Инспекторам приказали быть добрее
Налоговая служба разослала по инспекциям регламент, в котором прописаны новые принципы работы с налогоплательщиками. Теперь инспекторы обязаны проводить сверку за десять дней, за такое же время - выдавать справку о состоянии расчетов с бюджетом.
А к бухгалтерам сотрудникам налоговых инспекций приказано относиться корректно и внимательно.
Рекомендуем, но не обязываем
Регламент руководство налоговой службы утвердило приказом от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/48@. Помимо внимательного и корректного отношения к бухгалтерам, инспекторам рекомендовано принимать их в специальном операционном зале. В налоговой службе считают, это помещение должно располагаться на нижних этажах зданий и иметь отдельный вход.
"Наконец, они решили подумать о нас. Во время сдачи отчетности бухгалтеры стоят на лестнице до четвертого этажа, так что даже налоговики не могут пройти в свои кабинеты, - жалуется Анастасия Сахарова, главный бухгалтер столичной туристической фирмы "Тай-Тревел". - Только почему этот пункт регламента имеет рекомендательный характер?"
Этот же вопрос мы задали в одной из питерских инспекций. "Хорошо, что многие пункты регламента рекомендательные, - отвечает Татьяна Шевченко, сотрудник отдела по работе с налогоплательщиками. - Ведь не все инспекции имеют возможность выделить для приема налогоплательщиков первый этаж. У нас, например, его вообще нет. Наша инспекция находится в здании бывшей школы, и на первом этаже тут расположился ЖЭК. Кроме того, нам самим помещений не хватает, не говоря уже о дополнительных операционных залах".
Еще инспекторам предложено установить в операционных залах компьютер со справочно-правовыми системами. "В большинстве наших инспекций уже стоят гостевые компьютеры и электронные системы управления очередью, - рассказывает начальник отдела по работе с налогоплательщиками абаканского УМНС Наталия Кочен. - Регламент - ожидаемый документ, который пришел на смену временным инструкциям. Конечно, мы будем стараться по мере сил выполнять рекомендации нашего руководства".
Поставьте, наконец, стулья!
Помимо рекомендаций налоговым инспекторам объяснили обязанности. Например, в помещениях для приема налогоплательщиков налоговики обязаны поставить столы и стулья, а так же повестить информационные стенды.
А вот информационные листы в налоговых инспекциях типа "А, Б, В, Г, Д, Е - кабинет N 64" регламент предписывает убрать. Теперь закрепление налогоплательщиков к инспекторам по первым буквам фамилий руководителей или названий фирм запрещено. И это далеко не последнее приятное нововведение, которое подарил новый регламент организации работы налоговиков.
"Конечно, хорошо, что появился конкретный регламент, - говорит Елизавета Матвеева, бухгалтер из Самары. - Но в конечном итоге все решают местные инспекторы - что хочу, то и ворочу. Например, у нас в городе есть налоговая инспекция по Октябрьскому району, которой вообще никто не указ. Там налогоплательщиков только до обеда принимают. Не думаю, что новый регламент изменит ситуацию".
Электронно-почтовый PR
Еще налоговики получили четкие инструкции о том, как убедить бухгалтеров перейти на бесконтактный способ сдачи отчетности. Для этого рекомендуется проводить регулярные семинары и вручать памятки, описывающие плюсы "удаленного способа" сдачи отчетности: экономия рабочего времени, отсутствие дублирования информации на бумаге, оперативное информирование и конфиденциальность.
Вот что нам по этому поводу удалось услышать в УМНС Екатеринбурга: "Очень хорошо, что разъяснили, каким образом уговаривать плательщиков использовать электронные каналы для сдачи отчетности, - рассказывает Лидия Прокатова, начальник отдела развития налоговых органов. - Для нас очень важно, что в одном документе сформулированы все сильные аргументы, и это поможет нам самим лучше сориентироваться".
Помимо PR-мероприятий в регламенте описан порядок работы инспекторов с отчетностью, которая приходит по почте. Отказать в приеме такой отчетности они могут, только если фирма ее представила не по официально утвержденной форме. О чем должны проинформировать фирму в трехдневный срок.
Новые принципы
Положения регламента коснулись не только работы с налогоплательщиками - в нем есть и пункты, определяющие систему внутренней жизни инспекции. Например, налоговики, принимающие бухгалтеров, не могут работать больше четырех часов в день.
"Четырех часов работы - недостаточно, а сменный метод, который предлагает регламент, не всегда применим, - считает Сергей, налоговый инспектор города Краснодара. - У нас всегда была нехватка кадров, поэтому заменить одного человека другим крайне сложно. Тем более это неисполнимо в горячее время сдачи деклараций, когда в инспекции появляется очередь. Тут уж каждому инспектору приходится работать до упаду, так что речи о какой-либо сменности идти не может".
Полностью согласны с коллегой и в отделе по работе с налогоплательщиками одной из межрайонных инспекций Нижегородской области: "Какие четыре часа? Какие смены? Да у нас и так один человек за пятерых работает по 25 часов в сутки! Лучше бы штат прибавили и зарплату".
Еще налоговых инспекторов обязали совершенствовать свои профессиональные навыки. Согласно регламенту, на это надо будет выделять 2-3 часа в неделю. Но отмахнуться от своих прямых обязанностей в это время инспекторы не смогут - прием налогоплательщиков во время учебы останавливать запрещено.
Великие десять дней
Один из наиболее важных пунктов регламента - который определяет четкие сроки выдачи справки о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом. Теперь инспекторы будут обязаны подготовить справку за десять рабочих дней с момента получения заявления.
"Судя по регламенту, подать заявление на выдачу справки можно двумя способами: отправить по почте или принести в инспекцию лично. Мне кажется, что второй вариант лучше, потому что при личном приеме инспектор обязан поставить на втором экземпляре отметку о принятии", - считает Валентина Середа, аудитор питерской компании "СП-Аудит".
Другой важный пункт регламента определяет четкий срок, в течение которого инспекция обязана провести сверку. Отныне эта процедура не должна превышать десяти рабочих дней. А если инспекторы найдут какие-нибудь неточности, то сверка продлится на пять дней дольше.
"Отличная новость, - делится Анастасия Ларина, главбух одной из московских фирм. - Сейчас в нашей 10-й инспекции сделать сверку практически нереально. Но если поставить цель, то в течение шести месяцев можно добиться результата".
P.S.
Познакомьтесь с регламентом поближе. Это наверняка поможет в общении с инспекторами. Свои права знать не помешает тем более, что образцы жалоб на работу инспекторов, согласно регламенту, должны висеть на стендах инспекций.
"Расчет", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru