Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 15 апреля 2021 г. N 5.1-01/971
по проекту федерального закона N 1044395-7 "О внесении изменений в статью 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 14 апреля 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона внесен Правительством Российской Федерации 27 октября 2020 года (N 1044395-7).
Федеральным законом вносятся изменения в статью 132 ("Взыскание процессуальных издержек") Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), согласно которым предусматривается, что процессуальные издержки взыскиваются не только с осужденных, но также с лиц, в отношении которых уголовное дело прекращено по основаниям, не влекущим возникновения права на реабилитацию. При прекращении уголовного дела частного обвинения за отсутствием состава преступления в связи с декриминализацией деяния, расходы потерпевшего, связанные с выплатой вознаграждения его представителю, взыскиваются с лица, в отношении которого прекращено уголовное преследование.
Федеральный закон направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2020 года N 21-П, признавшего взаимосвязанные положения статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, в том числе с учетом положений статей 131 и 132 УПК, они не обеспечивают надлежащего уровня правовой определенности применительно к возмещению в разумных пределах необходимых расходов, понесенных потерпевшим (частным обвинителем) на оплату услуг представителя (адвоката) по уголовному делу частного обвинения, прекращенному за отсутствием состава преступления в связи с декриминализацией деяния.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "ж" (финансовое регулирование) и "о" (процессуальное законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается финансового регулирования, и его рассмотрение Советом Федерации должно быть начато не позднее 29 апреля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.