Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента образования
и науки города Севастополя
от 16.04.2021 N 448-П
УТВЕРЖДЕНО
приказом Департамента образования
и науки города Севастополя
от___________ N__________
Положение
об особенностях организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в городе Севастополе в 2021 году для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
1. Общие сведения
Настоящее Положение разработано в целях разъяснения особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в городе Севастополе в 2021 году (далее - ГИА, ГИА-9, ГИА-11) для участников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов (далее - ОВЗ).
Настоящее Положение не распространяется на проведение единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по информатике и информационно-коммуникационным технологиям в компьютерной форме (далее - КЕГЭ).
В 2021 году ГИА-9 проводится по русскому языку и математике, результаты которой являются основанием для выдачи аттестата об основном общем образовании.
Для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 по их желанию проводится только по одному обязательному учебному предмету по их выбору. ГИА-9 по физике, химии, биологии, литературе, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английскому, французскому, немецкому и испанскому), информатике не проводится.
Для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов ГИА-11 проводится по русскому языку в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) или ЕГЭ по выбору указанных участников. Основанием для выдачи аттестата о среднем общем образовании лицам с ОВЗ, детям-инвалидам, инвалидам являются результаты прохождения ГИА-11 по русскому языку по их выбору.
Для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях организуется проведение экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы, обучающегося с ОВЗ - психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ПМПК).
Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательным программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечения доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, не имеется. ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определяется не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - ПМПК.
Лица с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК, которые носят для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Одним из направлений деятельности ПМПК является проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет. Вместе с тем в исключительных случаях руководителем ПМПК может быть принято решение об обследовании на ПМПК обучающегося в возрасте старше 18 лет.
Для участников с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении оригинала или заверенной копии справки, подтверждающей инвалидность) обеспечивается создание следующих условий проведения экзамена:
- увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа (ЕГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение" - на 30 минут);
- организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;
- обеспечение беспрепятственного доступа в аудитории, туалетные и иные помещения, а также пребывания участников в этих помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Для участников с ОВЗ, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении оригинала или заверенной копии справки, подтверждающей инвалидность, а также копии рекомендаций ПМПК) обеспечивается создание следующих специальных условий проведения экзамена:
- присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные листы (бланки) для записи ответов;
- использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;
- оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников);
- привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников);
- оформление экзаменационных материалов (далее - ЭМ) рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы (далее - ЭР) рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников);
- копирование ЭМ в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК) в увеличенном размере; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами (лупа или иное увеличительное устройство); индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников);
- выполнение письменной ЭР на компьютере по желанию.
Для обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации (далее - ОО), и обучение которых организовано на дому или в медицинских организациях, по возможности, организуется проведение экзаменов на дому, в медицинской организации. Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
В заявлении об участии в ГИА участники с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды указывают специальные условия, учитывающие состояние их здоровья, особенности психофизического развития, необходимые им при проведении экзаменов, в том числе предоставление специализированной (отдельной) аудитории.
2. Особенности организации пункта проведения экзаменов
Материально-технические условия пункта проведения экзаменов (далее - ППЭ) должны обеспечивать всем участникам с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения ППЭ, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Возможно создание отдельных "опорных" ППЭ с оптимальными условиями проведения экзамена для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов по определенным нозологическим группам или ограничений по здоровью, оборудованных соответствующими специальными техническими средствами.
В ППЭ, организованных на базе ОО, медицинской организации, может быть назначена специализированная (отдельная) аудитория (-и) для проведения экзаменов для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.
Количество, общая площадь и состояние аудиторий, предоставляемых для проведения экзаменов, обеспечивают проведение экзаменов в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Специализированные (отдельные) аудитории для проведения экзаменов должны быть оборудованы средствами видеонаблюдения, позволяющими осуществлять видеозапись без трансляции проведения экзаменов в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Для слабослышащих участников аудитории ППЭ оборудуются коллективной и (или) индивидуальной звукоусиливающей аппаратурой.
Для слабовидящих участников освещенность каждого рабочего места в аудитории должна быть индивидуальной равномерной и не менее 300 люкс. Возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не менее 300 люкс при отсутствии динамической регулировки.
Для слепых участников аудитории ППЭ обеспечиваются достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером.
Допускается организовывать специализированные (отдельные) аудитории для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов в зависимости от категории нозологической группы:
- слепых, поздноослепших, слабовидящих;
- глухих, позднооглохших;
- слабослышащих;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с расстройствами аутистического спектра;
- иных категорий участников, которым требуется создание специальных условий.
Допускается нахождение в одной аудитории участников, относящихся к разным нозологическим группам.
Например, в одной аудитории могут находиться слабослышащие участники и участники с тяжелыми нарушениями речи.
Количество рабочих мест в каждой аудитории определяется в зависимости от категории нозологической группы, используемых технических средств (рекомендации по количеству участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов в одной аудитории представлено в пункте 10 настоящего Положения).
При проведении экзаменов в один день по нескольким учебным предметам в соответствии с единым расписанием ГИА допускается рассадка в одну специализированную (отдельную) аудиторию участников не более чем по двум разным учебным предметам, при этом количество участников по каждому учебному предмету не должно превышать 5 человек.
В аудиториях должны быть предусмотрены места для ассистентов, которые оказывают участникам с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей.
Ассистенты.
