В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 года N 123 (далее - Правила отмены решений), Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) в сфере электроэнергетики, утвержденным приказом ФАС России от 21 августа 2020 года N 769/20 (далее - Административный регламент), Федеральная антимонопольная служба провела анализ решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее - РЭК Нижегородской области) от 25.12.2020 N 56/3 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2021 год", а также материалов, представленных органом регулирования посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России, в том числе отчета о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по Нижегородской области на 2021 год в формате шаблона "PEREDACHA.M2021" (представлен 12.04.2021) и экспертных заключений для территориальных сетевых организаций (также далее - ТСО) Нижегородской области.
ФАС России отмечает, что представленные органом регулирования отчетные материалы содержат следующие нарушения.
Так, в протоколах заседания правления РЭК Нижегородской области: от 17 января 2020 года N 2, от 29 октября 2020 года N 40, 24 ноября 2020 года N 46, от 18 декабря 2020 год N 54, от 22 декабря 2020 года N 55 (далее - Протоколы) отсутствуют основные показатели деятельности регулируемых организаций на расчетный период регулирования, в соответствии с пунктом 26 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Правила государственного регулирования).
Пояснительная записка В-1195 от 23.12.2020 по вопросу установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2021 год, представленная РЭК Нижегородской области посредством шаблона ФГИС ЕИАС ФАС России - "EE.LOSS.TARIFF.2021" (представлен 01.02.2021) в рамках исполнения запроса ФАС России от 14.01.2021 N ВК/1084/21 (далее также - Пояснительная записка), содержит перечень, включающий 46 территориальных сетевых организаций.
В Пояснительной записке указана необходимая валовая выручка (далее также - НВВ) территориальных сетевых организаций Нижегородской области на 2021 год без учета оплаты потерь на общую сумму - 22 020 034,71 тыс. руб. При этом, в заключении плановая экономически обоснованная НВВ на 2021 год отличается от НВВ, указанной в Пояснительной записке по вопросу установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2021 год, например:
- ООО "Павловэнерго": в пояснительной записке НВВ - 188 775,95 тыс. руб., в заключении - 179 010,71 тыс. руб.;
- ООО "ЗЕФС-ЭНЕРГО": 461 781,69 тыс. руб., в заключении - 455 531,69 тыс. руб.;
- ООО "Специнвестпроект": 580 720,23 тыс. руб., в заключении - 571 605,97 тыс. руб.;
- ПАО "Заволжский моторный завод": 14 968,28 тыс. руб., в заключении - 15 719,09 тыс. руб.;
- АО "Оборонэнерго": 92 068,63 тыс. руб., в заключении - 87 506,70 тыс. руб.;
- ООО "Электросети": 323 614,87 тыс. руб., в заключении - 321 458,31 тыс. руб.;
- АО "Верхне-Волжская энергетическая компания": 626 439,49 тыс. руб., в заключении - 620 686,78 тыс. руб.;
- АО "Свет": 41 871,35 тыс. руб., в заключении - 41 552,6 тыс. руб.;
- ООО "Паритет-НН": 14 939,01 тыс. руб., в заключении - 14 981,61 тыс. руб.;
- и т.д.
РЭК Нижегородской области необходимо представить пояснение и внести корректировку в материалы по утверждению НВВ ТСО на 2021 год, сформировать и представить в ФАС России Протоколы в соответствии с пунктом 26 Правил государственного регулирования, представить экспертные заключения по ПАО "МРСК Центра и Приволжья" - филиал "Нижновэнерго" и прочим ТСО с приложениями, в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования.
По результатам анализа представленных материалов по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год ФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), а также пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Основы ценообразования), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая в том числе единые (котловые) тарифы.
При этом, в соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования, пунктом 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1 (далее - Порядок формирования сводного прогнозного баланса), расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее также - Сводный прогнозный баланс, СПБ).
ФАС России приказом от 26 ноября 2020 года N 1164/20-ДСП утвержден Сводный прогнозный баланс на 2021 год.
