Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Бийска
от 08.04.2021 N 565
Муниципальная программа
"Развитие общественного здоровья" на 2021-2025 годы
Паспорт
муниципальной программы "Развитие общественного здоровья" на 2021-2025 годы
Наименование программы |
Муниципальная программа "Развитие общественного здоровья" на 2021-2025 годы (далее - муниципальная программа) |
Ответственный исполнитель программы |
Администрация города Бийска |
Соисполнители программы |
Отсутствуют |
Участники программы |
Администрация города Бийска; Муниципальное казенное учреждение "Управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Бийска"; Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Администрации города Бийска"; Муниципальное казенное учреждение "Управление по работе с населением Администрации города Бийска"; Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Краевой центр медицинской профилактики "Центр общественного здоровья" (по согласованию); Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная городская больница, г. Бийск" (по согласованию); Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 2, г. Бийск" (по согласованию); Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 4, г. Бийск" (по согласованию); Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Консультативно-диагностический центр, г. Бийск" (по согласованию); Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Онкологический диспансер, г. Бийск" (по согласованию) Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска" (по согласованию); КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Бийску, Бийскому и Солтонскому районам" (по согласованию) |
Подпрограммы программы |
Отсутствуют |
Цель программы |
Снижение уровня заболеваемости, смертности и инвалидности, вызванных поддающимися профилактике и предотвратимыми неинфекционными и инфекционными заболеваниями, путем обеспечения межсекторального сотрудничества и системной работы на муниципальном уровне, которая позволит населению достичь наивысшего уровня здоровья и производительности в каждой возрастной и социальной группах |
Задачи программы |
1. Развитие механизма межведомственного взаимодействия в создании условий для профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний, формирования потребности и ведения населением здорового образа жизни. 2. Проведение мероприятий, направленных на профилактику заболеваний репродуктивной сферы и раннее выявление онкологических заболеваний. 3. Укрепление здоровья детей, подростков, студентов и молодежи. Определение направлений совместной профилактической работы, выработка рекомендаций по организации и проведению профилактических мероприятий. 4. Проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения трудоспособного и пожилого возраста. Расширение информированности по вопросам физического и психического здоровья. 5. Пропаганда физической активности и спорта. Вовлечение жителей города в участие в проведении общегородских спортивных мероприятий, пропаганда физической культуры и спорта, реализация личностных качеств. 6. Проведение мероприятий, направленных на обеспечение диспансеризации и профилактических осмотров определенных групп взрослого населения, на охват населения профилактическими прививками в соответствии с Национальным календарем прививок (далее НКП). 7. Формирование благоприятного информационного пространства. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
- количество участников массовых мероприятий; - количество активных участников массовых мероприятий; - количество активных коллективов-участников массовых мероприятий; - доля жителей - участников мероприятий программы в общей численности жителей города; - количество изданного раздаточного материала (листовки, буклеты, брошюры, календари); - количество размещенных баннеров, пропагандирующих здоровый образ жизни (далее - ЗОЖ); - количество муниципальных и общественных организаций, взаимодействующих в рамках реализации муниципальной программы |
Сроки и этапы реализации программы |
Срок реализации муниципальной программы - 2021-2025 годы. Этапы реализации муниципальной программы отсутствуют |
Объемы финансирования программы |
