"Инспектор не смеет быть безразличным"
(интервью с С.В. Басовым, руководителем столичной инспекции N 29)
- Когда вы пришли в налоговую структуру и как это случилось?
- В инспекции N 29 я работаю со дня ее основания - 7 августа 1990 года. Прежде чем пришел сюда, работал в НИИоргстанпроекте. Но произошла перестройка... Так я и попал в налоговую систему. Вот здесь уже 14 лет и не жалею, что сделал такой выбор.
- Кто вы по образованию?
- Я окончил экономический факультет Воронежского лесотехнического университета. Это образование послужило базой, чтобы начать работу в налоговой инспекции. Но вот сложное и часто меняющееся законодательство пришлось осваивать заново. Вообще, все необходимые знания пришли вместе с опытом. Кстати, в начале 90-х годов - в период становления налоговой службы - мы неоднократно выезжали в Германию, Италию и Австрию для знакомства с западными стандартами в налоговой сфере.
- А давно вы руководите 29-й инспекцией?
- Совсем недавно, с марта нынешнего года. До меня эту должность занимала Татьяна Ивановна Питерская. Она была прекрасным, опытным руководителем. Ей удалось создать замечательный коллектив и организовать его работу. Не могу не похвастаться, что в 2003 году наша инспекция была удостоена диплома в номинации "Лучшая налоговая инспекция", которую ваш журнал вручил нам по итогам опроса фирм. Это очень приятно.
Все годы, пока Татьяна Ивановна руководила налоговой, я работал ее заместителем. Основной костяк коллектива, штат которого на сегодня составляет 311 человек, сложился еще в 1990 году. Так что сейчас я руковожу людьми, которые знают меня и которых хорошо знаю я. А это облегчает мою задачу.
- Много ли новшеств вы привнесли в работу, заняв пост руководителя?
- Не могу сказать, что у меня есть причины для кардинальных перемен уклада жизни инспекции. Татьяна Ивановна собрала профессиональный, слаженный коллектив. Я хочу, чтобы так мы работали и дальше. Несмотря на стесненные условия, в которых приходится трудиться, я всегда призываю людей проявлять максимум уважения при общении с представителями фирм и гражданами. Ведь эти люди пришли платить налоги. Как до моего назначения, так и после коллектив продолжает также стабильно работать...
Однако есть моменты, которые я не намерен терпеть. Я никогда не смирюсь с безразличием в работе своих сотрудников, считаю, что это недопустимо. От равнодушия страдают и бухгалтеры фирм, и наши же коллеги... Я уверен, что в инспекции нельзя трудиться вполсилы.
- С равнодушными людьми вы расстаетесь без сожаления?
- Это не так просто. Я понимаю, что увольнение - это психологическая травма, особенно для человека, который давно работает в системе. Иногда после серьезного разговора сотрудник понимает, что это не его место. И я пытаюсь переводить людей на другой участок. Зачастую человек, придя на новое место работы, начинает проявлять себя с лучшей стороны.
- Какие качества вы считаете главными для налогового инспектора?
- Самые важные - это профессионализм и принципиальность. Но не менее важны искренность и надежность, а также выдержка и корректность - ведь порой возникают очень непростые, конфликтные ситуации.
И все же главное в нашем деле - строго следовать норме закона. Я не понимаю, почему человек, который проработал в инспекции больше пяти лет, не может дать ответ на простой профессиональный вопрос. Такой сотрудник не просто бесполезен, но даже опасен: ему не составит труда обанкротить фирму, например, неверно начислив пени и штрафы. Моя задача как руководителя - повышать образовательный уровень сотрудников. Потому я лично слежу за ходом еженедельного обучения инспекторов и сам по мере возможности провожу учебу.
- Насколько известно, вы также проводите семинары и для бухгалтеров.
- Да. Ведь, по сути, мы вместе с налогоплательщиками делаем трудное, не очень для них приятное, но необходимое дело - собираем налоги. Мы хотим, чтобы бухгалтеры были грамотными, меньше допускали ошибок в своей работе.
