Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 23.04.2021 N 671
Отчет
о деятельности Счетной палаты города Барнаула за 2020 год
Отчет о деятельности Счетной палаты города Барнаула (далее - Счетная палата) за 2020 год представляется на рассмотрение Барнаульской городской Думе (далее - городская Дума) в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), статьи 20 Положения о Счетной палате города Барнаула, утвержденного решением городской Думы от 30.09.2011 N 598.
В отчете отражены основные направления деятельности Счетной палаты в 2020 году, информация о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, о принятых объектами контроля мерах по устранению выявленных нарушений и недостатков, результаты информационной, организационной и иной деятельности Счетной палаты, приоритетные направления деятельности в 2021 году.
При оценке выявленных нарушений и недостатков Счетной палатой использован Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренный Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации 17.12.2014 (в ред. от 22.12.2015) (далее - Классификатор).
Отчет рассмотрен коллегией Счетной палаты 19.03.2021.
1. Общие сведения о деятельности Счетной палаты
Счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образована городской Думой и ей подотчетна. Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью, осуществляет свою деятельность самостоятельно. Работа Счетной палаты основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
Порядок организации и деятельности Счетной палаты определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Федеральным законом N 6-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края и муниципальными нормативными правовыми актами.
Штатная численность работников Счетной палаты в отчетном году составляла 10 человек: председатель, заместитель председателя, 3 аудитора, 3 инспектора, главный специалист - главный бухгалтер и главный специалист, совмещающий ведение кадровой работы, делопроизводства и организационно-технического обеспечения деятельности Счетной палаты.
План работы на 2020 год, утвержденный коллегией Счетной палаты, выполнен в полном объеме и в установленные сроки. Полномочия по внешнему финансовому контролю реализованы в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В отчетном году по предложению, поступившему от главы города Барнаула (далее - глава города), проведено 1 контрольное мероприятие; по обращениям прокуратуры города Барнаула и Счетной палаты Алтайского края - по 1 контрольному мероприятию; поручения городской Думы, запросы правоохранительных органов о проведении в 2020 году Счетной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий не поступали.
Основное внимание в 2020 году было сосредоточено на контроле за соблюдением требований финансово-бюджетного законодательства, контроле за планированием и исполнением бюджета города, законностью использования средств бюджета города, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом. Важнейшими направлениями деятельности являлись: экспертиза проектов муниципальных правовых актов; контроль за устранением нарушений и недостатков, выявленных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями; методологическое обеспечение деятельности Счетной палаты. Также были реализованы полномочия по осуществлению аудита в сфере закупок, закрепленного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Всего проведено 8 контрольных и 32 экспертно-аналитических мероприятий. Общий объем бюджетных средств, охваченных данными мероприятиями, составил 55792903,3 тыс. рублей. Контрольными мероприятиями установлено финансовых нарушений на сумму 8525162,9 тыс. рублей. По результатам мероприятий внешнего муниципального финансового контроля подготовлено 25 актов и 32 заключения. Кроме того, в отчетном году Счетной палатой проведены экспертизы и подготовлено 14 заключений на проекты решений городской Думы.
Результаты проведенных мероприятий рассмотрены на заседаниях коллегии Счетной палаты, доведены до сведения объектов контроля и направлены главе города, в городскую Думу, комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула (далее - горфинкомитет), информации размещены на странице Счетной палаты на официальном Интернет-сайте города Барнаула (далее - страница Счетной палаты). В соответствии с соглашением о сотрудничестве все отчеты о результатах контрольных мероприятий направлены в прокуратуру города Барнаула.
2. Основные результаты контрольной деятельности Счетной палаты
В отчетном году Счетной палатой в ходе 8 контрольных мероприятий проведены проверки на 25 объектах, из них 20 органов местного самоуправления города, 5 муниципальных учреждений.
Общий объем проверенных бюджетных средств в 2020 году (с учетом внешней проверки отчета об исполнении бюджета города за 2019 год) составил 36549323,4 тыс. рублей. В соответствии с Классификатором в ходе контрольных мероприятий установлено финансовых нарушений на сумму 8525162,9 тыс. рублей, в том числе:
нарушения при формировании и исполнении бюджета - 18326,7 тыс. рублей (0,2%);
нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности - 8381526,0 тыс. рублей (98,3%);
нарушения при осуществлении муниципальных закупок - 125310,2 тыс. рублей (1,5%).
Нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств в отчетном году не выявлено.
Количественный анализ нарушений, выявленных Счетной палатой в ходе контрольных мероприятий, показывает, что на долю нарушений в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью приходится 54,2% (168 единиц), формирования и исполнения бюджетов - 23,5% (73 единицы), осуществления муниципальных закупок - 11,6% (36 единиц), ведения бухгалтерского учета, составления отчетности - 10,7% (33 единицы).
В отчетном году устранено финансовых нарушений и недостатков на сумму 309117,4 тыс. рублей, из них восстановлено в бюджет города 935,7 тыс. рублей, в том числе:
- по результатам контрольных мероприятий, проведенных в 2020 году, устранено финансовых нарушений на сумму 289396,8 тыс. рублей, из них восстановлено в бюджет города 1,3 тыс. рублей;
- по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному,-19720,6 и 934,4 тыс. рублей соответственно.
Основными мерами по устранению нарушений являются: возврат (восстановление) неправомерно израсходованных бюджетных средств; взыскание задолженности по платежам в бюджет; приведение нормативных правовых и иных актов в соответствие требованиям, исключающим условия или причины, способствовавшие возникновению нарушений; приведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с действующими нормативными правовыми актами.
На переходящем контроле остаются нарушения в сумме 8093862,4 тыс. рублей, из них подлежит возмещению в бюджет города 2661,3 тыс. рублей.
В целях принятия надлежащих мер руководителям проверенных объектов направлено 5 представлений, которыми внесено 24 предложения об устранении выявленных нарушений и недостатков, повышении эффективности использования бюджетных ресурсов и муниципальной собственности, привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства. Отчеты о результатах всех проведенных контрольных мероприятий направлены в городскую Думу и главе города. Кроме этого, подготовлено и направлено 21 информационное письмо о результатах контрольных мероприятий в отраслевые комитеты администрации города и прокуратуру города Барнаула.
Всего в 2020 году на контроле Счетной палаты находилось 20 представлений об устранении выявленных контрольными мероприятиями нарушений и недостатков. В результате проведенной работы в отчетном периоде 9 представлений снято с контроля, реализовано 36 предложений (в том числе по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному,-8 представлений и 32 предложения), 2 работникам проверенных организаций уменьшен размер премий, 3 - привлечены к дисциплинарной ответственности.
По материалам Счетной палаты районными прокуратурами города Барнаула в отчетном году возбуждены дела об административном правонарушении в отношении 2 должностных лиц; данные лица Управлением Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - УФАС по Алтайскому краю) привлечены к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафов на общую сумму 25,0 тыс. рублей. Кроме того, прокуратурами города Барнаула и районов города Барнаула было внесено 3 представления об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; данные представления рассмотрены, удовлетворены, приняты меры по устранению нарушений.
2.1. Контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения отчета об исполнении бюджета города
В рамках исполнения статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города за 2019 год, включая проверку бюджетной отчетности 22 главных администраторов бюджетных средств, и подготовлены соответствующие заключения.
Бюджет города исполнен по доходам в объеме 15296881,9 тыс. рублей или 100,5% плана, по расходам - 15035498,3 тыс. рублей или 96,6% плана, с превышением доходов над расходами (профицит бюджета города) в сумме 261383,6 тыс. рублей.
В 2019 году в общей сумме поступивших доходов налоговые доходы составили 40,0%, неналоговые доходы - 7,9%, безвозмездные поступления - 52,1%. Наибольшую долю составили расходы на образование - 59,5% в общем объеме расходов; доля расходов на национальную экономику составила 14,8%, жилищно-коммунальное хозяйство - 10,2%, общегосударственные вопросы - 7,2%, социальную политику - 3,4%. В разрезе разделов исполнение расходов составило по разделам 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство" и 1000 "Социальная политика" - 81,5 и 93,5% соответственно; по разделу 1300 "Обслуживание государственного и муниципального долга" расходы не осуществлялись; по остальным разделам исполнение расходов выше 95,0%. Причинами неисполнения бюджетных назначений являются: экономия при проведении конкурентных процедур, исполнении контрактов; перенос запланированных сроков выполнения работ на последующий период, признание конкурентных процедур закупок несостоявшимися; невыполнение работ подрядными организациями; заявительный характер выплаты пособий и компенсаций и другие.
Основные параметры бюджета города исполнены в большем объеме по сравнению с исполнением бюджета города за 2018 год:
- объем доходов увеличился на 2311727,9 тыс. рублей (17,8%) за счет увеличения налоговых доходов на 489029,0 тыс. рублей (8,7%), безвозмездных поступлений - на 1848986,3 тыс. рублей (30,2%) при снижении неналоговых доходов на 26287,4 тыс. рублей (2,1%);
- объем кассового исполнения расходов в целом увеличился на 2088859,1 тыс. рублей или 16,1%. Увеличение расходов произошло по восьми разделам функциональной классификации расходов, сокращение - по двум (0400 "Национальная экономика", 0600 "Охрана окружающей среды").
Внешней проверкой установлено:
- неисполнение отдельных показателей Плана мероприятий по реализации Программы "Повышение эффективности бюджетных расходов в городе Барнауле на 2015-2023 годы", утвержденного постановлением администрации города от 24.12.2014 N 2702 (из 57 запланированных мероприятий не в полном объеме исполнено 14 мероприятий);
- нарушения Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, утвержденного постановлением администрации города от 03.04.2014 N 635, по муниципальным программам:
"Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда города Барнаула на 2019-2025 годы" (ответственный исполнитель - комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (далее - комитет ЖКХ);
"Совершенствование муниципального управления и развитие гражданского общества в городе Барнауле на 2015-2021 годы" (ответственный исполнитель - комитет экономического развития и инвестиционной деятельности администрации города Барнаула (далее - комитет экономического развития);
"Газификация города Барнаула на 2015-2021 годы" (ответственный исполнитель - комитет по энергоресурсам и газификации города Барнаула);
- предоставление комитетом по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее - КУМС) недостоверной информации при проведении внешней проверки отчета об исполнении бюджета города за 2018 год о сумме выпадающих доходов по договорам пользования в отношении муниципального имущества;
- необходимость корректировки в 2020 году в соответствии с пунктом 2.3 раздела 2 решения городской Думы от 07.06.2013 N 121 "О муниципальном дорожном фонде городского округа - города Барнаула" объема бюджетных ассигнований дорожного фонда на сумму превышения произведенных расходов по дорожной деятельности над фактически поступившими доходами, формирующими дорожный фонд, в размере 326,5 тыс. рублей;
- проведенными камеральными проверками в отчетности 10 из 22 главных администраторов бюджетных средств установлены отдельные нарушения и недостатки составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета. Сумма выявленных нарушений составила 269115,4 тыс. рублей, что в 2,2 раза больше, чем было выявлено нарушений при внешней проверке отчета об исполнении бюджета города за 2018 год. В период проверки главными администраторами бюджетных средств были внесены изменения в соответствующие формы бюджетной отчетности, в связи с чем выявленные отклонения не повлияли на достоверность консолидированной бюджетной отчетности.
Как положительный момент Счетной палатой отмечено, что при комплексной оценке эффективности реализации муниципальных программ за 2019 год комитетом экономического развития учтены замечания, выявленные Счетной палатой при подготовке заключения на годовой отчет администрации города Барнаула об исполнении бюджета города за 2018 год.
По результатам внешней проверки главным администраторам бюджетных средств подготовлены и направлены 21 заключение, 12 информационных писем; кроме того, информация направлена заместителю главы администрации города по экономической политике.
Вопросы реализации и оценки эффективности муниципальных программ, обозначенные Счетной палатой, были рассмотрены на совещании с участием представителей комитета экономического развития, горфинкомитета, комитета ЖКХ. Также комитетом экономического развития ответственным исполнителям муниципальных программ направлено уведомление об обеспечении обязательной регистрации муниципальных программ в государственной автоматизированной системе "Управление"; постановлением администрации города от 10.02.2021 N 165 внесены изменения и дополнения в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, утвержденный постановлением администрации города от 03.04.2014 N 635, в части корректировки оценки эффективности муниципальных программ.
2.2. Контроль за использованием средств бюджета города, эффективностью управления и распоряжения муниципальной собственностью
В рамках последующего контроля за расходованием средств бюджета города, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью Счетной палатой в 2020 году проведено 5 контрольных мероприятий.
Контрольным мероприятием "Проверка использования бюджетных средств, выделенных администрациям районов города Барнаула на содержание территории города в рамках муниципальной программы "Благоустройство, экологическая безопасность и природопользование города Барнаула на 2015-2040 годы" было охвачено 10 получателей бюджетных средств: 5 администраций районов города, Власихинская, Научногородокская, Лебяжинская сельские администрации, Южная поселковая администрация, Новосиликатное территориальное управление; общая сумма выявленных финансовых нарушений в соответствии с Классификатором составила 12489,0 тыс. рублей.
Исполнение расходных обязательств в целях решения задачи по благоустройству территории города предусматривалось администрациям районов города в рамках мероприятия "Содержание территории города" муниципальной программы "Благоустройство, экологическая безопасность и природопользование города Барнаула на 2015-2040 годы", утвержденной постановлением администрации города от 04.09.2014 N 1911 (далее - Программа). Плановый объем расходов на 2019 год на реализацию мероприятия "Содержание территории города" (далее - мероприятие Программы) для администраций районов города составил 42072,6 тыс. рублей; исполнение расходов составило 40910,8 тыс. рублей или 97,2% к плану. Фактов нецелевого использования средств, выделенных из бюджета города на реализацию мероприятия Программы, не установлено.
Из общей суммы произведенных расходов средства в размере 700,0 тыс. рублей были направлены на выплату премий лицам, участвующим в благоустройстве территорий районов по итогам проведения конкурса "Самый благоустроенный район города Барнаула", средства в размере 40210,8 тыс. рублей - на благоустройство соответствующих территорий районов города. Количество премированных человек в целом по 5 районам города составило 77, размер премии - от 3,8 до 16,0 тыс. рублей на каждого. Состав выполненных работ по благоустройству территорий районов города в основном включал в себя: оформление районов к праздничным мероприятиям, покос травы, уборку и вывоз мусора, проведение акарицидной обработки территорий, благоустройство и озеленение территорий города, демонтаж рекламных конструкций.