Во время экзамена в ППЭ могут присутствовать ассистенты, которые оказывают участникам с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей, в том числе:
- обеспечивают сопровождение участника с ОВЗ, ребенка-инвалида и инвалида в ОО, на базе которой организован ППЭ;
- оказывают техническую помощь в передвижении по ППЭ, ориентации (в том числе помогают им занять рабочее место в аудитории) и получении информации (не относящейся к содержанию и выполнению заданий ЭР);
- оказывают техническую помощь в обеспечении коммуникации (с сотрудниками ППЭ), в том числе с использованием коммуникативных устройств, средств альтернативной коммуникации (за исключением средств связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуры);
- оказывают помощь в использовании технических средств, необходимых для выполнения заданий, техсредств (изделий) реабилитации и обучения;
- оказывают помощь в ведении записей, чтении заданий (оказывают помощь в фиксации положения тела, ручки в кисти руки; помогают при оформлении регистрационных полей бланков ЭР; переносят ответы в БО), приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей; удержании контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ) в вертикальном положении, фиксации строки/абзаца (для участников с нарушением опорно-двигательного аппарата);
- оказывают техническую помощь при выполнении письменной ЭР на компьютере (настройки на экране; изменение (увеличение) шрифта; расположение ЭМ на экране компьютера с учетом особенностей зрения);
- вызывают медперсонал (при необходимости).
В качестве ассистентов привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку.
Списки ассистентов утверждаются ДОиН по согласованию с ГЭК.
Ассистентом может быть определен работник ОО, социальный работник, а также в исключительных случаях - родитель (законный представитель) участника. Данные об ассистентах вносятся в региональную информационную систему обеспечения проведения ГИА (далее - РИС). Указанные лица распределяются в ППЭ, в который пребывают не ранее 09:00.
Не допускается привлекать в качестве ассистентов специалистов по соответствующему учебному предмету при проведении экзамена по данному учебному предмету.
В 2021 году допускается привлекать в качестве ассистентов работников ОО, являющихся учителями участников, сдающих экзамен в данном ППЭ.
Автоматизированное распределение участников, организаторов по аудиториям, ассистентов осуществляет РЦОИ. Распределение участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется индивидуально с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития.
Руководитель ППЭ совместно с руководителем ОО, на базе которой организован ППЭ, обязан обеспечить готовность ППЭ к экзаменам для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов в соответствии с требованиями к ППЭ, в том числе техническое оснащение аудиторий, учитывающее состояние здоровья, особенности психофизического развития и индивидуальные возможности указанных участников экзаменов.
Руководитель ППЭ (совместно с руководителем ОО, на базе которой организован ППЭ, должен:
Для слепых участников:
- подготовить в необходимом количестве листы бумаги для черновиков (со штампом ОО, на базе которой организован ППЭ) из расчета по десять листов для письма по системе Брайля на каждого участника;
- подготовить в необходимом количестве памятки для слепых участников по заполнению тетрадей для ответов на задания ГИА;
- подготовить помещение для работы комиссии тифлопереводчиков (в случае если перенос ответов слепых участников на БО осуществляется в ППЭ).
Возможна организация работы комиссии тифлопереводчиков в той же аудитории, где проводился экзамен, в присутствии члена ГЭК после окончания экзамена. Работа комиссии тифлопереводчиков в аудитории осуществляется под видеонаблюдением.
Для слабовидящих участников:
- для участников ОГЭ - в случае масштабирования КИМ и бланков подготовить в необходимом количестве пакеты размером формата АЗ;
- для участников ЕГЭ - в случае масштабирования КИМ, бланков регистрации (далее - БР) и бланков ответов N 1 (далее - БО-1) подготовить в необходимом количестве пакеты размером формата АЗ и форму ППЭ-11 для наклеивания на пакеты;
- подготовить в необходимом количестве в аудитории увеличительные средства для масштабирования КИМ, бланков до формата АЗ.
В случае отсутствия увеличительных средств - выдать лупу.
Допускается не масштабировать БР при их заполнении ассистентами.
Также допускается использование масштабированного варианта КИМ ОГЭ на формате А4 с размером шрифта не менее 18 Bold (полужирный) и отдельным масштабированием картинок и схем, представленных в КИМ ОГЭ, размерами не менее половины А4 (пропорционально размерам исходных изображений картинок и схем КИМ ОГЭ). Шрифт, используемый в КИМ ОГЭ для слабовидящих детей, должен быть без засечек (Arial/Verdana).
При наличии соответствующих рекомендаций ПМПК допускается использование специальных технических средств, в том числе электронного увеличительного устройства.
В ППЭ, где проводится экзамен для слепых и слабовидящих и где осуществляет свою работу комиссия тифлопереводчиков, количество членов ГЭК должно быть увеличено для обеспечения контроля за переносом ассистентом ответов слабовидящих и слепых участников из специально предусмотренных тетрадей и бланков увеличенного размера в стандартные БО.
Для глухих и слабослышащих участников:
- подготовить в нужном количестве правила по заполнению бланков;
- оборудовать аудитории звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.
Для участников с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- обеспечить беспрепятственный доступ в аудитории, в том числе учитывать необходимость увеличения расстояния между рабочими столами (партами) для передвижения инвалидных колясок;
- в случае выполнения участником письменной ЭР на компьютере: совместно с техническим специалистом осуществить контроль готовности рабочего места, оборудованного компьютером (компьютерная мышь (ножная мышь, роллер, джойстик, головная мышь и др.), диагональ монитора не менее 19 дюймов, клавиатура с увеличенным размером клавиш или виртуальная клавиатура, с возможностью подключения специальных настроек: увеличение курсора, замедление скорости перемещения курсора, включение опции увеличения области просмотра и др.).
Организация ППЭ на дому, в медицинской организации.
Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
Во время проведения экзамена на дому, в медицинской организации присутствуют руководитель ППЭ, организаторы, член ГЭК, ассистент (при необходимости). Для участника необходимо организовать рабочее место (с учетом состояния его здоровья), а также рабочие места для всех работников указанного ППЭ.
При организации ППЭ на дому, в медицинской организации в целях оптимизации условий проведения ГИА допускается совмещение отдельных полномочий и обязанностей лицами, привлекаемыми к проведению ГИА на дому, в медицинской организации по согласованию с ГЭК, в том числе:
- член ГЭК может выполнять функционал руководителя ППЭ;
- организатор может одновременно выполнять функции технического специалиста.