Общий объем финансового обеспечения муниципальной программы составляет 795,0 тыс. рублей, в том числе: средства бюджета города 795,0 тыс. рублей, в том числе: 2021 году - 219,0 тыс. рублей, 2022 году - 219,0 тыс. рублей, 2023 году - 219,0 тыс. рублей, 2024 году - 219,0 тыс. рублей, 2025 году - 219,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Осуществление эффективной межведомственной деятельности по укреплению общественного здоровья, формированию здорового образа жизни, профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний; 2. Повышение уровня информированности разных категорий населения по вопросам здорового образа жизни и профилактике хронических неинфекционных заболеваний (далее - ХНИЗ); 3. Формирование новых поведенческих стереотипов в отношении здорового образа жизни и устойчивых навыков здорового питания, физической активности, активного отдыха; 4. Улучшение показателей здоровья населения города Бийска; 5. Снижение смертности, инвалидизации населения трудоспособного возраста от ХНИЗ; 6. Увеличение охвата диспансеризацией и профилактическими осмотрами определенных групп взрослого населения; 7. Увеличение охвата вакцинацией организованного и неорганизованного населения в соответствии с Национальным календарем прививок. |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Анализ текущего состояния сферы реализации муниципальной программы
В настоящее время собраны убедительные доказательства о влиянии на здоровье целого ряда социально-экономических и культурных факторов. В глобальном масштабе проблемы здоровья обусловлены финансовым и экономическим кризисом, социальными условиями, которые влияют на распространение неинфекционных заболеваний, психических расстройств, угрозу пандемий инфекционных заболеваний, рост производства вредных для здоровья товаров и услуг (алкоголя, табака и др.). Эти процессы оказывают огромное влияние на здоровье и демографическую ситуацию в масштабах не только планеты или Европейского региона, но конкретных городов. На муниципальном уровне неоспоримое влияние на здоровье людей оказывает поддержка муниципальными властями межведомственной деятельности по укреплению здоровья.
Динамика показателей медицинской и демографической статистики свидетельствует о том, что программно-целевой подход к решению проблем общественного здоровья дает позитивные результаты. Демографический кризис, отрицательный естественный прирост населения, увеличение смертности, особенно среди мужчин трудоспособного возраста, постепенно уходят в прошлое. Комплексные меры, в которых значительная роль отводится просветительской деятельности по вопросам здоровья, программно-целевой подход на основе межведомственного сотрудничества, политическая воля изменили негативные демографические тенденции. Идет процесс формирования ответственного и осознанного отношения людей к здоровью, к жизни как к непреложной ценности.
Основные проблемы в сфере реализации муниципальной программы
Рождаемость и смертность населения. С 2008 года отмечается повышение рождаемости и, наоборот, снижение детской смертности, смертности взрослого населения, в том числе населения трудоспособного возраста. Уменьшается количество абортов среди подростков и женщин фертильного возраста. В структуре общей смертности преобладают сердечно-сосудистые заболевания, на втором месте - злокачественные новообразования, на третьем - несчастные случаи, отравления и травмы. Смертность от болезней системы кровообращения существенно превышает все остальные причины смерти. Смертность от злокачественных новообразований составляет порядка 20%, от внешних причин - травм, отравлений, несчастных случаев - более 12%.
Из общего числа умерших практически половину составляют люди трудоспособного возраста. Почти 80% из них - мужчины. Основные причины смерти населения трудоспособного возраста - болезни системы кровообращения, несчастные случаи, травмы и отравления, дорожно транспортные происшествия (далее - ДТП).
Продолжается рост неинфекционных заболеваний, причиной которых часто становятся нерациональное питание, дефицит йода, гиподинамия, социальный стресс, пагубное употребление алкоголя, курение, употребление психоактивных веществ, социальная изоляция. В общей заболеваемости взрослого населения на первом месте - болезни системы кровообращения. В патологии сердечно-сосудистой системы превалирующее значение имеют ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда и сосудистые поражения головного мозга во всех возрастных группах. Неинфекционные заболевания признаны основными причинами смертности в трудоспособном возрасте.
Профилактика нежелательной беременности - одно из важнейших условий сохранения репродуктивного здоровья в Российской Федерации.
Наиболее дорогостоящие и серьезные социальные проблемы здоровья обусловлены особенностями поведения и образом жизни людей. Образ жизни в свою очередь обусловлен уровнем развития служб общественного здравоохранения, степенью информированности, грамотности и ответственности населения за свое собственное здоровье и здоровье окружающих. По данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), здоровье людей зависит на 25-50% от образа жизни. Это не умаляет значения современной высокотехнологичной лечебно-диагностической медицины, которая призвана обеспечивать раннюю диагностику заболеваний, требующих медицинского вмешательства. Тем не менее, самыми эффективными и значимыми инструментами для профилактики заболеваний являются безопасное поведение самих людей и безопасная информационная, социальная и городская среда.
Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы
Противостояние большинству значимых угроз здоровью требует действий, которые выходят за пределы традиционных обязанностей сектора здравоохранения. Межведомственному взаимодействию в сфере укрепления здоровья препятствуют формализм, недооценка систематического подхода к формированию и сохранению здоровья населения, финансовая поддержка фармацевтической и высокотехнологичной составляющей лечебной медицины в ущерб профилактическому звену на государственном уровне. Формирование мотивации к здоровью и к самой жизни может сдержать потоки агрессивной информации, которыми наводнены средства массовой информации (далее - СМИ), влияние агрессивного маркетинга вредных для здоровья услуг и товаров, фармпрепаратов, сдержать угрозы со стороны компаний и преступных организаций, производящих алкоголь, табак, наркотики.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления играют особую роль в формировании здорового образа жизни населения и ключевое значение в достижении задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.".
Для достижения поставленных в муниципальной программе стратегических целей необходимо объединить имеющиеся ресурсы муниципального образования - кадровые, материально-технические, финансовые и другие, привлечь все заинтересованные структурные подразделения администрации, негосударственный сектор, деловые круги, СМИ, что возможно осуществить только программно-целевыми методами.
2. Приоритетные направления реализации муниципальной программы, цель и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов ее реализации
2.1. Приоритеты политики в сфере реализации муниципальной программы
Приоритетными направлениями реализации муниципальной программы являются улучшение демографической ситуации, укрепление здоровья населения, повышение качества жизни и уровня информированности в вопросах здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний, а также для дальнейшего развития межведомственного взаимодействия по улучшению общественного здоровья (в соответствии со стратегией ВОЗ) "Здоровье для всех", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.", национальным проектом "Демография" федерального проекта "Укрепление общественного здоровья", распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 N 1618-р по реализации "Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года", "Концепцией охраны здоровья здоровых в Российской Федерации" (утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2003 N 113).
Основные направления приоритетов муниципальной программы:
- формирование эффективной межведомственной деятельности по укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни, профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний;
- повышение уровня информированности / грамотности разных категорий населения по вопросам здорового образа жизни и профилактике ХНИЗ;
- формирование новых поведенческих стереотипов в отношении здорового образа жизни и устойчивых навыков здорового питания, физической активности, активного отдыха;
- улучшение показателей здоровья населения города Бийска;
- снижение смертности, инвалидизации населения трудоспособного возраста от ХНИЗ;
- увеличение охвата диспансеризацией и профилактическими осмотрами определенных групп взрослого населения;
- увеличение охвата вакцинацией организованного и неорганизованного населения в соответствии с Национальным календарем прививок.
2.2. Цель и задачи муниципальной программы
Целью муниципальной программы является снижение уровня заболеваемости, смертности и инвалидности, вызванных поддающимися профилактике и предотвратимыми неинфекционными и инфекционными заболеваниями, путем обеспечения межсекторального сотрудничества и системной работы на муниципальном уровне, которая позволит населению достичь наивысшего уровня здоровья и производительности в каждой возрастной и социальной группах.
Задачи муниципальной программы:
1. Развитие механизма межведомственного взаимодействия в создании условий для профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний, формирования потребности и ведения населением здорового образа жизни;
2. Проведение мероприятий, направленных на профилактику заболеваний репродуктивной сферы и раннее выявление онкологических заболеваний;
3. Укрепление здоровья детей, подростков, студентов и молодежи. Определение направлений совместной профилактической работы, выработка рекомендаций по организации и проведению профилактических мероприятий;
4. Проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения трудоспособного и пожилого возраста. Расширение информированности по вопросам физического и психического здоровья;
5. Пропаганда физической активности и спорта. Вовлечение жителей города к участию в проведении общегородских спортивных мероприятий, пропаганда физической культуры и спорта, реализация личностных качеств;
6. Проведение мероприятий, направленных на обеспечение диспансеризации и профилактических осмотров определенных групп взрослого населения, на охват населения профилактическими прививками в соответствии с НКП;
7. Формирование благоприятного информационного пространства.
2.3. Конечные результаты реализации муниципальной программы
Эффективность реализации муниципальной программы города Бийска Алтайского края "Развитие общественного здоровья" на 2021-2023 годы будет обеспечена путем достижения следующих результатов:
1. Осуществление эффективной межведомственной деятельности по укреплению общественного здоровья, формированию здорового образа жизни, профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний;
2. Повышение уровня информированности разных категорий населения по вопросам здорового образа жизни и профилактике ХНИЗ;
3. Формирование новых поведенческих стереотипов в отношении здорового образа жизни и устойчивых навыков здорового питания, физической активности, активного отдыха;
4. Улучшение показателей здоровья населения города Бийска;
5. Снижение смертности, инвалидизации населения трудоспособного возраста от ХНИЗ;
6. Увеличение охвата диспансеризацией и профилактическими осмотрами определенных групп взрослого населения;
7. Увеличение охвата вакцинацией организованного и неорганизованного населения в соответствии с Национальным календарем прививок.
За основу указанных конечных результатов реализации муниципальной программы берутся следующие индикаторы (показатели) настоящей муниципальной программы:
- количество участников массовых мероприятий, чел.;
- количество активных участников массовых мероприятий, чел.;
- количество активных коллективов-участников массовых мероприятий, ед.;
- доля жителей - участников мероприятий программы к общей численности жителей города, %;
- количество изданного раздаточного материала (листовки, буклеты, брошюры, календари), шт.;
- количество размещенных баннеров, пропагандирующих ЗОЖ, шт.;
- количество муниципальных и общественных организаций, взаимодействующих в рамках реализации муниципальной программы, ед.
Значения перечисленных индикаторов приведены в приложении 1 к настоящей муниципальной программе.
2.4. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Муниципальная программа реализуется в течение 2021-2025 годов. Этапы реализации муниципальной программы отсутствуют.
3. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
Мероприятия данной муниципальной программы предусматривают решение всех задач, предусмотренных муниципальной программой. Перечень мероприятий муниципальной программы представлен в приложении 2.
4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Общий объем финансового обеспечения муниципальной программы составляет 1095,0 тыс. рублей, в том числе:
средства бюджета города 1095,0 тыс. рублей, в том числе:
2021 году - 219,0 тыс. рублей;
2022 году - 219,0 тыс. рублей;
2023 году - 219,0 тыс. рублей;
2024 году - 219,0 тыс. рублей;
2025 году - 219,0 тыс. рублей.
В процессе реализации муниципальной программы может проводиться работа по привлечению средств из других источников, не запрещенных действующим законодательством (в том числе из внебюджетных источников).
Сводная информация об объемах и источниках финансирования муниципальной программы по годам её реализации приведена в приложении 3.
5. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы
Основные риски реализации муниципальной программы связаны с динамичными изменениями в сфере здравоохранения, возрастающей нагрузкой на медицинских работников, финансовым обеспечением реализации мероприятий муниципальной программы в неполном объеме.
Для минимизации рисков будет предпринят ряд мер, включая такие, как:
- мониторинг хода реализации муниципальной программы, выполнения муниципальной программы в целом;
- широкое привлечение общественности к реализации и оценке результатов реализации муниципальной программы;
- привлечение внебюджетных источников;
- публичность промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации муниципальной программы.
И.о. заместителя Главы города |
Е.А. Пазников |
Заместитель Главы города |
А.Г. Мелихова |
заместитель Главы города |
А.Г. Мелихова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.