Решение Самарского областного суда от 2 апреля 2021 г. N 3а-646/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-646/2021 по административному исковому заявлению С.А.М. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части, установил:
С.А.М. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части.
В иске с указал, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 2 739,8 кв. м, количество этажей: 3, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: <адрес>.
Данное нежилое здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, под пунктом 11955.
Административный истец полагает, что указанный объект включен в Перечень необоснованно, поскольку не обладает признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 378.2 Налогового Кодекса РФ, поскольку не является административно-деловым либо торговым центром, фактически здание используется АО " <данные изъяты>" по договору аренды для реализации основного вида деятельности: добыча сырой нефти.
Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В связи с чем, С.А.М. просит суд признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 11955 нежилого здания с кадастровым номером N.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности К.Д.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд письменные возражения относительно заявленных требований, в которых пояснил, что спорное здание включалось в Перечень на 2021 год согласно ежегодно представляемым филиалом ФГБУ "Ф." по Самарской области сведениям из ЕГРН в порядке информационного взаимодействия. Поскольку спорное здание с кадастровым номером N имеет наименование "нежилое здание", министерство включило его в Перечень в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 НК РФ как объект, предназначенный для использования в целях размещения административных, офисных и коммерческих объектов.
Согласно ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ст. ст. 15, 399 НК РФ).
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год.
Нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 2 739,8 кв. м, количество этажей: 3, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: <адрес>, включено в пункт 11955 Перечня на 2021 год.
Приказ министерства 19 октября 2020 года N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Оспариваемый приказ издан в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Так, в силу пунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), здания в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здания, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные здания, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), здания в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что С.А.М. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 2 739,8 кв. м, количество этажей: 3, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 07.02.2021 г. N КУВИ-002/2021-8971724, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 27.07.2020 года N 99/2020/339906833.
Из вышеуказанных выписок из ЕГРН усматривается, что назначение спорного объекта недвижимости - "нежилое", наименование - "нежилое здание".
Здание имеет три этажа и состоит из помещений: 1 этаж: гараж, мастерская, склады, лестничные клетки, ремонтные мастерские, сварочный пост, входной тамбур, бытовые помещения, санузел, душевая, бойлерная, 2 этаж: комнаты отдыха, лестничные клетки, коридоры, санузлы, комнаты приема пищи, склады, учебная комната, подсобное помещение, 3 этаж: техэтаж, подсобные помещения, что подтверждается проектом перепланировки административно-нежилого здания, выполненным ООО <данные изъяты>" от 29.04.2016 года.
Данное нежилое здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 8 530 545 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, виды разрешенного использования: для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, а также земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2 101 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для размещения производственной базы, принадлежащего на праве собственности С.А.М., что подтверждается выписками из ЕГРН об объекте недвижимости от 30.01.2021 года N 99/2021/372854020, 99/2021/372854113, от 28.07.2020 года N 99/2020/339969984.
Таким образом, по сведениям ЕГРН и документам технического учета наименование и назначение нежилого здания, а также виды разрешенного использования земельных участков, на которых оно расположено - для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, для размещения производственной базы - не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ, поскольку оно не является административно-деловым либо торговым центром, не предназначено для размещения офисов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в указанный Перечень по сведениям ЕГРН и технической документации должны быть безусловными, бесспорными.
В связи с чем, для включения спорного здания в Перечень на 2021 год требовалось установление его фактического использования.
Вместе с тем, осмотр спорного объекта на момент формирования и утверждения Перечня министерством имущественных отношений Самарской области не проводился, фактическое использование нежилого здания с кадастровым номером N не устанавливалось, процентное соотношение используемых фактически площадей не определялось, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Из акта осмотра нежилого здания с кадастровым номером N от 28.07.2021 г., составленного ООО " <данные изъяты>", а также фотоматериалов к нему следует, что фактически помещения используются следующим образом: 1 этаж: участки токарных работ, склады, лестничные клетки, сварочный пост, входной тамбур, раздевалка, санузел, душевая, насосная станция, 2 этаж: комнаты отдыха, лестничные клетки, коридоры, санузлы, комната приема пищи, склады, учебная комната/комната по охране труда, подсобные помещения, комнаты отдыха, кабинеты, пустое помещение, комната приема пищи, санузлы; 3 этаж: технические этажи. В нежилом здании располагается производственная база АО " <данные изъяты>". Помещения используется арендатором АО " <данные изъяты>" для реализации основного вида деятельности: Добыча сырой нефти (06.10.1). Доступ к помещениям третьи лица (кроме сотрудников АО " <данные изъяты>") не имеют, территория является закрытой и охраняемой. Торговые и офисные помещения, а также помещения по оказанию бытовых услуг и услуг общественного питания отсутствуют. Оказание любых услуг третьим лицам, а также использование объекта недвижимости как торгового или офисного невозможно ввиду близкой расположенности к железной дороге и объектам нефтяной инфраструктуры, удаленности объекта недвижимости от населенных пунктов и дорог общего пользования.
Фактическое использование помещений в нежилом здании следующее: большая часть помещения (2048,6 кв. м. или 74,77% от общей площади) используется по производственно-складскому назначению. Вспомогательные помещения и места общего пользования занимают 311,7 кв. м. или 11,38% от общей площади нежилого здания. Пустые помещения (в т.ч. технический этаж) занимают 224,0 кв. м. или 8,18% от общей площади нежилого здания. Комната отдыха и комнаты для приема пищи занимают 155,5 кв. м. или 5,67% от общей площади нежилого здания. Торговые помещения, помещения по оказанию услуг общественного питания, офисные помещения, помещения по оказанию бытовых услуг отсутствуют.
Согласно договору аренды недвижимого имущества от 15.07.2009 года, заключенному между административным истцом и ЗАО " <данные изъяты>", последнему передано для использования в производственных целях во временное владение и пользование административное нежилое здание, общей площадью 2 684,20 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, Большечерниговский район, село Большая Черниговка, ул. Дорожная, дом 2а.
Основным видом деятельности АО " <данные изъяты>" является добыча нефти (код по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС.Ред.2-06.10.1), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.03.2021 года N ЮЭ9965-21-71003767.
Вместе с тем, распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (06.10.1) не отнесена к бытовым услугам, в отношении которых статьей 378.2 НК РФ установлены особенности исчисления налоговой базы.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Оценив доказательства по делу в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что доказательства, свидетельствующие о фактическом использовании спорного нежилого здания в заявленный период в целях, предусмотренных пунктами 3, 4 ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ суду не представлены, в связи с чем, заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом изложенного, суд полагает, что нормативный правовой акт, имеющий ограниченный срок применения, в целях восстановления прав и законных интересов административного истца следует признать недействующим в оспариваемой части со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании "Волжская коммуна".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск С.А.М. - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 11955 нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 06 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 2 апреля 2021 г. N 3а-646/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании