Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Указу Главы
Республики Башкортостан
от 30 декабря 2020 г. N УГ-613
Концепция
преподавания государственных языков Республики Башкортостан и родных языков народов Республики Башкортостан на 2021-2030 годы
1. Общие положения
Концепция преподавания государственных языков Республики Башкортостан и родных языков народов Республики Башкортостан на 2021-2030 годы (далее - Концепция) является документом, определяющим общий вектор и приоритетные направления сохранения и развития государственных языков Республики Башкортостан и родных языков народов Республики Башкортостан (далее - государственные и родные языки Республики Башкортостан) как органичной части республиканского и российского образовательного пространства.
Концепция разработана в целях совершенствования и развития системы обучения и воспитания, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение этнокультурных и образовательных потребностей обучающихся в едином образовательном пространстве, обеспечения условий для реализации прав граждан Российской Федерации на обучение на родном языке и изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков Республики Башкортостан.
Основными задачами реализации Концепции является:
создание условий для реализации прав граждан Российской Федерации на обучение на родном языке, изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков Республики Башкортостан;
обеспечение непрерывности, целостности и системности изучения государственных и родных языков Республики Башкортостан;
объединение усилий семьи, общества и государства для обеспечения эффективного развития государственных и родных языков Республики Башкортостан;
модернизация содержания и методики обучения на родном языке и изучения государственных и родных языков Республики Башкортостан;
разработка программ и учебников нового поколения, учитывающих национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации педагогических и руководящих кадров для образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы, учитывающие национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан, и осуществляют обучение на родном языке, изучение государственных и родных языков Республики Башкортостан;
повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации научно-педагогических кадров, обеспечивающих научно-теоретическую и научно-методическую разработку языкового образования;
сохранение и изучение башкирского языка за пределами Республики Башкортостан, распространению и транслированию регионального опыта по преподаванию государственных и родных языков на всероссийском и международном уровнях;
создание системы мониторинга состояния обучения на родном языке, изучения государственных и родных языков Республики Башкортостан и родного (башкирского) языка в регионах Российской Федерации.
Концепция основывается на использовании следующих федеральных и республиканских нормативных правовых актов:
1) федеральные нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации";
Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации";
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года N 637-р;
Концепция преподавания родных языков народов Российской Федерации, утвержденная Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 1 октября 2019 года (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 6 марта 2020 года N 85);
2) республиканские нормативные правовые акты:
Конституция Республики Башкортостан;
Закон Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан";
Закон Республики Башкортостан "Об образовании в Республике Башкортостан";
Указ Главы Республики Башкортостан от 14 сентября 2017 года N УГ-159 "О мерах по развитию государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан";
Указ Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года N УГ-310 "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года";
государственная программа "Развитие образования в Республике Башкортостан", утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 54;
государственная программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Республике Башкортостан", утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 сентября 2016 года N 379;
государственная программа "Сохранение и развитие государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан", утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 августа 2018 года N 395.
2. Анализ современного состояния преподавания государственных и родных языков Республики Башкортостан
Концепция разработана с учетом результатов анализа современного состояния и тенденций развития государственных и родных языков Республики Башкортостан, а также результатов реализации действовавшей до этого Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 31 декабря 2009 года N УП-730 (далее - Концепция-2009).
Реализация Концепции-2009 позволила:
сохранить сеть общеобразовательных организаций, в которых организовано обучение на родном языке и изучение родных языков народов Республики Башкортостан;
организовать изучение башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях Республики Башкортостан;
оказать содействие в изучении родного (башкирского) языка в образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
обеспечить образовательные организации квалифицированными преподавателями родных языков;
подготовить кадры по направлениям: "Педагогическое образование" и "Филология" - в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
разработать и издать учебно-методические комплексы и образовательные программы по родным (башкирскому, татарскому) языкам и литературам, башкирскому языку как государственному языку Республики Башкортостан для обучающихся дошкольных образовательных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, в том числе внедрить электронный формат учебников по башкирскому языку и литературе;
включить в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, 36 комплектов учебников по башкирскому языку и литературе;
пополнить фонды школьных библиотек литературой на родных языках, аудио- и видеоматериалами по изучению башкирского языка, литературы и культуры народов Башкортостана;
укрепить материально-техническую базу образовательных организаций Республики Башкортостан с обучением на родном языке и изучением родных языков;
организовать профильные смены в Республике Башкортостан по изучению родного языка, истории и культуры Башкортостана;
организовать работу воскресных школ с изучением родных (башкирского, армянского, иврита, марийского, немецкого, польского, украинского, татарского, чувашского) языков;
стимулировать лучших учителей и преподавателей государственных и родных языков Республики Башкортостан.
За годы реализации Концепции-2009 (2010-2020 годы) языковая политика сохранила свою приоритетность среди основных направлений государственной национальной политики Республики Башкортостан.
В регионе обеспечиваются изучение государственных и родных языков Республики Башкортостан и развитие образования на родных языках.
В образовательных организациях обучение ведется на 6 языках: русском, башкирском, марийском, татарском, удмуртском и чувашском.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации изучается в дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования.
Башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан изучается в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан в сфере образования.
В образовательных организациях республики изучают 14 родных языков народов Российской Федерации:
в системе дошкольного образования - 7 языков: русский, башкирский, марийский, мордовский, татарский, удмуртский, чувашский;
в системе общего образования - 11 языков: русский, башкирский, белорусский, латышский, марийский, мордовский, немецкий, татарский, удмуртский, украинский, чувашский;
в системе дополнительного образования - 9 языков: башкирский, армянский, иврит, марийский, немецкий, польский, татарский, украинский, чувашский.
В 11 субъектах Российской Федерации: городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Челябинской, Курганской, Оренбургской, Саратовской, Самарской, Свердловской областях, Пермском крае, Республике Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе - в различных формах организовано изучение башкирского языка как родного.
В общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования Республики Башкортостан в 2020-2021 учебном году работают 6085 учителей родных языков: 2954 - русского, 2298 - башкирского, 616 - татарского, 70 - чувашского, 95 - марийского, 24 - удмуртского, 11 - немецкого, 5 - мордовского, 5 - украинского, 3 - польского, 1 - армянского, 1 - белорусского, 1 - иврита, 1 - латышского.
В 2020-2021 учебном году в дошкольных образовательных организациях Республики Башкортостан с обучением на родном языке и изучением родных языков работают 2148 педагогов: 1776 - по башкирскому языку, 314 - татарскому языку, 35 - чувашскому языку, 18 - марийскому языку, 4 - удмуртскому языку, 1 - мордовскому языку.
Подготовка соответствующих кадров осуществляется ФГБОУ ВО "Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы", ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет", в том числе в его Стерлитамакском, Сибайском и Бирском филиалах, по направлениям "Дошкольное образование", "Педагогическое образование" и "Филология".
Ежегодно Министерством образования и науки Республики Башкортостан проводятся конкурсы профессионального мастерства: межрегиональный конкурс "Учитель года башкирского языка и литературы", республиканский конкурс "Учитель года Башкортостана" и в его рамках конкурсы "Учитель года русского языка и литературы", "Учитель года татарского языка и литературы", "Молодой учитель года".
В 2018 году была создана Ассоциация учителей башкирского, русского (родного) и других родных языков и литератур Республики Башкортостан. Представительства данной Ассоциации открыты в Челябинской и Оренбургской областях.
В соответствии с Указом Главы Республики Башкортостан от 14 сентября 2017 года N УГ-159 "О мерах по развитию государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан" в 2018 году учреждены гранты Главы Республики Башкортостан, направленные на сохранение и развитие государственных и родных языков народов Республики Башкортостан, создан Фонд по сохранению и развитию башкирского языка; с 2018 года реализуется государственная программа "Сохранение и развитие государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан", включающая в себя подпрограммы: "Русский язык", "Башкирский язык", "Родные языки".
В 2018 году в г. Уфе состоялся VI Конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы, в 2019 году - I Всероссийский съезд учителей башкирского языка и литературы.
