Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 22 апреля 2021 г. N 3.5-04/656
по проекту федерального закона N 1062568-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 22 апреля 2021 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона подготовлен Правительством Российской Федерации в связи с переходом с 1 января 2021 года от "зачетного" принципа расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) к механизму "прямых" выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда.
Согласно новому механизму "прямых" выплат назначение и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованному лицу осуществляются непосредственно территориальными органами Фонда, а страхователи уплачивают страховые взносы в Фонд в полном объеме. Указанный механизм применяется вместо ранее используемого механизма назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованному лицу, согласно которому сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование по некоторым пособиям уменьшалась плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по данным пособиям.
Данным Федеральным законом предусматриваются следующие изменения:
- уточнение прав и обязанностей субъектов социального страхования, порядка их взаимодействия при назначении страхового обеспечения;
- закрепление беззаявительного порядка назначения и выплаты страхового обеспечения (пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, социальное пособие на погребение) с использованием электронной формы обмена сведениями между страхователем, медицинскими организациями, органами государственных внебюджетных фондов, учреждениями медико-социальной экспертизы;
- уточнение особенностей назначения и выплаты застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также определение размера пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в случае непредставления предусмотренных законодательством Российской Федерации документов, подтверждающих наступление страхового случая;
- обязательность формирования листка нетрудоспособности для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в форме электронного, размещаемого в информационной системе страховщика;
- установление оплаты страховщиком отпуска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лица (сверх установленного законодательством Российской Федерации ежегодно оплачиваемого отпуска) на весь период его санаторно-курортного лечения и проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно;
- закрепление порядка выплаты социального пособия на погребение лицам, имеющим право на его получение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также порядка, оснований и сроков возмещения территориальным органам страховщика расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение и стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела;
- конкретизация особенностей контроля за уплатой страховых взносов, полнотой и достоверностью предоставляемых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию сведений и документов;
- установление перечня сведений, которые страховщик в целях проверки полноты и достоверности сведений и документов, представленных страхователем или застрахованным лицом для назначения и выплаты страхового обеспечения, правомочен истребовать в электронной форме от Пенсионного Фонда Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, оператора федеральной информационной системы ведения государственного реестра записей актов гражданского состояния, оператора Единой государственной информационной системы социального обеспечения;
- закрепление порядка возмещения страхователем или застрахованным лицом излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения и особенностей их взыскания;
- установление мер ответственности страхователя в виде взыскания штрафа при представлении недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию, или их сокрытие.
Кроме того, Федеральный закон закрепляет правовые основания для возмещения расходов страхователя на оплату территориальными органами Фонда дополнительных выходных дней, предоставляемых одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.
С учетом указанных изменений Федеральным законом признаются утратившими силу некоторые положения ряда федеральных законов.
Вступление в силу Федерального закона предусмотрено с 1 января 2022 года.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона его реализация потребует 51,88 млрд рублей на погашение задолженности Фонда перед страхователями. Дополнительные расходы бюджета Фонда в связи с установлением минимального размера пособия по временной нетрудоспособности не менее минимального размера оплаты труда составят: в 2021 году -7,3 млрд рублей, в 2022 году - 7,5 млрд рублей, в 2023 году - 8,1 млрд рублей.
При этом необходимые средства предусмотрены в Федеральном законе "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Учитывая изложенное, комитет полагает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.