Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел А
Основные положения
36.1. Применение и определения
(a) В настоящей Части АП представлены требования к воздушным судам (ВС) по шуму на местности, которые должны быть выполнены при выдаче следующих сертификатов в соответствии с АП-21: раздел В, глава 4, пункты 4.3, 4.5-4.8; раздел Е, главы 13, 14; раздел Н, пункт 21.177:
(1) сертификата типа воздушного судна транспортной, нормальной, многоцелевой, акробатической и коммьютерной категорий и дополнений к этому сертификату;
(2) сертификата типа воздушного судна ограниченной категории и дополнений к этому сертификату, а также сертификата летной годности (экземпляра ВС);
(3) исключение составляют ВС, специально сконструированные для борьбы с пожарами, применения в сельском хозяйстве и для других специальных целей в соответствии с требованиями 36.1583.
(b) Заявитель, обращающийся в соответствии с АП-21 за получением сертификата типа или сертификата летной годности (экземпляра), должен показать соответствие ВС предписаниям данной Части дополнительно к требованиям АП в отношении летной годности. Соответствие требованиям данной Части АП должно быть подтверждено сертификатом типа ВС по шуму на местности. В отдельных случаях Авиарегистром может быть выдан сертификат по шуму на местности на экземпляр ВС.
(c) Заявитель, обращающийся за получением Дополнения к сертификату типа в связи с изменением типовой конструкции (в том числе и акустическим), должен показать выполнение требований настоящей Части АП.
(d) Заявитель, первоначально запрашивающий сертификат летной годности (экземпляра) самолета транспортной категории (в соответствии с АП-21, независимо от даты подачи заявки), для которого было впервые выдано удостоверение летной годности отдельного экземпляра до 18 сентября 1995 г., должен показать соответствие требованиям Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, том 1, 3-е издание, 1993.
(e) Заявитель, первоначально запрашивающий сертификат летной годности экземпляра в соответствии с АП-21 или сертификат летной годности ограниченного действия для винтового самолета коммьютерной категории, легкого или сверхлегкого винтового самолета, для которого удостоверение летной годности отдельного экземпляра не было выдано до даты введения в действие настоящих Правил, должен показать соответствие установленным положениям данной Части АП.
(f) Для подтверждения соответствия требованиям данной Части АП самолета транспортной категории независимо от категории ВС приняты следующие обозначения:
(1) уровни шума 1-й ступени - уровни шума самолета в точках местности, расположенных сбоку от ВПП и под траекториями набора высоты и захода на посадку, которые превышают максимальные уровни шума 2-й ступени, регламентированные С36.5 (a)(2) Приложения С к данной Части АП;
(2) самолет 1-й ступени - самолет, уровни шума которого соответствуют уровням шума 1-й ступени и превышают уровни, установленные данной Частью АП для самолетов 2 и 3-й ступеней;
(3) уровни шума 2-й ступени - уровни шума, которые равны или меньше предельно допустимых уровней шума 2-й ступени, регламентированных С36.5 (a)(2) Приложения С к данной Части АП, но больше, чем предельно допустимые уровни шума 3-й ступени, установленные С36.5 (a)(3) Приложения С к данной Части АП;
(4) самолет 2-й ступени - самолет, уровни шума которого соответствуют предельно допустимым уровням шума 2-й ступени, регламентированным С36.5 Положения С к данной Части АП (включая допустимые превышения уровней шума) и превышают предельно допустимые уровни шума 3-й ступени;
(5) уровни шума 3-й ступени - уровни шума, которые равны или меньше предельно допустимых уровней шума 3-й ступени, регламентированных С36.5 (a)(3) Приложения С к данной Части АП (включая допустимые превышения предельно допустимых уровней шума);
(6) самолет 3-й ступени - самолет, уровни шума которого соответствуют предельно допустимым уровням шума 3-й ступени, регламентированным С36.5 Приложения С к данной Части АП (включая допустимые превышения предельно допустимых уровней шума);
(7) уровни шума 4-й ступени - уровни шума, которые равны или меньше предельно допустимых уровней шума 4-й ступени, регламентированных С36.5(a)(4) Приложения С к данной Части АП;
(8) самолет 4-й ступени - самолет, уровни шума которого соответствуют предельно допустимым уровням 4-й ступени, регламентированным С36.5 Приложения С к данной Части АП;
(9) дозвуковой самолет - самолет, у которого число Маха (М) максимально допустимой эксплуатационной скорости не превышает 1;
(10) сверхзвуковой самолет - самолет, число Маха (М) максимально допустимой эксплуатационной скорости которого превышает 1.
