Московские культы
Бухгалтеры, которые работают не в Москве, считают, что в столице жизнь совсем другая: лучше, цивилизованнее, богаче. Московские бухгалтеры ходят в позолоченные инспекции и общаются с милыми и ласковыми инспекторами. В реальности все далеко не так.
Культ N 1: Недосягаемость
Когда журнал "Расчет" предложил мне приехать в Москву и описать свои впечатления о бухгалтерской жизни столицы, я сразу же согласился. Почему бы хоть на время не сменить свои размеренные будни провинциального счетовода на блеск столицы.
Киевский вокзал в Москве. Толпы народа, все куда-то спешат, не обращая никакого внимания друг на друга. Осмотревшись внимательно, я понял, куда мне идти: вереница из сотен людей сползала вниз в переход, над которым красовалась буква "М".
Метро - это город-муравейник. Люди непрерывным потоком куда-то бегут, садятся в поезда, исчезают в переходах, но их количество при этом не уменьшается. Я попытался было сориентироваться по указателям, но огромная толпа понесла меня куда-то вперед. С грехом пополам, пару раз проехав нужные пересадки, я все же добрался до своей станции.
Немного отдохнув в номере гостиницы, я решил отправиться в "святая святых" - Федеральную налоговую службу. Пока я в поисках ФНС бродил по переулочкам самого центра столицы, пришлось познакомиться с несколькими стражами порядка. Да, в провинции сотрудники МВД проявляют чрезмерную бдительность только при проверке фирмы, а тут и на улицах еще пристают!
Наконец-то улица Неглинная, 23. Здание ФНС наполовину в строительных лесах, но все равно впечатляет. На входе суровый охранник в бронежилете объяснил мне, что просто так шататься по коридорам налогового ведомства мне никто не разрешит. Созвонившись с пресс-службой, я понял, что увидеть высшие налоговые чины живьем мне не удастся.
- Нам нужен официальный запрос, - участливо проговорила девушка в трубке.
- Хорошо, я отправлю вам запрос. Как долго вы будете на него отвечать?
- У нас есть установленные сроки - в среднем месяц...
Практически то же ответили и в финансовом департаменте правительства Москвы: мол, пишите письма - ответ придет не скоро. Интересно, московские финансисты собираются выполнять новую функцию - разъяснять местное налоговое законодательство - так же "быстро"?
Культ N 2: Электронная обезличенность
"Приятная" неожиданность - московские чиновники оказались очень продвинутыми. Почти все по телефону рекомендовали зайти на интернет-сайты их ведомств, где, по их мнению, содержится вся интересующая меня информация.
Единственным приятным исключением из общего безразличия чиновников стало общение с Ольгой Тарчевской, руководителем отдела по работе со СМИ и связям с общественностью Управления ФНС по г. Москве. Но и она отказалась от личной встречи - наше общение происходило через всемирную сеть. Хорошо, что с этим в Москве проблем нет - интернет-кафе можно найти на каждом шагу.
В первую очередь меня интересовало, чем занимается отдел по работе с налогоплательщиками:
- Функций много, это и организация семинаров, и информирование о действующем законодательстве. Еще этот отдел регистрирует счета-фактуры, проводит сверку расчетов налогоплательщиков с бюджетом и государственными внебюджетными фондами, отвечает на запросы судов, таможни и правоохранительных ведомств, - пишет Ольга.
- А как отдел поступает с запросами от налогоплательщиков? - уточняю я.
И следующее электронное письмо приносит ответ:
- Внешние запросы пропорционально распределяются между сотрудниками, а наиболее сложные вопросы обсуждаются на оперативном совещании. Но помимо обычных запросов отдел сталкивается и с жалобами на работу инспекций. Больше всего наших налогоплательщиков беспокоит отсутствие просторных помещений для приема и очереди, вызванные длительной обработкой документов.
Но наши инспекции решают эти проблемы. Например, с очередями боремся, используя предварительную запись по телефону. Это позволяет инспекторам нормировать свою работу и сокращать пребывание налогоплательщика в инспекции до минимума.
Для меня было откровением, что московские бухгалтеры тоже стоят в очередях в душных коридорах инспекций: я-то думал, что они тоже по интернету с налоговиками общаются. Однако проверить эту информацию я решил попозже, а пока отправился на один из бесплатных семинаров, проводимых московским Управлением ФНС - это был единственный способ посмотреть на столичных чиновников живьем.
Культ N 3: Заказное общение
"Круглые столы" с налоговиками Москвы проходили в Центральном доме предпринимателя, что на Покровке. Как ни странно, бухгалтеров и предпринимателей на этом мероприятии было меньшинство, основную часть аудитории составляли журналисты. Темы "круглых столов" были самыми что ни на есть животрепещущими - особенности исчисления НДС и заполнения счетов-фактур, упрощенка и ККТ.
На вопросы по заполнению деклараций, составлению счетов-фактур и о НДС отвечала старший налоговый инспектор отдела косвенных налогов УФНС Ирина Вершинина. Я подошел как раз в тот момент, когда кто-то задавал очередной вопрос:
- А можно в "грузоотправитель" писать "он же"?
- В грузоотправителе и грузополучателе писать "он же" можно, но только если данные о продавце или покупателе указаны в соответствующих полях. А вот за "тот же" в адресе грузополучателя можно лишиться вычета, и такие случаи уже были. Помните: в грузополучателе можно указывать только его полный адрес, - поделилась практическим советом г-жа Вершинина. А я, воспользовавшись образовавшейся паузой, направился к следующему столу.
За новым столиком о ККМ рассказывал старший инспектор отдела оперативного контроля и применения ККМ Владислав Чернышев:
- В Москве регистрируется порядка 15 тысяч машин в квартал. Всего в столице зарегистрировано около 330 тысяч кассовых машин, из которых только 200 тысяч реально работают.
Далее г-н Чернышев ушел в тонкости разновидностей фискальной памяти ККМ, и я поспешил сменить стол.
Следующим на моем пути была Тамара Ухина - главный государственный налоговый инспектор Москвы. Она отвечала на вопросы об упрощенной системе налогообложения.
- А правда, что с 2005 года систему по доходам упростят? - спросила молодая журналистка.
- Специально для тех, кто не знает, - записывайте. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ внес изменения в Налоговый кодекс. В частности, статьей 9 этого закона признана утратившей силу статья 6 закона от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ. В ней говорилось, что с 1 января будущего года все налогоплательщики, применяющие упрощенку, перейдут на единый объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
Таким образом, статья умерла, так и не начав действовать. Поэтому мы продолжаем переменять норму пункта 2 статьи 346.14 кодекса. Она гласит, что объект налогообложения выбирается налогоплательщиком самостоятельно и используется в течение всего времени применения упрощенной системы.
Уже на выходе из Дома предпринимателя я познакомился с Еленой, начинающим бухгалтером, как она сама себя отрекомендовала.
- Скажи, а ты часто на таких семинарах или "круглых столах" бываешь?
- Нет, я и об этом-то случайно узнала, кто-то из знакомых через интернет ссылку скинул. В Москве очень сложно раздобыть такую информацию, - продолжила Лена, узнав о цели моего визита в столицу. - Я только начала работать бухгалтером, мне не хватает опыта, вот поэтому и бегаю по семинарам и "круглым столам".
- Ну и как? Эффект есть, узнала что-нибудь новое?
- Нет, разве что подтвердила то, что знала раньше. Чиновники же не говорят ничего нового, - с этими словами Лена кивнула в сторону комнаты "круглых столов". - Их в обязали проводить информационные мероприятия, вот они и проводят их для галочки. Но бывают и приятные моменты. Подруга, вместе с которой я заканчивала институт, посоветовала мне пойти на бесплатные курсы от правительства Москвы. Говорят, там все здорово объясняют.
Естественно, я тоже решил подробнее разузнать про эти курсы.
Культ N 4: Упущенные возможности
Оказалось, что курсы, про которые мне рассказывала Елена, проходят в рамках проекта "Подготовка кадров для рыночной экономики в городе Москве на 2004-2006 годы" Московского фонда подготовки кадров. Проводятся они на базе Государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), куда я немедленно и прибыл.