В целом закупки на выполнение работ по благоустройству осуществлялись в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ. Всего в рамках реализации мероприятия Программы администрациями районов города, сельскими и поселковой администрациями было заключено 176 муниципальных контрактов, в том числе 89 контрактов - по итогам проведения электронных аукционов, 87 контрактов - с единственным поставщиком. По итогам проведения конкурентных процедур получена экономия в размере 5990,8 тыс. рублей.
При этом контрольным мероприятием установлены нарушения и недостатки при осуществлении муниципальных закупок, в том числе: несоблюдение сроков оплаты выполненных работ (допустили 5 получателей бюджетных средств); неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок документов о приемке выполненных работ (2 получателя); неприменение мер ответственности к исполнителям при нарушении ими сроков выполнения работ, неверное определение количества дней просрочки при расчете неустойки (7 получателей); нарушение установленного срока возврата денежных средств, внесенных исполнителями в качестве обеспечения исполнения муниципальных контрактов (2 получателя); несоответствие срока действия банковской гарантии, предоставленной в счет обеспечения исполнения муниципального контракта, установленному Федеральным законом N 44-ФЗ сроку (1 получатель); приемка выполненных работ без предоставления подрядчиком обеспечения гарантийных обязательств (1 получатель), наличие в заключенных контрактах технических ошибок (1 получатель). Нарушения действующего законодательства в сфере закупок допущены всеми проверенными получателями бюджетных средств; сумма нарушений составила 1304,6 тыс. рублей.
В администрациях районов города наблюдается значительная неравномерность по ценовым параметрам на оказанные услуги (выполненные работы) по благоустройству. Существенные различия в ценовых параметрах создают условия и являются индикатором для неэффективного расходования бюджетных средств.
В ходе контрольного мероприятия в целях оценки фактического состояния выполненных работ в администрациях Железнодорожного, Ленинского и Октябрьского районов города Барнаула проведены визуальные осмотры выполненных работ по благоустройству. При проведении визуальных осмотров в администрациях Ленинского и Октябрьского районов города Барнаула замечаний не установлено. Проведенными визуальными осмотрами в администрации Железнодорожного района города Барнаула установлено отсутствие 3 фонарей направленного действия без опоры; из 90 единиц кустарников кизильника не прижились 45 единиц; фактическое состояние остальных элементов благоустройства в целом соответствует данным актов выполненных работ. Фактическое отсутствие элементов благоустройства является следствием отсутствия учета и, соответственно, должного контроля за сохранностью возведенных объектов благоустройства.
Определить результативность мероприятия Программы в полной мере не представилось возможным в связи с тем, что не подтверждено достижение индикатора Программы "Площадь территории города, на которой проводятся работы по благоустройству"; в отчетности фактические значения 19 показателей результативности мероприятия Программы из 56 установленных являются недостоверными (администрация Индустриального района города Барнаула - 4, администрация Ленинского района города Барнаула - 10, администрация Октябрьского района города Барнаула - 3, администрация Центрального района города Барнаула - 2); завышены (занижены) данные об объемах бюджетных ассигнований по показателям результативности 3 администрациями районов города на общую сумму 1613,0 тыс. рублей (администрация Железнодорожного района города Барнаула - 194,5 тыс. рублей, администрация Индустриального района города Барнаула - 1002,5 тыс. рублей, администрация Центрального района города Барнаула - 416,0 тыс. рублей); определить достоверность количественных значений 6 показателей (администрация Индустриального района города Барнаула - 3, администрация Октябрьского района города Барнаула - 1, администрация Центрального района города Барнаула - 2) не представилось возможным в связи с тем, что в муниципальных контрактах не определен объем выполняемых работ в указанных единицах измерения. Факты некачественного планирования и недостоверного отражения фактических значений показателей (индикаторов) оказывают существенное влияние на результаты оценки эффективности реализации Программы, на достоверность их планирования в последующий период реализации Программы.
Также установлено, что 9 получателями бюджетных средств (за исключением администрации Октябрьского района города Барнаула) допущены нарушения ведения бюджетного учета и составления отчетности на общую сумму 9571,4 тыс. рублей.
По результатам контрольного мероприятия администрации Железнодорожного района города Барнаула направлено представление Счетной палаты; заместителю главы администрации города Барнаула по экономической политике, администрациям Индустриального, Ленинского, Октябрьского и Центрального районов города Барнаула, комитету экономического развития и комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (далее - комитет по дорожному хозяйству) - информационные письма.
В прокуратуру города Барнаула для принятия мер направлена информация о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, имеющих признаки составов административных правонарушений, по результатам проверок в администрациях Ленинского, Октябрьского, Центрального районов города Барнаула, Научногородокской сельской администрации Ленинского района города Барнаула, Власихинской сельской администрации Индустриального района города Барнаула.
Согласно поступившим информациям всеми администрациями районов города в целях устранения выявленных нарушений и недостатков приняты меры в части обеспечения эффективного расходования средств бюджета города; усиления контроля за достоверностью предоставляемых отчетных данных об исполнении показателей результативности Программы, заключением и исполнением муниципальных контрактов, ведением бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством. В Железнодорожном районе города Барнаула в рамках гарантийных обязательств по муниципальному контракту исполнителем произведены работы по замене неприжившихся 45 единиц кустарника. За допущенные нарушения в соответствии с распоряжениями администрации Октябрьского района города Барнаула снижен размер премии 2 работникам.
Согласно информациям заместителя главы администрации города Барнаула по экономической политике, комитетов экономического развития и по дорожному хозяйству проведен анализ выявленных Счетной палатой нарушений и принятых администрациями районов мер по их устранению, по результатам которого данные нарушения учтены в работе и взяты на контроль; значение индикатора Программы будет уточнено при очередном внесении изменений в Программу; данный вопрос остается на контроле Счетной палаты. Представление, направленное администрации Железнодорожного района города Барнаула, снято с контроля Счетной палаты.
Прокуратурой города Барнаула поступившая от Счетной палаты информация о выявленных данным контрольным мероприятием нарушениях в сфере закупок была направлена в районные прокуратуры города Барнаула для проведения проверки и при наличии оснований принятия мер прокурорского реагирования.
Прокуратурой Октябрьского района города Барнаула было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении контрактного управляющего администрации Октябрьского района города Барнаула; по результатам рассмотрения дела УФАС по Алтайскому краю назначен штраф в размере 5,0 тыс. рублей. Также на имя главы администрации Октябрьского района города Барнаула прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Прокуратурой Центрального района города Барнаула было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, в отношении контрактного управляющего администрации Центрального района города Барнаула; по результатам рассмотрения УФАС по Алтайскому краю назначен штраф в размере 20,0 тыс. рублей.
Прокуратурой Индустриального района города Барнаула главе Власихинской сельской администрации Индустриального района города Барнаула было внесено представление, по результатам рассмотрения которого администрацией принято решение о привлечении главного специалиста - главного бухгалтера Власихинской сельской администрации Индустриального района города Барнаула к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Контрольным мероприятием "Проверка расходования средств бюджета города на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания отдельными муниципальными дошкольными образовательными организациями города Барнаула", проведенным в комитете по образованию города Барнаула (далее - комитет по образованию) и 5 дошкольных образовательных организациях за 2019 год, установлено следующее.