(g) При демонстрации соответствия требованиям данной Части АП самолет независимо от категории не может быть определен как отвечающий одновременно более чем одной ступени или более чем одной конфигурации.
(h) Для показа соответствия требованиям данной Части АП вертолета транспортной категории и легкого вертолета установлено, что легкий вертолет - это вертолет, максимальная разрешенная взлетная масса которого не превышает 2730 кг, и приняты следующие обозначения:
(1) уровни шума 1-й ступени - уровни шума соответственно при пролете, наборе высоты или заходе на посадку, превосходящие предельно допустимые уровни шума 2-й ступени, регламентированные Н36.305 Приложения Н к данной Части АП для вертолетов транспортной категории и J36.305 - для легких вертолетов;
(2) вертолет 1-й ступени - вертолет, который не показал соответствия требованиям данной Части АП в отношении предельно допустимых уровней шума, предъявляемым:
(i) к вертолетам транспортной категории 2-й ступени при пролете, наборе высоты и заходе на посадку;
(ii) к легким вертолетам при пролете;
(3) уровни шума 2-й ступени - уровни шума, не превосходящие предельно допустимых уровней шума, которые регламентированы:
(i) для вертолетов транспортной категории - Н36.305 (a)(2) Приложения Н к данной Части АП;
(ii) для легких вертолетов - J36.305 Приложения J к данной Части АП;
(i) Для показа соответствия требованиям данной части АП легкого винтового самолета нормальной, многоцелевой, акробатической или коммьютерной категории устанавливается, что это - самолет, взлетная масса которого не превышает 8620 кг.
(j) Для показа соответствия требованиям данной Части АП сверхлегкого самолета установлено, что это - самолет, максимальная разрешенная взлетная масса которого не превышает 390 кг, нагрузка на крыло не превышает 25 , а максимальный запас топлива - не более 50 л.
(k) В настоящей Части АП представлены инструктивные материалы (Приложение N), которые при необходимости могут использоваться для сертификации по шуму вспомогательных силовых установок (ВСУ) и связанных с ними бортовых систем, установленных:
(1) на всех воздушных судах, в отношении которых сертифицирующим органом была принята заявка на сертификацию летной годности прототипа или выполнена другая аналогичная установленная процедура после 18 сентября 1995 г.;
(2) на воздушных судах существующих типов, в отношении которых сертифицирующим органом была принята заявка на сертификацию ввиду изменения типовой конструкции ВСУ или выполнена другая аналогичная установленная процедура после 18 сентября 1995 г.
36.2. Специальные требования по взаимосвязи с другими частями АП
(а) В соответствии с требованиями АП-21, 4.4.3, каждый заявитель, обращающийся за сертификатами типа:
(1) самолета, на который распространяются требования данной Части АП, независимо от даты подачи заявки,
(2) вертолета, на который распространяются требования данной Части АП -
- должен показать соответствие положениям данной Части АП, относящимся к данным типам ВС.
(b) Заявитель, обращающийся в соответствии с АП-21, 13.1.4, за разрешением на акустическое изменение в типовой конструкции, должен показать соответствие требованиям настоящей Части АП, относящимся к данному случаю.
36.3. Совместимость с требованиями летной годности
Должно быть показано, что ВС удовлетворяет Нормам летной годности, которые составляют основу сертификационного базиса ВС при всех условиях данной Части АП, и что все процедуры, используемые для обеспечения требований данной Части АП, а также все процедуры и информация для. летного экипажа, которые разработаны в соответствии с настоящей Частью АП, соответствуют требованиям разделов Норм летной годности, представленных в сертификационном базисе ВС.
36.5. Ограничение Части
Регламентируемые данной Частью АП уровни шума установлены настолько низкими, насколько это экономически оправдано, технологически выполнимо и применимо к типу ВС, к которому они относятся. Требования настоящей Части АП относятся исключительно к ВС и их акустическим характеристикам, но не распространяются на аэропорты и прилегающее к ним пространство.
36.6. Положение о справочных материалах
(а) Основные положения. Данная Часть АП регламентирует соблюдение некоторых стандартов и процедур, которые полностью в АП не изложены. Эти стандарты и процедуры содержатся в опубликованных материалах, которые являются достаточно доступными для соответствующих категорий специалистов и утверждены сертифицирующим органом для включения в качестве ссылочных.
