Комментарий к письму Минфина РФ
от 6 августа 2004 г. N 03-06-06-03/1
"О проведении лотерей"
Розыгрыш призов среди покупателей - наиболее популярный способ привлечь внимание к продукции фирмы. В опубликованном письме Минфин разъяснил, как платить налог на рекламу при проведении подобных акций. Однако это далеко не единственная проблема, которая может возникнуть у бухгалтера компании - организатора лотереи.
Провел лотерею - пригласи аудитора...
Не все знают, что прежде чем разыгрывать призы, нужно получить разрешение чиновников. Это и многие другие требования предъявляет к устроителям лотерей Закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", который действует с 1 января 2004 года. Наиболее жесткие условия придется выполнять тем, кто собирает с желающих поучаствовать в розыгрыше деньги, за счет которых формируется призовой фонд. Примером таких лотерей являются всем известные "Русское лото" и "Золотой ключ".
Если же право поучаствовать в акции не нужно "покупать", а призовой фонд устроитель формирует за счет собственных средств, то такая лотерея называется стимулирующей (п. 3 ст. 3 Закона N 138-ФЗ). То есть, конечно, обычно, чтобы получить шанс выиграть приз, человек должен приобрести какой-либо товар фирмы (собрать несколько этикеток). Но разница в способах формирования призового фонда обычной и стимулирующей лотереи четко прослеживается.
Требования, которые предъявляют к устроителям стимулирующих лотерей, несколько мягче. Письменное разрешение на проведение розыгрыша получать не нужно (п. 8 ст. 6 Закона N 138-ФЗ). Достаточно лишь не менее чем за 20 дней уведомить чиновников о планируемом мероприятии. Ведомством, на которое возложена функция контроля за проведением лотерей, совсем недавно назначена Федеральная налоговая служба (п. 2 постановления Правительства РФ от 05.07.2004 N 338). То есть уведомление нужно посылать в саму ФНС (если акция проводится на территории всей России), либо в УФНС по субъекту Российской Федерации (если на территории одного региона), либо в налоговую инспекцию, которая курирует муниципальный район - место проведения лотереи. Перечень документов, который необходимо приложить к уведомлению, перечислен в пункте 2 статьи 7 Закона "О лотереях". Чиновники могут запретить проведение розыгрыша из-за неправильно или не полностью оформленных "бумажек". Самое интересное - основанием для отказа может служить и то, что у организации есть задолженность перед бюджетом по уплате налогов и сборов.
Еще одно неудобное условие, о котором необходимо помнить бухгалтерам, - организатор лотереи должен проходить обязательную ежегодную аудиторскую проверку (ст. 23 Закона N 138-ФЗ). Конечно, обоснованным это требование признать трудно. Одно дело - компания, которая проводит масштабную рекламную акцию, в ходе которой разыгрывает большое количество призов. Другое - лотерея с призами-сувенирами, которую фирма устраивает среди посетителей своего стенда на выставке. Никаких различий между такими несопоставимыми мероприятиями "лотерейное" законодательство не устанавливает. Нелепость этих требований понимают и сами чиновники. Впрочем, до недавнего времени за выполнением Закона N 138-ФЗ фактически никто не следил. Ведь ФНС уполномочили контролировать проведение лотерей совсем недавно - постановление N 338 вступило в силу 22 июля этого года. Но, похоже, в скором времени такое положение изменится. Недавно созданный отдел лотерейной деятельности департамента финансовой политики Минфина утвердил приказ, в котором разработал правила проведения розыгрышей и форму отчетности. Эту форму устроители лотереи должны подавать вместе со своей квартальной отчетностью. Кроме того, ФНС наделили правом проводить как плановые, так и внеплановые проверки на предмет того, как организатор соблюдает все требования законодательства о лотереях. Документ сейчас находится на регистрации в Минюсте.
Очевидно, что организациям в некоторых случаях нет смысла афишировать факт проведения лотереи. Но при этом необходимо помнить, что за нарушение "лотерейного" законодательства предусмотрены солидные штрафы. Так, если фирма не пошлет уведомление в ФНС, ее могут наказать на сумму от 50 000 до 500 000 рублей. Директор или бухгалтер заплатят от 4000 до 20 000 рублей (ст. 14.27 КоАП).
Все эти жесткие меры законодатели ввели с благородной целью - обезопасить покупателей от обмана со стороны организаторов розыгрышей. Не секрет, что многие обещания золотых гор тем, кто купит у них какой-либо товар, - лишь рекламная уловка. Поэтому Минфин напоминает: полная информация о проводимых на территории России лотереях, в том числе стимулирующих, содержится в Едином государственном реестре лотерей (письмо Минфина России от 30.07.2004 N 05-03-11/03). Удостовериться в том, что все пройдет без обмана, можно, потребовав у организатора розыгрыша выписку из этого реестра. Кроме того, эти сведения можно самим найти в Интернете - на официальном сайте Минфина (http://www.minfin.ru/home.htm) в рубрике "Выпуск ценных бумаг". Правда, за время своего короткого "правления" ФНС еще не успела его заполнить.
