Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 22 апреля 2021 г. N 3.1-05/1502
по проекту федерального закона N 1009094-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 22 апреля 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона (проект N 1009094-7) был внесен в Государственную Думу 17 августа 2020 года Правительством Российской Федерации и был принят Государственной Думой 18 ноября 2020 года в первом чтении, 22 апреля 2021 года - во втором и третьем чтениях. В ходе рассмотрения в Государственной Думе проекта Федерального закона в его текст внесены поправки.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ), Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Федеральный закон направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2020 года N 12-П, которым часть 4 статьи 240 КАС РФ была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она предусматривает отказ в рассмотрении судом административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в связи с пропуском десятидневного срока обращения в суд в случае предварительного обжалования названного решения в вышестоящую избирательную комиссию.
Федеральным законом предусматривается, что в случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в иную избирательную комиссию, комиссию референдума, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.
Поскольку право на судебную защиту и право на обжалование решений избирательной комиссии в вышестоящую комиссию, а также сроки такого обжалования установлены в Федеральном законе N 67-ФЗ и в Федеральном законе N 20-ФЗ, в указанные законодательные акты также вносятся необходимые изменения, предусматривающие, в том числе, что жалоба на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в соответствующую избирательную комиссию в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Предусматривается также, что решения по жалобам на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, поданным в соответствии с пунктом 6 или 7 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ, принимаются не позднее чем в семидневный срок. Решение комиссии, принятое по жалобе на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, может быть обжаловано только в суд.
Помимо этого в Федеральном законе N 67-ФЗ и Федеральном законе N 20-ФЗ уточняются нормы, касающиеся окончания периода агитации при голосовании в течение нескольких дней подряд.
Федеральный закон N 67-ФЗ дополняется новыми положениями, в соответствии с которыми устанавливается, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть отменено судом в связи с выявлением среди документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов), документов, не содержащих каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом, и (или) не отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, иного закона к оформлению документов, либо в связи с отсутствием копий каких-либо документов, указанных в пункте 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, если избирательная комиссия не известила кандидата, избирательное объединение о соответствующих нарушениях в соответствии с пунктом 11 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при условии, если эти нарушения являлись очевидными для избирательной комиссии и не были известны и не могли быть известны кандидату, избирательному объединению на момент представления документов в избирательную комиссию. При этом под очевидными нарушениями понимаются нарушения, выявление которых возможно без проведения проверки сведений, содержащихся в документах, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов). Изменения корреспондирующего характера вносятся также в части 8 и 9 Федерального закона N 20-ФЗ. В данной части положения Федерального закона направлены на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N 6-П.
Помимо этого предусматривается, что жалоба на решение или действие (бездействие) комиссии или ее должностного лица, нарушающее избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, подается в комиссию, уполномоченную на ее рассмотрение, непосредственно либо через комиссию, решение или действие (бездействие) которой (должностного лица которой) обжалуется. Указанная жалоба может быть подана лично или иными способами, обеспечивающими получение жалобы до истечения сроков обжалования.
Помимо этого в КАС РФ вносятся изменения, устанавливающие подсудность административных дел об определении срока назначения выборов в органы публичной власти федеральных территорий, а также отдельные изменения, уточняющие порядок исчисления процессуальных сроков.
Федеральный закон вступает в силу со дня со дня его официального опубликования.
Положения статей 49, 75 и 78 Федерального N 67-ФЗ (в редакции Федерального закона), статей 51 и 63 Федерального закона N 20-ФЗ (в редакции Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Коррупциогенных факторов в Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.