Детская летняя оздоровительная кампания в Краснодарском крае началась 1 июля 2020 г. и проводилась в соответствии с нормативными правовыми актами, направленными на профилактику и недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В рамках подготовки к оздоровительному сезону в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края (далее - реестр), внесены сведения о 1 432 организациях: 109 стационарных круглогодичных и сезонных лагерей и санаториев; 910 пришкольных лагерей с дневным пребыванием и обязательной организацией питания; 368 лагерей труда и отдыха; 45 лагерей палаточного типа (стационарных и передвижных).
В условиях соблюдения ограничительных мероприятий, руководствуясь требованиями и правилами Роспотребнадзора, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. N 129 "О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" из 109 стационарных организаций отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия с круглосуточным пребыванием, сведения о которых внесены в реестр, в июле-августе текущего года функционировали 44 организации (в 2019 году - 150 организаций).
Лагеря, созданные на базе образовательных организаций с дневным пребыванием, лагеря труда и отдыха, а также детские лагеря палаточного типа не функционировали (в 2019 году прием групп детей осуществляли 1 008 лагерей, организованных образовательными организациями, 376 детских лагерей труда и отдыха; 205 детских лагерей палаточного типа).
В летний период в стационарных организациях допускался отдых детей, проживающих на территории Краснодарского края и Арктической зоны Российской Федерации. В текущем году в Краснодарском крае отдыхом и оздоровлением в летней период было охвачено 27 тысяч детей, из них 21 тысяча детей Краснодарского края, 6 тысяч детей из иных субъектов Российской Федерации, что на 237 тысяч детей меньше, чем в 2019 году. Охват кубанских школьников в стационарных лагерях снижен в 6 раз (в 2019 году - 117 тысяч детей); из других регионов приехало детей меньше в 25 раз (в 2019 году - 147 тысяч детей).
Учитывая круглогодичный характер оздоровительной кампании, в крае по состоянию на 1 ноября 2020 г. охват кубанских школьников всеми формами отдыха, оздоровления и детско-юношеского туризма составил 115 тысяч детей - 18% от 667,2 тысяч детей школьного возраста, проживающих в крае:
в организациях отдыха детей и их оздоровления различного типа побывало 88 тысяч детей (АППГ - 291 тысяча детей);
в многодневных походах и экспедициях приняли участие 27 тысяч человек (АППГ - 248 тысяч детей).
Согласно Закону Краснодарского края от 29 марта 2005 г. N 849-КЗ "Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае" первоочередным правом на получение бесплатных путевок пользуются дети-инвалиды и дети, один из родителей (законных представителей) которых является инвалидом. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из малообеспеченных семей; дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении; а также дети из многодетных семей имеют преимущественное право на получение путевок (курсовок) в организации отдыха детей и их оздоровления. На учете в управлениях социальной защиты населения состоит порядка 180 тысяч детей указанных категорий, из них охвачено различными формами детского отдыха, оздоровления и детско-юношеского туризма 41 тысяча человек.
В соответствии с государственной программой "Дети Кубани", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 г. N 964 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Дети Кубани", на реализацию мер государственной поддержки министерству труда и социального развития Краснодарского края (далее - министерство) предусмотрено финансирование из средств краевого бюджета следующих мероприятий:
организация отдыха и оздоровления детей. Министерством в текущем году на сумму 819 миллионов рублей приобретено около 30 тысяч путевок и курсовок, в том числе порядка 21 тысячи - для детей, нуждающихся в особой заботе государства. Заключено 28 государственных контрактов с 13 организациями. Оздоровлено по состоянию на 25 ноября текущего года 27 тысяч детей на сумму 744,5 миллиона рублей, в том числе в бальнеолечебницах оздоровлено 4 тысячи детей на общую сумму более 55 миллионов рублей. Краевой бюджет, запланированный на приобретение путевок для детей, сохранен. В 2020 году заключены трехгодичные контракты, что позволит обеспечить загрузку здравниц на 3 года;
предоставление единовременных социальных выплат на сумму 33 миллиона рублей в целях компенсации затрат родителям (законным представителям) за самостоятельно приобретенные путевки (курсовки). По состоянию на 25 ноября 2020 года произведено 3,5 тысячи единовременных выплат на сумму 33 миллиона рублей;
предоставление субсидий и муниципальным образованиям на укрепление материально-технической базы 14 муниципальных организаций отдыха детей и их оздоровления с круглосуточным пребыванием в размере 40 миллионов рублей. Вместе с тем в 2020 году функционировали 3 муниципальных лагеря, 2 из которых получили субсидию из краевого бюджета на сумму более 3 миллионов рублей для организации отдыха 640 детей.
Всего в 2020 году на организацию и проведение детской оздоровительной кампании запланировано более 2 миллиардов рублей бюджетных средств: краевой бюджет - 1 438 миллионов рублей, муниципальные бюджеты - 568 миллионов рублей. По состоянию на 1 ноября 2020 г. освоено более 1,4 миллиарда рублей: краевой бюджет - 1 090 миллионов рублей, муниципальные бюджеты - 317 миллионов рублей.
Дополнительно привлечено 524,5 миллиона рублей внебюджетных средств (профсоюзы, предприятия, спонсоры, родительские средства).
За истекший период 2020 года чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев, приведших к гибели детей в период их нахождения в составе организованных групп в организациях отдыха детей и их оздоровления, либо во время перевозки детей к местам отдыха и обратно, а также инфекционных заболеваний не установлено.
На особом контроле находился вопрос выявления групп детей, прибывающих на отдых и разместившихся в неприспособленных для этого местах.