(b) Включенные материалы.
(1) Выходные данные любой публикации или части публикации, на которую делается ссылка, но которая не помещается полностью в тексте, приведены в пункте (с) данного параграфа. Таким образом, данные публикации входят в настоящую Часть АП в качестве ссылочного материала, утвержденного сертифицирующим органом.
(2) Изменения во включенную справочную документацию вводятся специальной ссылкой с указанием об ее утверждении.
(c) Утвержденные справочные документы.
В данной Части АП используются следующие справочные документы, полное или сокращенное название которых приводится ниже:
(1) публикации Международной Электротехнической Комиссии (МЭК):
(i) N 179 "Прецизионные шумомеры", 1973;
(ii) N 1260 "Электроакустические октавные и дробные фильтры, предназначенные для анализа звуков и вибраций", 1995;
(iii) N 651 "Прецизионные шумомеры", 1979;
(iv) N 1265 "Электроакустические приборы для сертификации воздушных судов по шуму", 1976;
(v) N 804 "Интегрирующие осредняющие шумомеры", 1985.
(2) публикации Общества инженеров самодвижущегося транспорта (SAE): SAE ARP 866А "Стандартные величины атмосферного поглощения как функция температуры и влажности для применения при оценке пролетного шума воздушного судна", 1975;
(3) международные Стандарты и Рекомендуемая практика "Охрана окружающей среды", Приложение 16, том 1, 1993;
(4) техническое руководство ИКАО по окружающей среде, регламентирующее использование методик при сертификации воздушных судов по шуму (Doc 9501-AN/929, 1995).
36.7. Акустическое изменение: самолеты транспортной категории
(a) Применимость. Данный параграф относится ко всем самолетам транспортной категории, для которых утверждено акустическое изменение в соответствии с АП-21.
(b) Основные требования. Для каждого самолета, на который распространяется действие данного параграфа, за исключением специально оговоренных случаев, необходимо выполнять следующие требования:
(1) при демонстрации соответствия нормам уровни шума ВС должны быть измерены и оценены согласно установленным процедурам и условиям, регламентированным Приложениями А и В к данной Части АП;
(c) Самолеты 1-й ступени. Для каждого самолета, который до изменения конструкции являлся самолетом 1-й ступени, в дополнение к положениям пункта (b) данного параграфа необходимо выполнение следующего:
(1) уровни шума такого самолета не должны после изменения в конструкции превосходить уровней шума, имевших место до изменения в конструкции. Правила компенсации не могут быть использованы для увеличения уровней шума 1-й ступени, если самолет после изменения типовой конструкции квалифицируется как самолет 2-й ступени:
(2) дополнительно для самолета, заявка на выдачу сертификата которого подана после 18 сентября 1995 г.:
(i) при проведении испытаний до и после изменения в типовой конструкции не должно быть уменьшения наибольших значений мощности или тяги, определенной из условий обеспечения летной годности;
(ii) во время испытаний по определению шума при взлете, сбоку от ВПП и при наборе высоты, проводимых до изменения в типовой конструкции, должна применяться конфигурация, удовлетворяющая требованиям летной годности при минимальном шуме для наибольшей взлетной массы.
(d) Самолеты 2-й ступени. Если самолет до изменения в типовой конструкции представлял собой самолет 2-й ступени, то дополнительно к положениям пункта (b) данного параграфа необходимо выполнение следующего:
(1) турбореактивный самолет с двигателями высокой степени двухконтурности, который до изменения в типовой конструкции был оборудован турбореактивными двигателями со степенью двухконтурности 2 и более:
(i) после изменения в типовой конструкции должен соответствовать в каждой контрольной точке уровню шума меньшему из следующих:
- превышающий предельно допустимый уровень шума 3-й ступени не более чем на 3 EPNдБ;
- не превышающий предельно допустимый уровень шума 2-й ступени;
(ii) должен удовлетворять требованию компенсации, определенному С36.5 (b) Приложения С, по согласованию с данным параграфом в зависимости от того, что применяется: допустимые уровни шума 2 или 3-й ступени плюс 3 EPNдБ;
(iii) во время испытаний по шуму при взлете, проводимых перед изменением в типовой конструкции, должна быть применена конфигурация, удовлетворяющая требованиям летной годности при минимальном шуме для наибольшей утвержденной взлетной массы;
(2) самолет, который до изменения в типовой конструкции имел турбореактивные двигатели со степенью двухконтурности менее 2:
(i) после изменения в типовой конструкции не может представлять самолет 1-й ступени;
(ii) во время испытаний по шуму при взлете и при наборе высоты, проведенных перед изменением в типовой конструкции, должен использовать конфигурацию, удовлетворяющую требованиям летной годности при минимальном шуме для наибольшей утвержденной взлетной массы.
