Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 апреля 2021 г. N 5.1-01/1073
на проект федерального закона N 1079336-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи",
принятый Государственной Думой 20 апреля 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект (N 1079336-7) названного Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 19 декабря 2020 года, принят Государственной Думой в первом чтении 16 февраля 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в части совершенствования единой государственной информационной системы социального обеспечения", во втором чтении - 13 апреля 2021 года.
Федеральный закон направлен на совершенствование процесса назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также развитие положений законодательства о единой государственной информационной системе социального обеспечения.
Федеральным законом в статьи 6.9 - 6.11 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи") вносятся изменения в целях уточнения назначения единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее - информационная система), полномочий операторов информационной системы; прав и обязанностей участников отношений, возникающих в связи с функционированием информационной системы.
Новая редакция статьи 6.9 Федерального закона устанавливает, что информационная система, являясь федеральной государственной информационной системой, создаётся не только в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих социальные гарантии и выплаты, информацией о социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых гражданам Российской Федерации, но и в целях автоматизации процессов назначения (предоставления) мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, иных социальных гарантий и выплат. В информационную систему могут направляться сведения, содержащиеся в государственных и региональных информационных системах в сфере социальной защиты (поддержки) и информационных системах организаций, предоставляющих социальные гарантии и выплаты. Кроме того, при назначении (предоставлении) гражданам социальных гарантий и выплат органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, подведомственными им организациями, государственными внебюджетными фондами допускается возможность использования ими собственных информационных систем, отвечающих требованиям, определённым новой частью 5.2 статьи 6.9 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
Государственными заказчиками создания, развития и эксплуатации информационной системы, а также операторами информационной системы являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с распределением полномочий между ними, определяемым положением об информационной системе, утверждаемым Правительством Российской Федерации (статьи 6.9 и 6.11 Федерального закона "О государственной социальной помощи"). При этом на основании решения федерального органа исполнительной власти его полномочия как оператора информационной системы может осуществлять подведомственное ему федеральное государственное учреждение.
Статья 6.11 Федерального закона дополнена новой частью 1.1, предусматривающей предоставление необходимых для назначения социальных гарантий и выплат сведений, находящихся в распоряжении органов и организаций, посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия (по межведомственным запросам поставщиков информации) в целях предоставления соответствующих гарантий и выплат (подпункт "б" пункта 3 статьи 1 Федерального закона).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон регулирует вопросы по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктами "г" (установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности) статьи 71 Конституции Российской Федерации, и в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктом "н" (установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
Статьей 2 Федерального закона со дня вступления в силу Федерального закона по 31 декабря 2023 года устанавливается переходный период, в течение которого операторы Единой государственной информационной системы социального обеспечения и органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, организации, находящиеся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, проводят организационные и технологические мероприятия в целях его реализации.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не касается вопросов, указанных в статье 106 Конституции Российской Федерации. Его рассмотрение в Совете Федерации может быть начато не позднее 5 мая 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.