В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 года N 123 (далее - Правила отмены решений), Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) в сфере электроэнергетики, утвержденным приказом ФАС России от 21 августа 2020 года N 769/20 (далее - Административный регламент), Федеральная антимонопольная служба провела анализ приказа Комитета Республики Коми по тарифам (далее - РЭК Республики Коми) от 29 декабря 2020 года N 19/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Республики Коми" (далее также - Приказ N 19/2), а также материалов, представленных органом регулирования посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России, в том числе отчета о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по Республике Коми на 2021 год в формате шаблона "PEREDACHA.M2021" и экспертных заключений для территориальных сетевых организаций (также далее - ТСО) Республики Коми.
ФАС России отмечает, что представленные органом регулирования отчетные материалы содержат следующие нарушения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), а также пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Основы ценообразования), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая в том числе единые (котловые) тарифы.
Расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с пунктами 50 и 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования, пунктом 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1 (далее - Порядок формирования сводного прогнозного баланса), расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - Сводный прогнозный баланс, СПБ).
Технологический расход электрической энергии (потери) в электрических сетях Республики Коми на 2021 год
Приказом ФАС России N 1164/20-ДСП утверждена величина потерь электрической энергии в электрических сетях территориальных сетевых организаций Республики Коми, а также в целом по субъекту Российской Федерации на 2021 год в размере 437,4672 млн кВт*ч.
По результатам анализа представленных РЭК Республики Коми материалов и приказа N 19/2, установлена величина потерь в целом по Республике Коми на 2021 год установлена# в соответствии с утвержденным СПБ на 2021 год, однако, величина потерь по ряду ТСО не совпадает с утвержденными показателями СПБ на 2021 год, например:
- для ПАО "МРСК Северо-Запада" - 350,89 млн кВт*ч (в СПБ на 2021 год - 344,8858 млн кВт*ч);
- для АО "Оборонэнерго" - 5,40 млн кВт*ч. (в СПБ на 2021 год - 11,3974 млн кВт*ч);
- и т.д.
Кроме того, по результатам анализа шаблона ФГИС ЕИАС ФАС России - "PEREDACHA.M2021" установлено, что объемы потерь, учтенные РЭК Республики Коми при установлении единых (котловых) тарифов на первое и второе полугодия 2021 года, отличаются от объемов потерь, утвержденных в СПБ на соответствующие полугодия 2021 года.
Величина заявленной мощности потребителей территориальных сетевых организаций
Величина заявленной мощности потребителей Республики Коми, присоединенных к сетям ТСО, приказом ФАС России N 1164/20-ДСП утверждена в размере 657,78 МВт.
При этом анализ отчета о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по Республики Коми на 2021 год в формате шаблона "PEREDACHA.M2021" (загружен в систему ФГИС ЕИАС ФАС России 10 марта 2021 года), а также приказа РЭК Республики Коми N 19/2 показал, что при расчете единых (котловых) тарифов на 2021 год РЭК Республики Коми использовала величину заявленной мощности потребителей, присоединенных к сетям ТСО, на уровне 619,75 МВт, то есть ниже значения, утвержденного Федеральной антимонопольной службой в Сводном прогнозном балансе на 2021 год, что, в свою очередь, привело к завышению тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Республики Коми.
Таким образом, РЭК Республики Коми единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год установлены с нарушением пункта 14 Основ ценообразования, пункта 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса и пунктов 50 и 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений, пунктом 1.11 Административного регламента, приказываю:
1. Признать Комитет Республики Коми по тарифам нарушившим пункт 14 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, пункт 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1, пункты 50 и 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении территориальных сетевых организаций Республики Коми.
2. Отменить приказ Комитета Республики Коми по тарифам от 29 декабря 2020 года N 19/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Республики Коми" с 1 июня 2021 года.
3. Комитет Республики Коми по тарифам установить и ввести в действие не позднее 1 июня 2021 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Коми и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.
4. Об исполнении настоящего приказа Комитет Республики Коми по тарифам в течение семи рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, принятие которых предписывается пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколов заседания правления Комитета Республики Коми по тарифам, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делам об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа;
- отчетных шаблонов по системе ФГИС ЕИАС ФАС России.
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23 апреля 2021 г. N 389/21 "Об отмене приказа Республиканской службы по тарифам Республики Коми"
Текст приказа опубликован не был