Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением
Правительства
Ленинградской области
от 23 апреля 2021 г. N 223
(приложение 2)
Положение
по организации эксплуатационно-технического обслуживания системы оповещения населения Ленинградской области
I. Общие положения
1.1. Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания системы оповещения населения Ленинградской области (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 2 апреля 2020 года N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", приказом МЧС России N 579 и Минкомсвязи России N 366 от 31 июля 2020 года "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" (далее - приказ МЧС N 579/366), в целях выполнения мероприятий, направленных на поддержание в состоянии постоянной готовности к задействованию по предназначению систем оповещения населения на территории Ленинградской области.
1.2. Положение определяет задачи и мероприятия эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения на территории Ленинградской области.
Эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения на территории Ленинградской области (далее - ЭТО) включает в себя комплекс мероприятий по поддержанию технических средств оповещения систем оповещения населения на территории Ленинградской области в работоспособном состоянии.
Технические средства оповещения (далее - ТСО) осуществляют прием, обработку и (или) передачу сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
Оконечные средства оповещения населения Ленинградской области используются для подачи сигналов оповещения и (или) речевой информации.
ТСО, выполняющие заданные функции, сохраняя значения параметров в пределах, установленных эксплуатационно-технической документацией (далее - ЭТД), являются работоспособными.
Работоспособное состояние ТСО подразумевает его исправность.
1.3. Задачами ЭТО систем оповещения населения на территории Ленинградской области являются:
предупреждение преждевременного износа механических элементов и отклонения электрических параметров ТСО от норм, установленных ЭТД;
устранение неисправностей путем проведения текущего ремонта ТСО;
доведение параметров и характеристик ТСО до норм, установленных ЭТД;
анализ и устранение причин возникновения неисправностей;
продление сроков службы ТСО.
1.4. К мероприятиям ЭТО систем оповещения населения на территории Ленинградской области относятся:
планирование ЭТО;
техническое обслуживание и текущий ремонт ТСО;
оценка технического состояния систем оповещения населения.
1.5. На региональном, муниципальном и объектовом уровнях функционирования Ленинградской областной подсистемы РСЧС ЭТО соответственно организуется Комитетом правопорядка и безопасности Ленинградской области (далее - Комитет), органами местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области (далее - органы местного самоуправления) и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II класса опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, руководителями объектов в местах массового пребывания людей, в которых при определенных условиях может одновременно находиться от 50 человек и более, а также социально важных объектов и объектов жизнеобеспечения населения вне зависимости от одномоментного нахождения людей.
1.6. ЭТО систем оповещения населения регионального и муниципального уровней функционирования РСЧС осуществляется подведомственным Комитету государственным казенным учреждением Ленинградской области "Объект N 58 Правительства Ленинградской области" (далее - ГКУ "Объект N 58"), подведомственными органам местного самоуправления предприятиями (учреждениями, подразделениями) либо другими юридическими лицами (сторонними организациями), определяемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области (далее - организации, осуществляющие ЭТО).
ЭТО систем оповещения населения объектового уровня функционирования Ленинградской областной подсистемы РСЧС проводится организациями, в ведении или собственности которых находятся локальные системы оповещения населения, либо сторонними организациями, осуществляющими ЭТО.
1.7. Организациям, осуществляющим ЭТО, ГКУ "Объект N 58", органами местного самоуправления и организациями, в ведении или собственности которых находятся системы оповещения населения на территории Ленинградской области, ТСО, а также запасные части, инструмент и принадлежности (далее - ЗИП) к ним передаются по договорам в работоспособном состоянии в комплекте, поставленном производителями.
1.8. Продление эксплуатационного ресурса ТСО, установленного ЭТД, осуществляется ежегодно ГКУ "Объект N 58" по согласованию с Комитетом, органами местного самоуправления и организациями, в ведении или собственности которых находятся системы оповещения населения, с участием представителей Главного управления МЧС России по Ленинградской области и организации, осуществляющей ЭТО. Для определения предельного срока эксплуатации ТСО могут привлекаться представители производителей ТСО.
Взамен ТСО, выводимых из эксплуатации (для проведения ремонта или замены), без снижения готовности действующей системы оповещения населения должны быть установлены и введены в эксплуатацию новые (резервные) ТСО.
Введенные в эксплуатацию ТСО заносятся в книгу учета ТСО, рекомендуемый образец которой приведен в приложении 1 к приказу МЧС N 579/366.
Отремонтированные ТСО включаются в резерв (состав ЗИП) соответствующей системы оповещения населения.
Выводу из эксплуатации подлежат ТСО, у которых по совокупности:
выработан установленный техническими условиями (ЭТД) эксплуатационный ресурс, а также достигнут предельный срок продления;
производителями завершено серийное производство, в том числе ЗИП, и восстановление неисправных ТСО экономически нецелесообразно;
эксплуатация технически невозможна в действующих сетях связи.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Планирование эксплуатационно-технического обслуживания системы оповещения населения Ленинградской области
2.1. Эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения на территории Ленинградской области планируется организацией, осуществляющей ЭТО.
2.2. Документами и исходными данными для планирования ЭТО являются:
ЭТД, в том числе формуляры (паспорта) ТСО;
состояние ТСО;
наличие ЗИП и средств измерений, необходимых для проведения ЭТО.
2.3. Планирующими документами по ЭТО являются:
план-график технического обслуживания ТСО;
план проведения технического обслуживания ТСО.
2.4. Для ТСО предусмотрены следующие виды технического обслуживания:
ежедневное техническое обслуживание (далее - ЕТО);
техническое обслуживание N 1 (далее - ТО-1);
техническое обслуживание N 2 (далее - ТО-2).
2.5. При переходе к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды на ТСО, эксплуатирующихся вне отапливаемых помещений, работы сезонного технического обслуживания осуществляются во время проведения ТО-1 и ТО-2.
2.6. Содержание работ по каждому виду технического обслуживания определено технологическими картами ЭТД.
2.7. План-график технического обслуживания ТСО, рекомендованный образец которого приведен в приложении 2 к приказу МЧС N 579/366, хранится в течение трех лет.
План-график технического обслуживания ТСО:
на региональном уровне утверждается начальником ГКУ "Объект N 58" и согласовывается с Комитетом, подписывается руководителем организации в полномочия которой входят вопросы поддержания в постоянной готовности региональной системы оповещения населения Ленинградской области в порядке, определяемом договором, заключаемым в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Положения;
на муниципальном и объектовом уровнях утверждается соответственно руководителем органа местного самоуправления, руководителями организаций, в ведении или собственности которых находятся локальные системы оповещения населения, согласуется с ГКУ "Объект N 58", подписывается руководителем организации в полномочия которой входят вопросы поддержания в постоянной готовности системы оповещения соответствующего уровня функционирования Ленинградской областной подсистемы РСЧС в порядке, определяемом договором, заключаемым в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Положения.
2.8. План проведения технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) ТСО, рекомендованный образец которого приведен в приложении N 3 к приказу МЧС N 579/366, хранится в течение 3 лет.
План проведения технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) ТСО:
на региональном уровне утверждается начальником ГКУ "Объект N 58" и согласовывается с Комитетом, подписывается руководителем организации в полномочия которой входят вопросы поддержания в постоянной готовности региональной системы оповещения населения Ленинградской области в порядке, определяемом договором, заключаемым в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Положения;
на муниципальном и объектовом уровнях утверждается соответственно руководителем органа местного самоуправления, руководителями организаций, в ведении или собственности которых находятся локальные системы оповещения населения, согласуется с ГКУ "Объект N 58", подписывается руководителем организации в полномочия которой входят вопросы поддержания в постоянной готовности системы оповещения соответствующего уровня функционирования Ленинградской областной подсистемы РСЧС в порядке, определяемом договором, заключаемым в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Положения.
В плане проведения ТО-1 (ТО-2) ТСО отражаются:
подготовительные мероприятия;
работы по проведению технического обслуживания, в том числе производство работ на высоте вне помещений;
мероприятия по контролю качества выполнения технического обслуживания.
3. Техническое обслуживание и текущий ремонт технических средств оповещения
3.1. Организациями, осуществляющими ЭТО, используются необходимые для проведения работ по ЭТО измерительные приборы и инструменты.
Работы по ЭТО организуются и выполняются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ленинградской области в области охраны труда.
Контроль за ЭТО, поддержанием в готовности к задействованию по предназначению региональной, муниципальных и локальных систем оповещения населения на территории Ленинградской области осуществляется ГКУ "Объект N 58".
3.2. Руководители организаций, осуществляющих ЭТО, для выполнения работ по ЭТО назначают специалистов из числа своих сотрудников и допускают к проведению работ с учетом наличия у сотрудника:
образования в области профессиональной деятельности "Связь, информационные и коммуникационные технологии";
соответствующей группы по электробезопасности;
допуска к работам на высоте вне помещений (при необходимости).
ТСО закрепляются за сотрудниками, допущенными к проведению работ по ЭТО.
3.3. Для проведения наиболее сложных видов работ организациями, осуществляющими ЭТО, допускается создание групп (бригад) обслуживания, в том числе ремонта, из наиболее квалифицированных специалистов.
3.4. ЕТО проводится перед технической проверкой готовности к задействованию системы оповещения населения только на ТСО, установленных в помещениях в местах размещения дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС.
Проведение ЕТО осуществляется персоналом дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС.
В ходе проведения технической проверки готовности к задействованию системы оповещения населения проверяется работоспособность оконечных средств оповещения путем их удаленного мониторинга.
Выполнение ЕТО отражается в журнале несения дежурства уполномоченного на задействование системы оповещения населения оперативного дежурного (дежурного диспетчера) органа повседневного управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС регионального, муниципального и объектового уровней.
3.5. ТО-1 и ТО-2 проводятся с периодичностью, установленной ЭТД на ТСО.
Выполнение ТО-1 и ТО-2 отражается в плане проведения технического обслуживания ТСО.
Результаты ТО-2 со значениями измеренных параметров заносятся в формуляр (паспорт) ТСО.
3.6. Для систем оповещения регионального и муниципального уровней функционирования Ленинградской областной подсистемы РСЧС в целях обеспечения постоянной готовности и непрерывности их функционирования при необходимости перед началом ЭТО производится подготовка и проверка резервных ТСО и линий связи.
Для проведения ТО-1 (ТО-2) техническое средство оповещения выключается.
При отсутствии возможности резервирования ТСО и линий связи на период технического обслуживания допускается одновременное выключение не более 10 процентов направлений оповещения.
На указанных направлениях оповещения должно быть заранее организовано и обеспечено оповещение населения с использованием резервных ТСО.
Выключение ТСО осуществляется по согласованию с дежурной службой ГКУ "Объект N 58", дежурными единых дежурно-диспетчерских служб (дежурно-диспетчерских служб) органов местного самоуправления, уполномоченными на включение (запуск) ТСО, на которых должно проводиться техническое обслуживание, и с уведомлением дежурной службы ГКУ "Объект N 58" не позднее чем за два часа до начала проведения ТО-1 (ТО-2) ТСО.
3.7. Техническое обслуживание считается завершенным при выполнении следующих условий:
на ТСО выполнен перечень работ, предписанных ЭТД;
устранены все выявленные неисправности;
внесены соответствующие записи в книгу учета ТСО (при проведении текущего ремонта) и формуляры (паспорта) ТСО (при проведении ТО-2).
Результаты проведения ТО-2 оформляются актом, рекомендованный образец которого приведен в приложении 4 к приказу МЧС N 579/366.
Акт оформляется в двух экземплярах:
первый экземпляр хранится в организации, осуществляющей ЭТО;
второй экземпляр направляется в ГКУ "Объект N 58", копии экземпляра - в орган местного самоуправления, в организации, в ведении или собственности которых находятся локальные системы оповещения населения, организации, на соответствующем уровне функционирования Ленинградской областной подсистемы РСЧС.
3.8. Техническое обслуживание ТСО должно быть завершено досрочно либо перенесено на другой срок, а ТСО приведены в готовность к задействованию в случае установления режимов функционирования Ленинградской областной подсистемы РСЧС повышенной готовности и (или) чрезвычайной ситуации на территории, на которой размещены обслуживаемые ТСО.
3.9. Формуляр (паспорт) ТСО является документом, в котором ведутся записи о поступлении, ходе эксплуатации и выбытии оборудования.
Сохранность формуляра (паспорта) ТСО, своевременное и правильное его ведение обеспечивает ответственное лицо организации, осуществляющей ЭТО, за которым закреплено ТСО.
В случае утраты или порчи формуляра (паспорта) ТСО должен быть заведен его дубликат, рекомендованный образец которого приведен в приложении 5 к приказу МЧС N 579/366.
3.10. Текущий ремонт ТСО является неплановым и включает работы по восстановлению работоспособности после отказов и повреждений путем замены и (или) восстановления функциональных блоков, узлов и элементов. К текущему ремонту относятся работы по поиску и замене отказавших легкосъемных функциональных блоков, узлов и элементов, а также другие восстановительные работы, не требующие использования специального ремонтного оборудования.
Текущий ремонт производится специалистами организации, осуществляющей ЭТО. Результаты проведения текущего ремонта заносятся в формуляр (паспорт) ТСО.
Для текущего ремонта ТСО используются одиночные и групповые комплекты ЗИП, а также запасные части, приобретаемые отдельно.
Организация, осуществляющая ЭТО, заблаговременно направляет заявки на восполнение ЗИП ГКУ "Объект N 58", органам местного самоуправления и организациям, в ведении или собственности которых находится система оповещения населения.
3.11. В случае невозможности самостоятельного восстановления неисправных ТСО (их функциональных блоков, узлов и элементов) ремонт осуществляется в специализированных мастерских (у производителей).
Восстановленные в результате ремонта функциональные блоки, узлы и элементы используются для укомплектования ЗИП.
4. Оценка технического состояния системы оповещения населения Ленинградской области
4.1. Оценка технического состояния систем оповещения населения на территории Ленинградской области осуществляется Комитетом, органом местного самоуправления, руководителем организации, в ведении или собственности которой находится локальная система оповещения населения и организацией на соответствующем уровне функционирования Ленинградской областной подсистемы РСЧС.
Оценка технического состояния систем оповещения населения на территории Ленинградской области проводится в рамках комплексных проверок готовности системы оповещения населения Ленинградской области с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения.
Для проведения оценки технического состояния систем оповещения населения на территории Ленинградской области привлекаются представители организаций, осуществляющих ЭТО.
Комитет, органы местного самоуправления и организации не позднее чем за 30 дней до начала проведения оценки технического состояния системы оповещения населения письменно уведомляют организацию, осуществляющую ЭТО, о дате ее проведения.
4.2. При проведении оценки технического состояния систем оповещения населения на территории Ленинградской области проверяются:
наличие, комплектность и работоспособность ТСО;
организация и качество выполнения ЭТО;
наличие, соответствие, комплектность, а также своевременное восполнение ЗИП.
4.3. При проверке наличия, комплектности и работоспособности ТСО проверяются:
наличие ТСО и соответствие их проектной-сметной (рабочей) документации на систему оповещения населения книге учета ТСО, а также договору на ЭТО;
соответствие заводских (серийных) номеров ТСО, их функциональных блоков и панелей номерам, указанным в формулярах (паспортах) ТСО;
соответствие измеренных параметров и характеристик ТСО параметрам и характеристикам, указанным в ЭТД;
выполнение ТСО функций, заданных ЭТД.
4.4. При проверке организации и качества выполнения ЭТО проверяются:
наличие и соответствие планирующих документов ЭТО;
наличие и правильность ведения формуляров (паспортов) ТСО, соответствие и полнота выполнения ЭТО, наличие и целостность пломб и печатей на ТСО;
квалификация ответственных за эксплуатацию специалистов по выполнению ЭТО (копии документов, подтверждающих наличие необходимого профессионального образования или профессионального обучения и соответствующий уровень квалификации).
4.5. При проверке наличия, соответствия, комплектности, а также своевременного восполнения ЗИП проверяются:
наличие и соответствие ЗИП проектно-сметной (рабочей) документации на систему оповещения населения (если имеются соответствующие расчеты их количества и номенклатуры) и ЭТД на ТСО;
соответствие фактического наличия составных частей ЗИП ТСО комплекту поставки и записям в формуляре (паспорте) ТСО;
своевременность восполнения ЗИП после проведения текущего ремонта ТСО.
4.6. Количество проверяемых ТСО определяется планами проведения комплексных проверок системы оповещения населения Ленинградской области и должно составлять не менее 50 процентов от их общего количества.
4.7. До начала проведения оценки руководитель организации, осуществляющей ЭТО, представляет справку о наличии и состоянии ТСО, рекомендованный образец которой приведен в приложении 6 к приказу МЧС N 579/366.
4.8. Техническое состояние систем оповещения населения на территории Ленинградской области оценивается:
1) оценка "удовлетворительно", если:
не менее 90 процентов проверяемых ТСО работоспособны;
ЭТО организовано и осуществляется в соответствии с Положением;
ЗИП имеется и укомплектован не менее чем на 60 процентов от требуемого количества, а также имеются договоры на восполнение ЗИП и ремонт неисправных ТСО;
контроль качества выполнения работ ЭТО осуществляется своевременно;
2) оценка "неудовлетворительно", если не выполнено первое требование на оценку "удовлетворительно".
4.9. По результатам оценки оформляется акт, рекомендованный образец которого приведен в приложении 7 к приказу МЧС N 579/366.
Акт оформляется в двух экземплярах:
первый экземпляр хранится в ГКУ "Объект N 58", копии экземпляра направляются в орган местного самоуправления, в организации, в ведении или собственности которой находится локальная система оповещения населения, организации, на соответствующем уровне функционирования Ленинградской областной подсистемы РСЧС;
второй экземпляр направляется руководителю организации, осуществляющей ЭТО, для устранения выявленных недостатков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.