Лица, привлекаемые к проведению ГИА в ППЭ на дому, в медицинской организации прибывают в указанный ППЭ не ранее 09:00,
В случае выполнения письменной ЭР на компьютере руководителю ППЭ совместно с техническим специалистом рекомендуется произвести контроль готовности рабочего места, оборудованного компьютером (компьютерная мышь (ножная мышь, роллер, джойстик, головная мышь и др.), диагональ монитора не менее 19 дюймов, клавиатура с увеличенным размером клавиш или виртуальная клавиатура, с возможностью подключения специальных настроек: увеличение курсора, замедление скорости перемещения курсора, включение опции увеличения области просмотра и др.).
В случае проведения ОГЭ (ЕГЭ) по ИЯ (раздел "Говорение") в ППЭ на дому, в медицинской организации по согласованию с ГЭК организуется только одна аудитория, которая является аудиторией подготовки и аудиторией проведения одновременно.
В случае проведения ЕГЭ по ИЯ (раздел "Говорение"), так как указанный экзамен является высокотехнологичным и предполагает обязательное использование компьютерной техники со специализированным программным обеспечением (далее - ПО) для демонстрации КИМ и записи ответов участника, в ППЭ на дому, в медицинской организации необходимо обеспечить указанный ППЭ следующим минимальным набором оборудования:
- компьютером (ноутбуком), имеющим выход в сеть "Интернет", с установленным ПО "Станция авторизации";
- компьютером (ноутбуком) с установленным ПО "Станция записи ответов" и "Станция печати" и подключенным к нему лазерным принтером.
Для данного ППЭ необходимо будет провести процедуры технической подготовки и контроля технической готовности в установленные сроки. Указанные процедуры допустимо провести по месту расположения той организации, которой принадлежит используемая техника.
В качестве канала доступа к сети "Интернет" рекомендуется использовать USB-модем.
Схема передачи ЭМ в РЦОИ определяется ДОиН: допустимо оснащение ППЭ оборудованием для сканирования ЭМ и передача их по сети "Интернет" или доставка ЭМ членом ГЭК в РЦОИ в день экзамена. Количественный состав работников ППЭ для проведения ЕГЭ по ИЯ (раздел "Говорение") в ППЭ на дому, в медицинской организации и потребность в резервном оборудовании ДОиН также определяет самостоятельно.
3. Особенности проведения ГИА в ППЭ
3.1. Допуск в ППЭ и рассадка в аудитории
В день проведения экзамена руководитель ППЭ и руководитель ОО, на базе которой организован ППЭ, должны явиться в ППЭ не позднее 07:30.
Технический специалист, ответственный за включение видеонаблюдения, должен явиться в ППЭ в одно время с руководителем ППЭ. Ответственный организатор вне аудитории, уполномоченный руководителем ППЭ на проведение регистрации лиц, привлекаемых к проведению экзаменов, начиная с 08:00, на входе в ППЭ совместно с сотрудниками, осуществляющими охрану правопорядка, и (или) сотрудниками органов внутренних дел (полиции) (далее - ОВД) проверяет наличие документов, удостоверяющих личность, у лиц, привлекаемых к проведению экзаменов в ППЭ, в том числе у ассистентов, устанавливает соответствие личности представленным документам, а также проверяет наличие указанных лиц в списках работников ППЭ.
Руководитель ППЭ не ранее 08:15 проводит инструктаж по процедуре проведения экзамена для работников ППЭ, в том числе информирует о количестве специализированных (отдельных) аудиторий, и выдает ответственному организатору в аудитории список с указанием ассистентов, распределенных в данный ППЭ (форма ППЭ-07 "Список работников ППЭ и общественных наблюдателей").
Организатор в аудитории при входе ассистентов в аудиторию должен проверить документы, удостоверяющие их личность, а также указать ассистенту место в аудитории.
Допуск участников экзаменов в ППЭ осуществляется с 09:00 при наличии у них документов, удостоверяющих личность, и при наличии их в списках распределения в данный ППЭ.
С помощью стационарных и (или) переносных металлоискателей организаторы (работники по обеспечению охраны ОО) самостоятельно или совместно с сотрудниками, осуществляющими охрану правопорядка, и (или) сотрудниками ОВД проверяют у участников наличие запрещенных средств. По медицинским показаниям (при предъявлении подтверждающего документа) участник может быть освобожден от проверки с использованием металлоискателя.
Участники могут взять с собой на отведенное место в аудитории медицинские приборы и препараты, показанные для оказания экстренной медицинской помощи, а также необходимое техническое оборудование для выполнения заданий (брайлевский прибор и грифель, брайлевская печатная машинка, лупа или иное увеличительное устройство, специальные чертежные инструменты и др.).
3.2. Начало проведения экзамена в аудитории
Не позднее 09:45 ответственный организатор в аудитории получает у руководителя ППЭ ЭМ.
При проведении ОГЭ для слабовидящих в аудитории после вскрытия индивидуальных комплектов (далее - ИК) КИМ, бланки масштабируются до формата АЗ. Рекомендуется осуществлять масштабирование ЭМ непосредственно в аудитории. Масштабирование производится под контролем члена ГЭК и общественных наблюдателей (при наличии) не ранее 10:00. При этом по окончании масштабирования каждого ИК в пакет формата АЗ складываются и запечатываются следующие материалы:
- КИМ стандартного размера;
- КИМ масштабированный;
- бланки стандартного размера;
- БО, увеличенный до формата АЗ.
Слабовидящие участники могут работать со стандартными или с масштабированными КИМ, БО, в том числе с дополнительными БО (далее - ДБО) (по своему выбору).
При проведении ЕГЭ для слабовидящих в аудитории печать ЭМ стандартных размеров (при использовании технологии печати полного комплекта ЭМ) и масштабирование ЭМ осуществляется в аудитории проведения экзамена не ранее 10:00.
Слабовидящие участники могут работать со стандартными или масштабированными КИМ, БР, БО, в том числе с ДБО (по своему выбору).