(e) Самолеты 3-й ступени. Если до изменения в типовой конструкции самолет представляет собой самолет 3-й ступени, то дополнительно к положениям пункта (b) данного параграфа необходимо выполнить следующее:
(1) если до изменения в типовой конструкции не требуется соответствие уровням шума 3-й ступени, самолет должен:
(i) представлять собой после изменения в типовой конструкции самолет 2-й ступени, при этом должно быть показано выполнение требований соответствующего пункта - (d)(1) или (d)(2) данного параграфа;
(ii) оставаться после изменения в типовой конструкции самолетом 3-й ступени, при этом должно быть показано выполнение пункта (c)(2) данного параграфа;
(2) если до изменения в типовой конструкции требуется соответствие уровням шума 3-й ступени, то после изменения в типовой конструкции самолет должен представлять собой самолет 3-й ступени.
(f) Самолеты 4-й ступени. Если до изменения в типовой конструкции самолет представляет собой самолет 4-й ступени, то дополнительно к положениям пункта (b) данного параграфа необходимо выполнить следующее:
(1) если до изменения в типовой конструкции не требуется соответствие уровням 4-й ступени, самолет должен:
(i) представлять собой после изменения в конструкции самолет 3-й ступени, при этом должно быть показано выполнение требований соответствующего пункта - (e)(1) или (e)(2) данного параграфа;
(ii) оставаться после изменения в типовой конструкции самолетом 4-й ступени, при этом должно быть показано выполнение пункта (f)(2) данного параграфа;
(2) если до изменения в типовой конструкции требуется соответствие уровням шума 4-й ступени, то после изменения в типовой конструкции самолет должен представлять собой самолет 4-й ступени.
36.9. Акустическое изменение: легкие винтовые самолеты, самолеты коммьютерной категории и сверхлегкие самолеты
Для легких винтовых самолетов нормальной, многоцелевой, акробатической и коммьютерной категорий и сверхлегких самолетов, для которых заявка на утверждение акустического изменения в соответствии с АП-21 была подана после 18 сентября 1995 г.:
(a) если до изменения в типовой конструкции на самолет был выдан сертификат типа в соответствии с данной Частью АП, то в дальнейшем не допускается превышение уровней шума, установленных в 36.501 для легких винтовых самолетов и в 36.1001 - для сверхлегких;
36.11. Акустическое изменение: вертолеты транспортной категории и легкие вертолеты
Данный параграф применяется ко всем вертолетам транспортной категории и к легким вертолетам, для которых заявка на утверждение акустического изменения в соответствии с АП-21 подана после 18 сентября 1995 г.
(a) Основные требования. Для утверждения акустических изменений вертолетов и легких вертолетов, на которые распространяются положения данного параграфа, должны выполняться (если не заданы специальные) следующие требования:
(b) Вертолеты 1-й ступени. Для каждого вертолета (за исключением указанных в 36.805 (с)), представляющего собой до изменения в типовой конструкции вертолет 1-й ступени, уровни шума после изменения не могут превосходить уровней шума, регламентируемых Н36.305 (a)(1) Приложения Н для вертолетов транспортной категории и J.36.305 Приложения J - для легких вертолетов. Допустимое превышение предельно допустимого уровня шума, установленное в Н36.305 (b), не может быть использовано для увеличения уровня шума 1-й ступени.
(с) Вертолеты 2-й ступени. Любой вертолет, представляющий собой до изменения в типовой конструкции вертолет 2-й ступени, должен оставаться вертолетом 2-й ступени и после изменения в типовой конструкции.
36.13. Акустическое изменение: вспомогательные силовые установки (ВСУ)
Для всех воздушных судов существующих типов, в отношении которых подана заявка на сертификацию ввиду изменения типовой конструкции основной ВСУ или выполнена другая аналогичная установленная процедура после 18 сентября 1975 г., уровни шума, создаваемые ВСУ и связанными с ними бортовыми системами, не должны превышать уровней, существовавших до этого изменения в соответствии с предписаниями раздела N (36.1401).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.