В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 года N 123 (далее - Правила отмены решений), Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) в сфере электроэнергетики, утвержденным приказом ФАС России от 21 августа 2020 года N 769/20 (далее - Административный регламент), Федеральная антимонопольная служба провела анализ постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство, орган регулирования) от 30.12.2020 N 75-э/3 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области на 2021 год" (далее - Приказ N 75-э/3), а также материалов, представленных органом регулирования посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России, в том числе отчета о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по Архангельской области на 2021 год в формате шаблона "PEREDACHA.M2021" и экспертных заключений для территориальных сетевых организаций (также далее - ТСО) Архангельской области.
По результатам анализа указанных материалов установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), а также пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Основы ценообразования), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая в том числе единые (котловые) тарифы.
Расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с пунктами 50 и 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
При этом, в соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования, пунктом 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1 (далее - Порядок формирования сводного прогнозного баланса), расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее также - Сводный прогнозный баланс, СПБ).
ФАС России приказом от 26 ноября 2020 года N 1164/20-ДСП утвержден Сводный прогнозный баланс на 2021 год.
Технологический расход электрической энергии (потери) в электрических сетях
Приказом ФАС России N 1164/20-ДСП величина потерь электрической энергии в электрических сетях Архангельской области на 2021 год утверждена в размере - 479,06 млн кВт*ч.
Органом регулирования Архангельской области Приказом N 75-э/3 величина потерь в сетях ТСО на 2021 год установлена с отклонением от утвержденного в СПБ, в том числе:
- для ПАО "МРСК Северо-Запада" - 363,57 млн кВт*ч (в СПБ на 2021 год - 349,82 млн кВт*ч).
Таким образом, Агентством, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год установлены с нарушением пункта 14 Основ ценообразования, пункта 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса и пунктов 50 и 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2.
Объем полезного отпуска населению и приравненных к нему категорий потребителей
Объем полезного отпуска населению и приравненных к нему категорий потребителей утвержден ФАС России по Архангельской области на 2021 год в размере 1 113,09 млн кВт*ч.
При этом анализ отчета о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по Архангельской области на 2021 год в формате шаблона "PEREDACHA.M2020" показал, что при расчете единых (котловых) тарифов на 2021 год Орган регулирования использовал величину на уровне 1 089,74 млн кВт*ч, то есть ниже значения, утвержденного Федеральной антимонопольной службой в Сводном прогнозном балансе на 2021 год.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ПАО "ФСК ЕЭС"
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98), в состав неподконтрольных расходов ТСО включаются в том числе расходы на оплату продукции (услуг) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, рассчитанные исходя из размера тарифов, установленных в отношении товаров и услуг указанных организаций.
Приказом ФАС России от 14 декабря 2020 года N 1216/20 (далее - приказ ФАС России N 1216/20) утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы", на 2021-2024 годы, в том числе на 1 полугодие 2021 года - 192 746,05 руб./МВт*мес., на 2 полугодие 2021 года - 203 257,28 руб./МВт*мес. (согласно приложению N 1 к приказу ФАС России N 1216/20).
При этом по результатам анализа шаблона "PEREDACHA.M2021" по Архангельской области установлено, что при расчете единых (котловых) тарифов на 2021 год Орган регулирования использовал значения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ПАО "ФСК ЕЭС", отличные от значений, утвержденных приказом ФАС России N 1216/20, в частности:
- в отношении МУП "Горсвет" на 1 полугодие 2021 года - 231 295,26 руб./Мвт*мес., на 2 полугодие 2021 года - 244 015,86 руб./Мвт*мес.
- в отношении АО "Энергосети АОЭК" на 2 полугодие 2021 года - 203 346,55 руб./Мвт*мес..
- в отношении ОАО "РЖД" на 2 полугодие 2021 года - 203 346,55 руб./Мвт*мес.
- в отношении ОАО "Архэнергия" на 2 полугодие 2021 года - 203 346,55 руб./Мвт*мес.
- в отношении ОАО "Калипсо" на 2 полугодие 2021 года - 203 346,55 руб./Мвт*мес.
Таким образом, органом регулирования единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год установлены в нарушение пункта 14 Основ ценообразования, пункта 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса, пунктов 50 и 51 Методических указаний N 20-э/2 и пункта 11 Методических указаний N 98-э.
Органу регулирования необходимо внести корректировку в расчет объема производства продукции и (или) оказываемых услуг по ТСО, исходя из сформированного ФАС России Сводного прогнозного баланса на 2021 год, а также размера тарифов, установленных в отношении услуг, оказываемых ПАО "ФСК ЕЭС", на 2021 год, и отразить данный расчет в экспертных заключениях организаций на 2021 год.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений, пунктом 1.11 Административного регламента, приказываю:
1. Признать Агентство по тарифам и ценам Архангельской области нарушившим пункт 14 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, пункт 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1, пункты 50 и 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении территориальных сетевых организаций Архангельской области.
2. Отменить приказ Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 декабря 2020 года N 75-э/3 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области на 2021 год" с 1 июня 2021 года.
3. Агентству по тарифам и ценам Архангельской области установить и ввести в действие не позднее 1 июня 2021 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.
4. Об исполнении настоящего приказа Агентству по тарифам и ценам Архангельской области в течение семи рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, принятие которых предписывается пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколов заседания правления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делам об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа;
- отчетных шаблонов по системе ФГИС ЕИАС ФАС России.
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23 апреля 2021 г. N 388/21 "Об отмене постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области"
Текст приказа опубликован не был