Моим экскурсоводом по просторам бесплатных познаний стала менеджер проекта Ирина Кузнецова:
- Чтобы попасть к нам на курсы, нужно совсем немного - всего две справки. Первая должна подтвердить, что слушатель действительно работает в какой-либо фирме, а не пришел со стороны. Вторая показывает количество сотрудников предприятия - ведь наши курсы рассчитаны на представителей малого бизнеса. Длительность обучения - 72 часа, и рассчитано оно на предпринимателей, руководителей небольших фирм и сотрудников бухгалтерии. Обычно занятия проходят в выходные и длятся в течение пяти часов. Занятия ведут бывшие налоговые инспекторы и преподаватели с кафедр нашего вуза.
- А что дают ваши курсы слушателям? - поинтересовался я.
- Наша программа помогает научиться правильно рассчитывать налоги и разбираться во всех особенностях российского налогообложения. Основной упор делается на выработке практических навыков.
- А как на счет схем оптимизации налогообложения?
- Можно считать, что это основной мотив, проходящий через все занятия. Пойдемте, я вам покажу, где проходят наши курсы, - добавила Ирина.
Мы поднялись на третий этаж и после непродолжительной прогулки по коридору оказались в светлой и просторной аудитории.
- Наш вуз все-таки как-то связан с информатикой, - улыбнувшись, сказала Ирина, оглядывая стройные ряды современных компьютеров. - Поэтому у нас хорошая техническая база, есть выход в интернет. После окончания курсов мы выдаем свидетельство государственного образца о повышении квалификации. Это очень полезная бумажка, на ее основании можно требовать повышения зарплаты.
- Наверное, к вам народ толпами валит и еще в очередях стоит? - уточнил я, изучая электронный проектор для демонстраций учебных материалов.
- Удивительно, но нет. Хотя и свободных мест тоже нет, нельзя сказать, что вокруг нас есть ажиотаж. Люди перестали верить бесплатному сыру, предполагая обязательное наличие мышеловки. Еще, может быть, некоторым кажется, что бесплатные курсы некачественные, хотя это далеко не так. Многие люди, прошедшие наши программы, опять приходят к нам на новые семинары.
Культ N 5: Московские очереди
Вечерний центр столицы впечатляет - все залито светом и полно жизни. Люди хоть и продолжают куда-то спешить, но их лица теряют дневную напряженность. Множество баров и ресторанчиков наполняются публикой, которая изо всех сил старается забыть про работу и духоту офисов.
Я расположился в одном из интернет-кафе и погрузился в мировую паутину. Через 20 минут изучения бухгалтерских форумов наметил цель своей будущей поездки. На одном из форумов посетители выбирали самые плохие и самые хорошие инспекции Москвы. "А почему бы не посетить эти "самые-самые"? Сейчас сдача квартальной отчетности, будет много народу, и получится узнать что-нибудь интересное", - подумал я.
Итак, в обстановке строжайшей конспирации я отправился в инспекцию N 10, о которой на форуме отзывались далеко не самым лестным образом. Найти ее оказалось несложно: еще на подходе к инспекции около огромного старинного дома я увидел большое скопление людей с пачками бумаг.
Сразу необходимо оговориться, что стояла ужасная жара, поэтому большая часть очереди ждала на улице. Я решил занять очередь. Но это оказалось непросто - существовал специальный список с фамилиями участников очереди, а его хранитель почему-то отсутствовал. Я направился к первому попавшемуся молодому человеку:
- Привет, давно тут загораешь? - как бы невзначай поинтересовался я.
- Ага, с девяти утра. Мне всего-то надо пару строчек в уставе изменить... Знаешь, когда я утром вставал в очередь, мне дали 113-й номер. Сейчас уже два часа дня, и за это время прошло только девять человек - делай выводы. Правда, сейчас всю сотню ты тут не увидишь - они подтянутся со временем.