Министерством в рамках усиления контроля за обеспечением безопасности отдыха и оздоровления детей на территории Краснодарского края было обеспечено межведомственное взаимодействие. Еженедельно осуществлялся мониторинг численности детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, а также планируемых заездов, видов транспорта и мест прибытия групп детей в (из) оздорови тельные организации; заездов групп детей в различные средства размещения, в том числе в части их соответствия требованиям санитарного законодательства.
При проведении мониторинга установлены факты заезда 40 групп детей без сопровождения родителей (законных представителей) из иных субъектов Российской Федерации, прибывших на территорию края с целью участия в спортивных сборах, творческих фестивалях и других мероприятиях в нарушение установленных требований в части ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции. Прибытие и нахождение данных групп контролировалось органами прокуратуры, Роспотребнадзора, МВК КК и МВК МО. Общая численность групп составила около 1 тыс. человек, их которых порядка 800 - дети в возрасте от 5 до 18 лет.
Вместе с тем законодательство не регулирует вопросы, связанные с организацией и проведением мероприятий культурно-спортивной направленности с участием групп детей, проводимых на базе средств размещения санаторно-курортного комплекса.
Ограничительные мероприятия, введенные в связи с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и применяемые в отношении организаций отдыха детей и их оздоровления, способствуют значительному снижению их количества, соответственно снижению численности детей, охваченных отдыхом и оздоровлением. В связи с чем в Региональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановления занятости, доходов граждан и роста экономики включены мероприятия, направленные на поддержку частных организаций и организаций иной формы собственности, внесенных в региональный реестр и планирующих продолжить деятельность в 2021 году:
предоставление субсидий на возмещение затрат, связанных с приобретением оборудования в целях профилактики коронавирусной инфекции - 30 миллионов рублей;
предоставление субсидии на возмещение части затрат на проведение текущих и капитальных ремонтов объектов недвижимости в период подготовки к оздоровительной кампании - 200 миллионов рублей;
установление на налоговый период 2020 года ставки налога на имущество организаций в размере 0,01% в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих организациям на праве собственности. Объем выпадающих налогов в бюджете Краснодарского края составит 66 миллионов рублей;
предоставление субсидий на возмещение части затрат по обеспечению изоляции и медицинского наблюдения детей на базе организаций в случае возникновения и распространения коронавирусной инфекции - за счет средств резервного фонда.
Вместе с тем, указанных мер недостаточно, чтобы сохранить инфраструктуру организаций отдыха детей и их оздоровления. Необходима финансовая поддержка со стороны федерального бюджета.
Заслушав информацию министерства труда и социального развития Краснодарского края, обсудив представленные материалы, Краснодарская краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений решила:
1. Министерству труда и социального развития Краснодарского края:
1.1. Продолжить работу по предоставлению субсидий организациям отдыха детей и их оздоровления независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на возмещение затрат, связанных с приобретением оборудования в целях профилактики и недопущения распространения коронавирусной инфекции в рамках реализации мероприятий Регионального плана действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики, утвержденного 30 октября 2020 г. главой администрации (губернатором) Краснодарского края;
1.2. Подготовить предложения по государственной поддержке организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края, для включения в Региональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики в 2021 году, в том числе направленных на модернизацию их инфраструктуры;
1.3. Не допускать снижения финансирования мероприятий, предусмотренных на организацию отдыха и оздоровления детей за счет бюджетных средств, в том числе их перераспределения на иные цели, не связанные с деятельностью в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
1.4. Принять меры по обеспечению максимального охвата отдыхом и оздоровлением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
1.5. Обеспечить организацию работы по выполнению мероприятий, направленных на обеспечение безопасности детей в период летней оздоровительной кампании;
1.6. Продолжить работу по организации санаторно-курортного лечения детей в санаторно-оздоровительных лагерях, санаториях, в том числе детских и для детей с родителями, бальнео- и грязелечебницах, имеющих (использующих) источники минеральных вод и лечебных грязей.
2. Министерству курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края провести:
анализ динамики изменения количества имущественных комплексов санаторно-курортной направленности для развития детского отдыха и оздоровления;
мониторинг эффективности предоставленных мер поддержки организаций отдыха детей и их оздоровления и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
3. Заинтересованным органам исполнительной власти Краснодарского края, органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края:
не допустить снижения бюджетных средств, направленных на отдых и оздоровление детей, в том числе укрепление и развитие материально-технической базы подведомственных организаций отдыха детей и их оздоровления;
осуществлять мониторинг нефункционирующих организаций отдыха детей и их оздоровления независимо от форм собственности на предмет их восстановления.
4. Объединению работодателей Краснодарского края рассмотреть возможность обращения в Общероссийское объединение работодателей с целью защиты прав и интересов работников сферы организации отдыха и оздоровления детей в части недопущения их сокращения (увольнения) в условиях невозможности осуществления деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления.
5. Краснодарскому краевому профобъединению, координационным советам организаций профсоюзов в муниципальных образованиях края:
инициировать включение в коллективные договоры обязательств работодателей по финансированию отдыха и оздоровления детей работников организаций;
продолжить работу по организации детского отдыха за счет средств профсоюзного бюджета.
6. Направить решение краевой трехсторонней комиссии, органам исполнительной власти Краснодарского края, главам муниципальных образований Краснодарского края, территориальным организациям профсоюзов, объединению работодателей Краснодарского края для реализации.
7. Опубликовать настоящее решение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" министерства труда и социального развития Краснодарского края, Союза "Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов" и Ассоциации "Объединение работодателей Краснодарского края".
Заместитель главы |
А.А. Минькова |
Председатель Союза |
С.В. Бессараб |
Президент Ассоциации |
В.К. Бударин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 11 декабря 2020 г. N 7-1 "Об итогах летней детской оздоровительной кампании 2020 года в Краснодарском крае"
Текст решения опубликован не был