В случае нахождения в аудитории вместе со слабовидящими участниками других участников с ОВЗ экзамен начинается для всех присутствующих в аудитории единовременно после увеличения ЭМ для слабовидящих.
Глухим, позднооглохшим и слабослышащим участникам выдаются правила по заполнению бланков ГИА.
При проведении ОГЭ по ИЯ (раздел "Аудирование") предоставить участникам задания раздела на бумажном носителе для выполнения заданий (учесть при разработке КИМ ОГЭ).
3.3. Проведение экзамена в аудитории
Продолжительность экзамена для участников с ОВЗ увеличивается на 90 минут (раздел "Говорение" по ИЯ - на 30 минут). Если участник выполнил работу ранее установленного срока, то организаторы принимают ЭМ до окончания экзамена. При этом участники могут покинуть аудиторию и ППЭ.
Во время проведения экзамена для участников с ОВЗ в аудиториях организуется питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
Участники, которые не имеют возможность писать самостоятельно и которые могут выполнять работу только на компьютере, вправе использовать компьютер без выхода в сеть "Интернет" и не содержащий информации по сдаваемому учебному предмету.
Перенос ответов участника с компьютера в стандартные БО осуществляется ассистентом в присутствии общественного наблюдателя (при наличии) и члена ГЭК.
Допускается использование компьютера без выхода в сеть "Интернет" (со средством индивидуального прослушивания (наушниками), оснащенного специализированным ПО (например, экранной лупой).
3.4. Завершение экзамена в аудитории
Для слабовидящих участников:
В случае использования масштабированных до формата А3 БР и БО ассистенты в присутствии участников собирают только КИМ (стандартного размера и масштабированного размера) и листы бумаги для черновиков. КИМ (стандартного размера и масштабированного размера) и листы бумаги для черновиков запечатываются в возвратные доставочные пакеты (далее - ВДП). БО остаются на рабочих местах участников.
Для переноса ответов слабовидящих участников с масштабированных бланков на бланки стандартного размера рекомендуется назначать специально обученных ассистентов, по возможности, из числа тифлопереводчиков.
В присутствии общественных наблюдателей (при наличии) и члена ГЭК ассистенты переносят ответы на задания ЭР участников с масштабированных БО и БР на стандартные БО и БР в полном соответствии с ответами участников. Организаторы должны следить за сохранением комплектации выданных ЭМ. При нарушении комплектации ИК проверка работ невозможна.
При переносе ответов на бланки стандартного размера в поле "Подпись участника" ассистент пишет "Копия верна" и ставит свою подпись.
По окончании переноса ответов слабовидящих участников на бланки стандартного размера организатор формирует материалы по следующим категориям:
- БР (стандартные) - для участников экзамена (ЕГЭ);
- БР (масштабированные) - для участников экзамена (ЕГЭ);
- БО-1 (стандартные);
- БО-1 (масштабированные);
- БО-2, в том числе ДБО-2 (стандартные);
- БО-2, в том числе ДБО-2 (масштабированные).
Бланки стандартного размера запечатываются в стандартные ВДП, масштабированные БР и БО-1 запечатываются в пакеты формата АЗ.
Для слепых участников;
По истечении времени, отведенного на проведение экзамена, ответственный организатор должен объявить, что экзамен окончен, и участники с помощью ассистентов должны сложить тетради для ответов в конверт ИК, а КИМ и листы бумаги для черновиков положить на край рабочего стола.
Организаторы в аудитории самостоятельно собирают со столов участников ЭМ: КИМ и черновики, конверты ИК (со специальными тетрадями, БР, БО-1 и БО-2, ДБО-2, фиксируют на конверте ИК количество сданных участником специальных тетрадей для ответов на задания, БР, БО-1 и БО-2, ДБО-2 и ставят свою подпись.
В случае принятия ГЭК решения об организации работы комиссии тифлопереводчиков в аудитории экзамена после его окончания член ГЭК приглашает комиссию тифлопереводчиков. Комиссия тифлопереводчиков работает в присутствии члена(ов) ГЭК и организаторов в аудитории. Во время работы комиссии тифлопереводчиков осуществляется видеозапись.
После выполнения работы тифлопереводчиков организатор в аудитории формирует материалы следующим образом:
- конверты ИК, в которых находятся специальные тетради для ответов на задания;
- дополнительные листы с ответами (если они использовались);
- БР;
- БО-1;
- БО-2;
- ДБО-2;
- черновики;
- КИМ.
Организатор должен пересчитать конверты ИК и запечатать их в пакет. Тетради для записи ответов и бланки ГИА слепых участников могут быть упакованы в один пакет из аудитории.
В случае если ЭМ не помещаются в один пакет, допускается упаковка тетрадей и бланков каждого участника в пакеты по отдельности.
Организатор заполняет информацию на ВДП, в котором отмечает информацию о регионе, ППЭ, аудитории, учебном предмете, количестве конвертов ИК в пакете, ответственном организаторе в аудитории.
Для участников, выполняющих работу с использованием компьютера или специального ПО: организаторы в присутствии участников распечатывают ответы участников с компьютера, ставят отметку на распечатанных бланках о количестве распечатанных листов.
В присутствии общественных наблюдателей (при наличии) и члена(ов) ГЭК ассистенты переносят в полном соответствии ответы участников экзамена, распечатанные с компьютера, в бланки.
При переносе ответов в бланки в поле "Подпись участника" ассистент пишет "Копия верна" и ставит свою подпись.
В случае отсутствия специального ПО ассистент протоколирует ответы участника, выполненные на компьютере, в бланки в присутствии члена (ов) ГЭК.
По окончании переноса ответов участников в бланки или протоколирования ответов участника в бланки организатор в аудитории формирует материалы следующим образом:
- БР;
- БО-1;
- БО-2, в том числе ДБО-2;
- распечатанные с компьютера ответы участников.