В проверяемом периоде предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания (далее - субсидия) по оказанию услуг дошкольного образования осуществлялось в рамках муниципальной программы "Развитие образования и молодежной политики города Барнаула на 2015-2021 годы", утвержденной постановлением администрации города от 08.09.2014 N 1924, за счет средств краевого и городского бюджетов. В 2019 году плановый объем расходов на предоставление субсидий составил 3060842,0 тыс. рублей, из них: средства краевого бюджета - 1498563,6 тыс. рублей, бюджета города - 1562278,4 тыс. рублей; комитетом по образованию были предоставлены субсидии 157 организациям на общую сумму 3060842,0 тыс. рублей, в том числе 156 дошкольным организациям - 3023948,6 тыс. рублей, общеобразовательной организации - 36893,4 тыс. рублей. Фактически услуги в сфере дошкольного образования были оказаны 152 учреждениями; 5 дошкольными учреждениями услуги не оказывались в связи с незавершением строительных работ по возведению объектов. Исполнение расходов составило 2942121,2 тыс. рублей. Количество детей, которым были оказаны услуги, составило 39578 детей, из них возрастом от 1 года до 3 лет - 4782, от 3 лет до 8 лет - 34796.
В ходе контрольного мероприятия установлены нарушения порядка формирования муниципального задания (нарушение сроков утверждения значений базовых нормативов затрат на оказание муниципальных услуг, сроков заключения соглашений о предоставлении субсидии дошкольным организациям на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (далее - соглашения) и дополнений к ним, несоответствие форм муниципальных заданий и соглашений утвержденным формам; несоблюдение порядка расчета объема субсидии, подлежащего возврату; отсутствие методики расчета показателей объема муниципальных услуг; отсутствие правового регулирования вопросов финансового обеспечения вновь созданных учреждений с момента их создания до начала оказания услуг); проверками, проведенными в дошкольных учреждениях, установлены нарушения в части предоставления в комитет по образованию недостоверных данных в отчетах о выполнении муниципального задания, нарушения порядка обеспечения открытости и доступности муниципального задания и отчетов о его выполнении, нарушения при заключении и исполнении договоров. Общая сумма выявленных финансовых нарушений в соответствии с Классификатором составила 16122,5 тыс. рублей. Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении комитетом по образованию полномочий в части формирования муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг, осуществления контроля за их выполнением.
По результатам контрольного мероприятия комитету по образованию направлено представление Счетной палаты с предложениями об устранении выявленных нарушений и недостатков. Также Счетная палата обратила внимание на необходимость усиления контроля за соблюдением требований Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями, утвержденного постановлением администрации города от 20.01.2016 N 10, при формировании муниципальных заданий, заключении соглашений, за выполнением муниципальных заданий подведомственными дошкольными организациями. Исполнение данного представления остается на контроле Счетной палаты.
Контрольное мероприятие "Оценка обоснованности предоставления имущественной поддержки при предоставлении в пользование комитетом по управлению муниципальной собственностью города Барнаула муниципального имущества" проведено за 2018, 2019 годы в КУМС - органе, наделенном полномочиями по решению вопросов в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью города Барнаула.
В проверяемом периоде имущественная поддержка осуществлялась на основании постановлений администрации города с учетом решения о согласовании предоставления имущественной поддержки, принятого комиссией по вопросам оказания имущественной поддержки в отношении муниципального имущества в виде применения понижающего коэффициента при расчете арендной платы, заключения договора аренды без проведения торгов, заключения договора безвозмездного пользования, а также субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМиСП) на основании Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) и решения городской Думы от 14.05.2009 N 99 "Об утверждении Положения об оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Положение об оказании имущественной поддержки СМиСП N 99) в виде заключения договора аренды по результатам проведения торгов.
В 2018 году действовало 515 договоров безвозмездного пользования с 114 ссудополучателями, 41 договор аренды с применением понижающего коэффициента при расчете арендной платы за пользование муниципальным имуществом с 23 арендаторами, 4 договора аренды, заключенные без проведения торгов, с 4 арендаторами. По данным договорам были переданы: нежилые помещения общей площадью 118389,4 кв. м (в безвозмездное пользование - 78860,8 кв. м, льготную аренду - 39528,6 кв. м); сооружения общей протяженностью 16140,4 м и 541 объект движимого имущества (льготная аренда). В 2019 году общее количество договоров безвозмездного пользования уменьшилось на 18, льготной аренды - на 4; переданная площадь нежилых помещений уменьшилась на 24755,8 кв. м, протяженность сооружений - на 2215,0 м; количество получателей имущественной поддержки уменьшилось на 2 при увеличении количества переданного по договорам льготной аренды движимого имущества на 2. Кроме того, по состоянию на 01.01.2020 по результатам аукционов 27 СМиСП предоставлено в арендное пользование 51 муниципальное нежилое помещение общей площадью 1892,6 кв. м по 51 договору: 32 - заключены на 5 лет, 19 - на 3 года (по заявлениям арендаторов) на основании Федерального закона N 209-ФЗ и Положения об оказании имущественной поддержки СМиСП N 99.
Объем недополученных доходов от предоставления льгот по договорам пользования в отношении муниципального имущества за проверяемый период составил 136967,3 тыс. рублей (в том числе в отношении недвижимого имущества - 128658,1 тыс. рублей, движимого - 8309,2 тыс. рублей), из них: в 2018 году - 70576,4 тыс. рублей, в 2019 году - 66390,9 тыс. рублей. Общий объем доходов, недополученных в бюджет города, в 2019 году по сравнению с 2018 годом в целом снизился на 4185,5 тыс. рублей или 5,9% за счет снижения выпадающих доходов по договорам льготной аренды: на недвижимое имущество - на 5203,9 тыс. рублей (24,0%), на движимое имущество - на 3627,6 тыс. рублей (60,8%) при увеличении выпадающих доходов по договорам безвозмездного пользования на 4646,0 тыс. рублей (10,8%).
В 2019 году наибольший удельный вес в общем объеме выпадающих доходов у следующих предприятий:
- безвозмездное пользование нежилыми помещениями: КАУ "Алтайский государственный театр кукол "Сказка" - 24,6% от объема льгот по договорам безвозмездного пользования, КАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края" - 13,7%, АКО ВТОО "Союз художников России" - 12,3%;
- льготная аренда за пользование недвижимым и движимым имуществом: ООО "СтиК" - 19,2% от объема льгот по договорам аренды с применением понижающего коэффициента при расчете арендной платы, ЧОУ "Гуляевская гимназия" - 16,0%, ООО Образовательно-Оздоровительный центр "Кристалл" - 14,7%, АО "Аптека N 132" - 13,0%.
Проведенное контрольное мероприятие показало, что в проверяемом периоде имущественная поддержка в основном оказывалась социально ориентированным некоммерческим организациям и организациям, использующим муниципальное имущество для решения вопросов местного значения, а также в целях защиты окружающей среды и поддержки СМиСП. Вместе с тем Счетной палатой обращено внимание, что значительная площадь муниципального имущества передана в безвозмездное пользование федеральным и краевым организациям и учреждениям, то есть использовалась в целях, не предназначенных для решения вопросов местного значения (в 2018 году - 40131,5 кв. м или 33,9% от общей площади, переданной в качестве имущественной поддержки, в 2019 году - 38118,5 кв. м или 40,7%). Согласно части 5 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, которое не используется для решения вопросов местного значения или отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Данные ограничения во многом способствуют более эффективному использованию муниципального имущества и снижению объема предоставленных льгот при использовании муниципального имущества.
В целом имущественная поддержка при предоставлении в пользование муниципального имущества осуществлялась законно и обоснованно. Вместе с тем установлены факты незаконного и нецелевого использования отдельных объектов недвижимого муниципального имущества; отсутствия контроля за эффективностью использования муниципального имущества; осуществления контроля за целевым использованием и содержанием муниципального имущества, переданного в качестве имущественной поддержки, не в полном объеме. Кроме того, при проведении проверки законности предоставления имущественной поддержки установлены факты отсутствия: регистрации права муниципальной собственности на 4 объекта недвижимости; регистрации 23 договоров аренды и 1 договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия, заключенных на срок более 1 года; полных и достоверных сведений в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей имущественной поддержки на 31.12.2019. Также установлены нарушения в ведении бухгалтерского учета и Реестра объектов муниципальной собственности города Барнаула, в предоставлении недостоверных сведений в органы муниципального финансового контроля. Общая сумма выявленных финансовых нарушений в соответствии с Классификатором составила 8084811,8 тыс. рублей. Выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения свидетельствуют о недостаточном контроле за использованием муниципального имущества и о формальном характере проводимых КУМС проверок использования муниципального имущества.
По результатам контрольного мероприятия КУМС направлено представление Счетной палаты с предложениями об устранении выявленных нарушений и недостатков. Также Счетная палата обратила внимание, что установление определенных показателей (критериев) для осуществления контроля за эффективностью использования муниципального имущества и проведения анализа достигнутого результата от применения имущественной поддержки могут способствовать более эффективному использованию муниципального имущества и снижению объема предоставленных льгот при использовании муниципального имущества. Исполнение данного представления остается на контроле Счетной палаты.
Контрольное мероприятие "Проверка исполнения комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула полномочий в сфере размещения рекламных конструкций на территории города Барнаула" проведено в комитете по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее - комитет по строительству) за период с 01.01.2019 по 30.09.2020.
Комитет по строительству наделен полномочиями по осуществлению разработки схемы размещения рекламных конструкций, выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа при размещении рекламных конструкций непосредственно и неразрывно связанных с землей и (или) имеющих заглубленный фундамент, аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек; является главным администратором доходов в части уплаты государственной пошлины, платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Схема размещения рекламных конструкций, утвержденная постановлением администрации города от 05.09.2018 N 1487 (утратило силу с 09.04.2020) (далее - схема размещения рекламных конструкций от 05.09.2018), включала в себя 325 наземных конструкций; схема размещения рекламных конструкций, утвержденная постановлением администрации города от 09.04.2020 N 584 (далее - схема размещения рекламных конструкций от 09.04.2020),-694 рекламные конструкции, по сравнению с ранее действовавшей схемой дополнена 370 новыми местами размещения, исключено 1 рекламное место, по 57 рекламным конструкциям изменен вид и (или) площадь информационного поля; расходы на выполнение работ по внесению изменений в схему составили 1522,4 тыс. рублей.
Из общего количества мест, предусмотренных схемой размещения рекламных конструкций от 05.09.2018 (325 мест), по состоянию на 01.01.2019 количество занятых мест составило 234 (из них на 93 местах размещены рекламные конструкции в рамках действующих договоров, на 4 местах - рекламные конструкции, установленные в соответствии с разрешением, на землях, находящихся в частной собственности, на 137 местах - рекламные конструкции в рамках договоров, срок действия которых истек), количество свободных мест - 91 (28,0%); по состоянию на 01.01.2020 количество занятых мест составило 191 (из них на 84 местах размещены рекламные конструкции в рамках действующих договоров, на 4 местах - рекламные конструкции, установленные в соответствии с разрешением, на землях, находящихся в частной собственности, на 103 местах - рекламные конструкции в рамках договоров, срок действия которых истек), количество свободных мест - 134 (41,2%). По состоянию на 01.10.2020 из общего количества мест, предусмотренных схемой размещения рекламных конструкций от 09.04.2020 (694 места), количество занятых мест составило 192 (из них 89 - в рамках действующих договоров с учетом рекламных конструкций, по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию которых был проведен аукцион 15.09.2020, на 6 местах размещены рекламные конструкции, установленные в соответствии с разрешением, на землях, находящихся в частной собственности, на 97 местах размещены рекламные конструкции в рамках договоров, срок действия которых истек), количество свободных мест - 502 (72,3%).
Действующие договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций были заключены в 2016-2018 годах по итогам торгов в форме аукционов, проведенных комитетом по строительству, договор на расположенном в границах города Барнаула земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, заключен в 2019 году управлением имущественных отношений Алтайского края по итогам торгов в форме аукциона, проведенного краевым государственным казенным учреждением "Фонд имущества Алтайского края".
В 2019 году аукционы на право заключения договоров на установку и размещение рекламных конструкций комитетом по строительству не проводились. В 2020 году проведен 1 открытый аукцион (15.09.2020) по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию 10 рекламных конструкций, по итогам которого заключено 10 договоров. Основные причины непроведения торгов - длительность проведения работы по внесению изменений в действующую схему размещения рекламных конструкций, введение в 2020 году ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19).
В проверяемом периоде комитетом по строительству осуществлялся расчет платы как по действующим договорам, так и по договорам, заключенным управлением имущественных отношений Алтайского края в 2013 году, срок действия которых истек в 2018 году, но рекламные конструкции не демонтированы рекламораспространителями по истечении сроков действия договоров. Комитетом по строительству осуществлялась ежегодная индексация платы с учетом уровня инфляции, устанавливаемого постановлением администрации города.
Исполнение плана по доходам, поступающим в виде платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, составило: в 2019 году - 84412,9 тыс. рублей, за 9 месяцев 2020 года - 17890,2 тыс. рублей (основная сумма поступлений - по договорам 2013 года, срок действия которых истек: в 2019 году - 83146,8 тыс. рублей (98,5%), за 9 месяцев 2020 года - 10453,6 тыс. рублей (58,4%). Кроме того, поступление государственной пошлины в бюджет города составило в 2019 году - 5,0 тыс. рублей, за 9 месяцев 2020 года - 10,0 тыс. рублей, пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций - 1,0 и 2098,2 тыс. рублей соответственно.
Просроченная задолженность по администрируемым доходам составляла по состоянию на 01.01.2019-24501,1 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2020-17266,2 тыс. рублей, по состоянию на 01.10.2020-28106,9 тыс. рублей. В проверяемом периоде по результатам работы комиссии по взысканию задолженности в бюджет города поступило 11100,0 тыс. рублей; признана безнадежной к взысканию и списана задолженность по платежам в бюджет города в размере 11846,4 тыс. рублей (в связи с ликвидацией организации и прекращением исполнительного производства).