В Республике Башкортостан создается сеть полилингвальных многопрофильных общеобразовательных организаций. В 2019-2020 годах открыты 3 школы в г. Уфе и г. Стерлитамаке; еще 12 полилингвальных школ будут открыты до 2024 года.
Таким образом, в системе образования Республики Башкортостан можно отметить следующие позитивные аспекты:
многолетний опыт преподавания государственных и родных языков Республики Башкортостан, популяризация языковой культуры;
наличие нормативно-правовой базы для изучения государственных и родных языков Республики Башкортостан, духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации;
увеличение объема финансовых ресурсов, направляемых на развитие государственных и родных языков Республики Башкортостан;
развитие системы научно-методического, учебно-методического, информационного сопровождения преподавания государственных и родных языков Республики Башкортостан;
внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс изучения государственных и родных языков Республики Башкортостан;
обеспечение учебно-педагогической литературой на родных языках образовательных организаций Республики Башкортостан и субъектов Российской Федерации;
опыт реализации межрегиональных проектов в области изучения родных языков и культур народов Российской Федерации;
высокий научный потенциал Республики Башкортостан для решения задач в области языкового образования;
рост интереса общества к вопросам изучения государственных и родных языков Республики Башкортостан.
Однако ряд вопросов в области организации обучения на родных языках и изучения государственных и родных языков Республики Башкортостан по-прежнему требует повышенного внимания:
1) при организации изучения родных языков в общеобразовательных организациях:
отсутствие в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, учебников по родным языкам и литературам, изучаемым в Республике Башкортостан (например, по марийскому, мордовскому, чувашскому и другим языкам);
недостаточные финансовые возможности образовательных организаций для открытия и функционирования групп с изучением нескольких родных языков, в том числе групп с малой численностью обучающихся;
снижение престижа профессии учителя в целом, в том числе учителя родного языка и литературы;
процессы глобализации в обществе, языковой нигилизм;
низкий уровень языковой культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
2) при организации изучения башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан в общеобразовательных организациях:
отсутствие в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего, основного общего образования предметной области "Государственный язык республики Российской Федерации";
совершенствование методики преподавания башкирского языка как неродного;
формирование мотивации обучающихся к изучению башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан;
3) при организации обучения на родном языке в дошкольных и общеобразовательных организациях:
недостаточный кадровый резерв руководителей образовательных организаций со знанием двух государственных языков Республики Башкортостан;
комплектование дошкольных образовательных организаций с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся по поводу изучения родного языка;
потребность в воспитателях дошкольных образовательных организаций и в учителях общеобразовательных предметов с дополнительной профессиональной компетенцией по родным языкам;
отсутствие возможности проведения всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации на родном языке;
отсутствие учебников по общеобразовательным предметам в переводе на родные языки в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
недостаточное обеспечение учебно-методической литературой, а также игрушками, интерактивными и развивающими играми с этнокультурным компонентом для детей дошкольного и младшего школьного возрастов;
недостаточный уровень развития альтернативных форм образования на родном языке (семейные группы в дошкольных образовательных организациях, частные детские сады, школы, воскресные школы с обучением на родных языках);
4) при изучении родных языков и башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан в профессиональных образовательных организациях:
разработка учебно-методических комплектов для изучения родного башкирского языка и литературы;
подготовка педагогических кадров с дополнительной профессиональной компетенцией по родным языкам;
разработка образовательных программ для курса "Башкирский язык в профессиональной деятельности";
5) при развитии национальных воскресных школ как организаций дополнительного образования:
недостаточное обеспечение квалифицированными преподавателями родных языков;
слабое оснащение учебно-педагогической литературой по родным языкам и на родных языках;
неудовлетворительное материально-техническое оснащение, отсутствие условий для полноценного функционирования национальных воскресных школ;
6) при изучении родного башкирского языка в субъектах Российской Федерации и странах зарубежья:
недостаточная обеспеченность преподавателями башкирского языка и литературы;
недостаточное обеспечение учебниками по башкирскому языку и литературе, учебно-педагогической литературой на башкирском языке;
работа с родительской общественностью и общественными организациями по вопросам изучения родного языка.