3.5. Особенности завершающего этапа проведения экзамена в ППЭ
Передача ЭМ руководителем ППЭ после проведения экзамена
Руководитель ППЭ в присутствии члена ГЭК обязан по окончании экзамена получить от всех организаторов по аудиториям и пересчитать:
Из аудитории для слепых участников:
- конверты ИК, в которых находятся: тетради для ответов на задания ГИА, БР, БО-1, БО-2 для передачи их в комиссию тифлопереводчиков, в специально выделенное и оборудованное для этих целей помещение на базе ППЭ, РЦОИ (в соответствии с принятой организационно-технологической схемой проведения ГИА);
- КИМ;
- листы бумаги для черновиков.
Из аудитории для слабовидящих участников:
- запечатанные ВДП с БР (масштабированными - в конверте формата А3; стандартными - в стандартном ВДП);
- БО-1 (масштабированными - в конверте формата А3; стандартными - в стандартном ВДП) и БО-2 (включая ДБО-2);
- запечатанные пакеты с использованными КИМ (стандартными и увеличенными - в конверте формата АЗ);
- листы бумаги для черновиков.
Из аудитории для участников, выполнявших работу с использованием компьютера или специального ПО: конверты ИК, в которых находятся: распечатанные с компьютера ответы участников экзамена на задания ГИА, БР, БО-1, БО-2; КИМ.
В случае организации переноса ответов слепых участников на бланки в ППЭ по окончании экзамена тетради с ответами слепых участников передаются в аудитории, в которых работает комиссия тифлопереводчиков. Также в комиссию передаются памятки по заполнению регистрационных полей.
Комиссия тифлопереводчиков организует работу в соответствии с Положением о комиссии тифлопереводчиков.
В аудиториях, оборудованных средствами видеонаблюдения, в которых работает комиссия тифлопереводчиков, в течение всего времени работы комиссии должны находиться член ГЭК и общественный наблюдатель (при наличии).
Руководитель ППЭ передает члену ГЭК ЭМ из специализированных (отдельных) аудиторий отдельно от ЭМ, сданных из остальных аудиторий ППЭ. Доставка ЭМ участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов из ППЭ в РЦОИ производится членом ГЭК незамедлительно по окончании процедуры сбора и оформления всех документов, если в ППЭ не проводится сканирование ЭМ.
При проведении в ППЭ сканирования ЭМ все материалы из специализированной (отдельной) аудитории сканируются отдельно и передаются в РЦОИ отдельным пакетом. Хранение и передача ЭМ осуществляется в общем порядке.
4. Особенности рассмотрения апелляций
Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов конфликтная комиссия (далее - КК) вправе привлекать к своей работе тифлопереводчиков (для рассмотрения апелляций слепых участников), сурдопереводчиков (для рассмотрения апелляций глухих участников).
Вместе с участником с ОВЗ, ребенком-инвалидом, инвалидом на рассмотрении его апелляции, помимо родителей (законных представителей), может присутствовать ассистент.
В случае обнаружения КК ошибок в переносе ответов слепых или слабовидящих участников с масштабированных бланков на бланки стандартного размера, ошибок в переносе ответов участников, выполнявших письменную ЭР на компьютере, с компьютера на бланки КК учитывает данные ошибки в качестве технической ошибки. ЭР таких участников проходят повторную обработку (включая перенос ответов на бланки стандартного размера) и, при необходимости, повторную проверку экспертами предметной комиссии по соответствующему учебному предмету.
5. Памятка для слепых и слабовидящих участников по заполнению шрифтом Брайля тетрадей для ответов на задания ГИА
Зачитывается участникам организаторами перед экзаменом и прикладывается к ЭМ, напечатанная рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Участник с использованием письменного Брайлевского прибора и грифеля рельефно-точечным шрифтом Брайля пишет на второй странице тетради фамилию (с новой строки), имя (с новой строки), отчество (с новой строки), серию и номер своего документа, удостоверяющего личность (паспорта), с новой строки.
Ответы пишутся с одной стороны листа, начиная с третьей страницы.
При выполнении заданий с кратким ответом необходимо записать номер задания и ответ, располагая каждый ответ на отдельной строке.
Между номером задания и ответом необходимо оставить интервал (пропущенную клетку).
Ответ оформляется в соответствии с инструкциями в КИМ.
Если ответом должно быть слово, то нужно писать его в той форме, в которой данное слово стоит в предложении или указано в задании.
Ответы на задания с развернутыми ответами записываются, начиная с новой страницы тетради для ответов.
Если участник ошибся, неверный ответ закалывается шеститочием. В качестве правильного ответа засчитывается последний ответ в строке. В случае повторного ответа на задание засчитывается последний ответ. При выполнении заданий следуйте инструкциям в КИМ.
6. Памятка для организатора в аудитории для слепых и слабовидящих участников, использующих рельефно-точечный шрифт Брайля с использованием письменного прибора Брайля (система Брайля)
Подготовительный этап проведения ГИА в ППЭ.
Организаторы должны получить у руководителя ППЭ стандартные формы, в том числе, с указанием ассистентов (форма ППЭ-07). Организатор при входе ассистентов в аудиторию должен сверить данные документа, удостоверяющего личность ассистента, с выданным списком.
Участники могут взять с собой на отведенное место в аудитории письменный прибор Брайля, специальные чертежные инструменты (при необходимости) и другие средства, необходимые для выполнения заданий.
Проведение ГИА в аудитории.
Ответственный организатор в аудитории для слепых участников обязан не позднее чем за 15 минут до начала экзамена получить у руководителя ППЭ:
- доставочные спецпакеты с ИК, содержащие в себе КИМ, напечатанный рельефно-точечным шрифтом Брайля, специальные тетради (для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля с использованием письменного прибора Брайля), БР, БО-1, БО-2;
- листы бумаги для черновиков для письма по системе Брайля из расчета 10 листов на каждого участника;
- дополнительные листы для записи ответов по системе Брайля (в случае нехватки места в тетради для записи ответов);
- ВДП для упаковки тетрадей для записи ответов и стандартных бланков.