Семинары я провожу более десяти лет. Это был интереснейший этап в моей жизни: прямое общение с бухгалтерами, которые доверяли мне свои трудности и проблемы. Для того чтобы отвечать на интересующие вопросы, я постоянно поддерживал хорошую профессиональную форму. Ведь чтобы вести семинар, нужно знать все бесчисленные инструкции и законы. Но, к сожалению, сейчас в связи с новой должностью у меня нет времени на лекции.
Однако бесплатные семинары для бухгалтеров мы и сейчас проводим. Так, уже в этом году мы успешно провели несколько семинаров: по ЕСН, по налогу на прибыль, по формам заполнения отчетности и другие. Платными лекциями Москва изобилует, но они недешевы, и не каждая фирма может себе позволить такое удовольствие.
Кстати, с октября мы вновь планируем проводить бесплатные семинары.
- На ваших семинарах могут присутствовать и бухгалтеры фирм, не относящихся к 29-й инспекции?
- Разумеется, никаких препятствий и ограничений мы не создавали и не будем создавать. Требования к оформлению отчетности везде одинаковы, потому нет никакой разницы, в какой инспекции бухгалтера обучат правилам.
- Сколько человек могут стать слушателями семинара?
- Мы арендуем актовый зал, который может принять пятьсот человек. Там неплохие условия, можно проводить хорошие лекции. Однако хочу отметить, что сейчас количество слушателей идет на спад. Думаю, что это связано с тем, что налоговое законодательство стало более стабильным.
- Несмотря на желание оградить и бухгалтеров, и инспекторов от ошибок при сдаче отчетности, проблемы между ними все-таки возникают?
- Безусловно, спорные вопросы есть. Одна из причин - недостаточный профессионализм столичных счетоводов. Чаще всего их готовят один-два месяца на курсах, но этого недостаточно. Бухгалтеру необходимо быть в курсе, постоянно следить за изменениями в законодательстве, арбитражной практикой. Считается, что бухгалтером может стать каждый, но это глубочайшее заблуждение...
- Что становится причиной разногласий между организациями и инспекторами чаще всего?
- К сожалению, очень часто бухгалтер считает, что налоговики к нему придираются. Обычно это касается неправильно оформленной отчетности или декларации. Любое требование, выдвинутое инспектором, вызывает отрицательную реакцию. Правда, такие конфликты, как правило, удается решить в инспекции.
А вот когда фирма не согласна с решением ИМНС по выездной проверке, разбираться приходится в суде...
- Как часто инспекции проигрывают в судах?
- Статистика здесь очень тревожная. Мы проигрываем в 78 процентах случаев судебных разбирательств, а в отношении экспорта НДС - более чем в 90 процентах.
- В чем причины?
- К сожалению, очень часто причиной становится формальный подход к рассмотрению дела судьями. Порой даже дело, в котором речь идет о сумме в десятки миллионов рублей, решается крайне быстро, что, на мой взгляд, недопустимо.
Вот один из недавних примеров. У нас было громкое, так называемое картинное дело. Группа предпринимателей предоставила в инспекцию документы о том, что они купили картины более чем за 200 тысяч долларов каждую. Сразу же хочу обратить внимание на то, что картины написаны малоизвестным художником. Но таким ценам могли бы позавидовать даже Рембрандт или Малевич...
Суть дела сводилась к тому, что в связи с этим из бюджета они запрашивали к возмещению астрономическую сумму. В ходе проверки мы обратились к самому художнику, и выяснилось, что он продал каждую картину за 200 долларов. Следующим шагом инспекторов стал опрос директора аукциона, на котором эти картины якобы были проданы по баснословным ценам. Директор утверждал, что картины на его аукционе не продавались. Более того, мы установили, что эти картины лежат до сих пор на складе...
- Чем закончилось это дело?
- Дошло до суда, и первые две инстанции приняли решение о возмещении денег из бюджета. В ходе судебного разбирательства мы предложили пригласить на слушание независимого оценщика картин. Апелляционный суд отказал нам в этом, и мы были вынуждены обратиться в Федеральный Арбитражный Суд. Третья инстанция направила дело на новое рассмотрение, и сейчас мы проходим все заново. Но, разумеется, это еще не гарантирует нашей победы.
- С чем обычно приходится обращаться в суд?
- С вопросами по возврату из бюджета экспортного НДС. Ни для кого не секрет, что существуют схемы лжеэкспорта. Задача инспекции - не допустить возврата средств таким фирмам. Практика показала, что работы только с документами (договором, платежкой об оплате, таможенной декларацией и перевозочными документами) недостаточно. Как правило, документы у предприятий в идеальном состоянии, и докопаться до истины, основываясь только на этих данных, невозможно. Поэтому мы вынуждены проводить углубленные проверки - ведь речь идет о возврате крупных сумм.
Обычно мы выезжаем на место, где по документам стоит оборудование, осматриваем склады, производственные помещения. Вплоть до того, что сопоставляем объемы потребляемой электроэнергии выпущенной продукции, опрашиваем руководителей и бухгалтеров фирм, то есть тех, кто имеет непосредственное отношение к экспортным операциям.
В ходе таких "бесед" часто выясняется, что директор фирмы-контрагента нашего экспортера даже не знает, что он поставлял ту или иную продукцию. Никакого производства не было, а оборудование - груда металлолома. И очень часто фирма тут же отзывает свое заявление о возврате. А загрузка инспекторов при этом колоссальная: каждый из них одновременно ведет до 20 проверок.
- Расскажите о буднях налоговой инспекции.
- Основная задача всех налоговых инспекций - быстро и правильно обрабатывать те данные, которые к нам поступают от фирм. А также выявлять их ошибки. Несмотря на то, что сотрудников катастрофически не хватает, в I квартале наши инспекторы обработали 69 тысяч деклараций. В отделе обработки данных у нас трудятся всего шесть человек. Стало быть, на одного специалиста приходится более 11 тысяч отчетов. Это неимоверный объем работы.
В нашей инспекции стоит на учете примерно 29 тысяч фирм и предпринимателей. Среди них такие известные предприятия, как "Мосфильм", "Люкс", представительство агентства "Рейтер" и другие. Приятно, что никаких претензий в отношении этих организаций у нас нет: там работают сильные бухгалтеры, которые практически не допускают ошибок.
Больше половины фирм присылают нам документы по почте. И работники почтового отделения, куда приходит наша корреспонденция, просто не успевают за нами. Говорят даже, что для нашей инспекции нужно специальное почтовое отделение...
Много проблем возникает и при непосредственной обработке данных. С прошлого годы мы работаем с программой "Налог 2". Она пропускает много ошибок, часто зависает, а все это - 2-3 дополнительных дня работы инспекторов...
Бедой налоговой службы остаются многомиллионные суммы задолженности отдельных налогоплательщиков перед бюджетом. У одних организаций это было вызвано кризисной ситуацией, сложившейся в расчетно-платежной сфере в 1998-1999 годах, у других - несвоевременным финансированием госзаказов из бюджета. Третья, наиболее проблемная группа, не платя налоги, пользуется, по сути, бюджетными средствами как дешевым кредитом, плохо понимая, что в конечном счете это ведет к банкротству.
- При такой напряженной работе без умело проведенного отдыха нельзя. Как обычно проводите выходные?
- Кто-то из великих сказал, что смена занятий - это и есть отдых. Для меня такой отдушиной стала дача. Там я выращиваю цветы. На моем участке растут и ромашки, и розы. Лес, речка, поход за грибами - это такое удовольствие и лучший отдых после тяжелой, напряженной работы.
"Московский бухгалтер", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007