Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением Правительства
Алтайского края
от 28.04.2021 N 145
Положение
о региональной системе оповещения населения Алтайского края
I. Общие положения
1. Положение о региональной системе оповещения населения Алтайского края (далее - "Положение") разработано для координации мероприятий по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения.
2. Положение определяет назначение, задачи и требования к региональной системе оповещения населения Алтайского края, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и обеспечения пожарной безопасности.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
4. Региональная система оповещения населения Алтайского края входит в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) в Алтайском крае и Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - "Алтайская ТП РСЧС"), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО в Алтайском крае и Алтайской ТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения регионального уровня, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
5. Системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (региональная система оповещения);
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (муниципальная система оповещения);
на объектовом уровне - локальная система оповещения.
6. Региональная система оповещения населения Алтайского края создается Правительством Алтайского края.
7. Муниципальные системы оповещения населения Алтайского края создают органы местного самоуправления Алтайского края.
8. Локальные системы оповещения на территории Алтайского края создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
9. Границей зоны действия региональной системы оповещения населения Алтайского края являются административные границы Алтайского края.
10. КСЭОН регионального уровня создается по решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Алтайского края.
Границами зон действия (создания) КСЭОН регионального уровня являются границы зон экстренного оповещения населения.
11. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности региональной системы оповещения населения Алтайского края является составной частью комплекса мероприятий, проводимых Правительством Алтайского края, по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
II. Назначение и основные задачи систем оповещения населения
12. Региональная система оповещения населения Алтайского края предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО в Алтайском крае и Алтайской ТП РСЧС.
13. Основной задачей региональной системы оповещения населения Алтайского края является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО в Алтайском крае и Алтайской ТП РСЧС;
Главного управления МЧС России по Алтайскому краю;
ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" (далее - "ККУ "УГОЧС и ПБ в Алтайском крае");
организаций, подразделений и должностных лиц, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления Алтайского края;
единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) органов местного самоуправления Алтайского края;
сил ГО в Алтайском крае и Алтайской ТП РСЧС;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 8 настоящего Положения;
людей, находящихся на территории Алтайского края.
14. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления Алтайской ТП РСЧС соответствующего уровня.
III. Порядок задействования систем оповещения населения
15. Оперативная дежурная смена центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю (далее - "ЦУКС Главного управления МЧС России по Алтайскому краю"), получив в системе управления ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их до руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Алтайского края - Губернатора Алтайского края, Председателя Правительства Алтайского края и руководителя постоянно действующего органа управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне - начальника Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, уточняет решение на задействование региональной системы оповещения, и в случае принятия такого решения, отдает распоряжение оперативному дежурному пункта управления ККУ "УГОЧС и ПБ в Алтайском крае" на задействование региональной системы оповещения населения Алтайского края.
16. Решение на задействование региональной системы оповещения принимается Губернатором Алтайского края.
17. Оперативный дежурный пункта управления ККУ "УГОЧС и ПБ в Алтайском крае", получив сигналы оповещения и экстренную информацию, подтверждает их получение и выполняет комплекс мероприятий по задействованию региональной системы оповещения населения Алтайского края.
18. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться региональной системой оповещения населения Алтайского края в автоматическом, автоматизированном и ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования региональная система оповещения населения включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) региональной системы оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления Алтайской ТП РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
19. Основной режим функционирования региональной системы оповещения населения Алтайского края - автоматизированный.
20. В автоматизированном режиме включение (запуск) региональной системы оповещения населения Алтайского края осуществляется оперативным дежурным пункта управления ККУ "УГОЧС и ПБ в Алтайском крае" посредством задействования аппаратуры региональной системы оповещения населения Алтайского края (П-160, П-164), а также аппаратуры комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО) в целях доведения сигналов оповещения и экстренной информации согласно заранее сформированным спискам на номера телефонной связи руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в Алтайском крае, органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления и организаций (собственников объектов, производства, гидротехнических сооружений), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации.
21. В целях гарантированного оповещения населения, органов управления и сил ГО в Алтайском крае и Алтайской ТП РСЧС используется ручной режим доведения сигналов оповещения и экстренной информации.
В ручном режиме сигналы оповещения и экстренная информация доводятся до ЕДДС органов местного самоуправления Алтайского края на номера телефонов общего пользования единой сети электросвязи Российской Федерации специалистами оперативной дежурной смены ЦУКС Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, а также в режиме видео-конференц-связи и иными доступными способами.
22. В целях своевременного доведения до населения Алтайского края сигналов оповещения и экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите оперативная дежурная смена ЦУКС Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, оперативный дежурный пункта управления ККУ "УГОЧС и ПБ в Алтайском крае" выполняют мероприятия по обеспечению передачи пользователям услугами связи, а в случае оказания услуг связи для целей эфирного наземного телевизионного вещания и (или) радиовещания - передачу в эфир сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с установленным порядком взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях.
23. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению Алтайского края осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
24. Сигналы оповещения и экстренная информация посредством региональной системы оповещения Алтайского края передаются непосредственно с рабочего места оперативного дежурного пункта управления ККУ "УГОЧС и ПБ в Алтайском крае".
25. Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно ККУ "УГОЧС и ПБ в Алтайском крае" во взаимодействии с операторами связи, посредством аппаратуры которых транслируются данные сообщения.
26. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации могут быть использованы:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
27. Рассмотрение вопросов об организации оповещения, определении способов и сроков оповещения населения Алтайского края осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Алтайского края.
28. Правительство Алтайского края, органы местного самоуправления и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения Алтайского края, а также Главное управление МЧС России по Алтайскому краю, ККУ "УГОЧС и ПБ в Алтайском крае", операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности систем оповещения населения
29. Поддержание региональной системы оповещения населения Алтайского края в готовности обеспечивается Правительством Алтайского края. Реализация указанных мероприятий организуется и выполняется ККУ "УГОЧС и ПБ в Алтайском крае".
30. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения Алтайского края организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
31. При проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежит региональная, а также все муниципальные системы оповещения и КСЭОН.
32. Комплексные проверки готовности региональной, муниципальных систем оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления Алтайской ТП РСЧС, ЦУКС Главного управления МЧС России по Алтайскому краю и ЕДДС муниципальных образований, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей, задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
33. По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения.
34. Технические проверки готовности к задействованию региональной системы оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления Алтайской ТП РСЧС путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
35. Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
36. Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
37. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, может быть использован резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Алтайского края от 28 апреля 2021 г. N 145 "Об утверждении Положения о региональной системе оповещения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.