В случае заполнения слепыми участниками всей тетради для ответов организатор выдает участнику дополнительный лист (листы) для письма по системе Брайля. При этом участник пишет ФИО на верхней строке листа, организатор также пишет ФИО участника на дополнительном листе обычным способом.
Организаторы или ассистенты должны вписать в специально отведенное место на титульном листе тетради ФИО и данные участника из документа, удостоверяющего его личность. БР, БО-1, БО-2 организатор или ассистент вкладывает обратно в конверт ИК и оставляет на столе участника.
Участники с использованием письменного прибора Брайля и грифеля на второй странице тетради рельефно-точечным шрифтом Брайля пишут фамилию (с новой строки), имя (с новой строки), отчество (с новой строки), серию и номер своего документа, удостоверяющего личность, с новой строки.
Организатор проводит инструктаж участников по заполнению тетради для ответов на задания ГИА и раздает текст инструкции ассистентам участников для дополнительного разъяснения.
Допускается заполнение регистрационных полей БР и БО-1 ассистентами в соответствии с документом, удостоверяющим личность участника, и данных о ППЭ, записанных организаторами на доске во время проведения инструктажа.
После заполнения второй страницы тетради, заполнения регистрационных полей всех бланков всеми участниками организатор объявляет о начале экзамена и фиксирует время начала и окончания экзамена на классной доске (время, отведенное на инструктаж и заполнение регистрационных полей бланков, в общее время экзамена не включается).
За 30 минут и за 5 минут до окончания выполнения ЭР организаторы сообщают участникам о скором завершении экзамена. По истечении времени, отведенного на проведение экзамена, ответственный организатор должен объявить, что экзамен окончен, и участники (самостоятельно или с помощью организаторов в аудитории, ассистентов) должны сложить тетради для ответов в конверт ИК, а КИМ и черновики положить на край рабочего стола (при этом все оставшиеся в аудитории участники должны оставаться на своих местах).
Организаторы в аудитории самостоятельно собирают со столов участников ЭМ (конверты с тетрадями, бланками), фиксируют на конверте количество сданных участником тетрадей, бланков, ставят свою подпись.
В присутствии участников и ассистентов организатор должен пересчитать конверты ИК, в которых находятся: тетради для ответов на задания ГИА, бланки и запечатать их в ВДП.
При организации работы комиссии тифлопереводчиков в аудитории проведения экзамена после его проведения организаторы в аудитории самостоятельно собирают со столов участников КИМ и черновики.
Член ГЭК приглашает комиссию тифлопереводчиков для работы по переводу. Тифлопереводчики работают в присутствии члена ГЭК, организаторов. После выполнения работы тифлопереводчиков организаторы собирают со столов участников ЭМ (конверты с тетрадями, бланки, черновики).
По итогам сбора ЭМ у участников организатор формирует материалы по следующим категориям:
- конверты ИК, в которых находятся тетради для ответов на задания ГИА, дополнительные листы с ответами, если они использовались, БР, БО-1, БО-2;
- черновики;
- КИМ.
Тетради для записи ответов и стандартные бланки слепых участников могут быть упакованы в один пакет из аудитории; в случае если ЭМ не помещаются в один пакет, допускается упаковка в пакеты тетрадей и бланков каждого участника в отдельности.
Организатор заполняет сопроводительный бланк на ВДП, в котором отмечает информацию о регионе, ППЭ, аудитории, учебном предмете, количестве конвертов ИК в пакете, ответственном организаторе в аудитории.
7. Памятка для организатора в аудитории для слабовидящих
Подготовительный этап проведения ГИА в ППЭ
Организаторы должны получить у руководителя ППЭ списки ассистентов с указанием ФИО сопровождаемого ими участника.
Организатор при входе ассистентов в аудиторию должен сверить данные документа, удостоверяющего личность ассистента, с выданным списком.
Участники могут взять с собой на отведенное место в аудитории лупу или иное увеличительное устройство.
Проведение ОГЭ в аудитории.
Руководитель ППЭ не позднее чем за 15 минут до начала экзамена приносит в аудиторию доставочные спецпакеты с ИК, необходимое количество черновиков (10 листов формата А4), а также ДБО-2, комплекты ВДП (1 комплект состоит из трех пакетов с маркировкой Р, 1, 2), в том числе пакеты формата А3 для запечатывания масштабированных ЭМ - КИМ, БО-1, БО-2 (3 пакета на аудиторию) и передает их организаторам в аудиториях.
Организаторы в аудитории в присутствии участников с помощью увеличительных устройств масштабируют из каждого ИК КИМ, БО-1 и БО-2 до формата А3.
Рекомендуется масштабировать ЭМ непосредственно в аудитории. При этом масштабирование производится не ранее 10:00 под контролем члена ГЭК и общественных наблюдателей (при наличии). По окончании масштабирования каждого ИК в пакет формата АЗ складываются и запечатываются следующие материалы:
- КИМ стандартного размера;
- КИМ увеличенный;
- бланки стандартного размера;
- БО-1, БО-2, увеличенные до формата А3.
Слабовидящие участники ОГЭ могут работать с КИМ, бланками стандартного или увеличенного размера (по своему выбору).
По окончании экзамена организаторы собирают только КИМ (стандартного размера и увеличенные) и черновики. КИМ (стандартного размера и увеличенные) и черновики запечатываются в ВДП и подписываются. БО остаются на местах.
Проведение ЕГЭ в аудитории.
Не ранее 10:00 начинается печать ИК. Масштабирование ЭМ рекомендуется осуществлять в аудитории проведения экзамена по мере печати материалов стандартных размеров.
Слабовидящие участники ЕГЭ могут работать с КИМ (стандартного размера и увеличенными), бланками стандартного или увеличенного размера (по своему выбору).
По окончании экзамена организаторы собирают только КИМ (стандартного размера и увеличенные) и черновики. КИМ (стандартного размера и увеличенные) и черновики запечатываются в ВДП и подписываются. БО и БР остаются на местах.
В присутствии общественных наблюдателей (при наличии) и члена ГЭК специально назначенные ассистенты переносят ответы участников с масштабированных бланков на бланки стандартного размера.
Организаторы должны следить за сохранением комплектации выданных ЭМ. Если будет нарушена комплектация ИК, проверка работы участника окажется невозможной.
При переносе ответов на стандартные бланки в поле "Подпись участника" ассистент пишет "Копия верна" и ставит свою подпись.
По окончании переноса ответов слабовидящих участников на бланки стандартного размера организатор формирует материалы покомплектно: БР, БО-1, БО-2, ДБО-2 одного участника, бланки следующего участника и т.д.
Бланки стандартного размера запечатываются в стандартные ВДП, масштабированные бланки запечатываются в пакеты формата А3.
8. Памятка для руководителя ППЭ при проведении ГИА для участников с ОВЗ
Подготовительный этап проведения ГИА в ППЭ.
Руководитель ППЭ совместно с руководителем ОО, на базе которой организован ППЭ, обязан обеспечить готовность ППЭ к проведению экзаменов.
В ППЭ направляется не позднее двух рабочих дней до проведения экзамена по соответствующему учебному предмету информация о количестве участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов в ППЭ, а также о необходимости организации проведения ГИА для указанных участников в ППЭ, в том числе аудиториях ППЭ, в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Не позднее чем за один календарный день до проведения экзамена руководитель ППЭ и руководитель ОО, на базе которой организован ППЭ, обязаны обеспечить готовность аудиторий для проведения ГИА для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, в том числе проверить наличие:
для слепых участников экзамена:
- необходимого количества черновиков из расчета по 10 листов для письма по системе Брайля на каждого участника;
- необходимого количества Памятки для слепых и слабовидящих участников по заполнению шрифтом Брайля тетрадей для ответов на задания;
- помещения для работы комиссии тифлопереводчиков (в случае, если перенос ответов слепых участников с масштабированных бланков на бланки стандартного размера будет осуществляется в ППЭ).
Для слабовидящих участников экзамена:
- необходимого количества пакетов размером формата А3 и формы для наклеивания на пакеты (в случае масштабирования КИМ, бланков;
- необходимого количества технических средств для масштабирования КИМ, бланков до формата А3.
Для глухих и слабослышащих участников:
- необходимого количества правил по заполнению бланков;
- звукоусиливающей аппаратуры как коллективного, так и индивидуального использования;
- необходимого количества заданий раздела "Аудирование" на бумажных носителях (при проведении ОГЭ по иностранным языкам (раздел "Аудирование"),
В случае выполнения участником письменной ЭР на компьютере:
- совместно с техническим специалистом осуществить контроль готовности рабочего места, оборудованного компьютером (компьютерная мышь (ножная мышь, роллер, джойстик, головная мышь и др.), диагональ монитора не менее 19 дюймов, клавиатура с увеличенным размером клавиш или виртуальная клавиатура с возможностью подключения специальных настроек: увеличение курсора, замедление скорости перемещения курсора, включение опции увеличения области просмотра и др.).
Проведение ГИА в ППЭ.
Не ранее 08:15 начать проведение инструктажа по процедуре проведения экзамена для работников ППЭ, выдать ответственному организатору в аудитории список ассистентов, распределенных в данный ППЭ (на ЕГЭ форма ППЭ-07 "Список работников ППЭ и общественных наблюдателей").
Не ранее 09:00 обеспечить допуск участников согласно спискам распределения.
Во время экзамена руководитель ППЭ совместно с членами ГЭК должен осуществлять контроль за ходом проведения экзамена, в том числе в специализированных (отдельных) аудиториях для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.
На этапе завершения ГИА в ППЭ после проведения экзамена руководитель ППЭ должен в штабе ППЭ за специально подготовленным столом, находящимся в зоне видимости камер видеонаблюдения, в присутствии членов ГЭК получить:
из аудитории для слепых участников экзамена:
- запечатанные ВДП со специальными тетрадями для ответов участников, дополнительными листами для ответов (если они использовались) и бланками для передачи в комиссию тифлопереводчиков;
- черновики;
- запечатанные пакеты с использованными КИМ.
Из аудитории для слабовидящих участников экзамена:
- запечатанные ВДП с БР (масштабированными - в конверте формата А3 и стандартного размера - в стандартном ВДП), бланками (масштабированными - в конверте формата А3 и стандартного размера - в стандартном ВДП).
На сопроводительных бланках ВДП с указанными материалами должна быть заполнена информация о регионе, ППЭ, аудитории, предмете, количестве конвертов ИК в пакете, ответственном организаторе по аудитории;
- черновики;
- запечатанные пакеты с использованными КИМ (стандартного размера и масштабированными - в конверте формата АЗ).
В случае проведения экзамена в специализированной (отдельной) аудитории ППЭ по окончании экзамена руководитель ППЭ передает члену ГЭК материалы из специализированной (отдельной) аудитории отдельно от материалов, сданных из остальных аудиторий ППЭ по окончании экзамена для основной части участников. Доставка ЭМ из ППЭ в РЦОИ производится незамедлительно по окончании процедуры сбора и оформления документов.
9. Памятка для члена ГЭК для проведения ГИА для лиц с ОВЗ
На этапе проведения экзамена член ГЭК обязан:
- присутствовать при масштабировании КИМ, бланков для слабовидящих участников из каждого ИК в формат А3;
- присутствовать при настройке и подготовке звукоусиливающей аппаратуры к работе (для слабослышащих участников).
На завершающем этапе проведения экзамена член ГЭК обязан:
- в случае проведения экзамена в специальной аудитории ППЭ получить по окончании экзамена от руководителя ППЭ материалы из специальной аудитории и сдать материалы в РЦОИ отдельно от материалов, сданных из ППЭ по окончании экзамена для основной части участников, доставка ЭМ из ППЭ в РЦОИ производится незамедлительно по окончании процедуры сбора и оформления документов;
- в случае использования увеличенных до формата А3 бланков контролировать в аудитории, где проходил экзамен для слабовидящих, перенос ассистентами информации с увеличенных бланков на стандартные бланки;
- в случае выполнения ЭР на компьютере контролировать перенос ассистентами информации на стандартные бланки ГИА;
- в случае организации переноса ответов слепых участников на бланки непосредственно в ППЭ контролировать работу комиссии тифлопереводчиков.
В случае проведения экзамена в специализированной (отдельной) аудитории ППЭ для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов по окончании экзамена руководитель ППЭ передает члену ГЭК ЭМ из специализированной (отдельной) аудитории ППЭ отдельно от ЭМ, сданных из остальных аудиторий ППЭ. Доставка ЭМ из ППЭ в РЦОИ производится незамедлительно по окончании процедуры сбора и оформления всех документов, если в ППЭ не проводится сканирование ЭМ.
10. Особенности организации ГИА в ППЭ для участников с ОВЗ
N п/п |
Категория участников с ОВЗ |
Перечень особых условий проведения ГИА в ППЭ для отдельных лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов |
|||||
Оформление КИМ |
Продолжительность экзамена |
Аудитория ППЭ |
Работа ассистента |
Оформление работы |
|||
1. |
Слепые, поздноослепшие |
Перевод на шрифт Брайля |
Увеличение на 1,5 часа, ЕГЭ по ИЯ (Говорение)- увеличение на 30 мин. |
Отдельная аудитория, количество участников в одной аудитории - не более 8. |
Помощь в передвижении и расположении участника на рабочем месте, заполнение регистрационных полей бланков, переносе ответов из черновика в стандартный бланк, при необходимости чтение задания |
Участник оформляет ЭР в тетради шрифтом Брайля. Тифлопереводчик переводит и оформляет работу на стандартном бланке |
|
2. |
Слабовидящие |
Шрифт, увеличенный до 16-18 pt., без засечек: Arial, Verdana |
Увеличение на 1,5 часа, ЕГЭ по ИЯ (Говорение) - увеличение на 30 мин. |
Отдельная аудитория, количество участников в одной аудитории - не более 12, индивидуальное равномерное освещение не ниже 300 люкс, каждому участнику - увеличительное устройство, в аудитории - техника для масштабирования ЭМ. |
Помощь в передвижении и расположении участника на рабочем месте, заполнение регистрационных полей бланков, переносе ответов из черновика в стандартный бланк, при необходимости чтение задания |
Участник может оформлять работу на бланках увеличенного размера (до формата А3) |
|
3. |
Глухие, позднооглохшие |
нет |
Увеличение на 1,5 часа, ЕГЭ по ИЯ (Говорение) - увеличение на 30 мин. |
Количество участников в одной аудитории - не более 8. |
Ассистент-сурдопереводчик, при необходимости - жестовый перевод и разъяснение непонятных слов |
Текстовая форма инструкции по заполнению бланков |
|
4. |
Слабослышащие |
нет |
Увеличение на 1,5 часа, ЕГЭ по ИЯ (Говорение) - увеличение на 30 мин. |
Наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования; количество участников в одной аудитории - не более 10. |
Ассистент-сурдопереводчик, при необходимости - жестовый перевод и разъяснение непонятных слов |
Текстовая форма инструкции по заполнению бланков |
|
5. |
С тяжелыми нарушениями речи |
нет |
Увеличение на 1,5 часа, ЕГЭ по ИЯ (Говорение) - увеличение на 30 мин. |
Количество участников в одной аудитории - не более 12. |
- |
Текстовая форма инструкции по заполнению бланков |
|
6. |
С нарушениями опорно-двигательного аппарата |
нет |
Увеличение на 1,5 часа, ЕГЭ по ИЯ (Говорение) - увеличение на 30 мин. |
Отдельные аудитории в ППЭ должны находиться на первых этажах, количество участников в одной аудитории - не более 10, в ППЭ - пандусы и поручни, в помещении - спец. кресла, мед. лежаки - для детей, которые не могут долго сидеть, в туалетных помещениях расширенные дверные проемы и поручни |
Помощь в сопровождении участников с ограниченной мобильностью (смена положения в колясках, креслах, лежаках, фиксация положения в кресле, помощь с протезами и т.п.), при выполнении участником ЭР на компьютере - распечатывает ответы участника и переносит информацию с распечатанных бланков в стандартные бланки |
При выполнении участником работы на компьютере ассистент оформляет бланки |
|
7. |
С задержкой психического развития |
нет |
Увеличение на 1,5 часа, ЕГЭ по ИЯ (Говорение)- увеличение на 30 мин. |
Количество участников в одной аудитории - не более 15 |
- |
- |
|
8. |
С расстройствами аутистического спектра |
нет |
Увеличение на 1,5 часа, ЕГЭ по ИЯ (Говорение) - увеличение на 30 мин. |
Отдельная аудитория, количество участников в одной аудитории - не более 8 |
Помощь занять место в аудитории, предотвращает аффективные реакции на новую стрессовую обстановку, возникающую на экзамене. Распечатывает ответы участника и переносит информацию с распечатанных бланков в стандартные бланки |
- |
|
9. |
Иные категории участников, которым требуется создание специальных условий |
нет |
Увеличение на 1,5 часа, ЕГЭ по ИЯ (Говорение) - увеличение на 30 мин. |
- |
В соответствии с рекомендациями ПМПК |
- |
Рабочее место участника с ОВЗ, ребёнка-инвалида, инвалида может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть "Интернет" и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента образования и науки г. Севастополя от 16 апреля 2021 г. N 448-П "Об утверждении Положения об особенностях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.