Комментарии к нормативным документам
1. Федеральный закон от 27 апреля 2004 г. N 32-ФЗ "О внесении изменения в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации".
Федеральный закон регистрации в Минюсте РФ не подлежит.
Опубликован в "Российской газете" 30 апреля 2004 года N 92.
Дата вступления в силу законом не определена, следовательно, вступает в силу порядком, обычным для федерального закона.
Заметим, что принципиального значения дата введения в действие не имеет, так как проект закона, регулирующего изменение минимального размера оплаты труда (постепенное приближение его размера к размеру прожиточного минимума) вряд ли будет рассмотрен Госдумой в ближайшее время.
Законом вносится уточнение, носящее терминологический характер - предложение "Порядок расчета прожиточного минимума и его величина устанавливаются федеральным законом" заменено на "Порядок определения прожиточного минимума устанавливается федеральным законом".
Таким образом, величина прожиточного минимума более законом устанавливаться не будет. С другой стороны, термин "определение" включает в себя не только расчет, но и установление состава показателей, используемых при расчете.
2. Федеральный закон от 7 мая 2004 г. N 33-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ".
Федеральный закон регистрации в Минюсте РФ не подлежит.
На момент сдачи номера в печать опубликован не был.
Вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением статьи 2 (в части изменения экспортных пошлин). Статья 2 (изменение ставок налога на добычу полезных ископаемых - НДПИ) вступает в силу с 1 января 2005 года.
Наиболее широко разрекламированный в СМИ закон. Основным достижением считается то, что законом существенно увеличена налоговая нагрузка на нефтедобывающие организации в части дополнительного изъятия природной ренты. На самом деле изменения более чем скромные.
Что касается изменения экспортной пошлины, то корректировка коснулась границ действия отдельных ставок - 35 процентов теперь будет взиматься при цене от 109,5 до 146 долларов за тонну (примерно - от 15 до 20 долларов за баррель), ранее по этой ставке пошлина взималась до 182,5 долларов за тонну (примерно 25 долларов за баррель).
При цене от 146 до 182,5 доллара за тонну размер пошлины составит 45 процентов, при цене более 182,5 долларов за тонну размер пошлины составит 65 процентов (ранее - 40 процентов).
Следует подчеркнуть, что ставка применяется не к абсолютным ценам, а к разнице между ценой в данном периоде и соответствующей границе. То есть при цене менее 109,5 долларов за тонну пошлина вообще не взимается, при цене 146 долларов за тонну размер пошлины составит 12,78 доллара (менее 9 процентов к цене нефти), при цене 182,5 доллара за тонну размер пошлины составит 29,2 долларов за тонну (16 процентов) и т.д.
Подход, который законодатели применили при изменении ставки НДПИ, также заслуживает пристального внимания.
Дело в том, что главой 26 НК РФ предусмотрено взимание НДПИ (по нефти) в размере 16,5 процента от цены реализации. Однако при введении в действие главы 26 НК РФ было установлено, что до 2005 года налог будет взиматься по твердой ставке - 340 руб. (позднее эта ставка была увеличена до 347 руб.), но с применением поправочного коэффициента, учитывающего средние цены нефти и средний курс доллара за квартал. При цене 29-30 долларов за баррель и курсе доллара 28,5-29 руб. размер коэффициента будет примерно равен 2,5 и ставка налога составит около 850 руб., что заметно (примерно на одну шестую) отличается от ставки, которая могла бы определяться в процентах от цены реализации. При повышении базовой ставки до 400 руб. размер налога практически сравняется с тем, который был бы определен по установленному проценту. Тем не менее, принятый законопроект закрепляет другую - временную - схему расчета. Причем, схема расчета также изменена. Теперь, с учетом изменившейся формулы (для современных условий) реальное повышение налога составит от 54 до 56 руб. (вместо 130-135, если бы ставка рассчитывалась по ныне действующей формуле). При этом ставка налога до снижения цены примерно до 18 долларов будет превышать ранее действовавшую, зато потом - напротив, будет ниже.
Нулевая ставка предусмотрена для цены в девять долларов за баррель (раньше, напомним, было на один доллар меньше).Таким образом, общее повышение налоговой нагрузки по НДПИ составит примерно восемь руб. на баррель (расчеты округленные, так как точные цифры принципиального значения не имеют), что составляет примерно 0,27-0,28 доллара или менее одного процента от рыночной стоимости барреля нефти даже марки Urals.
Таким образом, говорить о реальном и существенном изъятии природной ренты, по нашему мнению, преждевременно.
3. Федеральный закон от 9 мая 2004 г. N 37-ФЗ "О внесении изменения в статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Федеральный закон регистрации в Минюсте РФ не подлежит.
Опубликован в "Российской газете" 13 мая 2004 года N 97.
Дата вступления в силу законом не определена, следовательно, вступает в силу порядком, обычным для федерального закона.
На пять МРОТ повышены минимальные и максимальные размеры административного штрафа за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из Российской Федерации и т.д.). Для хозяйствующих субъектов закон интересен тем, что повышена мера административной ответственности в отношении физических лиц, но не работодателей, использующих наемный труд указанных граждан.
4. Письмо МНС РФ от 8 апреля 2004 г. N 23-2-11/8-1264@ "Об отзыве письма".
Нормативным документом не является.
Носит разъясняющий характер.
Содержание письма интересно только налоговым органам. Примечательным является то, что отозвано письмо, регулирующее порядок выдачи справок об отсутствии задолженности физическим лицам, выходящим из гражданства Российской Федерации, по причине того, что новое письмо на ту же тему зарегистрировано в Минюсте РФ. То есть МНС РФ представило на регистрацию не тот документ, который действовал почти в течение года (с 15 мая 2003 года), а разработало новый. При этом не уточнено, являются ли действующими справки, выданные в период между регистрацией нового письма (12 марта) и датой поступления данного письма (от 8 апреля).
5. Письма МНС РФ от 9 апреля 2004 г. N 33-0-11/281 и от 14 апреля 2004 года N 33-0-11/285.
Нормативными документами не являются.
Носят разъясняющий характер.
Письмами разъясняется, что:
при приеме металлолома от населения контрольно-кассовая техника должна применяться обязательно;
нотариусы при получении наличных денежных средств от населения контрольно-кассовую технику применять не обязаны. Первичным документом, подтверждающим оплату нотариальных действий, является реестр регистрации нотариальных действий.
6. Письмо МНС РФ от 9 апреля 2004 г. N 27-0-10/99 "О порядке применения ответственности за налоговые правонарушения в отношении налогоплательщиков, использующих специальные налоговые режимы".
Нормативным документом не является.
Носит разъясняющий характер.
Относится к правоотношениям, возникшим с введения в действие соответствующего налогового режима.
Письмом разъясняется, что на отношения, связанные с установлением специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, предусматривающий замену уплаты соответствующей совокупности налогов уплатой единого налога, а также связанные с применением специальных налоговых режимов (систем налогообложения), НК РФ распространяется в полной мере, включая положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, в том числе и об ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ.
Отметим, что в письме указываются только специальные налоговые режимы, установленные главами 26.1-26.3 (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности). Ссылка на главу 26.4, регулирующая налогообложение по договорам о соглашениях о разделе продукции, в письме почему-то отсутствует.
7. Письмо Минфина РФ от 5 апреля 2004 г. N 04-03-1/54 "О требованиях к заполнению реквизитов счетов-фактур".
Нормативным документом не является.
Носит разъясняющий характер.
То, что письмо не является нормативным документом, косвенно подтверждается и тем, что практически каждое существенное положение письма оговаривается, что это только мнение автора (руководителя департамента налоговой политики Минфина РФ).
Подобный подход является приемлемым для неофициальных комментариев и рекомендаций, но не для писем официальных органов, которым предоставлено право толкования налогового законодательства.
Тем более, что окончательный вывод письма представляется более чем спорным - суммы НДС, указанные в счете-фактуре, выставленном после 1 марта 2004 г. (дата определена с учетом опубликования постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2004 г. N 84) и в котором отсутствуют расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера организации или индивидуального предпринимателя, к вычету приниматься не должны. Спорность тезиса в том, что он основывается на непротиворечивости соответствующей нормы упомянутого постановления N 84 пункту 6 статьи 169 НК РФ. Однако правительству не предоставлено право расширительного толкования законов кроме тех случаев, когда соответствующими законами это прямо предусмотрено. Обязательность проставления расшифровок подписей руководителя и главного бухгалтера, а также индивидуального предпринимателя, НК РФ не установлена. Следовательно, отказ в принятии сумм уплаченного налога к вычету на основании отсутствия расшифровок, может быть обжалован в органах арбитража с весьма высокими шансами на положительное разрешение.
Вообще, если рассматривать вопрос шире, то формальные поводы (включая неточное или неполное, но позволяющее однозначно идентифицировать налогоплательщика) для отказа в принятии налоговых вычетов, по мнению автора (автора данного комментария) представляются экономически и юридически несостоятельными. По нашему мнению, для того, чтобы налоговый вычет мог быть принят, необходимо только одно дополнительное условие (плюс к тем, которые прямо установлены НК РФ) - уплата налога в бюджет поставщиком. Если налог уплачен, а в вычете отказано, то, по существу, речь должна идти о двойном налогообложении. Обязанность по установлению полноты выполнения поставщиком обязательств перед бюджетом лежит на налоговых органах.
8. Письмо ГТК РФ от 22 апреля 2004 г. N 01-06/14863 "О нормах вывоза и ввоза наличной валюты Российской Федерации физическими лицами".
Нормативным документом не является.
Носит разъясняющий характер.
В письме достаточно аргументировано излагается мнение ГТК РФ о том, что при определении нормы (предельного размера) валюты РФ, которая может быть вывезена резидентом за границу (500 МРОТ) в качестве минимального размера оплаты труда следует принимать сумму, равную 100 руб. (а не 600 руб. - которая применяется при расчете социальных пособий и регулирования оплаты труда). То есть в настоящее время предельная сумма, которая может быть вывезена, равна 50 тыс. руб.
9. Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 23 марта 2004 г. N 5063/03.
Регистрации в Минюсте РФ не подлежит.
Указания о дате вступления в силу нет.
Должно учитываться арбитражными судами при принятии решений по соответствующему вопросу.
Суть решения можно свести к следующему: при исчислении ставок земельного налога учитываются не только коэффициенты предыдущих налоговых периодов, но и коэффициент того периода, в котором уплачивается налог.
"Консультант бухгалтера", N 7, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru