь, привело к завышению тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ненецкого автономного округа.
Объем полезного отпуска населению и приравненных к нему категорий потребителей
Объем полезного отпуска населению и приравненных к нему категорий потребителей утвержден ФАС России по Ненецкому автономному округу на 2021 год в размере 41,21 млн кВт*ч.
При этом анализ отчета о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по Ненецкому автономному округу на 2021 год в формате шаблона "PEREDACHA.M2020" (загружен в систему ФГИС ЕИАС ФАС России 9 марта 2021 года) показал, что при расчете единых (котловых) тарифов на 2021 год Управление использовало величину на уровне 0 млн кВт*ч, то есть ниже значения, утвержденного Федеральной антимонопольной службой в Сводном прогнозном балансе на 2021 год.
Расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с пунктами 50 и 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
Таким образом, Управление по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год установлены в нарушение пункта 14 Основ ценообразования, пункта 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса и пунктов 50 и 51 Методических указаний N 20-э/2.
При установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ненецкого автономного округа учитывается необходимая валовая выручка (далее - НВВ) единственной организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии - ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРЕОСЕРВИС" (также далее - Общество).
Приказом Управления N 94 установлены долгосрочные параметры регулирования (далее - ДПР) на 2020-2024 гг., подконтрольные расходы базового уровня установлены на 2020 год в размере 53,9958 млн руб.
НВВ на 2020 год с учетом затрат на покупку потерь электроэнергии установлена Управлением в размере 203 902,97 тыс. руб., в том числе: НВВ без учета потерь - 94 851,94 тыс. руб., затраты на потери - 109 051,03 тыс. руб.
В соответствии с приказом Управления N 84, НВВ на 2021 год составила 183 500,5 тыс. руб., в том числе НВВ на содержание сетей - 84 533,6 тыс. руб. и стоимость покупки потерь электрической энергии - 98 966,9 тыс. руб.
Расходы на покупку потерь приняты на основании заключенного договора купли-продажи (поставки) электрической энергии с ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРЕОСЕРВИС" от 1 января 2019 года N ЭС/П-175/18/ЛСУ-01/19.
При утверждении базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год методом экономической обоснованности в размере 55 798,06 тыс. руб., Управлением применены индексы потребительских цен к фактическим затратам ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ" без анализа фактических затрат. Таким образом, величина затрат по статьям подконтрольных расходов на 2020 год принята органом регулирования с нарушением требований пунктов 7, 16, 29 Основ ценообразования.
Управлению необходимо указать в заключении на 2021 год постатейный расчет затрат, в том числе по общепроизводственным расходам, с учетом экономической обоснованности фактических затрат за 2018 год.
В соответствии с учетной политикой, принятой в Обществе, распределение общепроизводственных расходов по видам деятельности производится пропорционально выручке от реализации по видам деятельности за исключением направлений "Сдача имущества в аренду (субаренду): деятельность электрическая энергия" и "Сдача имущества в аренду (субаренду): деятельность ТВС".
В нарушение пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Правила государственного регулирования) заключение Управления на 2020 год не содержит анализа экономической обоснованности по отдельным статьям затрат, учитываемых в НВВ ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРЕОСЕРВИС", в том числе по статьям "Расходы социального характера из прибыли", "Другие прочие расходы", по общепроизводственным расходам: услуги вневедомственной охраны, услуги коммунального хозяйства, на юридические услуги, информационные услуги, на командировки, представительские расходы.
В расчете фонда оплаты труда 34 45,61 тыс. руб., учтенного в базовом уровне подконтрольных расходов на 2020 год, отсутствует информация о расчете средней ступени оплаты труда, среднего тарифного коэффициента, штатная численность, среднесписочная численность по видам услуг Общества. Отсутствует расчет согласно таблице N П.1.16, предусмотренной пунктом 57 Методических указаний N 20-э/2. Органом регулирования не отражен в заключении расчет нормативной численности на 2020 год.
Рост расхода фонда оплаты труда на предмет определения экономической обоснованности должен содержать анализ расчета среднемесячной тарифной ставки рабочего первого разряда, тарифного коэффициента, средней ступени оплаты труда, соответствующей тарифному коэффициенту.
Управлению необходимо провести дополнительный экономически обоснованный анализ с подробной расшифровкой каждой подстатьи затрат с указанием сумм, с указанием представленных материалов. По результатам проведенного анализа исключить экономически необоснованные базовые подконтрольные расходы из НВВ на 2020 год, также исключить данные затраты из последующих периодов долгосрочного регулирования с отражением в заключении на 2021 год.
Кроме того, при установлении базового уровня подконтрольных расходов Управлением не учтены результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий, предусмотренные пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), а также в соответствии с разъяснением ФАС России от 19 июня 2017 года N ИА/41019/17.
Учитывая вышеизложенное, базовый уровень подконтрольных расходов ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРЕОСЕРВИС" на 2020 год и принятые подконтрольные расходы на 2021 год подлежат пересмотру и дополнительному экономическому обоснованию со стороны Управления, в том числе за предыдущий ДПР.
По неподконтрольным расходам в заключении на 2021 год Управлением учтены затраты ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРЕОСЕРВИС" на аренду электросетевого имущества - 31 526,68 тыс. руб. по заключенным договорам с ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" от 30 декабря 2009 года N 10Y0006//УРУ-ЛС-345/10 и от 30 декабря 2009 года N 10Y0003//УРУ-ЛС-342/10 без расшифровки затрат, без указания расчета амортизационных отчислений и налогов, предусмотренных пунктом 28 Основ ценообразования.
Управлению необходимо представить в заключении на 2021 год полный расчет затрат на аренду, согласно заключенным договорам на арендованное имущество, в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования.
ФАС России установлено, что по отдельным статьям затрат Управлением учтены расходы без документов, подтверждающих величину расходов по статьям затрат, сформированных в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования и подтверждающих исполнение организациями требований Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Управлению следует уделить особое внимание ситуациям закупки у единственного источника и/или закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.
ФАС России отмечает, что объем воздушных и кабельных линий электропередач, трансформаторных подстанций и распределительных пунктов принят Управлением на 2020-2024 гг. в размере 2 077,80 условных единиц (у.е.). Фактические активы за 2018-2019 гг. учтены также в размере 2 077,80 у.е.
Управлению необходимо отразить в заключении на 2021 год расчет условных единиц для распределения общей необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей по уровням напряжения в соответствии с пунктом 57 и Приложением 2 Методических указаний N 20-э/2.
ФАС России также отмечает, что в представленном протоколе заседания комиссии по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа на 2021 год от 28 декабря 2020 года N 16 (далее - Протокол) отсутствуют указания объема необходимой валовой выручки ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ" и основных статей расходов в соответствии с пунктом 26 Правил государственного регулирования. В Протоколе отсутствуют основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, в соответствии с пунктом 28 Правил государственного регулирования
Управлению необходимо сформировать Протокол в соответствии с пунктами 26, 28 Правил государственного регулирования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений, пунктом 1.11 Административного регламента, приказываю:
1. Признать Управление по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа нарушившим пункты 7, 14, 16, 28, 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, пункт 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1, пункты 23, 26, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ", пункт 57 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года N 20-э/2.
2. Отменить приказы Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2020 года N 84 "О тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год на территории Ненецкого автономного округа", от 25 декабря 2019 года N 94 "О долгосрочных параметрах регулирования и необходимой валовой выручке на долгосрочный период регулирования общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" с 1 июня 2021 года.
3. Управлению по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа установить и ввести в действие не позднее 1 июня 2021 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ненецкого автономного округа в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.
4. Об исполнении настоящего приказа Управлению по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа в течение семи рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, принятие которых предписывается пунктом 3 настоящего приказа;
- протокола заседания правления Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертного заключения по делу об установлении цен (тарифов), в котором отражены результаты исполнения настоящего приказа;
- отчетных шаблонов по системе ФГИС ЕИАС ФАС России.
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23 апреля 2021 г. N 384/21 "Об отмене приказов Управления по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа"
Текст приказа опубликован не был