Кстати, не в курсе - говорят, что если изменения в уставе не зарегистрировать в налоговой в течение трех дней, то влепят штраф?
Я пожал плечами.
- Вроде это есть в законе о госрегистрации, говорят, что штрафануть могут тысяч на пять, - продолжил мой новый знакомый. - Боюсь, с этой очередью все сроки слетят. Зато, стоя в очереди, новость узнал хорошую - отчетность за III квартал в ФСС можно задавать по электронке.
Мы еще немного пообщались, и я решил зайти внутрь здания. Маленькая приемная, и человек 20 внутри стоят плечом к плечу. Хотя нет, слово "маленькая" до конца не передает размеров этого помещения, скорее это помещение придает слову "маленькая" новое звучание. Судите сами: ширина - метра полтора, длина максимум метров шесть. Конечно, дышать там тоже было нечем, а ужасная жара лишь добавляла экспрессии скоплению тел налогоплательщиков.
Первая услышанная фраза была ответом охранника на вопрос "Можно ли войти в такой-то кабинет?":
- Куда? У нас тут очередь стоит днями и ночами!
Сперва я подумал, что это шутка, но, как выяснилось, в каждой шутке есть только доля шутки.
Наружу я вышел вовремя - подошел человек со списком очередников. Мы разговорились, выяснилось, что очередь действительно не рассасывается и ночью:
- Кто уходит в ночь, на следующий день идет вне очереди, - рассказывает Владимир, человек, несущий почетную обязанность сохранения списка. - Раньше было хуже, приходилось стоять всю ночь всем вместе. Ну а потом решили, что будет дежурить только несколько человек. Днем отмечаемся в 8, 12, и 17 часов.
- А почему такой беспорядок?
- Ну, ты же сам видишь: инспекция маленькая и находится в центре города, у нее одних только фирм тысяч за 70. Инспекторы, я думаю, не виноваты - просто работы много, а их мало. Кстати, такая ситуация не только здесь, вот, например, в 5-й инспекции за день проходит пять человек...
- Да тут и инспекторы не малина, вот у некоторых спросишь что-нибудь, а они рекомендуют советоваться с Налоговым кодексом! Работают плохо, а едят хорошо - с часу до трех, так что, если соберетесь стоять в очереди, - имейте это ввиду! - поделилась советом женщина, услышавшая наш разговор.
Через час хлынул дождь, и весь народ скрылся под аркой того же здания. Оказалось, что большинство публики друг друга знает, и для них походы в 10-ю налоговую - своеобразный ритуал, а может, в чем-то и развлечение. В принципе это правильно, ибо иначе воспринимать происходившее было бы слишком сложно.
Здравствуйте, я корреспондент журнала "Расчет"
Оказалось, это практически идеальная фраза для открывания любых дверей. Удивительно, но факт: московский чиновник, неожиданно столкнувшись с прессой, не успевает придумать отговорки и начинает говорить. Однако обо всем по порядку.
Чтобы полностью выполнить поставленную задачу, я решил заехать в 29-ю инспекцию, которая судя по форуму считалась одной из лучших.
Налоговики работали в большом здании, больше похожем на школу. Территория вокруг была огорожена забором, за которым нашел свое место приятный дворик с ухоженными клумбами. Первое, что бросилось в глаза при входе в здание, - отсутствие очередей. Несколько человек мирно сидели на стульях в просторном холле, а несколько - на лавочках во дворе.
Это быстро объяснилось - мой визит попал на время обеденного перерыва. Что ж, тогда начать, наверное, стоило с буфета. По дороге я обратил внимание на внутреннюю отделку здания: мраморный пол, натертый до блеска, стеклопакеты и евролифты - одним словом, загляденье. Буфет был тоже выше всяческих похвал: за относительно скромные деньги (по московским меркам) там можно было вкусно пообедать.
К моему удивлению, людей в столовой было тоже не так много. Побродив между полупустыми столиками, я все же наткнулся на интересную сценку. Два бухгалтера, уплетая комплексный обед, обсуждали зарплату.