3. Направления работы по сохранению, изучению и развитию государственных и родных языков Республики Башкортостан
Работу по сохранению, изучению и развитию государственных и родных языков Республики Башкортостан планируется вести по следующим направлениям:
1) совершенствование системы государственных подходов к решению вопросов преподавания государственных и родных языков Республики Башкортостан:
реализация государственных программ сохранения, изучения и развития государственных языков и языков народов Республики Башкортостан с дальнейшей пролонгацией;
актуализация деятельности Комиссии при Правительстве Республики Башкортостан по реализации Закона Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан", обеспечивающей взаимодействие органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, организаций, участвующих в реализации Концепции;
взаимодействие органов государственной власти Республики Башкортостан с федеральными органами и органами исполнительной власти зарубежных стран, федеральными и республиканскими национально-культурными автономиями, общественными организациями по вопросам изучения родных языков и этнокультурного образования;
обеспечение прав граждан Российской Федерации на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков Республики Башкортостан;
совершенствование сети дошкольных образовательных, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций с обучением на родном языке и его изучением;
оценка эффективности деятельности муниципальных образований Республики Башкортостан по созданию условий для обеспечения реализации прав граждан Российской Федерации на получение образования на родных языках и государственных языках Республики Башкортостан, а также на их изучение;
формирование кадрового резерва руководителей и педагогов образовательных организаций с обучением на родных языках;
создание республиканской системы стимулирования педагогов и образовательных организаций, имеющих высокие достижения в обучении родным языкам, развития профессионального мастерства преподавателей родных языков;
создание республиканской системы стимулирования работников и руководителей организаций и служб, показавших высокий уровень владения двумя государственными языками Республики Башкортостан, оказывающих активную поддержку развитию этнокультурного образования;
проведение постоянного мониторинга обучения на родных языках, изучения родных и государственных языков Республики Башкортостан;
осуществление независимой оценки качества образования на родном языке и по родному языку;
разработка системы независимой сертификации уровня владения башкирским языком;
2) изучение государственных и родных языков Республики Башкортостан в системе дошкольного, общего и дополнительного образования:
создание условий для обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возрастов на родных языках, изучения государственных и родных языков Республики Башкортостан в образовательных организациях независимо от языка образования с учетом соответствующих запросов родителей (законных представителей) обучающихся;
изучение и распространение передового педагогического опыта образовательных организаций с обучением на родных языках и изучением родных и государственных языков Республики Башкортостан, полилингвальных многопрофильных общеобразовательных организаций;
использование мирового опыта сохранения и развития языков - создание "языковых гнезд" с обучением и воспитанием на родных языках;
установление партнерских отношений между педагогами, родителями (законными представителями) обучающихся в целях формирования социокультурной среды, соответствующей их возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям;
разработка и внедрение примерных образовательных программ с учетом национальных и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования;
разработка методики преподавания башкирского языка как родного и государственного, а также обучения на родном языке на основе современных педагогических технологий;
разработка учебно-методических комплектов, аудио- и видеоматериалов, мультимедийных пособий для изучения родных языков, игр и игрушек с учетом национальных и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан;
разработка учебных пособий, учитывающих национальные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан, для образовательных организаций с обучением на родных языках;
разработка учебно-методических комплектов для изучения родного (башкирского) языка и литературы с учетом особенностей диалектов;
повышение квалификации педагогов для их подготовки к проектированию педагогического процесса с учетом национальных и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан;
формирование и ведение единой базы данных педагогических работников, демонстрирующих высокие результаты в обучении родным языкам и в изучении государственных и родных языков Республики Башкортостан, а также стимулирование и поддержка этих работников;
поддержка и поощрение обучающихся, демонстрирующих высокие результаты в изучении государственных и родных языков Республики Башкортостан;
поддержка и стимулирование активных родителей, воспитывающих в своих детях уважение к национальным традициям, родным языкам и культурам народов Республики Башкортостан;
охват наибольшего количества воспитанников дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования, в том числе воскресных школ, дополнительными образовательными услугами с учетом национальных и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан;
формирование и ведение базы данных о победителях и призерах олимпиад, конкурсов и иных мероприятий по родным языкам, разработка индивидуальных образовательных траекторий для развития обучающихся;
организация и проведение профильных лингвистических смен в Республике Башкортостан по изучению родных языков, истории и культуры Башкортостана для обучающихся Республики Башкортостан;
3) изучение государственных и родных языков Республики Башкортостан в системе профессионального образования:
сохранение, изучение, развитие и повышение функциональности родных языков и литератур в профессиональных образовательных организациях;
повышение у студентов уровня владения родными языками и готовности использовать их в различных сферах жизнедеятельности как средство межкультурной коммуникации;
4) подготовка педагогических кадров для образовательных организаций:
разработка основных профессиональных образовательных программ и учебно-методических комплексов с учетом национальных и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан;
подготовка педагогических кадров с дополнительной компетенцией по родным языкам для реализации образовательных программ с учетом национальных и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан;
подготовка педагогических кадров для образовательных организаций с учетом особенностей преподавания учебных предметов на билингвальной и полилингвальной основах;
проектирование магистерских программ по направлениям: "Филология", "Педагогическое образование" (профили: "Дошкольное образование" и "Начальное образование") и программ повышения квалификации по подготовке для Республики Башкортостан учителей-предметников с дополнительной профессиональной компетенцией по родным языкам;
повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации научно-педагогических кадров, обеспечивающих научно-теоретическую и научно-методическую разработки в сфере языкового образования;
обновление программ повышения квалификации преподавателей системы профессионального образования, ведущих подготовку воспитателей, педагогов и учителей родных языков;
создание сети учебно-научных лабораторий при образовательных организациях для содействия изучению, развитию и распространению башкирского языка как родного и государственного языка Республики Башкортостан;
5) развитие семейного воспитания:
воспитание и развитие у детей патриотических чувств, доброжелательности к членам семьи и окружающему миру, интереса к народным обычаям, традициям, родной культуре;
создание в семье речевой среды на родном языке;
создание консультационных центров, открытие при образовательных организациях родительских университетов, материнских и отцовских школ, школ молодых семей и молодых родителей в целях изучения родных языков и традиций народной педагогики;
разработка программы мероприятий по усилению роли семьи в приобщении детей к ценностям родного языка и культуры, повышению уровня этнокультурной компетентности родителей;
формирование в обществе положительного имиджа семьи, воспитывающей детей на родных языках и на основе этнопедагогики;
6) развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере языкового образования:
взаимодействие органов государственной власти Республики Башкортостан с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, научными и общественными организациями Российской Федерации, зарубежных стран в решении вопросов развития изучения родных языков;
оказание содействия сохранению сети образовательных организаций с изучением родного (башкирского) языка в субъектах Российской Федерации и зарубежных странах с компактным проживанием башкирского населения;
организация профильных лингвистических смен в Республике Башкортостан по изучению башкирского языка для обучающихся из субъектов Российской Федерации;
оказание содействия в повышении квалификации учителей родного (башкирского) языка и литературы образовательных организаций субъектов Российской Федерации и зарубежных стран;
развитие взаимовыгодного сотрудничества между педагогами Республики Башкортостан и субъектов Российской Федерации, а также зарубежных стран в целях обмена опытом работы;
содействие в обеспечении учебно-методической литературой образовательных организаций субъектов Российской Федерации, в которых организовано изучение родного (башкирского) языка и родной литературы;
7) информационная поддержка преподавания государственных и родных языков Республики Башкортостан:
создание современной информационно-образовательной среды, комплекса информационных образовательных ресурсов в сферах изучения государственных и родных языков Республики Башкортостан, а также этнокультурного образования;
использование возможностей информационно-образовательной среды и технологий дистанционного обучения, личностно-ориентированного и развивающего обучения при изучении родных и государственных языков Республики Башкортостан;
разработка информационно-образовательного портала для изучения родных языков Республики Башкортостан, в том числе формирование инновационного контента для разных групп населения с различным уровнем владения родными языками;
организация и проведение онлайн-курсов по изучению родных языков Республики Башкортостан для широкого круга лиц, населения Республики Башкортостан;
обеспечение открытого информационного пространства для изучения государственных и родных языков Республики Башкортостан для педагогических, общественных и родительских сообществ;
организация работы сетевых сообществ педагогов-новаторов и ассоциаций победителей и призеров предметных олимпиад и конкурсов по государственным и родным языкам Республики Башкортостан;
поддержка организаций и общественных объединений, пополняющих мультимедийный контент по изучению родных языков, истории и культуры народов Башкортостана;
8) поддержка молодежных инициатив и проектов в сфере развития родных и государственных языков Республики Башкортостан:
разработка и реализация программ обучения молодежи проектированию общественной деятельности и социальных инноваций, а также механизмов формирования проектных групп на родных языках народов Республики Башкортостан;
грантовая поддержка молодежных сообществ, реализующих перспективные инновационные проекты, направленные на развитие родных и государственных языков Республики Башкортостан;
организация молодежных инновационных форумов, выставок, конкурсов и конкурсных площадок в целях отбора и формирования базы данных (фонда) наиболее перспективных инициатив и проектов, разработанных на родных языках Республики Башкортостан;
привлечение ресурсов, а также потенциальных заказчиков и инвесторов, для реализации перспективных молодежных инициатив и проектов развития экономики Республики Башкортостан и благосостояния ее граждан с учетом исторических и этнокультурных особенностей региона;
создание молодежного волонтерского движения по сохранению и развитию родных языков народов Республики Башкортостан.
4. Механизмы реализации Концепции
Концепция предусматривает выстраивание системы правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового обеспечения изучения и преподавания государственных и родных языков Республики Башкортостан.
Реализация Концепции позволит выстроить республиканскую систему образования как совокупность институтов, программ и мероприятий, обеспечивающих обучение и воспитание на родных языках, изучение государственных и родных языков, трансляцию духовного и культурно-исторического наследия народов Республики Башкортостан.
В реализации Концепции будут задействованы Правительство Республики Башкортостан, государственные органы Республики Башкортостан, органы местного самоуправления Республики Башкортостан, научные и общественные организации, национально-культурные объединения, образовательные организации высшего образования, находящиеся в Республике Башкортостан, муниципальные и государственные дошкольные образовательные, общеобразовательные организации, образовательные организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, педагогические и родительские сообщества.
Механизмы реализации Концепции:
план мероприятий ("дорожная карта") по реализации Концепции;
государственная программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Республике Башкортостан", утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 сентября 2016 года N 379;
государственная программа "Сохранение и развитие государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан", утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 августа 2018 года N 395;
гранты Главы Республики Башкортостан, направленные на сохранение и развитие государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан;
соглашения между Правительством Республики Башкортостан и правительствами субъектов Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве.
5. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Результаты достижения цели и решения задач (реализации мероприятий), обозначенных в Концепции, ожидаются в различных направлениях сохранения, изучения и развития государственных и родных языков Республики Башкортостан:
увеличение количества инновационных образовательных организаций и сети образовательных организаций всех уровней образования, обеспечивающих реализацию прав граждан на получение образования на родных языках, изучение родных языков и литератур народов Российской Федерации, государственных языков Республики Башкортостан;
увеличение количества новых образовательных программ, эффективных методик, технологий, моделей, обеспечивающих решение вопросов совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития государственных языков Республики Башкортостан, вопросов преподавания родных языков и литератур народов Российской Федерации;
увеличение количества педагогов, владеющих современными образовательными технологиями обучения родным языкам и изучения государственных языков Республики Башкортостан;
увеличение в Республике Башкортостан количества людей, подтвердивших владение родными языками, башкирским языком как государственным языком Республики Башкортостан (по результатам независимой оценки);
увеличение количества информационно-образовательных ресурсов, учебных изданий, предлагающих материалы для изучения родных и государственных языков Республики Башкортостан;
увеличение количества мероприятий всероссийского и межрегионального уровней по обобщению и распространению опыта обучения государственным и родным языкам Республики Башкортостан.
<< Назад |
||
Содержание Указ Главы Республики Башкортостан от 30 декабря 2020 г. N УГ-613 "Об утверждении Концепции преподавания государственных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.