Оплата труда работников бюджетных учреждений культуры и искусства
В данной статье будут даны описания и критическая оценка системы оплаты труда работников бюджетных учреждений культуры и искусства, сложившиеся в 90-е годы и действующие до настоящего времени - на основе применения механизма единой тарифной сетки.
Особенности отрасли и уровень заработной платы
Культура и искусство - отрасли социально-культурной сферы. В статистике они обычно фигурируют под одной и той же рубрикой, хотя между ними есть определенные различия. Деятельность учреждений искусства управляется не только государственными органами, но и творческими союзами (Союзы театральных деятелей, кинематографистов, художников, архитекторов, журналистов, писателей, композиторов). Культура и искусство выполняют общие функции - удовлетворение духовных запросов членов общества, культурное, нравственное и эстетическое воспитание, обогащение свободного времени тружеников, организация досуга. Деятельность учреждений культуры и искусства нередко переплетается с деятельностью учреждений образования, науки, здравоохранения. Так, учреждения культуры, например, дворцы культуры, включают вечерние университеты, различные образовательные курсы, а школы и вузы - библиотеки, клубы, дома творчества, самодеятельные художественные коллективы. Учреждения здравоохранения, физической культуры и спорта (пансионаты, дома отдыха, спортивные сооружения), как и культуры, заняты организацией досуга и отдыха населения. Государственные архивы, библиотеки, музеи ведут интенсивные научные исследования. Все эти взаимосвязи следует учитывать при анализе проблем оплаты труда в учреждениях культуры. Во многих из них, например, крупных библиотеках, музеях трудятся научные работники, оплата которых строится на условиях, принятых в отраслях образования и науки. В то же время в школьных и вузовских библиотеках и клубах заняты работники профессий, характерных для учреждений культуры. Следовательно, оплата их труда строится аналогично условиям культурно-просветительских учреждений, но с учетом специфики школ и вузов.
К числу учреждений культуры относят, наряду с культурно-просветительными и театрально-зрелищными организациями (библиотеками, музеями, театрами и т.д.), также редакции газет, журналов и радиостудий, учреждения занятые охраной, реставрацией и использованием памятников истории, культуры, книгоизданием, созданием кинофильмов и другой культурной деятельностью. В этом смысле иногда используется термин "культурно-информационный комплекс", включающий культуру, искусство, телевидение, радио, издательское дело, кинематографию.
Под влиянием общих экономических и социальных условий развития российского общества в последнее десятилетие складывалась динамика численности работников культуры и искусства, уровень финансирования учреждений и оплаты труда персонала. В этом отношении отрасль культуры и искусства оказалась наиболее уязвимой среди отраслей нематериального производства. В 90-е годы, особенно 1990-1995 гг. численность занятых в культуре и искусстве работников сократилась.
Так, в 1998 г. в отрасли было занято 1 114 тыс. чел. против 1 165 тыс. в 1990 г., при этом доля работников культуры и искусства в общей занятости в социально культурной сфере сократилась с 9,4 до 7,9%. Лишь во второй половине 90-х годов и особенно в начале 21 столетия наметилась тенденция к стабилизации занятости в учреждениях культуры и искусства и некоторому ее росту, в частности, в крупных культурных центрах. За 5 последних лет рост занятости в отрасли составил 14%.
Что касается уровня заработной платы, то отрасль устойчиво сохраняет одно из последних мест среди отраслей народного хозяйства. Проиллюстрируем это на примере Санкт-Петербурга - крупнейшего культурного центра России. По данным за ноябрь 2003 года заработная плата составила в культуре и искусстве г. Санкт-Петербурга 6 163 руб., что составляет 83% от среднего регионального уровня. Среди 13 отраслей экономики отрасль культура и искусство находится по уровню заработной платы на 11 месте. Цена труда в этой отрасли не соответствует уровню квалификации и сложности труда работников.
Справедливости ради отметим рост номинальной заработной платы в 2000-2003 гг. Можно предположить, что положительная динамика заработной платы в культуре и искусстве в значительной степени связана с увеличением доли и размеров платных услуг населению в бюджетных и негосударственных структурах отрасли.
В последнее время ускорился процесс коммерциализации искусства, и возросла дифференциация индивидуальных доходов. Если заработная плата библиотекарей, работников музеев, клубов, архивов, рядовых артистов остается на недопустимо низком уровне (ниже порога бедности), то "звездные" заработки популярных артистов, эстрадных певцов, авторов модных шлягеров позволяют возводить роскошные особняки, совершать дорогостоящие экзотические путешествия в дальние страны.
На наш взгляд, нецелесообразно и даже невозможно "запретить" или ограничить высокую оплату труда выдающихся и уникальных исполнителей, но - в интересах социальной справедливости - следует, по нашему мнению, регулировать их доходы с помощью прогрессивных ставок налогообложения.
Главным же направлением политики заработной платы в культуре, остается обеспечение опережающего, по сравнению с другими отраслями, роста минимальной и средней заработной платы работников массовых профессий отрасли - библиотекарей, киномехаников, работников музеев, клубов и других учреждений отрасли.
Организация основной заработной платы
Как и в бюджетных учреждениях других социально-культурных отраслей в учреждениях культуры и искусства для регулирования заработной платы работников применяется единая тарифная сетка и соответствующие нормативные документы, определяющие в совокупности механизм регулирования заработной платы. Разумеется, этот механизм возник не на пустом месте: ему предшествовала организация системы заработной платы на основе отраслевых схем должностных окладов (тарифных ставок) оплаты труда различных категорий работников. Так, в конце 80-х годов и начале 90-х годов, в отрасли применялось 10 основных схем должностных окладов и ставок оплаты труда. К числу базовых схем можно отнести:
Схему должностных окладов специалистов и других работников культурно-просветительных и архивных учреждений.
Схему должностных окладов руководителей культурно-просветительных учреждений.
Схему должностных окладов работников театров.
Схему должностных окладов артистического персонала музыкальных и танцевальных коллективов.
Расчетные ставки заработной платы артистического персонала цирков.
Расчетные ставки заработной платы артистического персона концертных организаций.
Схему должностных окладов художественного персонала музыкальных и танцевальных коллективов, цирков и концертных организаций.
Схему должностных окладов руководителей музыкальных и танцевальных коллективов, цирков и концертных организаций.
Схему должностных окладов руководителей театрально-концертных и театрально-зрелищных касс.
Схему должностных окладов отдельных категорий работников учреждений и организаций культуры, искусства и архивных учреждений (киномехаников, фильмопроверщиков, монтировщиков сцены, рабочих по уходу за животными и др.).
Указанная система дифференциации основной заработной платы работников культуры и искусства была использована при переходе отрасли на оплату труда с использованием механизма ЕТС, однако принципиальное различие состояло в том, что при переходе к ЕТС система дифференциации заработной платы работников культуры и искусства как бы уравнивалась с оплатой труда работников других бюджетных учреждений, весьма далеких от творческой деятельности (учреждений непроизводственного бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и др.).
Организация заработной платы в учреждениях культуры на основе ЕТС представляется менее сложной, а ее структура более однородной по сравнению с другими социально-культурными отраслями, в частности образованием и здравоохранением. Это можно объяснить и меньшими масштабами деятельности отрасли, меньшей численностью персонала, меньшим количеством профессий и специальностей. Если, к примеру, в здравоохранении насчитывается более 70 врачебных специальностей, то число специальностей в профессии библиотекаря выражается однозначными цифрами.
В структуре заработной платы работников культуры доминирует должностной оклад. Надбавки и премии занимают, как правило, незначительное место и в силу большей однородности условий труда, и в силу отсутствия необходимых источников дополнительного поощрения работников, а также вследствие недостаточного внимания руководителей и менеджеров учреждений к организации материального стимулирования работников.
Поскольку тарифная составляющая заработной платы работников культуры определяет и размеры конечной оплаты труда, важнейшее значение в организации заработной платы приобретает установление размеров окладов на основе тарифно-квалификационных характеристик.