За проверяемый период за счет средств бюджета города было демонтировано 72 рекламные конструкции на общую сумму 537,5 тыс. рублей, возмещено владельцами рекламных конструкций за 45 рекламных конструкций в сумме 435,7 тыс. рублей; на возмещение затрат в сумме 101,8 тыс. рублей комитетом по строительству требования не направлялись в связи с невозможностью установить владельцев рекламных конструкций.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что 1 рекламная конструкция, размещенная в рамках действующего договора, не включена в схему размещения рекламных конструкций от 09.04.2020; установлены нарушения при ведении бюджетного учета. В ходе выборочных осмотров из 132 рекламных конструкций выявлено 6 неправомерно установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций. Общая сумма выявленных финансовых нарушений ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в соответствии с Классификатором составила 3279,8 тыс. рублей. Выявленные нарушения свидетельствуют о недостаточном контроле комитета по строительству за исполнением полномочий в сфере размещения рекламных конструкций, в том числе полномочий главного администратора доходов бюджета города.
В целях устранения выявленных нарушений и недостатков комитету по строительству направлено представление, исполнение которого остается на контроле Счетной палаты.
В соответствии с обращением Счетной палаты Алтайского края проведено контрольное мероприятие "Проверка расходования бюджетных средств на строительство средней школы в квартале 2006а города Барнаула и приобретение оборудования в Управлении единого заказчика в сфере капитального строительства города Барнаула за 2019 год" в рамках контрольного мероприятия "Проверка правомерности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию регионального проекта "Современная школа" (НП "Образование") в Министерстве образования и науки Алтайского края, в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, за 2019 год", проводимого Счетной палатой Алтайского края совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований Алтайского края.
Объем проверенных бюджетных средств составил 247716,9 тыс. рублей; фактов нецелевого использования средств, выделенных Управлению единого заказчика в сфере капитального строительства города Барнаула в 2019 году на строительство объекта, контрольным мероприятием не установлено. Показатель, обозначенный в качестве критерия результативности регионального проекта "Современная школа" (Алтайский край)": "Количество новых мест в построенном здании", выполнен в полном объеме (число новых мест увеличилось на 550); разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано Управлению 31.12.2019. Открытие школы (МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 136") состоялось 01.09.2020.
Счетной палатой в отчетном году также осуществлялся контроль за реализацией материалов проверок, проведенных в предшествующие периоды.
Так, комитетом ЖКХ в целях исполнения представления Счетной палаты, направленного по результатам контрольного мероприятия "Проверка эффективности управления муниципальным жилищным фондом города Барнаула и расходования средств на его содержание": определена текущая оценочная стоимость 128 муниципальных жилых помещений для принятия к бухгалтерскому учету; приказом комитета ЖКХ от 08.05.2020 N 151/пр-626 утвержден Порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию, сомнительной задолженности по неналоговым платежам, возврате излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) платежей, администрируемых комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, и отнесения на забалансовый счет дебиторской и кредиторской задолженности; разработана форма искового заявления о взыскании задолженности в судебном порядке, ведется претензионная работа с нанимателями - подано 11 заявлений о вынесении судебных приказов о взыскании задолженности платы за наем с пользователей жилых помещений; совместно с КУМС проводится работа по синхронизации объектов жилищного фонда; постановлением администрации города от 23.03.2020 N 441 "О внесении изменений в постановление администрации города от 17.09.2014 N 2013 (в редакции постановления от 29.03.2019 N 468)" внесены изменения в муниципальную программу "Барнаул - комфортный город" на 2015-2025 годы". Работа по исполнению представления Счетной палаты комитетом ЖКХ продолжается.
В целях устранения нарушений, выявленных в 2019 году контрольным мероприятием "Проверка эффективности использования муниципального имущества учреждениями, подведомственными комитету по физической культуре и спорту города Барнаула": на основании распоряжений КУМС и комитета по физической культуре и спорту города Барнаула (далее - комитет по физической культуре) от 16.06.2020 N 4/156/РР-160, 5/156/РР-161, 6/156/РР-162 актуализированы перечни особо ценного движимого имущества МБУ СП "СШ N 10", МБУ СП "СШ "Победа", МАУ СП "СШ "Рубин"; КУМС совместно с учреждениями продолжается работа по узаконению перепланировок, произведенных в переданных учреждениям зданиях; в соответствии с постановлениями администрации города от 07.02.2020 N 156/рр-44, от 31.03.2020 N 490, от 22.06.2020 N 982, от 06.07.2020 N 1055 передано муниципальное имущество, не используемое МБУ СП "СШ N 10"; решением Координационного совета по ценообразованию от 16.04.2020 N 193/8 установлена предельная стоимость платных услуг, оказываемых МБУ СП "СШ N 10".
МАУ СП "СШ "Рубин" в 2019 году было подано заявление в Арбитражный суд Алтайского края о признании недействительным представления Счетной палаты, направленного по результатам проверки в рамках контрольного мероприятия "Проверка эффективности использования муниципального имущества учреждениями, подведомственными комитету по физической культуре и спорту города Барнаула"; решением Арбитражного суда Алтайского края от 23.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2020 решение Арбитражного суда Алтайского края об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным представления Счетной палаты оставлено без изменения; апелляционная жалоба - без удовлетворения. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.11.2020 вышеуказанные судебные акты оставлены без изменения. В январе 2021 года МАУ СП "СШ "Рубин" обратилось в Верховный суд Российской Федерации с кассационной жалобой на решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.03.2020, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2020 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.11.2020; в феврале 2021 года МАУ СП "СШ "Рубин" было подано ходатайство о возвращении кассационной жалобы без рассмотрения по существу, Верховным судом Российской Федерации данное ходатайство удовлетворено.
МАУ СП "СШ "Рубин" работа по выполнению представления Счетной палаты проведена в полном объеме: возмещены в бюджет города необоснованно произведенные за 2018 год и 1 квартал 2019 года расходы средств бюджета города на содержание помещений, переданных в пользование юридическому и физическому лицам без оформления договорных отношений, в сумме 264,4 тыс. рублей; директором спортивной школы изданы приказы о недопущении: незаконного и неэффективного использования (неиспользования) муниципального имущества, размещения и эксплуатации рекламных конструкций на территории, а также зданиях и сооружениях спортивной школы, нарушений при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности; назначен ответственный за своевременное предоставление сведений в Реестр объектов муниципальной собственности города Барнаула и узаконение произведенных перепланировок; проведена разъяснительная работа с общеобразовательными учреждениями о необходимости заключения договоров пользования при планировании проведения уроков физкультуры и внешкольных мероприятий на территории спортивной школы; незаконно размещенный на территории спортивной школы железобетонный гараж демонтирован; приняты к учету выявленные в ходе контрольного мероприятия излишки основных средств; проведена внеплановая инвентаризация основных средств; главный бухгалтер спортивной школы привлечена к дисциплинарной ответственности.
Представления, направленные МАУ СП "СШ "Рубин" и МБУ СП "СШ N 10", сняты с контроля как исполненные; контроль за исполнением представлений комитетом по физической культуре и КУМС продолжается.
В рамках исполнения представлений Счетной палаты по результатам контрольных мероприятий "Проверка обоснованности получения субсидий из бюджета города на возмещение разницы между себестоимостью и тарифом на услуги общих отделений бань", "Определение возможного потенциала по увеличению земельных платежей в бюджет города в комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула" и "Проверка эффективности распоряжения земельными участками, высвобожденными в связи со сносом аварийных жилых домов в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Барнаула на 2013-2015 годы" в бюджет города в отчетном году перечислено 670,0 тыс. рублей. Представления, направленные по результатам контрольных мероприятий "Определение возможного потенциала по увеличению земельных платежей в бюджет города в комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула" и "Проверка эффективности распоряжения земельными участками, высвобожденными в связи со сносом аварийных жилых домов в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Барнаула на 2013-2015 годы", сняты с контроля Счетной палаты.
Также завершена работа по устранению нарушений и недостатков, выявленных контрольными мероприятиями "Оценка эффективности деятельности комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула по передаче в арендное пользование муниципальных нежилых помещений", "Полнота реализации администрациями районов города Барнаула полномочий по заключению договоров на размещение нестационарных торговых объектов", "Аудит в сфере закупок, осуществленных комитетом по управлению муниципальной собственностью города Барнаула"; представления сняты с контроля.
2.3. Аудит в сфере закупок
Руководствуясь статьей 98 Федерального закона N 44-ФЗ и утвержденным планом работы на 2020 год, Счетная палата провела 2 контрольных мероприятия по аудиту в сфере закупок:
1. Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула при реализации полномочий по организации дорожной деятельности (совместно с прокуратурой города Барнаула);
2. Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула.
Также в отчетном году проведены три контрольных мероприятия с элементами аудита в сфере закупок.
Данными мероприятиями охвачено 14 объектов, объем проверенных средств составил 2182685,7 тыс. рублей; установлено 34 нарушения законодательства о контрактной системе, из них 21 - финансовое на общую сумму 125210,2 тыс. рублей. Кроме того, контрольным мероприятием "Проверка расходования средств бюджета города на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания отдельными муниципальными дошкольными образовательными организациями города Барнаула" установлено 2 нарушения Федерального закона N 44-ФЗ при заключении дошкольными учреждениями муниципальных контрактов на сумму 100,0 тыс. рублей. Общее количество выявленных нарушений при осуществлении муниципальных закупок составило 36 единиц, в том числе 23 финансовых на сумму 125310,2 тыс. рублей.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 98 Федерального закона N 44-ФЗ Счетной палатой обобщены результаты мероприятий, проведенных в 2020 году, в части аудита в сфере закупок, в том числе систематизированы выявленные нарушения и недостатки, подготовлены предложения по их устранению и совершенствованию работы муниципальных заказчиков.
По количеству основная часть из выявленных нарушений (25,0%) приходится на нарушения при применении обеспечительных мер и мер ответственности по контракту (отсутствие взыскания неустойки (пени, штрафа) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя); занижение суммы начисленных и подлежащих уплате неустоек; нарушение срока возврата поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (обеспечения гарантийных обязательств); 22,2% - нарушения при исполнении контрактов (нарушения порядка и срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг; недостоверность отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций); по 19,4% - нарушения при планировании закупок (несоблюдение порядка нормирования закупок; неразмещение, несвоевременное размещение муниципальных правовых актов о нормировании в сфере закупок в единой информационной системе) и нарушения при заключении заказчиками муниципальных контрактов; 8,3% - непредставление, несвоевременное представление заказчиками информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками; 5,7% - иные нарушения.
Основными причинами нарушений и недостатков, выявленных в ходе мероприятий в рамках аудита в сфере закупок, являются недостаточный уровень квалификации в сфере закупок должностных лиц заказчиков; недостаточный контроль заказчиков при заключении и исполнении контрактов.
С целью недопущения нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципальным заказчикам было предложено: усилить контроль за исполнением требований Федерального закона N 44-ФЗ при планировании, заключении и исполнении муниципальных контрактов; привести правовые акты о нормировании в соответствие с требованиями законодательства о закупках; принять меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок.
Информация о нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, выявленных контрольными мероприятиями "Проверка использования бюджетных средств, выделенных администрациям районов города Барнаула на содержание территории города в рамках муниципальной программы "Благоустройство, экологическая безопасность и природопользование города Барнаула на 2015-2040 годы", "Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула" и имеющих признаки состава административного правонарушения, для принятия мер направлена в прокуратуру города Барнаула. Также в прокуратуру города Барнаула направлен акт контрольного мероприятия "Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула при реализации полномочий по организации дорожной деятельности (совместно с прокуратурой города Барнаула)".
Результаты рассмотрения материалов контрольного мероприятия "Проверка использования бюджетных средств, выделенных администрациям районов города Барнаула на содержание территории города в рамках муниципальной программы "Благоустройство, экологическая безопасность и природопользование города Барнаула на 2015-2040 годы" отражены в подразделе 2.2 настоящего Отчета. По результатам контрольного мероприятия в комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула меры прокурорского реагирования не принимались. По результатам материалов контрольного мероприятия, проведенного в комитете по дорожному хозяйству, прокуратурой города Барнаула с целью устранения нарушений главе города было внесено представление, представление рассмотрено, к дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо.
Также согласно поступившей информации заказчиками принимаются меры по устранению выявленных нарушений и повышению контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере закупочной деятельности.
3. Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты
Помимо внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств Счетной палатой в отчетном году проведены:
- мониторинги исполнения бюджета города за 1 квартал, 6 и 9 месяцев 2020 года;
- 8 мероприятий по анализу устранения нарушений (недостатков) и реализации предложений Счетной палаты по результатам проведенных контрольных мероприятий;
- 14 экспертиз на проекты решений городской Думы.
По итогам исполнения бюджета города за 1 квартал, 6 и 9 месяцев 2020 года Счетной палатой проанализированы объем, динамика и структура доходов и расходов бюджета города, безвозмездных поступлений, исполнение муниципальных программ и адресной инвестиционной программы; объем бюджетных средств, охваченных данными мероприятиями, составил 19243579,9 тыс. рублей. По результатам данных экспертно-аналитических мероприятий подготовлены заключения, которыми внесено 46 предложений (рекомендаций) по корректировке отдельных доходов и расходов бюджета города, усилению контроля за исполнением плановых показателей по доходам бюджета города, мероприятий в рамках реализации муниципальных программ, инвестиционной программы, из них 41 учтено при принятии соответствующих решений. Всего по предложениям Счетной палаты, внесенным по результатам анализа исполнения бюджета, плановые показатели доходной части бюджета города на 2020 год были скорректированы на 1169257,2 тыс. рублей, расходной части - на 28537,3 тыс. рублей.
В отчетном периоде Счетной палатой проведены экспертизы и подготовлено 14 заключений на проекты решений городской Думы, из них: на годовой отчет об исполнении бюджета города за 2019 год - 1 заключение; по внесению изменений в бюджет города на 2020 год - 6; на проект бюджета города на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов - 3; по вопросам расходования бюджетных средств - 2; по вопросам формирования доходов бюджета города - 2. Всего по результатам экспертиз подготовлено 28 предложений и замечаний, из которых 21 учтено разработчиками при подготовке (доработке) муниципальных правовых актов, 7 - остается на контроле Счетной палаты.
Одним из основных экспертно-аналитических мероприятий, ежегодно проводимых Счетной палатой в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, является внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города и подготовка соответствующего заключения. При подготовке заключения на годовой отчет администрации города Барнаула "Об исполнении бюджета города за 2019 год, расходовании резервного фонда" были использованы материалы внешних проверок годовой бюджетной отчетности 22 главных администраторов бюджетных средств и консолидированной бюджетной отчетности в горфинкомитете. Отчет "Об исполнении бюджета города за 2019 год, расходовании резервного фонда" признан достоверным, проект решения - соответствующим требованиям бюджетного законодательства.
