Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Ж
(обязательное)
Определение шумовых характеристик двигателя
Ж.1 Подготовка к проведению измерений
Ж.1.1 Строят огибающий параллелепипед - воображаемую поверхность, представляющую собой прямоугольный параллелепипед наименьших размеров, полностью вмещающий источник шума и опирающийся на одну звукоотражающую плоскость.
Ж.1.2 Измерительная поверхность служит местом размещения точек измерений, охватывает огибающий параллелепипед, опирается на звукоотражающую плоскость и имеет грани, параллельные огибающему параллелепипеду, и удалена от него на измерительное расстояние d, м.
Ж.1.3 Измерительное расстояние d измеряют по перпендикуляру между соответствующими гранями измерительной поверхности и огибающего параллелепипеда, и оно должно быть равно 1 м.
Ж.1.4 Площадь измерительной поверхности S, м 2, в виде параллелепипеда (в соответствии с рисунком Ж.1) вычисляют по формуле
,
(Ж.1)
где
,
(Ж.2)
,
(Ж.3)
,
(Ж.4)
где , , - длина, ширина и высота огибающего параллелепипеда соответственно, м;
а, b - расстояние от центра огибающего параллелепипеда до измерительной поверхности, м;
с - расстояние от звукоотражающей до измерительной поверхности, м;
d - расстояние от поверхности огибающего параллелепипеда до измерительной поверхности, м.
Ж.1.5 Назначают точки измерения на измерительной поверхности. Координаты должны быть заданы из условия равномерного по площади размещения точек измерений по измерительной поверхности и минимизации интерференционных эффектов звуковых волн, излученных источником шума и отраженных от звукоотражающей плоскости.
Для измерительной поверхности в виде параллелепипеда точки измерения выбирают в соответствии с рисунком Ж.1.
1-9 - точки измерений
Рисунок Ж.1 - Пример измерительной поверхности и положений (траекторий) микрофонов
Ж.1.6 Допускается не измерять шумовые характеристики двигателя в измерительных точках, расположенных со стороны моторного тормоза.
Ж.2 Проведение измерений
Ж.2.1 При измерении шума микрофон в измерительной точке должен быть ориентирован в направлении испытуемого двигателя. Между микрофоном и испытуемым двигателем не должны находиться предметы, искажающие звуковое поле. Измерительное расстояние - в соответствии с Ж.1.3. Микрофон должен быть предназначен для измерений в свободном звуковом поле.
Ж.2.2 Для измерения шума двигателя применяют шумомеры, соответствующие ГОСТ 17187.
При калибровке применяют источник звукового сигнала 1-го класса. Линейные размеры измеряют рулеткой длиной 5 м, класс точности 3.
Для регистрации времени измерений используют секундомер с погрешностью 1 с или средства измерения шума с функцией фиксации времени.
Измерение шумомером проводят на временной характеристике "медленно". В каждой измерительной точке проводят не менее трех замеров по 30 с каждый. Продолжительность каждого измерения указывают в протоколе испытаний.
Калибровку шумоизмерительных приборов, включая измерительный микрофон, проводят до и после проведения измерений. Разность показаний до и после проведения измерений не должна превышать 0,5 дБ. Если данное требование не соблюдено, то результаты измерений считают недостоверными.
Ж.2.3 Шумовые характеристики определяют в каждой из измерительных точек на измерительной поверхности (см. рисунок Ж.1) при полной подаче топлива и при частоте вращения коленчатого вала, соответствующей мощности брутто (ВСХ).
Ж.3 Определение заявленных значений шумовой характеристики единичного двигателя
Ж.3.1 В точке с наибольшим эквивалентным уровнем звукового давления L pA, определенным при испытаниях по Ж.2.3, должны быть измерены эквивалентные уровни звукового давления L pA во всем рабочем диапазоне частот вращения коленчатого вала. Количество измерений на ВСХ должно быть достаточным для выявления режима с наибольшим уровнем шума двигателя.
Ж.3.2 Для спектрального анализа и для расчета звуковой мощности L w октавные уровни звукового давления L p измеряют во всех точках на режиме, при котором определен наибольший уровень шума двигателя по Ж.3.1.
Ж.3.3 Заявленное одночисловое значение шумовой характеристики L d, дБ, вычисляют по формуле
,
(Ж.5)
где - эквивалентный уровень звукового давления, корректированный по частотной характеристике А шумомера, дБА;
К - коэффициент неопределенности, дБ, вычисляемый по формуле
;
(Ж.6)
здесь - среднеквадратическое отклонение воспроизводимости измерений, равное 1,5 дБ.
Это среднеквадратическое отклонение значений шумовой характеристики, полученных при воспроизводимых условиях, т.е. при повторном применении одного и того же метода определения шумовой характеристики на одном и том же источнике шума, но в разные периоды времени и различными лабораториями, разными лицами, проводящими измерения, разными приборами.
Примечания
1 Среднеквадратическое отклонение воспроизводимости измерений включает среднеквадратическое отклонение сходимости измерений.
2 При указанном значении параметра К заявленное значение является верхней доверительной границей шумовой характеристики с доверительной вероятностью 0,95.
Значение может быть также рассчитано по ГОСТ 27408.
Ж.3.4 В случае необходимости значение шумовой характеристики производственной серии (партии) двигателей может быть определено по ГОСТ 27408.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.