Тарифные разряды по действующей ЕТС по основным должностным категориям специалистов отрасли представлены в табл.*(1).
| Учреждения, категории |
Должности | Диапазон разрядов |
| Культурно-Просве- тительные учреж- дения |
Руководитель кружка, культорганиз ав- тор, библиотекарь, экскурсовод, гид- переводчик, аккомпаниатор. Режиссер, балетмейстер, хормейстер, дирижер, ар- тист (студий и самодеятельных коллек- тивов), Художник-постановщик |
6-8 6-11 9-12 |
| Специалисты Дру- гих Учреждений культуры |
Администраторы (включая старшего) Хранитель фондов (включая старшего) Архивист, археограф Методист Худож- ник-реставратор (занятый реставрацией памятников истории, культуры и архив- ных документов) |
4-11 5-9 6-11 7-12 7-15 |
| Артистический Ху- дожественный Пер- сонал театров, Музыкальных и Та- Танцевальных Кол- лективов, Цирков и Концертных ор- ганизаций |
Артисты всех жанров. Художники всех специальностей, Руководитель литерату- рно- Драматической части, заведующий Художественно-постановочной частью |
4-15 11-14 |
Диапазоны тарифных разрядов специалистов, а также других категорий персонала учреждений культуры и искусства достаточно широки. Они охватывают, по существу, все позиции 18-ти разрядной тарифной сетки - от 3-4 разряда для контролеров-кассиров до 17-18 разрядов для руководителей крупнейших учреждений отрасли. Это обеспечивает необходимую дифференциацию должностных окладов в зависимости от квалификации работников, сложности и ответственности их труда. По каждой специальности (должности) предусматривается, как правило, несколько разрядов оплаты труда и двойные разряды при равных требованиях к квалификации, что позволяет дополнительно учитывать различия в сложности выполняемых обязанностей, разнообразии работ, уровне ответственности работников.
Проиллюстрируем это на примере самой массовой профессии отрасли - библиотекаря. Численность библиотекарей составляет примерно 30% работников учреждений культуры. Библиотекари, согласно тарифно-квалификационной характеристике, тарифицируются по 6 разрядам - от 6 до 11-го. К перечню их должностных обязанностей в зависимости от профиля участка работы отнесены: комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов. Библиотекари обязаны участвовать в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения. Им также вменяется в обязанность применение научных методов и передового опыта библиотечной деятельности. Библиотекарь должен знать основы библиотечного дела, библиографии, основные библиотечные технологические процессы, формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями, правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Требования к квалификации по разрядам оплаты представлены в табл.*(2).
При общности критериев оценки квалификации библиотекарей, учителей и врачей (образование и стаж работы по специальности) обращает на себя внимание несколько меньший объем требований к уровню профессионального образования библиотекарей (по сравнению с врачами) и стажу работы (по сравнению с учителями). Средняя разрядность библиотекарей ниже, чем врачей и учителей, следовательно, ниже средний уровень должностных окладов. Это можно объяснить, главным образом, большей напряженностью и ответственностью учительского и врачебного труда и нисколько не умаляет социальной значимости труда библиотекарей - подлинных подвижников российской культуры.
При межотраслевой дифференциации уровня заработной платы в целом, включая размеры тарифных окладов и надбавок, учитывается и такой фактор, как условия труда. В отрасли культура и искусство они, конечно, более комфортны, чем в здравоохранении и общем образовании. Нельзя не отметить и особой привлекательности, степени престижности творческой деятельности в сфере искусства. Система оплаты труда творческих работников искусства, введенная в 90-е годы, несмотря на все свои недостатки, создавала на первых порах определенные стимулирующие возможности. Так, для оценки квалификации и дифференциации основной заработной платы артистического персонала театров, творческого персонала музыкальных и танцевальных коллективов, концертных организаций и цирков применяется детально разработанная система критериев и показателей. Она, конечно, отлична от критериев оценки квалификации работников здравоохранения и образования, поскольку формирование квалификации творческих работников искусства происходит на основе специфических закономерностей. Безусловно, такие критерии, как уровень образования и стаж практической деятельности играют важную роль и в искусстве. Артист театра должен быть хорошо образован, обладать разносторонними знаниями, высоким интеллектом. Его профессиональное мастерство оттачивается на протяжении многих лет творческой жизни. Однако, без особых творческих способностей, таланта перевоплощения, голосовых данных, музыкального слуха и т. д. настоящий артист не состоится, какие бы дипломы об окончании театрального вуза он не получил и сколько бы лет не трудился на театральной сцене. Не случайно при определении разряда квалификации артистов театра уровень образования и саж работы не выступают в качестве главных критериев и показателей. На первый план выходят такие критерии как уровень профессионального мастерства, зависящий от природных данных и трудовых усилий, должность и значимость порученных артисту ролей (партий), популярность у зрителей.
Таблица 2
| Разряды | Требования к образова- нию |
Требования к стажу работы |
| 11 разряд (ве- дущий библио- текарь) |
Высшее Профессиональное образование |
Стаж работы в должности библио- текаря (библиографа) 1 категории не менее 3 лет |
| 9-14 разряды (библиотекарь 1 категории) |
Высшее профессиональное образование |
Стаж работы в должности библио- текаря (библиографа) 2 категории не менее 3 лет |
| 7-8 разряды (библиотекарь 2 категории) |
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное обра- зование |
Без предъявления требований к стажу работы Стаж работы в должности библио- текаря (библиографа) не менее 3 лет |
6 разряд |
Среднее Профессиональное Образование или общее Среднее образование |
Без предъявления Требований К стажу работы Курсовая подготовка |
По должностному положению артисты делятся на артистов-вокалистов, артистов балета, артистов драмы, артистов оркестра, артистов хора и артистов вспомогательного состава. По уровню профессионального мастерства выделяются: артисты второй, артисты первой, артисты высшей категории, ведущие мастера сцены (к артистам - ведущим мастерам сцены относятся выдающиеся деятели искусства, получившие всеобщее признание, обладающие яркой творческой индивидуальностью, образным мышлением, способностью оригинальной интерпретации сценического характера, исполняющие главные роли и партии, определяющие художественную направленность творческого коллектива, владеющие высокой актерской техникой, мастерством).
Кроме того, при дифференциации разрядов учитывается жанр театрального искусства, вид театра. Диапазон тарифных разрядов по этим позициям представлен в табл.*(3).
Наиболее высокие тарифные разряды предусмотрены: в зависимости от жанра театра - у артистов театров оперы и балета и театров музыкальной комедии; в зависимости от должностного положения и специальности - у артистов-вокалистов и артистов балета; в зависимости от уровня профессионального мастерства и квалификации, у артистов ведущих мастеров сцены, высшей и первой категорий. Наличие двойного разряда почти по всем позициям тарификации позволяет дополнительно учесть различия в профессионализме, условиях работы и творческой активности конкретных работников театров.
Таблица 3
| Театры оперы и балета |
Театры музыкальной комедии |
Драматические,музы- кально- драматичес- кие, ТЮЗ, театры кукол |
|
| Артисты- вока- листы (солис- ты) ведущие масте- ра сцены высшая катего- рия 1 категория 2 категория |
14-15 12-13 10-11 8-9 |
13-14 11-12 9-10 7-8 |
- 11 9 7 |
| Артисты балета Ведущие масте- ра сцены Высшая катего- рия 1 Категория 2 Категория |
14-15 12-13 10-11 8-9 |
- 11-12 9-10 7 |
- 11 9 7 |
| Артисты драмы Ведущие масте- ра сцены Высшая катего- рия 1 категория 2 категория Артисты оркес- тра Высшая катего- рия 1 Категория 2 Категория |
- - - - - 12-13 10-11 8-9 |
- - - - - - 8-9 7 |
14-15 12-13 10-11 8-9 - 8 7 |
| Артисты Хора Высшая катего- рия 1 Категория 2 Категория Артисты Вспомогатель- ного состава |
10-11 8-9 7 6 |
9-10 7-8 6 5 |
- 7 6 5 |
Максимальными разрядами оценивается труд художественных руководителей и главных режиссеров театров (соответственно 15-18 и 14-17 разряды). Общим квалификационным требованием для занятия должности художественного руководителя театра является высшее гуманитарное образование и стаж творческой работы не менее 5 лет. 18-й разряд может быть установлен художественным руководителям театров оперы и балета и академических театров, 17-й разряд - художественным руководителям драматических театров, театров музыкальной комедии, музыкально-драматических театров и театров юных зрителей. Художественные руководители театров кукол могут быть удостоены максимально лишь 16-го разряда. По-видимому, считается, что работа в театрах кукол не самая серьезная работа. Вряд ли с такой дискриминацией согласился бы гениальный кукольник Сергей Образцов.
В довольно широком диапазоне тарифицируется труд артистов цирков (4-15 разряды). Высшие разряды (13-15) предусмотрены для мастеров цирковой арены. Квалификационным требованием к мастерам цирковой арены является высшее и среднее специальное образование и стаж работы в жанре не менее 5 лет. По 15-му разряду тарифицируются артисты - руководители крупных аттракционов с хищными животными и артисты, открывшие новые направления в жанре.
В концертных организациях выделены по уровню разрядов и размерам должностных окладов артисты - мастера художественного слова и лекторы-искусствоведы (на уровне разрядов артистов-вокалистов и солистов балета) и аккомпаниаторы-концертмейстеры филармоний - ведущие мастера сцены (14-й разряд).
К сожалению, пока не найдены показатели, которые бы отражали масштабы и результаты экономической деятельности редакций (тираж изданий, рентабельность, рейтинг изданий у читателей и рекламодателей и др.). Дифференциация тарифных разрядов и размеров должностных окладов руководителей культурно-просветительных учреждений - библиотек, музеев, клубов, домов (дворцов) культуры, зоопарков, парков культуры и отдыха и др. строится на тех же принципах, что и для рассмотренных выше учреждений культуры и искусства.
Типичным можно считать порядок установления разрядов оплаты труда руководящим работникам библиотек.
Так, директора (заведующие) библиотеками централизованной библиотечной системы тарифицируются по 11-16 разрядам ЕТС. Общим квалификационным требованием является высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. При установлении конкретного разряда учитывается, прежде всего, место учреждения в общей сети библиотек, или, иными словами, его социальная значимость, статус.
Высший разряд - 16-й - предусмотрен для руководителей библиотек, имеющих общероссийское и межрегиональное значение, а также республиканских (республик в составе РФ), краевых, областных, универсальных библиотек, центральных городских универсальных библиотек двух столиц - Москвы и Санкт-Петербурга. Перечень крупнейших библиотек России, руководители которых отнесены к максимальным разрядам, утверждается Министерством культуры РФ. Первоначально в него было внесено 24 библиотеки. Научную работу в библиотеке ведут десятки ученых - докторов и кандидатов наук, труд которых оплачивается по условиям НИУ.
15-й разряд по оплате труда присваивается директорам библиотек: республиканских (в составе Федерации), краевых, областных детских, юношеских, для слепых; в библиотеках, отнесенных к первой группе по оплате труда руководителей.
Вторая группа по оплате труда дает возможность претендовать на 14-й разряд, третья группа - на 13-й разряд, четвертая группа - на 12-й разряд. 11-й разряд предусмотрен для директоров библиотек, не отнесенных к группам по оплате труда руководителей.
При определении группы по оплате труда руководителей учитываются, помимо статуса библиотек, объема научной и методической работы, показатели, характеризующие объем и уровень обслуживания читателей. Это, в основном, два показателя: среднегодовое число читателей (тыс. чел.) и среднегодовое количество книговыдач (тыс. экз.). Показатель книговыдач был введен взамен применяемого ранее показателя, отражавшего объем книжных фондов, поскольку главное назначение библиотек - не хранение фондов (оно, конечно, тоже важно и необходимо), а их эффективное использование. Пороговые значения показателей обслуживания читателей дифференцированы в зависимости от вида библиотечных учреждений.
Для группировки других культурно-просветительных учреждений используются такие показатели, как количество посетителей (тыс. чел. в год), количество видов животных и птиц (зоопарки), количество зрителей и кассовый сбор (кинотеатры). Более сложная система оценки разработана для клубных учреждений, парков культуры и отдыха: она включает такие показатели как количество постоянно действующих кружков и досуговых объектов, величина фонда финансовых средств. Учитывается и территориальное положение учреждения, влияющее на сложность проведения культурно-просветительных мероприятий.
Несмотря на то, что система дифференциации тарифных разрядов и окладов руководителей учреждений культуры и искусства применяется многие годы, она еще далека от совершенства. Бросается в глаза два ее недостатка, к сожалению, трудно устранимых: первый - излишняя усложненность, второй - изрядная доля субъективизма. Первый порождается стремлением оценить и стимулировать, возможно, большим числом разнокачественных показателей всю многогранную деятельность руководителей; второй - "привязкой" системы оценки к иерархической и непомерно усложненной вертикали государственного управления. Возникает, к примеру, вопрос: почему статус одной из крупнейших в стране библиотеки Томского государственного университета должен быть ниже по сравнению с библиотеками небольших республик и округов (в составе РФ). По нашему мнению, не отказываясь пока от традиционных методов, следует искать новые подходы к оценке труда руководителей. Один из них заключается в том, чтобы, используя экономически-правовой механизм заключения индивидуальных трудовых договоров, методы экспертных оценок и самооценок, техническую базу Интернет, определять "цену" того или иного руководителя, подобно тому, как определяется "цена" при найме их в тот или иной спортивный клуб. Кстати, уже имеется опыт введения в компьютерную сеть Интернет своеобразного "зарплатомера", выдающего на основе обработки сравнительно небольшого числа стандартных данных максимально возможную "цену" конкретного претендента на ту или иную должность. Конечно, нельзя доверить полностью такое "тонкое" дело компьютерной технике, но почему бы не воспользоваться достижениями научно-технического прогресса.
Дополнительная оплата труда
Как уже было сказано, должностной оклад работников в учреждениях культуры и искусства - это гарантированный государством минимальный размер оплаты труда. Вполне объяснимо стремление работников и учреждений увеличить заработную плату до социальной нормы за счет дополнительной оплаты труда. Можно выделить два основных направления и два источника дополнительной оплаты:
повышение окладов, установление надбавок и доплат, выплата премий за счет бюджетных средств, выделенных учреждению, а также специальных надбавок, установленных в регионах за счет бюджетов субъектов федерации;
дополнительная оплата за счет внебюджетных средств, заработанных учреждением.
Бюджетные источники имеют достаточно жесткие рамки. Поэтому дополнительные заработки определяются в значительной мере внебюджетными источниками. В число внебюджетных источников входят, прежде всего, доходы бюджетных учреждений от разрешенной законом предпринимательской деятельности.
Рассмотрим на примере отдельных учреждений отрасли возможности и границы дополнительной оплаты труда работников за счет бюджетных и внебюджетных источников, в том числе предпринимательской деятельности.
Наибольшие возможности для дополнительной оплаты имеют творческие коллективы и работники искусства, совершающие по договорам гастрольные поездки по РФ и за рубеж. Особенно значимыми для улучшения материального положения артистов являются зарубежные гастроли балетных трупп, оперных певцов, музыкантов, пользующихся заслуженным успехом во всем мире. Артисты могут сниматься в кино, выступать на радио, участвовать в телевизионных программах и рекламе. Лучшие работы в театрах, кино, телевидении отмечаются различными знаками внимания, наградами, премиями ("Золотая маска", "Золотой Остап", "Тэффи", "Олимп", "Ника" и др.). По итогам своей деятельности за определенный период (сезон, год) театры и их сотрудники могут быть премированы из средств органов управления культурой (федеральных, региональных), при этом учитываются такие показатели работы творческих коллективов как количество зрителей, количество и качество новых постановок, мнение творческих союзов, прессы, театральных критиков и других ценителей искусства. Все возрастающую роль в системе поощрения театральных коллективов играют и будут играть средства спонсоров, отечественных и зарубежных. Поскольку большую часть своих затрат театры покрывают за счет дотаций из бюджета, привлечение новых источников финансирования, в том числе на оплату труда и поощрение артистов, приобретает для театров особо важное значение.
Более стабильная, "спокойная", но и весьма далекая от удовлетворительной, ситуация с дополнительной оплатой труда, складывается в самых массовых учреждениях бюджетной сферы отрасли - библиотеках и клубах. В библиотеках основная форма дополнительного вознаграждения - доплаты и надбавки к должностному окладу: доплаты за работу во вредных условиях труда (работа на ксероксах и на компьютерах), социальные доплаты (надбавки), доплаты за дополнительный объем работы при высвобождении персонала. Размеры доплат колеблются от 12 до 100% должностного оклада, а в суммарном исчислении - до 150 и более процентов, превышая размер должностного ок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы"
для бюджетных учреждений и некоммерческих организаций
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Отдел подписки и распространения: (495) 236-33-89, 258-00-27, 237-77-95
Отдел рекламы: (495) 277-28-66, 274-05-12
Почтовый адрес редакции: 115093, Москва, Люсиновская ул., 51.
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Роспечать - 81765
Пресса России - 14502