...не забудь заплатить налоги...
Минфин считает, что со всех расходов на проведение лотереи, в том числе и на формирование призового фонда, нужно заплатить налог на рекламу. Ведь такие акции полностью подпадают под определение рекламы, которое содержит статья 2 Закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе".
Напомним, что:
- реклама - это распространяемая информация о человеке или организации, их товарах, идеях, начинаниях;
- цель ее - поддержать к ним интерес и способствовать продажам;
- реклама может распространяться в любой форме и с помощью любых средств;
- нельзя точно определить круг лиц, которым она предназначена.
В доказательство своей позиции чиновники приводят поистине "неоспоримый" довод - в Законе "О лотереях" ничего не сказано о том, что стимулирующая лотерея не является распространением рекламной информации. Да, но в нем ничего не сказано и о том, что она ею является. Так что вряд ли логика от обратного поможет в этом случае правильно определить характер лотерейных затрат.
Кроме того, чиновники почему-то посчитали возможным сделать общий вывод для всех российских "лотерейщиков". Между тем более конкретно о том, кто, как и с каких именно затрат должен платить "рекламный" сбор, написано в местных (городских и районных) положениях об этом налоге. Так, в Положении "О налоге на рекламу", утвержденном решением Кировской городской думы от 24.02.99 N 26/1, четко сказано: с расходов на призы победителям массовых рекламных кампаний налог платить нужно. Кировские власти, принимая такое решение, руководствовались приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н. Который, кстати, определяет перечень рекламных расходов с целью расчета налога на прибыль.
Как бы то ни было, большинство других местных положений о налоге на рекламу далеко от федерального законодательства не отступают. Так, московский Закон "О налоге на рекламу" от 21.11.2001 N 59 к объектам налогообложения относит расходы по изготовлению и распространению рекламной информации. При этом московские налоговики под "распространением информации" понимают именно ее продвижение - с помощью СМИ, щитов, плакатов, листовок и других рекламных носителей (письмо УМНС России по г. Москве от 13.05.2004 N 23-10/4/322240). Звонок в одну из московских инспекций подтвердил - с расходов на покупку призов для розыгрышей налог на рекламу платить не нужно. В налоговую базу надо включить лишь стоимость затрат на "пиар" акции в средствах массовой информации или, к примеру, на упаковке продукции самой фирмы - организатора лотереи.
Тем же, кто опасается идти вразрез с мнением Минфина, можно посоветовать только одно - отложите рекламную акцию до будущего года. Ведь с 1 января 2005 года эти проблемы решатся сами собой - налог на рекламу перестанет существовать (Закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ*(1)).
...и чем меньше, тем лучше
Бухгалтерам нужно учитывать - налоговая база по рекламным расходам в целях расчета налога на прибыль может отличаться от базы по налогу на рекламу. И расходы на приобретение или изготовление призов для победителей розыгрышей - тому подтверждение. Они прямо указаны в пункте 4 статьи 264 как нормируемые рекламные затраты. То есть в расходах их можно учесть лишь в пределах 1 процента от выручки от реализации за отчетный или налоговый период. Несмотря на это, лотерею выгоднее отразить в учете именно через рекламные расходы, а не как безвозмездную реализацию. Ведь во втором случае стоимость безвозмездно переданных призов вообще не будет учитываться при определении налоговой базы (п. 16 ст. 270 НК РФ). Придется начислить и НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Правда, чиновники считают, что налог на добавленную стоимость при безвозмездной передаче товаров в рекламных целях нужно платить в любом случае (письмо Минфина России от 31.03.2004 N 04-03-11/52*(2)). Принимая во внимание, что суды с этим не соглашаются (постановление ФАС Московского округа от 19.08.2003 N КА-А40/5796-03П), с такой точкой зрения можно поспорить. Как лучше оформить первичные документы, чтобы избежать уплаты налога, мы подробно писали в 8-м номере "НА" за этот год.
Обратите внимание: если вы проводите расходы на формирование призового фонда как рекламные, входной НДС со стоимости призов можно принять к вычету только в той доле, которая относится к затратам, учтенным при расчете налога на прибыль (п. 7 ст. 171 НК РФ).
Если победители лотереи - обычные люди, а не организации, то ваша фирма является налоговым агентом по НДФЛ. То есть со всех призов, которые стоят 2000 и более рублей, нужно заплатить налог на доходы по ставке 35 процентов. Правда, делать это будете не вы, а непосредственно сам счастливый победитель (п. 5 ст. 226 НК РФ). От вас требуется лишь взять у него все сведения, необходимые для заполнения справки по форме N 2-НДФЛ. А вот ЕСН платить вообще не нужно, поскольку с выигравшими вы не заключаете ни трудовых, ни гражданско-правовых договоров.
О.В. Лежнина,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 16, август 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в "НА" N 15, 2004.
*(2) Документ опубликован в "НА" N 8, 2004.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.