- Нет, мне платят категорически мало. Разве можно работать главным бухгалтером за 800 долларов? Вот если бы мне предложили полторы тысячи, то я бы согласилась надрываться... А за 800 пускай сами мучаются! - раздраженно говорила женщина.
- Ну у вас и запросы. Я сюда приехала из Владимира и работаю за 700 - мне на все хватает, - ответила вторая дама.
- Да вы просто недолго здесь живете, - уверенно сказала первая женщина, - через годик вам и тысячи хватать не будет.
На этом острая часть спора закончилась, и дамы плавно перешли к обсуждению московских цен, а я отправился на третий этаж, где принимали отчетность.
Вскоре рядом со мной появился первый посетитель:
- Что, еще не пускают? - поинтересовался незнакомец
- Не-а, жду, - ответил я. - Кстати, а вы давно тут на учете стоите?
- Ну, года три. А что? - мой собеседник удивленно поднял брови.
- Да, мы тут хотели на учет встать, и директор меня отправил на разведку, чтобы понять, с кем предстоит связаться.
- Да не волнуйтесь, это хорошая инспекция, люди тут хорошие и опытные. Радоваться надо, что сюда попали.
Я поблагодарил незнакомца за ответ, однако больше говорить по душам было не с кем.
Как известно, на войне безвыходных положений не бывает, и, вспоминая фразу Остапа Бендера "Будьте наглыми и улыбайтесь - это нравится людям", я уверенной походкой направился к кабинету начальника инспекции:
- Здравствуйте, я корреспондент журнала "Расчет", мы пишем статью о работе московских инспекций. Как вы можете прокомментировать отсутствие очередей?!
Но на вопрос сразу ответить не смогли, начальник, к сожалению, отбыл в отпуск, поэтому общаться пришлось с приветливыми дамами из приемной.
- Почему нет очередей? Да потому что мы работаем как надо и уважаем бухгалтеров и своих сотрудников. В прошлом году нас наградили дипломом "Лучшая инспекция 2003 года". У нас порядка 40 тысяч зарегистрированных фирм и предпринимателей, и очереди будут лишней нагрузкой на инспекторов. В отчетные периоды, как сейчас, остаемся до девяти или в выходные работаем. Это сказывается нехватка кадров: предлагаемым окладом в 1200 рублей мало кого теперь можно заманить.
Расставание
Я уезжал из Москвы со странным чувством. С одной стороны, это город, где возможно все и все возможности для этого есть. Но с другой стороны, этими возможностями сложно воспользоваться. Хорошим примером может стать мой последний за время московских каникул визит в межрайонную налоговую N 46 - единый центр регистрации юридических и физических лиц.
Красивое сверхсовременное здание с системами видеонаблюдения могло поразить воображение даже москвича. Еще при входе мне сразу стало понятно: это именно то место, где технический прогресс идет в ногу со временем.
Внутреннее оснащение зала приема налогоплательщиков ничуть не уступало внешнему виду инспекции. Первым в глаза бросался терминал для распределения очереди. Вы входите, нажимаете нужную кнопку, например "Регистрация предпринимателя", и устройство автоматически выдает вам талон с номером очереди и окошка. Я подошел к одному из 50 окон приема документов от посетителей и услышал:
- Молодой человек, мы уже закрываемся! - ответила девушка за стеклом.
- Да я только спросить хотел!
- Вам еще раз говорят, уже закрываемся.
Мысленно выругавшись, я вышел на улицу. Через пять минут из здания стали выходить посетители. Я остановил одну даму:
- Ну что, зарегистрировались? Как впечатления?
- Да это ужас какой-то. Стояла больше получаса в окошко, где работает консультант. И что в итоге? Задала свой вопрос, а она мне: "Я вам ничего не скажу. Вся информация есть на информационных стендах, идите и читайте". Что я, дурочка? Наверное, я эти стенды уже видела, и вопросы все равно остались...
Когда в окне моего вагона в последний раз мелькали улицы Москвы, в голове почему-то вертелась строчка из стихотворения Иосифа Бродского: "Коль суждено в Империи родиться, то лучше жить в провинции, у моря".
Н. Сазонов
"Расчет", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru