Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 22 апреля 2021 г. N 3.5-04/652
по проекту федерального закона N 1057595-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 14 апреля 2021 года, комитет по предметам своего ведения отмечает следующее.
Законопроект был разработан Правительством Российской Федерации во исполнение поручений Президента Российской Федерации в целях совершенствования законодательства о реализации дополнительных общеобразовательных программ в системе спортивной подготовки.
Законом вносятся изменения в федеральные законы "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и "Об образовании в Российской Федерации" в части уточнения терминологии и законодательного обеспечения перевода организаций, осуществляющих спортивную подготовку в качестве основной цели деятельности, в образовательные организации, а участников спортивной подготовки - в обучающихся и педагогических работников.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту, его реализация не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета.
Вместе с тем, комитет отмечает, что реализация Закона может повлечь дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на реализацию предусмотренного Законом права педагогических работников в сфере спортивной подготовки, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации им расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (по предварительным оценкам на это могут потребоваться дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в объёме 123 млн рублей ежегодно), на доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей в сфере спортивной подготовки до уровня не ниже среднего для учителей в соответствующем субъекте Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (по предварительным оценкам дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований составят 2,1 млрд рублей), а также на лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Предполагается, что указанные дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований должны быть учтены в соответствующих бюджетах, начиная с 2023 года.
В этой связи комитет считает, что Правительству Российской Федерации необходимо рассмотреть вопрос о компенсации из федерального бюджета указанных дополнительных расходов бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам.
Кроме того, Законом устанавливается, что спортивная подготовка в Российской Федерации может осуществляться за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации исключительно на основании государственного (муниципального) задания, что не позволит реализовать положения Федерального закона от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) в части применения конкурентных способов отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
В этой связи комитет обращает внимание Правительства Российской Федерации на необходимость рассмотрения вопроса о целесообразности подготовки законопроекта, предусматривающего применение положений рассматриваемого Закона об отнесении спортивной подготовки к дополнительным образовательным программам на территории отдельных субъектов Российской Федерации, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона N 189-ФЗ, с 1 января 2025 года.
Нормы Закона вступают в силу с 1 января 2023 года, за исключением отдельных норм, касающихся вопросов переименования и внесения соответствующих изменений в уставы и в программы спортивной подготовки (или в дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта) организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, а также вопросов лицензирования образовательной деятельности таких организаций и перевода работающих в них лиц тренерско-преподавательского состава на соответствующие педагогические должности, установленные номенклатурой должностей педагогических работников, для которых предусмотрены иные сроки их вступления в силу в течение 2023 года.
Учитывая вышеизложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.