Технологический расход электрической энергии (потери) в электрических сетях Нижегородской области на 2021 год
Приказом ФАС России N 1164/20-ДСП величина потерь электрической энергии в электрических сетях Нижегородской области на 2021 год утверждена в размере 1 546,274 млн кВт*ч.
РЭК Нижегородской области решением от 25.12.2020 N 56/3 величина потерь в сетях территориальных сетевых организаций (далее также - ТСО) Нижегородской области на 2021 год установлена, в том числе, например:
- для ООО "Специнвестпроект" - 44,965 млн кВт*ч (в СПБ на 2021 год - 43,3615 млн кВт*ч);
- для ООО "СТН-Энергосети" - 2,092 млн кВт*ч (в СПБ на 2021 год - 2,0924 млн кВт*ч);
- для ЗАО "Транссетьком-Волга" - 6,624 млн кВт*ч (в СПБ на 2021 год - 7,2323 млн кВт*ч);
- для ООО "Энерготранспорт" - 1,983 млн кВт*ч (в СПБ на 2021 год - 2,2032 млн кВт*ч);
- для МУП "Выксаэнерго" - 4,414 млн кВт*ч (в СПБ на 2021 год - 8,0352 млн кВт*ч);
- АО "Саровская электросетевая компания" - 17,427 млн кВт*ч (в СПБ на 2021 год - 13,112 млн кВт*ч);
- и т.д.
Кроме того, для территориальных сетевых организаций ОАО "Эй Джи Си Борский стекольный завод", ООО "Энерго плюс", ООО "Эл-Транс", муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода "Инженерные сети", ООО "Энергодвижение", ООО "Паритет-НН" решением РЭК Нижегородской области от 25.12.2020 N 56/3 утверждены величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенные при формировании регулируемых цен (тарифов) на 2021 год. При этом данные территориальные сетевые организации отсутствуют в СПБ на 2021 год.
Также суммарная величина потерь в сетях территориальных сетевых организаций Нижегородской области, отраженная в решении РЭК Нижегородской области от 25.12.2020 N 56/3 и учтенная при установлении тарифов на 2021 год, составляет 1 561,648 млн кВт*ч, что отличается от утвержденной величины в СПБ на 2021 год.
Кроме того, данные о величинах потерь, учтенных РЭК Нижегородской области при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, представленные посредством шаблона ФГИС ЕИАС ФАС России - "PEREDACHA.M2021" (представлен 12.04.2021) не соответствуют величинам, утвержденным решением РЭК Нижегородской области от 25.12.2020 N 56/3, что позволяет сделать вывод о недостоверности информации, представленной в указанном шаблоне.
Таким образом, РЭК Нижегородской области единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год установлены с нарушением пункта 14 Основ ценообразования, пункта 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса и пунктов 50 и 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2.
Расходы на оплату услуг по передаче электрической энергии по Единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ПАО "ФСК ЕЭС"
Приказом ФАС России от 14.12.2020 N 1216/20 утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по Единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ПАО "ФСК ЕЭС", на 2021 год.
По результатам анализа отчетов о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по Нижегородской области на 2021 год в формате шаблона ФГИС ЕИАС ФАС России - "PEREDACHA.M2021" (представлен 12.04.2021) ФАС России установлено, что при расчете необходимой валовой выручки для ТСО на 2021 год РЭК Нижегородской области применены тарифы, отличные от утвержденных приказом ФАС России от 14.12.2020 N 1216/20, которые также дифференцированы для отдельных ТСО Нижегородской области, что является нарушением пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее также - Методические указания N 98-э).
Заявленная мощность потребителей услуг по передаче электроэнергии по сетям Единой национальной (общероссийской) электрической сети на 2021 год
По результатам анализа отчета о принятых тарифных решениях, представленного РЭК Нижегородской области посредством шаблона ФГИС ЕИАС ФАС России - "PEREDACHA.M2021" (представлен 12.04.2021), ФАС России установлено, что величина заявленной мощности потребителей услуг по передаче электроэнергии по сетям Единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее - ЗМ ФСК), использованная при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, отличается от соответствующей величины, утвержденной в СПБ на 2021 год.
Так, например, величина ЗМ ФСК РЭК Нижегородской области установлена для ООО "ЗЕФС-ЭНЕРГО" на 2021 год - 0,02 МВт (в СПБ на 2021 год - 0,1 МВт).
Таким образом, РЭК Нижегородской области единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год установлены с нарушением пункта 14 Основ ценообразования, пункта 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса и пунктов 50 и 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2.
Анализ расходов по иным статьям, учтенных в НВВ ТСО Нижегородской области на 2021 год
ФАС России отмечает, что при установлении НВВ методом экономически обоснованных расходов для ООО "Паритет-НН", г. Дзержинск Нижегородской области на 2021 год необходимо руководствоваться положениями Основ ценообразования, в том числе по расходам фонда оплаты труда (далее - ФОТ). Анализ планового расхода фонда оплаты труда на предмет определения экономической обоснованности, не содержит анализ расчета среднемесячной тарифной ставки рабочего первого разряда, тарифного коэффициента, средней ступени оплаты труда, соответствующей тарифному коэффициенту.
Органу регулирования при установлении НВВ на 2021 год необходимо провести дополнительный анализ обоснованности расходов ООО "Паритет-НН", указать заявленные и учтенные активы (у.е.) и расчет ФОТ согласно таблице N П.1.16, предусмотренной Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2.
Органу регулирования необходимо экономически обосновать учтенный ФОТ в НВВ на 2021 год в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования, в том числе среднюю тарифную ставку рабочего первого разряда, указать наименование Методических рекомендаций по организации оплаты труда, на основании которых рассчитаны и учтены в НВВ организации средний тарифный коэффициент и средняя ступень оплаты труда.
По результатам дополнительного анализа органу регулирования исключить экономически необоснованные расходы и отразить в заключении на 2021 год.
При отсутствии обоснований учета данных расходов ФАС России будет рассмотрен вопрос об исключении данных затрат из НВВ ООО "Паритет-НН".
"Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка"
РЭК Нижегородской области необходимо отразить в экспертных заключениях на 2021 год:
- причину отсутствия корректировки неподконтрольных расходов за 2019 год по следующим ТСО:
АО "Верхне-Волжская энергетическая компания" г. Нижний Новгород, АО "Научно-производственное объединение "Правдинский радиозавод", г. Балахна, Нижегородской области, ООО "Этна", ООО "ЗЕФС-ЭНЕРГО", ПАО "Заволжский моторный завод", ЗАО "Энерго групп" г. Нижний Новгород и пр.;
- отсутствие корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности по следующим ТСО:
АО "Верхне-Волжская энергетическая компания", ЗАО "Энерго групп", ООО "Коммунальная сетевая компания", ООО "ЗЕФС-ЭНЕРГО", АО "Оборонэнерго", ООО "Специнвестпроект", ООО "Электросети", ООО "СТН-Энергосети" г. Нижний Новгород, ООО "Павловоэнерго", г. Павлово, ЗАО "Транссетьком-Волга", г. Дзержинск и пр.;
- отсутствие корректировки НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы по следующим ТСО:
АО "Верхне-Волжская энергетическая компания", ООО "ЗЕФС-ЭНЕРГО", ООО "Электросети", ООО "Специнвестпроект", АО "Свет";
- отсутствие корректировки НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию по ОАО "Эй Джи Си БСЗ" в связи с тем, что потери электрической энергии в сетях ОАО "Эй Джи Си БСЗ" оплачиваются в составе собственного потребления.
В соответствии с представленным отчетом исполнения инвестиционных программ в шаблоне NET.INV за 2019 год РЭК Нижегородской области учтены в НВВ приобретения объектов электросетевого хозяйства на сумму - 97 257 тыс. руб., в том числе:
- по АО "Верхне-Волжская энергетическая компания": из источников финансирования: амортизация - 31 685 тыс. руб., прибыль от осуществления регулируемого вида деятельности - 35 137 тыс. руб.
- по ООО "Электросети": из источников финансирования: амортизация - 5 340 тыс. руб., прибыль от осуществления регулируемого вида деятельности - 25 095 тыс. руб.
