Межгосударственный авиационный комитет
Авиационные правила
Часть 35
"Нормы летной годности воздушных винтов"
2-е издание, с поправкой 1
(утв. Постановлением 32-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства от 17 февраля 2012 г.)
Лист учета изменений
N п/п |
Обозначение изменения |
N п/п |
Обозначение изменения |
1 |
Поправка 35-1 - введена 17.02.12 г. Введение - изменено 35.1 - заголовок и (а) изменены; (е*) - введен 35.2 - введен 35.3 - изменен 35.4 - текст изменен и обозначен как (а); (b*) - введен 35.5 - заголовок изменен; текст изменен и обозначен как (а); (b) - введен 35.7 - введен 35.11 - изъят; параграф зарезервирован 35.13 - изъят; параграф зарезервирован 35.15 - заголовок изменен; первый абзац изъят; (a) - (f) - введены; (g) - зарезервирован 35.17 - заголовок изменен; (В) - изъят; (d) - введен 35.19 - заголовок и вводный текст изменены; (А), (В), (С), (D), (Е) - изъяты 35.21 - заголовок изменен; 1-й и 2-й абзацы изменены и обозначены как (а); 3-й абзац изъят; (b) - введен 35.22 - введен 35.23 - заголовок изменен; (b), (с), (А) - изъяты; первый абзац, (а) - (f*) - введены 35.24 - введен Раздел С - название изменено 35.31 - изъят, параграф зарезервирован 35.33 - (а) и (С) - изъяты; (b) и (А) - изменены и обозначены как (a) и (d*); 35.34 - введен 35.35 - введен вводный текст; (b) - введен; 1-й абзац изменен и обозначен как (а); 2-й абзац изменен и обозначен как (с) |
1 |
35.36 - введен 35.37 - заголовок изменен; текст изменен с введением (а) и (b); (с) - введен 35.38 - введен 35.39 - введен вводный текст; (а) и (b) - изменены и обозначены как (а); (с) - изменен и обозначен как (b); (с) - введен; (A) - изменен и обозначен как (d*); (B) - изъят 35.40 - введен 35.41 - изменен 35.42 - заголовок и текст изменены 35.43 - заголовок изменен; текст изъят; 35.45 - изъят и зарезервирован 35.47 - изъят и зарезервирован А35.1, А35.3, А35.4 - изменены Заголовок изменен; введены обозначения определений и разделов; введены определения: 1.1 - 1.3, 1.7 - 1.17, 2.3, 3.2 - 3.6; изменены определения 2.1, 2.2, 3.1; изъяты определения "Ожидаемые условия эксплуатации", "Назначенный ресурс" Заголовок и вводная часть изменены |
Введение
Настоящее 2-е издание Части 35 Авиационных правил "Нормы летной годности воздушных винтов" (АП-35) включает в себя поправку 35-1 к изданию АП-35 1994 года.
Настоящая Часть 35 Авиационных правил "Нормы летной годности воздушных винтов", включающая поправку 35-1 к изданию АП-35 1994 года, утверждена Постановлением 32-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства от 17 февраля 2012 года.
АП-35 с поправкой 35-1 гармонизированы с соответствующими разделами и приложениями Норм лётной годности США FAR-35 с поправками по 35-8 включительно и с требованиями Европейских норм летной годности CS-P с поправкой 1.
Перечень введённых изменений приведен в Листе учета изменений. Индексация изменений содержит: номер параграфа, номер пункта (подпунктов) и характер изменения (введён, изъят, изменен, зарезервирован). Например: 35.11 - изъят; параграф зарезервирован.
2-е издание АП-35 состоит из разделов А, В, С, Приложения А и Дополнений D35.1 (Термины и определения), D35.2 (Технология изготовления и ремонта воздушного винта).
В настоящем издании при введении дополнительных относительно FAR-35 пунктов и подпунктов в их обозначении вводится знак звездочка (а*, 1* ...).
Дополнение D35.1 - Термины и определения
1. Общие термины и определения
1.1. Воздушный винт - аэродинамический движитель роторно-лопастного типа, состоящий из тех компонентов, которые перечислены в документации, определяющей его типовую конструкцию, включая, если указаны, непосредственно необходимые для его функционирования компоненты, устанавливаемые на двигателе и/или воздушном судне.
1.2. Винтовая система - система, состоящая из воздушного винта и всех непосредственно необходимых для его функционирования компонентов, в том числе из тех, которые не включены в его типовую конструкцию.
1.3. Шаг воздушного винта - для целей этой Части это угол установки лопастей, измеренный способом и на радиусе, заявленными Разработчиком и определенными в соответствующих руководствах.
1.4. Воздушный винт фиксированного шага - винт, шаг которого не может быть изменен иначе, как при работах, предусмотренных цеховыми операциями.
1.5. Воздушный винт с перестановкой шага (на земле) - воздушный винт, шаг которого может быть изменен в процессе обычного аэродромного обслуживания, но не изменяется при вращении винта.
1.6. Воздушный винт изменяемого шага - воздушный винт, шаг которого во время работы может изменяться автоматически или с помощью органов ручного управления летным экипажем или путем комбинации этих средств.
1.7. Флюгерный шаг - угол установки лопастей, который полете приблизительно соответствует нулевому моменту авторотации и приблизительно нулевой частоте вращения.
Примечание: Флюгирование воздушного винта означает процесс изменения его шага от шага на любом режиме работы до флюгерного шага, а расфлюгирование, соответственно, обратный процесс.
1.8. Реверсивный шаг - угол установки лопастей, используемый для создания реверсивной (обратной) тяги воздушного винта. Типичным является любой угол установки, меньший угла на режиме земного малого газа двигателя.
Примечание: Реверсирование воздушного винта означает процесс изменения его шага от шага на любом режиме работы с нормальной (прямой) тягой до реверсивного шага.
1.9. Полетный малый шаг - минимальный шаг, разрешенный для использования в полете.
1.10. Компоненты - составные части воздушного винта и винтовой системы, выполняющие четко определенные функции:
- составные части основной конструкции воздушного винта (узлы, устройства, механизмы, некоторые одиночные детали);
- составные части систем воздушного винта (независимо от места их установки) и винтовой системы (агрегаты, оборудование, включая соединительное, и другие комплектующие (готовые) изделия).
1.11. Система управления воздушным винтом - любая система, которая осуществляет функции управления воздушным винтом, ограничения режимов его работы и контроль за выполнением функций.
1.12. Система управления шагом воздушного винта - любая система, функцией которой является управление положением лопастей (шагом) воздушного винта, включая, но не ограничиваясь, регуляторы, узлы изменения шага, фиксаторы шага, механические упоры, компоненты систем флюгирования и реверсирования.
1.13. Одобренная - величина параметра, характеристика, рабочая жидкость, процедура, конструкция и т.п., подтвержденная на соответствие требованиям Авиационных правил или Квалификационным требованиям в результате сертификации с выдачей официальной санкции Компетентного органа.
1.14. Установленная - одобренная величина параметра, характеристика, процедура и др., непосредственно или путем ссылки указанная в Карте данных Сертификата типа или другом официальном документе изделия авиационной техники или его компонента.
1.15. Представительный - взаимодействующий с воздушным винтом компонент воздушного судна (двигатель, винтовая система и др. системы) или воздушное судно в целом, конструкция которых по воздействию на функционирование и нагружение винта является характерной для его будущего применения.
1.16. Конфигурация - для изделий авиационной техники, их систем и компонентов, отдельных элементов и программного обеспечения:
- форма, структура, состав, компоновка, архитектура при разных режимах работы и т.п.;
- схемы размещения, связей, включения частей и т.п.
1.17. Идентификация - процесс или способ опознавания воздушного судна, его компонентов, деталей, систем, явлений и т.п.
2. Эксплуатационные режимы и ограничения
2.1. Максимальная частота вращения - установленная наибольшая частота вращения воздушного винта, которая не должна превышаться в условиях его нормальной эксплуатации на установившихся и переменных режимах.
2.2. Максимальная раскрутка - см. 35.41(a) этой Части.
2.3. Максимальное превышение крутящего момента - см. 35.41(b) этой Части.
2.4. Максимальная мощность воздушного винта - наибольшая затрачиваемая на вращение винта мощность, ограниченная для его применения.
3. Безопасность
3.1. Критическая часть - см. 35.15(c) этой Части.
3.2. Скрытый отказ - отказ, воздействие которого не обнаруживается в данный период времени.
3.3. Опасное последствие - воздействие отказа (отказов), которое приводит к любому из нижеперечисленных последствий (если другое не установлено анализом отказов и одобрено Компетентным органом):
(i) Развитие чрезмерного сопротивления.
(ii) Существенная тяга в обратном направлении по отношению к выбранному пилотом.
(iii) Отделение воздушного винта от воздушного судна или выброс его значительной части.
(iv) Разрушение, которое приводит к чрезмерному дисбалансу.
3.4. Значительное последствие - воздействие отказа (отказов), которое приводит к любому из нижеперечисленных последствий (если другое не установлено анализом отказов и одобрено Компетентным органом):
(i) Невозможность зафлюгировать воздушный винт (для флюгируемых воздушных винтов),
(ii) Невозможность изменить шаг воздушного винта по управляющей команде.
(iii) Неуправляемое изменение шага.
(iv) Неуправляемые крутящий момент или колебания частоты вращения.
3.5. Установленные пожароопасные зоны:
(i) Для самолетов транспортной категории - согласно параграфу 25.1181 Части 25.
(ii) Для легких самолетов - согласно параграфу 23.1181 Части 23.
3.6. Огнестойкость - способность материала или компонента выдерживать пламя с температурой °С как минимум в течение 5 мин при выполнении своих функций.
Дополнение D35.2 - Технология изготовления и ремонта воздушного винта
Конструкторская документация на воздушный винт должна включать указания по технологии его изготовления и ремонта, выполнение которых должно обеспечить в ожидаемых условиях эксплуатации поддержание в допустимых пределах установленного конструкторской документацией качества деталей и узлов винта. Указания должны отвечать следующим требованиям:
(а) Технологические процессы изготовления и ремонта воздушного винта должны обеспечивать:
(1) Достижение или сохранение принятых при проектировании механических свойств материалов.
(2) Контроль точности и стабильности выполнения особо ответственных и специальных технологических процессов.
(3) Балансировку воздушного винта до достижения обоснованно допустимого остаточного дисбаланса. Используемые для балансировки конструктивные и технологические методы и средства не должны снижать прочность и долговечность его конструкции.
(4) Защиту деталей от агрессивного воздействия окружающей среды и износа, исходя из установленных условий и сроков эксплуатации и хранения.
(5) Контроль и достижение чистоты внутренних полостей масляной системы винта.
(b) Изготовление и контроль заготовок деталей воздушного винта (отливок, штамповок, поковок, дрок и др.) должны осуществляться в соответствии с требованиями к технологии и способам контроля, выполнение которых обеспечивает стабильность требуемых свойств заготовок.
(c) Изготовление и контроль неразъемных соединений воздушного винта (сварка, пайка, склеивание) должны осуществляться в соответствии с требованиями, выполнение которых обеспечивает необходимое качество соединения и стабильность процесса изготовления.
(d) Особенности изготовления и ремонта критических частей и сборочных единиц воздушного винта должны быть регламентированы в особо ответственных (директивных) технологических процессах и операциях.
(e) Критические части должны маркироваться так, чтобы было возможно, используя технологическую документацию, получить необходимые сведения об их изготовлении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авиационные правила МАК. Часть 35. Нормы летной годности воздушных винтов (АП-35) 1994 г.
Текст правил опубликован не был
2-е издание, с поправкой 1, утв. Постановлением 32-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства от 17 февраля 2012 г.