Проект решения городской Думы "О бюджете города на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" рассматривался в двух чтениях. При подготовке заключения на данный проект проверено и оценено состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок формирования бюджета города, параметров его основных показателей. Проведен анализ обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте, документах и материалах, представляемых одновременно с ним, соответствия проекта положениям послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющим бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации от 15.01.2020, основным направлениям бюджетной и налоговой политики города Барнаула на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, действующему законодательству Российской Федерации, Алтайского края и муниципальным правовым актам города Барнаула.
В заключении на проект бюджета в 1 чтении Счетной палатой было предложено администрации города: после утверждения закона о краевом бюджете на 2021-2023 годы скорректировать межбюджетные трансферты; увеличить плановые показатели по налогу на доходы физических лиц, налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, доходам от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, штрафам, плате за негативное воздействие на окружающую среду; скорректировать плановые показатели по земельным платежам с учетом переоценки кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной приказом Алтайкрайимущества от 10.09.2020 N 70; уточнить наименования двух подразделов в соответствии с Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 N 85н, и суммы бюджетных ассигнований по данным подразделам; рассмотреть вопрос об увеличении предусмотренных в проекте плановых бюджетных ассигнований на исполнение 2 видов публичных нормативных обязательств.
Предложения Счетной палаты учтены: в проекте бюджета во 2 чтении безвозмездные поступления из краевого бюджета запланированы с учетом принятого в 1 чтении проекта закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"; плановые показатели по доходам и расходам бюджета города на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов скорректированы соответственно на 1835240,9 и 180,0 тыс. рублей; уточнены наименования и суммы по подразделам. По итогам проведенной экспертизы Счетной палатой сделан вывод о соответствии проекта бюджета требованиям бюджетного законодательства.
4. Информационная и иная деятельность Счетной палаты
В отчетном году Счетная палата продолжила работу по публичному представлению своей деятельности и ее результатов. В целях соблюдения принципа гласности на странице Счетной палаты размещены планы работы и отчеты о деятельности по годам, информация о проведенных контрольных и тематических экспертно-аналитических мероприятиях, результатах реализации представлений Счетной палаты и иная информация по организации деятельности; правовые акты Счетной палаты - в официальном сетевом издании "Правовой портал администрации г. Барнаула".
В отчетном году проведено 16 заседаний коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 32 вопроса (планирование деятельности, результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, исполнение представлений Счетной палаты).
В 2020 году в соответствии с установленными требованиями отчет о деятельности Счетной палаты за 2019 год представлен городской Думе и размещен на странице Счетной палаты. Также на странице Счетной палаты размещена информация о результатах реализации представлений Счетной палаты за 2019 год; в единой информационной системе - обобщенная информация о результатах проведенного Счетной палатой в 2019 году аудита в сфере закупок. Кроме того, отчет о деятельности Счетной палаты за 2019 год по установленной форме направлен в представительство Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.
В отчетном периоде рассмотрены обращения, поступившие в адрес Счетной палаты от граждан и юридического лица. По вопросам, изложенным в обращениях и находящимся в компетенции Счетной палаты, заявителям даны ответы по существу. Обращения по вопросам, не относящимся к компетенции Счетной палаты, были переадресованы в соответствующие уполномоченные органы с обязательным уведомлением заявителя.
Счетной палатой проводилась работа в рамках законодательства о противодействии коррупции, направленная на принятие мер по профилактике коррупции, соблюдению муниципальными служащими установленных запретов, ограничений и требований. Так, в отчетном периоде Счетной палатой в новой редакции утвержден приказ "Об утверждении Перечня коррупционно-опасных функций и Перечня должностей муниципальной службы Счетной палаты города Барнаула, замещение которых связано с коррупционными рисками". В штатной численности Счетной палаты удельный вес должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, составляет 100%. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера председателя, заместителя председателя, аудиторов Счетной палаты и членов их семей за 2019 год были размещены на официальном Интернет-сайте города Барнаула. В целях выявления возможного конфликта интересов в 2020 году в Счетной палате актуализированы анкетные данные работников о лицах, состоящих с ними в близком родстве или свойстве. С работниками Счетной палаты проводится комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению нарушений норм действующего законодательства в сфере противодействия коррупции.
В отчетном году в рамках совершенствования методологического обеспечения деятельности Счетной палаты разработаны и утверждены 2 новых стандарта (стандарт внешнего муниципального финансового контроля "Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой города Барнаула" и стандарт организации деятельности "Порядок организации методологического обеспечения деятельности Счетной палаты города Барнаула"), стандарт организации деятельности "Планирование работы Счетной палаты города Барнаула" утвержден в новой редакции, внесены изменения в стандарт внешнего муниципального финансового контроля "Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города". Все стандарты Счетной палаты опубликованы в официальном сетевом издании "Правовой портал администрации г. Барнаула".
Осуществлялось постоянное взаимодействие по вопросам текущей деятельности с городской Думой, администрацией города и другими органами местного самоуправления. Председатель Счетной палаты принимает участие в работе городской Думы и ее постоянных комитетов, является членом Совета по противодействию коррупции администрации города Барнаула.
В соответствии с заключенным соглашением о порядке взаимодействия Счетной палатой направлены в прокуратуру города Барнаула отчеты о результатах проведенных контрольных мероприятий, иная информация по запросам прокуратуры города Барнаула.
Продолжено сотрудничество со Счетной палатой Алтайского края, контрольно-счетными органами Сибирского федерального округа. В 2020 году Счетной палатой совместно со Счетной палатой Алтайского края и контрольно-счетными органами муниципальных образований Алтайского края принято участие в 6 мониторингах, проведенных постоянными комиссиями, образованными Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации.
В отчетном году должностные лица Счетной палаты принимали участие в обучающих семинарах, конференциях, организованных через Портал Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации в режиме видеоконференцсвязи, по актуальным вопросам деятельности контрольно-счетных органов; 4 работника Счетной палаты прошли обучение на курсах повышения квалификации.
В течение отчетного года продолжалась работа в рамках заключенного соглашения об информационном взаимодействии с Управлением федерального казначейства по Алтайскому краю. Предметом соглашения является обмен информацией при осуществлении контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Алтайского края и муниципальных нормативных правовых актов.
С учетом поступивших предложений от городской Думы, администрации города Барнаула, Счетной палаты Алтайского края коллегией Счетной палаты утвержден план работы на 2021 год.
В 2021 году в рамках установленных полномочий Счетная палата продолжит работу по контролю за планированием и исполнением бюджета города, экспертизе проектов муниципальных правовых актов; контролю за устранением нарушений и недостатков, выявленных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями; совершенствованию правового и методологического обеспечения деятельности Счетной палаты. В рамках контрольной деятельности основное внимание будет сосредоточено на осуществлении контроля законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию муниципальных программ, законности и эффективности использования муниципального имущества.
<< Назад |
||
Содержание Решение Барнаульской городской Думы от 23 апреля 2021 г. N 671 "Об отчете о деятельности Счетной палаты города Барнаула за... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.