Инвестиционная программа ООО "ЗЕФС-ЭНЕРГО" содержит одно мероприятие - Реконструкция ГПП-2, г. Дзержинск (замена трансформаторов 25000/110 кВА, реконструкция ОРУ-110 кВ), план: 72 134 факт: 72 329 тыс. руб., источник финансирования - амортизация. Корректировка НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы ООО "ЗЕФС-ЭНЕРГО" за 2019 год - 0 тыс. руб.
Инвестиционная программа АО "Свет" содержит одно мероприятие - Замена силового трансформатора 35 кВ на ПС 40 Лет Октября, план: 8 602 факт: 8 594 тыс. руб., источник финансирования - амортизация.
Инвестиционная программа ООО "Специнвестпроект" выполнена на 212 100 тыс. руб., при плане - 212 330 тыс. руб. Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы ООО "Специнвестпроект" за 2019 год, по данным органа регулирования, составила - 0,25 тыс. руб.
Учитывая вышеизложенное, РЭК Нижегородской области необходимо дополнительно провести анализ фактических затрат ТСО в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования и пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э, исключить экономические необоснованные расходы, в том числе на приобретение объектов электросетевого хозяйства - 97 257 тыс. руб. (по АО "Верхне-Волжская энергетическая компания" - 66 822 тыс. руб., по ООО "Электросети" - 30 435 тыс. руб.), отразить обоснованность затрат в заключениях ТСО на 2021 год и указать акты, которыми были утверждены инвестиционные программы.
Таким образом, учтенные затраты ТСО за 2019 год, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка, подлежат дополнительному экономическому анализу с отражением в экспертных заключениях на 2021 год.
Систематическое наблюдение и анализ за использованием инвестиционных ресурсов
К документам, регламентирующим инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации, в том числе в области электроэнергетики, относятся: Федеральный закон N 35-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" (далее - Постановление N 977), постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 543).
В соответствии с Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными Постановлением N 977, контроль за реализацией инвестиционных программ, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Письмом ФАС России от 02.05.2017 N ВК/29448/17 было дано разъяснение о том, что должно включать в себя заключение, формируемое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках исполнения Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных Постановлением N 977.
Положением о государственном контроле (надзоре) в области государственных цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, установлено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют систематическое наблюдение и анализ за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики, и оформляют соответствующий отчет о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики.
Проводимые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вышеуказанные анализы инвестиционных программ территориальных сетевых организаций и осуществляемые на их основании корректировки необходимой валовой выручки в обязательном порядке должны быть отражены в протоколах заседаний коллегиальных органов и экспертных заключениях по установлению цен (тарифов) в соответствии с пунктами 23, 26, 28 Правил государственного регулирования.
В заключениях и Протоколах по ТСО АО "Верхне-Волжская энергетическая компания", ООО "ЗЕФС-ЭНЕРГО", ООО "Электросети", ООО "Специнвестпроект", АО "Свет" отсутствует анализ исполнения инвестиционных программ за 2019 год.
РЭК Нижегородской области необходимо отразить анализ исполнения инвестиционных программ за 2019 год по вышеуказанным ТСО в экспертных заключениях на 2021 год.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений, пунктом 1.11 Административного регламента, приказываю:
1. Признать Региональную службу по тарифам Нижегородской области нарушившей пункты 7, 16, 14 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, пункты 23, 26 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, пункт 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э, пункты 50 и 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении территориальных сетевых организаций Нижегородской области.
2. Отменить решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 25 декабря 2020 года N 56/3 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2021 год" с 1 июня 2021 года.
3. Региональной службе по тарифам Нижегородской области установить и ввести в действие не позднее 1 июня 2021 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Нижегородской области и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.
4. Об исполнении настоящего приказа Региональной службе по тарифам Нижегородской области в течение семи рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, принятие которых предписывается пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколов заседания правления Региональной службы по тарифам Нижегородской области, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делам об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа;
- отчетных шаблонов по системе ФГИС ЕИАС ФАС России.
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23 апреля 2021 г. N 391/21 "Об отмене решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области"
Текст приказа опубликован не был