Комментарий к приказу МНС РФ от 10 августа 2004 г.
N САЭ-3-27/468 "Об утверждении регламента
организации работы с налогоплательщиками"
Взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами всегда были предметом особого внимания МНС России. Заботясь о чистоте своих рядов, министерство постоянно старалось свести к минимуму личные контакты бухгалтеров с сотрудниками территориальных инспекций.
Раньше решение этого вопроса сдерживали финансовые и организационные причины. Прежде всего слабая техническая оснащенность ИМНС и нехватка нормальных помещений для работы. Однако в последние годы материальная база налогового ведомства постепенно укрепляется. Инспекции переезжают в просторные здания, подключаются к компьютерным сетям, осваивают современные технологии обработки документов. Новые возможности позволяют вообще исключить личное общение из цепочки "налогоплательщик - инспектор". С этих позиций и написан приказ МНС России, с которым мы вас сегодня знакомим.
Надо реже встречаться
Если не говорить о выездных налоговых проверках, то в принципе налогоплательщику и инспектору, который ведет его дела, действительно незачем встречаться друг с другом. Каждый выполняет свои функции - один платит налоги, другой проверяет, правильно ли подсчитана их сумма и вовремя ли они поступили в бюджет. Все текущие вопросы, связанные с исполнением этих обязанностей, можно решить, не вступая в личный контакт.
Другое дело, что личные связи надежнее. Даже не выходя за рамки своих полномочий, знакомый инспектор может пойти навстречу - в вашем присутствии проверить отчет, быстро подготовить какую-нибудь справку, найти и "подтолкнуть" затерявшееся письмо и т.п.
Уходя в небытие и передавая дела вновь созданной Федеральной налоговой службе, МНС России хочет унести подобную практику с собой. Опубликованным приказом министерство утвердило новый регламент организации работы с налогоплательщиками.
Забегая вперед, отметим, что общее впечатление, которое производит этот документ, вполне благоприятно. Но когда начинаешь вникать в его суть, становится понятно, что регламент несколько опережает свое время.
Буферная зона
Основным "действующим лицом" нового документа является отдел работы с налогоплательщиками (далее - ОРН). Ему отводится ключевая роль во взаимоотношениях с бухгалтерами, которые "любят" посещать инспекции лично.
МНС планирует ввести новый регламент с 1 октября 2004 года. Таким образом, начиная с IV квартала эти отделы станут чуть ли не единственными подразделениями инспекций, открытыми для налогоплательщиков. Вместе с отделами общего обеспечения они превратятся в своеобразную буферную зону инспекций. Сотрудники ОРН будут непосредственно общаться с представителями предприятий, а работники общих отделов - заниматься обработкой их почтовой корреспонденции.
Деятельность сотрудников ОРН строится по принципу диспетчерской службы. В отдел должны поступать все документы от налогоплательщиков (декларации, письма, запросы), а из отдела будет исходить вся ответная информация (разъяснения, справки, уведомления). Получается, что никого, кроме охранников и представителей ОРН, бухгалтер, пришедший в инспекцию, увидеть не сможет.
Инспекторы камеральных отделов, с которыми многие из вас сейчас решают текущие вопросы, станут фактически недоступными. На встречу с налогоплательщиками их будут приглашать, только когда понадобится составить протокол об административном нарушении в связи с поздним представлением деклараций (п. 2.1.6). Кроме того, бухгалтер сможет увидеться с ними, когда от него потребуют документы, подтверждающие правильность составления декларации.
Регламент включает в себя пять разделов.
В первом из них говорится об общих правилах приема граждан и организаций. Именно в нем написано, как вас должны встретить и что вы можете увидеть и услышать в зале для посетителей. Второй раздел освещает порядок приема налоговой отчетности и правила работы с поступившими документами. В третьем описаны особенности проведения сверок расчетов с бюджетом. Четвертый затрагивает вопросы информационного обеспечения налогоплательщиков. А пятый посвящен работе межрайонных налоговых инспекций, в которых организованы территориально обособленные рабочие места (пункты приема и выдачи документов).
В основном регламент адресован руководителям инспекций, которым в сжатые сроки предстоит перестроить работу своих подчиненных. Бухгалтерам стоит обратить внимание на разделы 2-4. Посмотрите, как должна быть организована работа ОРН, сравните ее с текущим состоянием дел в вашей инспекции и оцените, насколько реально исполнение планов МНС в отведенное для этого время.
Подключайтесь к Интернету
Сдавать отчетность и передавать в инспекцию документы можно тремя способами - лично, по почте и с помощью Интернета. Министерство активно агитирует всех перейти на компьютерное общение. Преимуществам электронной почты посвящены пункты 4.1.4 и 4.1.5 регламента. Кроме того, в пункте 4.3.2.4 сказано, что запросы предприятий, которые сдают отчеты через Интернет, будут рассматриваться в первую очередь, а ответы на них инспекции обязаны давать в течение 15 календарных дней (для остальных - в течение месяца).
Если бухгалтер сам принес декларацию, он передает ее сотруднику ОРН, который регистрирует документ, ставит на втором экземпляре дату приема и передает в отдел ввода информации. Если декларация пришла по почте, то сначала она попадает в отдел общего обеспечения, а потом проделывает тот же путь.
Обратите внимание: сотрудник ОРН может не принять декларацию в единственном случае - если она составлена по форме, которая не применяется (п. 2.1.4). Если отчет на старом бланке пришел по почте, его даже не регистрируют. Обнаружив несоответствие, работники ОРН в течение трех дней письменно сообщат об этом налогоплательщику и направят ему уведомление по форме, которая приведена в приложении 1 к регламенту. При этом декларация считается не сданной со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Арифметические ошибки в декларации могут быть выявлены только в отделе ввода информации. Если это произойдет, отчет вернут в ОРН, и его сотрудники направят вам уведомление по форме N 2. В нем они предложат вам в трехдневный срок устранить недостатки. Искать ошибки вам придется самостоятельно - для их перечня в уведомлении места нет.
Что произойдет, если декларация представлена с опозданием? Это зависит от того, каким способом она попала в инспекцию. Если налогоплательщик или бухгалтер принес ее лично, то приглашенный сотрудник камерального отдела тут же составит протокол о правонарушении. Выносить постановление о взыскании штрафа по статье 15.5 Административного кодекса инспекция не вправе - это прерогатива суда. Напомним, что за несвоевременное представление деклараций бухгалтера могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей. Саму же организацию накажут уже по Налоговому кодексу - в размере 5 процентов от суммы налога к уплате за каждый месяц просрочки, но не менее чем на 100 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ).
Если "опоздавшая" декларация пришла по почте, ее внесут в список, который будет передан в камеральный отдел. По почтовому штемпелю его сотрудники выяснят, кто виноват в задержке отчета, и в зависимости от результата примут окончательное решение.
Тройная проверка
Третий раздел регламента, пожалуй - самый интересный с точки зрения бухгалтера. В нем говорится о том, как будут проходить сверки расчетов с бюджетом по данным налогоплательщика и по данным инспекции.
Инспекция обязана провести сверку расчетов с бюджетом:
- когда об этом просит налогоплательщик;
- когда фирма или предприниматель прекращают свою деятельность или переходят из одной инспекции в другую.
Особый порядок предусмотрен для сверок по крупнейшим налогоплательщикам - для них эта процедура проводится ежеквартально.
Допустим, что вы сами проявили инициативу и обратились в ОРН, чтобы сверить свои расчеты. В течение пяти рабочих дней после получения запроса сотрудник отдела должен вывести из компьютера акт сверки и передать его на согласование в аналитический отдел, отдел урегулирования задолженности, отделы камеральных и выездных проверок. Согласовать акт все инспекторы обязаны в течение трех рабочих дней.
Если согласованный акт вас не устроит, сотрудник ОРН самостоятельно должен будет перепроверить его. Для этого он вновь просмотрит ту же самую компьютерную базу и сверит ее с первичкой, которую принесет бухгалтер. Что из этого получится, угадать несложно. Если в базе ничего не изменилось, результат будет тем же. Причина проста - несвоевременная обработка отчетов и платежных поручений на перечисление налогов.
Во всем обвинят отдел ввода информации. ОРН направит туда служебную записку с требованием исправить ошибки. На это уйдет еще три рабочих дня. После этого уточненный акт вручат налогоплательщику или отправят по почте через отдел общего обеспечения. Таким образом, в лучшем случае результаты сверки вы получите через неделю (с учетом выходных), в худшем - через полторы-две.
Кстати, примерно столько же времени на сверку уходит и сейчас. Так что на первых порах новый регламент, несмотря на свою компьютерную ориентацию, никак не скажется на эффективности работы налоговиков.
В аналогичном порядке будут проходить сверки и в тех случаях, когда фирма ликвидируется или переходит на учет в другую инспекцию. Только инициатива в таких ситуациях будет исходить не от налогоплательщика, а от сотрудника ОРН. Он пригласит вас к себе уведомлением по форме N 3 и предложит подписать заранее согласованный акт сверки. Если ваши данные будут отличаться от данных инспекции, начнется перепроверка.
Помимо сверок довольно часто организациям требуются справки о состоянии расчетов с бюджетом (об отсутствии задолженности по налогам). Готовить такие справки тоже будут работники ОРН. Регламент отводит им для этого 10 рабочих дней (с учетом выходных - две недели). Да еще три дня уйдет на согласование подготовленной справки с отделом урегулирования задолженности.
Пишите письма
Выпустив регламент, МНС отменило свой же приказ от 05.05.99 N ГБ-3-15/120, которым было утверждено Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов. С одной стороны, этот шаг вполне соответствует перераспределению функций между ФНС и Минфином, о которых мы писали в 13-м номере "НА" за текущий год. Ведь теперь все толкования налогового законодательства должны исходить от Министерства финансов. Но с другой стороны, инспекции по-прежнему обязаны бесплатно информировать фирмы и предпринимателей о действующих правилах исчисления и уплаты налогов.
Несмотря на то что организации информационной работы посвящен самый большой раздел регламента, он не дает четкого ответа, какие вопросы будут рассматривать инспекции, а какие - подразделения Минфина. Много сказано об оформлении стендов, о проведении семинаров, об обеспечении бухгалтеров программными продуктами. Но о том, кто возьмет на себя ответственность за письменные разъяснения, связанные с начислением налогов в конкретных хозяйственных ситуациях, в документе нет ни слова.
Прочитайте подраздел 4.3, где говорится об индивидуальном информировании налогоплательщиков. Если воспринимать его буквально, то на любой вопрос бухгалтеру должны ответить (в т.ч. и письменно) сотрудники ОРН. Справятся ли они со столь сложной задачей? Судя по тому, кто сейчас работает в этих отделах, вряд ли.
Существует, как говорится, два варианта развития событий - маловероятный и наихудший. Маловероятный, если в ближайшее время все ОРН будут укомплектованы инспекторами-универсалами, которые отлично разбираются в тонкостях расчета всех налогов, особенностях составления любых деклараций и оперативно отслеживают все изменения в законодательстве. Наихудший, если все индивидуальное информирование ограничится ответами: "приходите в инспекцию и посмотрите на стенд" или "ваш вопрос не входит в нашу компетенцию". Кстати, такая возможность прямо предусмотрена пунктом 4.3.2.2 регламента, и скорее всего сотрудники ОРН не побрезгуют ею воспользоваться.
Обратиться за советом к кому-нибудь еще удастся только в том случае, если в других отделах у вас есть знакомые и если они не откажутся вникать в вашу ситуацию. Дело в том, что в каждой инспекции должна быть создана телефонная справочная служба. Но работать на этих телефонах будут опять-таки сотрудники ОРН.
Вместо заключения
Итак, в самом ближайшем будущем все бремя ответственности за работу с налогоплательщиками ляжет на плечи одноименных отделов. А готовы ли к этому налоговики? В ходе подготовки комментария мы обзвонили несколько московских инспекций и спросили, что они слышали о приказе от 10 августа? Ответы были одинаковыми - "ничего". Между тем до введения нового регламента остается чуть больше месяца.
С вопросом: "Как вы оцениваете готовность территориальных инспекций к введению нового регламента?" - мы обратились управление по организации работы с налогоплательщиками и средствами массовой информации МНС России, а также в региональные налоговые управления Москвы и Московской области. Однако и разработчики опубликованного приказа, и представители УМНС от комментариев отказались.
Разумеется, совершенствовать систему отношений между налоговиками и инспекциями давно пора. Но эту работу нужно проводить планомерно, а не для галочки. Новый документ всем хорош, кроме одного - он оторван от жизни. Регламент был бы идеальным в условиях стопроцентной укомплектованности всех налоговых инспекций высококвалифицированными специалистами. Он действительно позволил бы упорядочить работу, если бы каждая фирма и предприниматель имели доступ к Интернету, а сотрудники отделов ввода информации оформляли карточки лицевых счетов и вели учет поступлений день в день. Наконец, он мог бы успешно работать, если бы налоговое законодательство, а вслед за ним и формы отчетности не менялись по несколько раз в год. Но пока на практике дела обстоят иначе, многие положения регламента скорее всего так и останутся на бумаге.
Н.С. Буданцева,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 16, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.